Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роспись на камне"

методическая разработка

Автор: Александрова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, ГБОУСОШ№1"ОЦ"с.Борское имени Героя Советского Союза С.В.Вавилова - ДДТ"Гармония", с. Борское, Самарская область



В раздел дополнительное образование

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» с. Борское имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей,- Дом детского творчества «Гармония» «Роспись на камне» План-конспект мастер-класса для педагогов дополнительного, дошкольного и школьного образования Составитель Александрова С.Н., педагог дополнительного образования Борское 2016

Введение
Мастер-класс разработан педагогом дополнительного образования Алекандровой С.Н., прилагается к дополнительной общеобразовательной программе «Живопись и графика» художественной направленности. Мастер-класс «Роспись на камне» представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией (педагоги) для углубления и расширения знаний декоративной росписи на новом материале (камне).
Цель:
в течение занятия передать участникам мастер-класса новые знания, полученные автором в результате творческой деятельности, позволяющие педагогам продуктивно применять их в своей профессиональной деятельности на практике.
Задачи:
1. Способствовать углублению и расширению практических знаний декоративной росписи на камне всеми участниками мастер-класса. 2. Способствовать развитию навыка создавать миниатюрные композиции. 3. Способствовать созданию условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Технологичность:
удобство использования метода самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
Новизна:
использование традиционной росписи на новом материале (камне).
Участники мастер-класса:
педагоги дополнительного образования, педагоги дошкольного образования, учителя.
Продолжительность мастер-класса:
40 минут.
Место проведения мастер-класса:
кабинет изобразительного искусства Дома детского творчества «Гармония».

Оглавление
1. Оргмомент, проверка готовности к занятию, ТБ работы (2 мин.) 2. Беседа «Традиционная роспись и её истоки» (3 мин.) 3. Самостоятельная работа участников мастер-класса по выбору орнамента росписи (5 мин.) 4. Беседа «Особенности росписи на камне и наиболее подходящий материал» (3 мин.) 5. Самостоятельная работа участников, роспись камня. Комментарии автора по применению участниками полученных знаний на практике, обмен мнениями. (20 мин.) 6. Подведение итогов мастер-класса (5 мин.) 7. Наведение порядка на рабочем месте (2 мин.)
Ход мастер-класса

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня Вы сможете научиться работать на новом для многих материале – камне. Давайте проверим, насколько удобно расположены Ваши инструменты и материалы, и вспомним технику безопасности работы с горючими материалами. 2. «Традиционная роспись и её истоки». Роспись – это «почерк» народа, его живой и образный язык. Сохраняя традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время и даже подвержена моде. Поэтому она не может устареть, а уж старинная роспись – это предмет вожделения собирателей и богатейший материал для исследователей. Народное искусство всегда востребовано. Но сейчас, как никогда, оно может стать связующим звеном в распадающейся цепочке «природа – человек - техно». И, хотя работа за компьютером развивает мелкую моторику мыщц, возможно, не меньше ручного труда, но она не может заменить живого кистевого мазка. Роспись всегда приспосабливается, «прикладывается» к новым бытовым формам – на то она и вид декоративно-прикладного искусства. 3. А теперь попробуйте пофантазировать, какой именно орнамент Вы сможете воспроизвести на миниатюрной поверхности камушка, чтобы он смог «заиграть» красками, стать Вашим шедевром. Самостоятельная работа. 4. Во многих случаях роспись стала наиболее поздним способом декорирования, заменив трудоёмкие техники резьбы и инкрустрации, как это случилось, например, в середине 19 века с городецкими прялками, когда возросший спрос на них потребовал более быстрого способа украшения. Часто роспись заимствовала приемы у смежных ремесел. Слово «промысел» произошло от «промыслить», то есть подумать, как добыть средства для жизни (такое определение даёт словарь В. Даля). И промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход и кормили. Когда определённые ремесленные навыки и художественные средства выражения становятся привычными, устоявшимися для данного места, возникает традиция. И случается это
благодаря совместным стараниям разных мастеров, поэтому природа народного искусства – коллективная. И это ни в коей мере не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих. Очень важной приметой народного искусства является безупречное чувство мастерами материала. Камень ли, глина, лён – они сами подскажут эффект наибольшей выразительности для себя. Особенностью работы на камне является то, что его поверхность может впитать в себя краску, искажая цвет. Именно поэтому здесь просто необходима грунтовка белым цветом. Можно использовать водоэмульсионную краску для внешних работ - она не растворяется водой. На ней узор не «провалится» в камень. 5. Приступаем к работе. Не забывайте, что предыдущий слой должен хорошо просохнуть, иначе работа будет смазана. Обратите внимание на то, что рисунок может быть многослойным, точки можно ставить обратным концом кисти – деревянным. Можно аккуратно поцарапывать рисунок. Первый слой лака должен быть очень тонким, его наносят кистью в одном направлении. Чем больше слоёв лака – тем лучше заливка и блеск, но они же дают большие сколы при ударах, поэтому необходима мера. 6. А теперь давайте, уважаемые коллеги, подведём итоги нашей работы. Что у Вас получилось? Что не удалось? В чём ошибка? Что бы Вы могли добавить? Что будете использовать в последующих работах? (И т. д.) 7. Аккуратно убираем инструменты и оставшиеся материалы. Большое спасибо всем участникам мастер-класса, желаю Вам дальнейших успехов в работе с этим необычным материалом при создании «каменных» миниатюр!
Инструменты и материалы:
кисти, маркеры
штампики-тычки краски салфетки баночки под клей, воду клей ПВА лак мебельный камушки-голыши палитра белая водоэмульсионка образцы рисунков иллюстрации образцы готовых изделий
Рекомендуемая литература:
Альманах детского творчества «Утро» Величко Н.А. «Русская роспись», М. Аст-Пресс Книга 2010 Федотова М.В. «Цветы и букеты», Изд. «Культура и традиции»


В раздел дополнительное образование