Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Гражданско-патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования"

статья

Автор: Подмарева Инна Николаевна, педагог дополнительного образования, СП ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" с. Борское – Дом детского творчества "Гармония", с. Борское, Самарская область



В раздел дополнительное образование


«Гражданско-патриотическое воспитание детей в системе

дополнительного образования»
«Прежде всего, надлежит создать гражданина, и когда задача эта будет осуществлена гражданственность сама воцарится на Руси» П.А. Столыпин В российскую современность возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания — служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Наряду с этим, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства, констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания и неотложность их решения на государственном уровне. В основу политики формирования патриотического самосознания граждан положена организация системы патриотического воспитания. К системе патриотического воспитания отнесены: • формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов и видов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; • массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая госу- дарственными структурами, общественными движениями и организациями; • совместная деятельность всех видов организаций, направленная на освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Куда и с какими ценностями идет современная Россия? Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат социально-нравственным установкам гражданско-патриотического воспитания и ограничивают его эффект. 1. В настоящий момент Россия переживает не только экономический, но и духовный кризис. Наиболее очевидное проявление кризиса — упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров. 2. Неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей.
3. Основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости, в значительной степени утрачена связь прав человека с общественными обязанностями и гражданским долгом. Остановить эти негативные и деструктивные процессы сложно, так как важно совместное решение этой проблемы всеми структурами государства. Важно, прежде всего, изменить в позитивную сторону морально- психологический климат в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей. Так что же можем сделать для этого конкретно мы, педагоги дополнительного образования? В моих объединениях за текущий год были проведены мероприятия гражданско - патриотической направленности: «Родина моя», «Село судьбы моей», мероприятия, посвящённое Сталинградской битве, празднованию Дня Победы, приобщение дошкольников к истории родного края путём посещения Борского музея. В ходе этих мероприятий, ребята знакомились с историей родного края, духовными народными традициями, узнавали для себя много нового из истории Великой Отечественной Войны. Для того, чтобы пополнить свой педагогический опыт в данной области, я посетила областной семинар «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики и декоративно-прикладного творчества», проходивший в с. Алексеевка Нефтегорского района. Много интересного участники семинара почерпнули из выступления Галины Николаевны Дербышевой, заместителя директора по областным социально- педагогическим программам Самарского дворца детского и юношеского творчества. Галина Николаевна обратила внимание участников семинара на важность возвращения, как педагогов, так и их воспитанников, к истокам русской национальной культуры. Как образец этому, был представлен мастер-класс молодого педагога с использованием природных материалов, с которыми не так часто работают наши мастера. Центром гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в с. Алексеевка является музей боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Ваничкина И.Д., руководит которым педагог дополнительного образования Востриков Н.С. За время своего 40-летнего существования музей занял лидирующие позиции среди школьных музеев Самарской области. На базе музея, совместно с областным центром детского туризма и
краеведения проводятся областные семинары, уроки мужества, конкурсные мероприятия и мастер-классы. И мне кажется, что такие традиции должны прочно входить в нашу жизнь и работу для того, чтобы выросло новое поколение, неравнодушное к своим истокам, языку и традициям. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: становление гражданского мировоззрения и патриотической идентичности представляет собой наиболее сложный и объемный элемент содержания гражданско- патриотического воспитания. Этот элемент может формироваться через осознание различных вариантов этнической и религиозной принадлежности, чувство связи с малой родиной, преемственность культурных и исторических традиций, восприятие себя, своего ближайшего окружения, общества, мира в целом, ценностное отношение к российскому государству и к своим гражданским обязанностям. Очень важно, чтобы патриотическая идентичность стала составной частью ядра личности воспитуемых. Это важнейший критерий полноты усвоения со- держания гражданско- патриотического воспитания, его эффективности.


В раздел дополнительное образование