Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методические рекомендации по организации занятий и формированию устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей среднего школьного возраста"

Методические рекомендации

Автор: Бондарева Ольга Владимировна, магистр, ЮФУ ААИИ, Ростов-на-Дону



В раздел дополнительное образование



Бондарева О.В. магистр ФЮУ ААИИ, Ростов-на-Дону
Методические рекомендации по организации занятий и

формированию устойчивого интереса к изобразительной

деятельности у детей среднего школьного возраста.
Поддержание интереса детей к занятиям изобразительной деятельностью, является основой в формировании направленности деятельности личности. Сформированность интереса к деятельности влияет на результат работ ученика. В этом процессе учителю необходимо учитывать следующие моменты: -устойчивость интереса подростков на занятиях зависит от тщательно продуманной темы занятий, содержания новых фактов, неизвестных явлений заставляющих по-иному рассматривать окружающий мир и формировать к нему у ребенка чувство субъективной значимости. Превращение объективного, интересного в личностно-значимое состояние является главным в становлении конкретного интереса учащихся. Процесс перехода внешних интересов подростка во внутренние, является важным моментом при формировании устойчивого интереса; - наблюдение за эмоциональным и интеллектуальным состоянием ученика позволяет определить эффективность учебного процесса; -эмоции и проявление волевых качеств, в процессе преодоления трудностей составляют основу познавательного процесса; -активизация волевых качеств указывает на переход интереса обучающегося в специальный, а значит устойчивый; -процесс познания должен быть активным. Для этого необходимо предусматривать регламент занятия. В определении регламента необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка, уровень сформированности его умений и навыков; -важным моментом в поддержании устойчивого интереса к деятельности на занятии является подготовка наглядных пособий или зрительного
ряда. Подбор зрительного ряда должен активизировать не только визуальные чувства, но и удовлетворять интеллектуальные; -количество наглядного материала должно быть достаточным для раскрытия темы и определения направления предстоящей работы, -активизации интереса и эффективности в работе с учениками можно добиться при помощи тактильных ощущений детей и позитивного звукового воздействия; -заданное домашнее задание не должны оставаться без внимания учителя. Проверка задания стимулирует работу учащегося; -применение на занятиях игровых моментов на активизацию воображения и образного мышления положительно влияет на проявление творчества в процессе работы. Для этого можно применять упражнение с детьми на тему домысливания: «что спрятано под драпировкой?», «что на что похоже?», рассматривать формы облаков и клякс. -живопись в технике растирания красочного слоя, многослойного набрызга, монотипии и другие нетрадиционные техники на занятиях помогают создать ситуацию успеха, помочь подростку «пробудить в себе художника».
Возможности техники монотипия в формировании устойчивого

интереса подростков к изобразительной деятельности.
Применение на занятиях техники монотипия способствует формированию художественных способностей учащихся. Данная техника позволяет: -развить образное мышление, воображение, фантазию; -научить детей работать с художественным материалом; -закрепить основы цветовидения; -развить видение выразительности линий; -создать ситуацию успеха. О перечисленных возможностях подробнее:
1. Для активизации воображение учащихся целесообразно провести игру «Что скрыто под драпировкой?» или «Что на что похоже?». Заранее подготовленные и проведенные игры такого характера позволяет легче отыскать образы в монотипах. 2. В процессе работы в технике монотипия у детей формируется чувство художественного материала. Краска должна быть жидко разбавлена водой. Правильное соотношение воды и краски обеспечивает ее подвижность. Подвижная краска - это краска, легко сходящая с кисти. Консистенция краски, соотношение ее количества с водой влияет на текстуру и фактуру красочного слоя. Технология создания композиции живописного пятна предполагает несколько вариантов работы с бумагой:  складывание бумаги пополам по вертикали, позволяет получить симметрично распределенное пятно напоминающее силуэт бабочки, жука, мордочки животного, и др.;  для получения симметричной композиции «Пейзаж с отражением в воде» лист бумаги предварительно складываем пополам по горизонтали;  неожиданные силуэты можно получить способом нанесения краски на стекло и приложив бумагу сверху. Поверхность бумаги может быть сухой или предварительно смоченной. Это влияет на форму, текстуру, жесткость или мягкость границы монотипа. 3. Знание основ цветовидения способствует созданию выразительных цветовых сочетаний. Темы заданий предполагают проработку колористических комбинаций. В создании хроматической гаммы лучше всего использовать группы основных цветовых сочетаний. Оптимальное цветовое сочетание составляет 2-3 цвета. Подвижность краски позволяет смягчить контрастные границы красочного слоя. При смешении основных цветовых слоев, в переходах, получаются составные или дополнительные. С добавлением в цветовой слой краски
белого и черного цвета вероятность трехмерности изображения увеличивается. Для получения трехмерного изображения возможно приграничное расположение противоположных цветов. Контрастные цвета при смешении становятся серыми. Работа в технике монотипия в два слоя позволяет усложнить цветовую композицию лессировками и обогатит дополнительными элементами. 4. Обведение и прорисовка контура, и текстурных образований помогает развить видение выразительности линии. Для проработки лучше всего использовать принадлежности для рисования тушью. Применение новых инструментов в работе повышает интерес детей к деятельности. Развитие умения работы в перовой технике позволяет развить чувствительность мелкой моторики руки, аккуратность, усидчивость. 5. Результат, полученный в процессе рисования, позволяет раскрепостить эмоциональное состояние ребенка в работе с красками, оказать влияние на развитие эмоционально-волевой сферы личности. Работа в технике монотипия позволяет понять, что даже клякса бывает прекрасна. Деятельность учителя в работе с детьми в технике монотипия на начальном этапе обучения является доминирующей. Необходимо рассказать и показать технологию работы с новым материалом, активизировать знания цветовидения, наблюдать за деятельностью детей, предупреждать ошибки и предусматривать результат. В дальнейшем, деятельность учителя сводится к наблюдению за процессом работы учеников. Методика формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности предполагает создание благоприятных условий необходимых для успешной работы с детьми. Работа с детьми требует от педагога знание и применения в учебно-воспитательной работе технологии личностно-ориентированного подхода. Знание индивидуальных,
психолого-педагогических особенностей детей позволяет предвидеть трудности в работе ребенка и конечный результат изобразительной деятельности, а значит, предвосхитить ситуацию успеха. Малейшее проявление успеха, поддержанное взрослым, стимулирует ребенка к дальнейшей деятельности. Желание подростка глубже и конкретнее освоить вид изобразительной деятельности свидетельствует о преобразовании общего интереса в конкретный, а значит, формирует устойчивый интерес к деятельности. Поддержать интерес возможно благодаря множеству дидактически, методических и технологических методов, приемов, средств. Умение применять методический инструментарий в своей практике позволяет учителю решать вопросы формирования устойчивого интереса детей к изобразительной деятельности и совершенствовать собственные профессиональные качества.


В раздел дополнительное образование