"Алапаевское эхо" или некоторые станицы из жизни П.И. Чайковского
исследовательская работа
Автор: Санникова Елена Анатольевна, преподаватель, МБОУ ДО "Алапаевская ДШИ им. П.И. Чайковского", г. Алапаевск, Свердловская область
В раздел дополнительное образование
«Алапаевское эхо»
или
некоторые страницы
из жизни
П.И. Чайковского
Авторы: Санникова Е.А.,
Тихомирова Л.Н.,
преподаватели МБОУ ДО
«Алапаевская ДШИ
им. П.И. Чайковского»
Алапаевск
2016 г.
От авторов
Жизнь и творчество великого русского композитора П.И. Чайковского уже достаточно подробно изучены и, казалось бы, в этой области не осталось «белых» пятен. Но жизнь преподносит свои приятные сюрпризы и открытия. Еще несколько десятилетий назад мало кто знал о том, что уральское детство композитора связано не только с Воткинском, где он родился, но также и с небольшим заводским городом Алапаевском, в котором прожил более года и откуда его увезли учиться в Санкт-Петербург. Петр Ильич никогда не забывал Урал, свою малую родину, и в особенности Алапаевск, о чем свидетельствует обширная переписка семьи Чайковских. В старом центре Алапаевска стоит особняк, где с 1849 по 1852 год жили Чайковские. С 1935 по 1983 год в нем располагалась Детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского, в которой работала Вера Борисовна Городилина, положившая начало изучению алапаевского периода жизни композитора. Сейчас в этом здании располагается созданный ее усилиями Дом-музей П.И. Чайковского, стоящий теперь в одном ряду со знаменитыми музеями в Воткинске и Клину. Сюда приезжают прославленные исполнители и просто любители музыки из разных стран мира. Дело Веры Борисовны живет, а ее последователи, ученики, преподаватели Детской школы искусств им. П.И. Чайковского бережно сохраняют все, что связано с жизнью и великим бескорыстным трудом этой удивительной женщины. Предлагаемый цикл статей под общим названием
«Алапаевское эхо»
посвящен памяти В.Б. Городилиной, открывшей для нас новые замечательные страницы истории Алапаевска. Санникова Е.А., Тихомирова Л.Н.
«Детский альбом» - воспоминания об Алапаевске
«Я вырос в глуши…» (П.И. Чайковский) «…больше всего на свете я люблю глушь и весну…» (П.И. Чайковский) Именно весной 1849 года в нашей уральской «глуши», горнозаводском поселке «Алапаеве» появились Чайковские . Глава семьи Илья Петрович Чайковский, прекрасный горный инженер, генерал-майор в отставке согласился принять на себя управление Алапаевскими и Невьянскими заводами. Дом с мезонином, в котором поселилось семейство, оказался удобным и поместительным, и очень скоро Чайковские смогли во всех подробностях восстановить образ жизни родного воткинского дома. Комнаты и залы гостеприимного алапаевского дома Чайковских наполнились звонкими детскими голосами, музыкой и запахом домашних пирогов. Этой весной Петру Чайковскому исполнилось 9 лет, и благодаря единственной семейной фотографии, сделанной за год до этих событий, мы можем видеть будущего композитора перед приездом в Алапаевск. Сидят: Александра Андреевна, Александра, Ипполит, Илья Петрович. Стоят: Петр, Зинаида, Николай. фотография 1848 г.
В Алапаевске Петя провел всего 15 месяцев своего счастливого детства, но как много они вместили событий и впечатлений! После отъезда в Петербург для продолжения учебы, он писал бесчисленные письма всем, кто остался на Урале: и «мамаше», и «папаше», и брату, и сестрам… С ними оставалась его душа: «Я помню всех и помню… бедного улетевшего из гнездышка, простившегося со всем, более ему не возвратимым, Петра Чайковского… Часто вечером вспоминал я об вас, об Алапаихе…» (Петербург, 20 июля 1851 г.) Как знакомы строки этих писем нам, преподавателям Алапаевской детской школы искусств им. П.И. Чайковского, особенно тем, кому посчастливилось провести лучшие годы своей жизни в этих благословенных стенах! С 1938 г. по 1982 г. в Доме Чайковских располагалась музыкальная школа, в которой учились и работали ее выпускники (в числе их и авторы этой статьи). В 1948 году в классе фортепиано начала преподавать Вера Борисовна Городилина. Ей, репатриантке послевоенного времени, позволили жить и работать только в далекой провинции, и она выбрала Алапаевск. Наверное, дом Чайковских давно «ожидал» эту талантливую женщину, и она появилась в нем. Главным делом жизни Веры Борисовны стало создание коллекции музыкальных инструментов народов мира и научно-поисковая работа, связанная с пребыванием Чайковских в Алапаевске. Рассказывая нам, ученикам музыкальной школы о «Детском альбоме», Городилина подкрепляла свое повествование чтением алапаевской переписки Чайковских. Поэтому ни у кого из нас в то время не было и сомнения в том, что в этом произведении отражены впечатления алапаевского детства Петра Чайковского. И по сей день лекторы нашей школы поддерживают эту традицию, стараясь «высветить» в «Детском альбоме» алапаевский период. (Собранная В.Б. Городилиной семейная переписка Чайковских бережно хранится в Доме- музее П.И. Чайковского).
Исполнители и ведущие концертов по-разному преподносят «сюжет» этого цикла. Можно представить «Детский альбом» как сюиту с музыкальными рассказами о путешествиях, играх, природе, о детских радостях и печалях, а можно выстроить «24 часа из жизни маленького человека», так как в альбоме 24 пьесы. Первая сюжетная линия связана с пробуждением ребенка и привычным началом дня
(«Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама
»). В памяти Петра Ильича навсегда запечатлелся облик матери, высокой полной женщины с чудным взглядом и необыкновенно красивыми, хотя не маленькими руками. «Таких рук нет больше, и никогда не будет!» - часто говаривал он. Александра Андреевна обладала приличным голосом и по вечерам в гостиной пела романсы под аккомпанемент Пети. «Недавно я играл в Училище на рояле. Я начал играть «Соловья» и вдруг вспомнил, как играл эту пьесу раньше. Ужасная грусть овладела мною, то я вспоминал как играл ее в Алапаеве вечером и вы слушали, то вспоминал, как вы пели эту вещь со мной вместе…» (Петербург, 1852 г.) Следующий сюжет – игры, домашние забавы ребенка (
«Игра в
лошадки», «Марш деревянных солдатиков»
). В алапаевском Доме-музее П.И. Чайковского восстановлена детская комната с игрушками 19 века, среди них – обязательные лошадка и солдатики. Игровую тему продолжает мини-трилогия, посвященная кукле
(«Новая
кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»).
В этих миниатюрах оживают воспоминания Амалии Шоберт, одной из кузин Петра, которые поселились в алапаевском доме Чайковских: «…под скатами деревянных гор для зимнего катания, напоминавших Пете египетские пирамиды, дети играли в «жрецов». Они устраивали «жреческие жертвоприношения» в виде сырой моркови, гороха, репы и прочего…». Возможно, они бальзамировали и погребали старую куклу младшей сестры Сашеньки. О «похоронах» куклы Амалия рассказывала потом Модесту Ильичу, поэтому кукольная история не могла случайно появиться в «Детском альбоме».
В дальнейшем Чайковский отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии
(«Итальянская песенка»,
«Неаполитанская песенка», «Шарманщик поет»
), Франции
(«Старинная
французская песенка»
) и Германии
(«Немецкая песенка»).
Неутомимый путешественник, Петр Ильич всегда оставлял в своем путевом блокноте ряд страничек для детей. Некоторые из них и стали пьесами «Детского альбома». Здесь чувствуется увлечение композитора итальянскими мелодиями. Еще в детстве Чайковский познакомился с музыкой Россини, Беллини, Доницетти. «… Я всегда питал большую симпатию к Беллини. Еще ребенком я плакал от силы чувства…» (из письма П. Чайковского, 1862 г.) Возможно, во время путешествий в памяти Чайковского воскресали вечера в алапаевской гостиной, где дети показывали придуманные старшей сестрой Зинаидой «живые картины». Наряжаясь цыганами, турками и другими колоритными персонажами из дальних стран, они приводили в восторг гостей и родителей. Излюбленная сфера композитора – бытовые танцы
(«Вальс», «Полька»,
«Мазурка»
). В Алапаевске девятилетний Петя «обслуживает» за роялем все домашние праздники и маскарады. Из письма Лидии, кузины композитора: «… по вечерам читаем или танцуем под музыку Пети. Он очень мило играет, можно подумать – что взрослый человек. Нельзя сравнить его теперешнюю игру с игрою на Воткинском заводе» (Алапаевск, 1849 год). Картины народного гуляния воскресают в русских фольклорных темах и жанровых зарисовках
(«Русская песня», «Мужик на гармонике играет»,
«Камаринская»
). Русская песня вошла в сознание Чайковского еще с первыми детскими впечатлениями. Из воспоминаний Амалии Шоберт известно, что Петя любил слушать песни, которые пели рабочие Алапаевского завода. Он подбирал их на рояле, придумывая к ним аккомпанементы. С этой поры он начал сочинять и фантазировать на рояле, и звуки его импровизаций складывались в русские по своему характеру мелодии.
«Мне было весело, когда я вспоминал прошлого году этот день, – писал Петр, поздравляя отца с именинами - я помню, как мы ездили на гулянье Старик и Старуха (скалы в окрестностях Алапаевска), я помню лодку, я помню хор мужиков, помню оркестр Екатеринбургский» (Петербург, 1850 год). Младший брат композитора Ипполит Ильич впоследствии вспоминал: « Это было любимое место для прогулок в экипажах и пикников с самоварами. Приятнейшая забава была кричать, обращаясь к скалам: «Старик Старуху любит?». Эхо отвечало: «Любит» и тому подобное, и мы, дети, были счастливы». День ребенка близится к концу, и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой
«Нянина сказка»,
рядом с которой – как отдельный персонаж – появляется
«Баба Яга».
Их сменяет – как предвестница блаженных сновидений –
«Сладкая греза»
. «…и старшие дети сидят в комнате, освещенной только лампадой, и рассказывают по очереди разные истории» (из книги Модеста Ильича Чайковского).
«Песня жаворонка»
стоит в альбоме особняком. Трели этой маленькой птички раздаются над полями, среди которых лежит дорога в Алапаевск… Завершается сборник пьесой
«В церкви».
Тем самым, первый и последний номер соединяются своего рода аркой: утренняя молитва – вечернее богослужение, где звучит мелодия шестого гласа, который возвещает не только об окончании дня, но и об окончании земной жизни человека, когда исполняется на панихидах… А утром колокольный звон Алексеевского собора – что напротив дома – снова призовет к утренней молитве, и жизнь детворы в алапаевском доме пойдет своим чередом… В Алексеевском (Свято-Троицком) соборе крестили родившихся в Алапаевске младших детей Чайковских, близнецов Модеста и Анатолия. Еще в младенчестве их увезли из родного города, о котором они знали по рассказам: «…рассказы сестры и Пети о Воткинске и об Алапаевске были мне всегда любезнее всяких сказок…» (Модест Чайковский «Автобиография»).
А брату Анатолию Петр написал в Тифлис за три года до ухода из жизни: «У меня теперь планы и мечтания поехать на Урал, посмотреть Алапаев, Екатеринбург, а потом Волгой и Каспийским морем к вам…». К сожалению, Волга в тот год обмелела, и поездка Петра Ильича не состоялась, но великий композитор всей душой стремился сюда… Использованная литература: 1. Майбурова Е., Городилина В. «Алапаевская увертюра»/Лит.-худ. и публицист. журнал «Урал» № 6, 2003/ 2. Городилина В.Б. «Посвящается Анастасии Петровой»/П.И. Чайковский и Урал.-сост. Б.Аншаков, П.Вайдман. Ижевск, «Удмуртия», 1983, стр. 39-44 3. Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского, т.I-III, Москва-Лейпциг, 1900-1902. 4. Материалы Дома-музея П.И. Чайковского в Адапаевске Санникова Е.А., Тихомирова Л.Н., преподаватели МБОУ ДО «Алапаевская ДШИ им. П.И. Чайковского Дом-музей П.И. Чайковского в Алапаевске
«
Анастасия-вальс»
I Алапаевск – один из малых городов Урала с типичной уральской судьбой города-завода. Но редкий провинциальный город России может гордиться таким огромным богатством исторических событий, происходивших на алапаевской земле, причастностью к судьбам всемирно известных людей. В старом центре Алапаевска на Соборной площади стоит «господский дом», глядящий своими окнами во все стороны света. В гостиной за старым роялем, опустив натруженные руки, сидит немолодая женщина. Спустя 100 лет, как отзвучали здесь игры, смех и музыка семьи Чайковских, она разбудила старый дом и ощутила живой отклик его стен… Сотни и сотни экспонатов, отдаленных от нас не одной эпохой, собрала воедино эта служительница имени гения, собрала бескорыстно, не получив за труд ни единого рубля.
Вера Борисовна Городилина - создательница Дома-музея П.И.
Чайковского в Алапаевске, Почетный гражданина города Алапаевска,
академик Академии искусств и художественных ремесел им. Демидовых,
Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Алапаевской
музыкальной школы.
В.Б.Городилина
Вера Борисовна не была уроженкой Алапаевска, но дело всей ее жизни принесло нашему городу всемирную известность. Сегодня Дом-музей П.И. Чайковского – это визитная карточка Алапаевска, нить, которая связывает город с мировой культурой. Дом-музей П.И. Чайковского в Алапаевске – один из трех музеев Чайковского в России (после Клина и Воткинска); он является музеем федерального значения, который внесен в анналы ЮНЕСКО. Будучи преподавателем ДМШ г. Алапаевска, носящей имя великого композитора, Вера Борисовна не только учила детей игре на фортепиано, но и много времени отдавала исследованию заинтересовавшего ее факта пребывания семьи Чайковских в Алапаевске. Ее энергия, неутомимое трудолюбие, научно- исследовательский склад ума, творческие наклонности позволили достигнуть огромных результатов в освоении этой темы. Благодаря ее трудам стали известны многие новые факты и подробности пребывания семьи Чайковских в Алапаевске, которые она изложила в большом альбоме- монографии «Жизнь Чайковских в Алапаевске». Причем ею собственноручно сделаны рисунки обстановки дома и всех комнат, окружающей территории, бытовые сцены, а также текст исследования, написанный безупречным каллиграфическим почерком. Одна из важных вех в разработке темы «Чайковские в Алапаевске» - это материалы об Анастасии Петровне Петровой, гувернантке детей Чайковских в Алапаевске, которой 14-летний П.Чайковский посвятил одно из первых своих произведений
«Анастасия-вальс».
II 21 октября 1913 г. в приложении к петербургской газете «День» появилось сообщение некоего Павла Зайцева «Юношеское произведение П.И. Чайковского»: «В Петербурге у П.А. Алферовой сохраняется ценная реликвия – автограф вальса, сочиненного П.И. Чайковским, когда ему было 14 лет. На заглавном листе нотной тетради написано: «Anastasie - Valse», сочиненный и посвященный мадемуазель Анастасии Петровой Петром Чайковским, учеником
Императорского училища Правоведения. 15 августа, день отъезда из Ораниенбаума в Петербург». В биографии П.И. Чайковского имя Анастасии Петровны Петровой впервые появляется в связи с переездом Чайковских в 1849 году в Алапаевск. Петрову, только что перешагнувшую двадцатилетие и закончившую Николаевский сиротский институт в Петербурге, пригласили на вакантное место гувернантки. За неимением фотографий на личных делах той поры нелишним оказался ее словесный портрет: «…Росту среднего, глаза карие, лицом бела, волосы светло-русые». Почти три четверти своей жизни девушка провела в строгих стенах института, там обрела и отчество, и фамилию, и семья Чайковских по сути дела была ее первой семьей. Повезло ей, повезло и детям Чайковских. Петрова пришла в семейство Чайковских после Ф. Дюрбах и снискала к себе такое же расположение, как и предшественница, благодаря незаурядным человеческим достоинствам. В письмах Чайковских алапаевского периода Анастасия Петровна упоминается часто. О ней писали Ф. Дюрбах родственница Ильи Петровича А.В. Попова, его старшая дочь Зинаида и сам Петя. «Наша гувернантка - очень миленькая девушка, но я смотрю на нее как на дите. Вы наверное не забыли, как смешила нас Зина, когда привезли ее из института, и эта похожа на нее, дети начинают привыкать к ней и любят ее, она очень добрая» (А.В. Попова). «…я ничего вам не сказала о нашей дорогой гувернантке, которая очень добра. Все дети очень к ней привязаны. Она занимается с ними с 9 часов утра до 1 часу дня и вечером тоже немного» (Зинаида Ильинична). «Путешествие вокруг света» и «История Ермака» - мое чтение, первое это подарок, который мне сделала моя воспитательница…» (Петя Чайковский). Музыка не входила в круг дисциплин, порученных ей, но приглашенная из Воткинска преподавательница в Алапаевск не приехала, так что и музыка не обошла Анастасию, тем более, что в ее «ведомости об успехах в науках и
поведении» при окончании сиротского института по всем предметам, в том числе и музыке стоял высший балл. Рояль в алапаевском доме был от самого Вирта, и этой фирме Чайковский был верен всегда. Ученик и учительница музицировали временами в четыре руки, и взрослые удивлялись, как много преуспел он в овладении роялем с поры Воткинска. Лидия Чайковская, племянница Ильи Петровича, писала Ф. Дюрбах: «…Петя нам аккомпанирует на фортепиано, он играет очень мило, можно подумать, что это играет взрослый человек, нельзя сравнить с тем, как он играл в Воткинске и теперь». Можно полагать, что Анастасии Петровне пришлось давать уроки музыки также и младшим детям. Поэтому совсем не случайно именно ей Петр Ильич, мучительно краснея, выдаст свою великую тайну: «Все одно я стану великим музыкантом». В августе 1850 года мать отвезла Петю в Петербург для поступления в учебное заведение. Анастасия Петровна оставалась в Алапаевске и в письмах сообщала Александре Андреевне обо всем, что происходит в семье, обещала написать Пете большое письмо. В своих посланиях родителям из Петербурга мальчик нередко обращался и к Петровой: «Милая тетя Настя. Много, много благодарю вас за то, что вы меня так хорошо приготовили. Я в Училище из новичков был прежде всех дежурным, что у нас много значит. Прошу вас также как меня приготовить Полю… Прощайте милая тетя Настя, ваш благодарный ученик Петр Чайковский». В мае 1852 года Чайковские поселились в Петербурге. Они расстались с Анастасией Петровной. Но летом 1854 года она вновь оказалась рядом с Чайковскими. 13 июня умерла Александра Андреевна. Детей с Петровой отправили на дачу в Ораниенбаум. 15 августа, в день возвращения в Петербург, Петя и подарил ей «Анастасию-вальс». Примечательно, что в 1859 году Илья Петрович вновь пригласил Анастасию Петровну для девятилетних близнецов Анатолия и Модеста. В период с осени 1854 года до возвращения к Чайковским в 1859 году в послужном списке Петровой значатся проживавшие в Петербурге семьи фон-
дер-Нассау, В.П. Волкова, некоего Ольховского. В 1865 году Анастасия Петрова подала прошение о принятии ее классной дамой в Смольный институт и прослужила в нем 26 лет. Здесь она всегда была на хорошем счету. Почти ежегодно получала денежные вознаграждения и была удостоена тремя Мариинскими знаками отличия «беспорочной службы» за 15, 20 и 25 лет. Среди воспитанниц Анастасии Петровны в Смольном институте была Нина Васильевна Алферова, которая закончила образование в 1885 году. Ведь именно Нине Алферовой Петрова передала рукопись «Анастасии-вальса». Очевидно, привязанность Анастасии Петровны к своей воспитаннице была исключительно велика, если она решилась расстаться с ценным автографом. Тем более, что это произошло в 80-е годы, когда известность П.И. Чайковского шагнула далеко за пределы России. Новая владелица автографа умерла очень рано, в 1892 году в возрасте 25 лет. Рукопись сберегла ее мать Павла Адриановна Алферова. III Из Дома Чайковских доносились звуки вальса. Это Вера Борисовна играла на музейном рояле фирмы «Вирт». Рояль звучал хрипло и гулко, но музыка была наполнена радостью и счастьем, и казалось, что гости и хозяева дома танцевали и танцевали, улыбаясь друг другу. Вера Борисовна знала ноты по памяти, так как играла вальс многократно, ее помолодевшее лицо тоже светилось счастьем. Может быть, и она ощущала себя в том кругу… Фрагмент вальса.
«Анастасия-вальс» короток и стремителен, как короток и полон событиями алапаевский период юного автора. До последних дней своей жизни Вера Борисовна, несмотря на возраст, не оставляла своих давних увлечений, переросших в дело ее жизни. Созданная ею книга «Чайковские в Алапаевске», литературно обработанная Е.Ю. Майбуровой, искусствоведом из Киева, долго искала свой путь к читателю. Она была опубликована в 2003 г. в литературно-публицистическом журнале «Урал» под названием «Алапаевская увертюра». Так случилось, что публикация книги стала посмертным памятником В.Б. Городилиной – талантливому человеку, подвижнику, исследователю, внесшему неоценимый вклад в изучение жизни всемирно известного музыканта и композитора П.И. Чайковского. Использованная литература: 1. В.Б. Городилина «Посвящается Анастасии Петровой»/П.И. Чайковский и Урал.-сост. Б.Аншаков, П.Вайдман.- Ижевск, «Удмуртия», 1983, стр. 39-44 Санникова Е.А., Тихомирова Л.Н., преподаватели МБОУ ДО «Алапаевская ДШИ им. П.И. Чайковского»
Судьба оперы «Ундина»
I Сюжет романтической повести «Ундина» немецкого писателя Фридриха де Ламотт - Фуке основан на народных поверьях о духах природы, населявших леса и воды. Главная героиня – дитя вод Ундина – стремится обрести душу, стать подругой избранного ею человека. Но над духами природы лежит заклятье: если возлюбленный Ундины изменит ей, Ундине суждено навсегда вернуться в подводное царство, а ему – умереть. Ундина живет у старых рыбаков, в их хижине она встречается с рыцарем Гульбрандом и становится его женой. Но брак не принес Ундине счастья. Гульбранд увлекается Бертальдой. Во время путешествия по Дунаю Ундина исчезает в волнах реки. Но и Гульбранду суждена смерть. Вступив во второй брак с Бертальдой, он умирает. Верная Ундина, превратившись в ручей, обвивает его могилу, чтоб никогда не разлучаться с любимым. II Первое издание романтически-сказочной повести Фуке в переводе В.А. Жуковского «Ундина» вышло в России в 1838 году, ровно за два года до рождения композитора. Тяга к чтению и литературе была привита Чайковскому в детские годы. Свою собственную библиотеку Петр Ильич начал собирать после переезда в Москву в конце 1860-х гг. Близко знавший Чайковского, музыкальный критик и композитор Г.А. Ларош писал, что литература была для композитора «после музыки, главным и существеннейшим его интересом». Человек высокой книжной культуры, будучи композитором и профессором Московской консерватории, П.И. Чайковский проявил себя в качестве музыкального публициста. В течение ряда лет был штатным музыкальным обозревателем в газетах «Современная летопись» (1871) и «Русские ведомости» (1872—1875). Особое место в литературном наследии Чайковского занимают письма. Число только опубликованных писем к различным адресатам доходит до пяти тысяч. В детских письмах Пети в Алапаевск (Чайковский покинул Алапаевск в 1850
году) часто говорится о его литературных предпочтениях. Еще в Воткинске Фанни Дюрбах приучила его к книгам, и Анастасия Петрова (гувернантка Чайковских в Алапаевске) поддержала этот интерес к чтению. Приехав в Алапаевск, Анастасия Петровна с удивлением обнаружила у Чайковских довольно хорошую библиотеку с интересным подбором книг не только на русском языке, но также на французском и немецком. Были тут также книги для детского чтения поучительного и познавательного характера. В семье все любили читать, книги считались хорошим подарком. Удивили молодую наставницу и начитанность Пети, и его интерес к серьезным книгам, для его возраста еще трудным. Но именно поэтому он знал довольно много из истории и литературы. Сказку Жуковского «Ундина» он прочитал еще в Воткинске и очень ее любил. «…Роясь в библиотеке сестры, я напал на «Ундину» Жуковского и перечел эту сказку, которую ужасно любил в детстве…(П.Чайковский, 1878 г., 30 апреля). В.А. Жуковского супруги Чайковские знали лично, он останавливался у них в Воткинске, когда вместе с наследником престола, будущим царем Александром II, путешествовал по Уралу и Сибири; и Чайковские считали его другом семьи. В библиотеке родителей были, конечно, и Жуковский, и Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь. «Ночь перед рождеством» Гоголя Петя читал уже в Алапаевске. «Ундину» Жуковского обожали все дети семьи Чайковских. Даже сестру Петра Ильича Сашеньку часто называли Ундиночкой. В Клину в личной библиотеке композитора хранится первое издание «Ундины» Жуковского, а в нем между старинными гравюрами иллюстраций лежат засушенные цветы. Сказка Фуке в стихотворной обработке В. А. Жуковского, видимо, привлекла Чайковского своей поэтичностью и тонким одухотворенным лиризмом. Жуковский ощущал скрытую в прозе Фуке гармонию, и это побудило его перевести повесть немецкого романтика стихами. В "Ундине" Жуковского в поэтической форме соединился мир и возвышенный духовный, и буднично-реальный, и сказочно - фантастический. Русский читатель
восторженно встретил "Ундину", очарованный прелестью ее стиха и потрясенный совершенно необычайным сюжетом. Петр Ильич мечтал поставить эту сказку на сцене. Он работал над оперой так увлеченно, что закончил ее всего за шесть месяцев. «Ундина» на либретто В. А. Соллогуба стала второй оперой Чайковского (после «Воеводы»). «Ундина» открывает душу Чайковского. Здесь чувствуется то, что искал, к чему стремился композитор. Но современники эту оперу не оценили. Впервые фрагменты «Ундины» исполнили на сцене Большого театра в 1870 году. После чего вышла разгромная статья. В сердцах молодой композитор решает уничтожить оперу. «Ундина» еще не раз пленяла Чайковского: за свою жизнь он возвращался к сюжету сказки трижды – задумывая сочинить то оперу, то балет. Но воплотить эти идеи композитору так и не удалось. Отказываясь от предложенного ему братом Модестом Ильичом сценария, он писал: «...разве можно поместить в сценарии то, что в последний раз, когда я читал «Ундину», заставляло меня плакать, особенно <...> Ундина, т.е. та, которая восхищает и трогает, невозможна на сцене». По-видимому, Чайковский опасался, что возникающие при чтении фантастической повести смутные, неясные образы и ощущения могут быть на сцене «опрозаичены» и лишены своей поэтической прелести. III Биография Петра Ильича Чайковского изучена очень подробно. И особое значение для нас имеет все, что относится к жизни композитора и судьбе его произведений. Маленькая глава из биографии - это часть детства, которую П. Чайковский провел в уральском городе Алапаевске. В письмах будущего композитора это время (Петр находился в Алапаевске 15 месяцев) предстает особым миром детства, семьи, любви и счастья. Здесь он начал проявлять свой талант и импровизировать на фортепиано. Петр Ильич всегда с любовью вспоминал Алапаевск и то безмятежное время. В зрелом возрасте композитор мечтал снова побывать в Алапаевске, но, к сожалению, этому не суждено было сбыться.
В алапаевском доме, где жили Чайковские, сейчас находится Дом-музей великого композитора. Его основательницей является заслуженный работник культуры РСФСР, почетный академик Демидовской академии искусств и ремесел, почетный гражданин города Алапаевска – В. Б. Городилина. Подробно изучая жизнь семьи Чайковских в Алапаевске, Вера Борисовна не могла упустить ни единого факта, ни единой детали, связанной с пребыванием здесь семьи Чайковских. Несомненно, она знала о любимой сказке Пети, сюжет которой ляжет в будущем в основу его оперы «Ундина». Будучи не только музыкантом, но и художником (Вера Борисовна получила художественное образование в Китае, а приехав в Алапаевск в 1947 году, один год проработала в местном Доме культуры театральным художником), Городилина решает сделать иллюстрации к уничтоженной композитором опере. Руке Веры Борисовны принадлежат более 20-ти иллюстраций к опере Чайковского «Ундина», а также альбом, где полностью переписано каллиграфическим почерком либретто оперы, вставлены музыкальные фрагменты, выполнены эскизы костюмов героев оперы.
IV В конце 2015 года в Клину, в Доме-музее композитора состоялась премьера восстановленной оперы Петра Ильича Чайковского "Ундина". Два года специалисты и музыканты собирали и реконструировали фрагменты. И вот «Ундина» впервые прозвучала в максимально полном концертном варианте. По словам ведущего научного сотрудника Дома-музея Чайковского в Клину Полины Вайдман: «Опера "Ундина" - совершенно особый случай в творчестве композитора. При жизни Чайковского эта опера так и не была исполнена, но большая часть музыки известна широкой публике: разочарованный сценической судьбой "Ундины", композитор использовал ее фрагменты в других своих сочинениях». Интродукция к опере без существенных изменений стала интродукцией к весенней сказке А.Островского «Снегурочка», а песня Ундины из I д. «Водопад, мой дядя» — 1-й песней Леля. Финальный дуэт Ундины и Гульбранда из III д. оперы переделан в дуэт Одетты и Зигфрида из «Лебединого озера», где голоса певцов заменены на дуэт виолончели и скрипки. Свадебный марш из III д. оперы без средней части использован в симфонии № 2, ч. II Использованная литература: 1. Материалы Дома-музея П.И. Чайковского в Алапаевске 2. Е. Майбурова, В. Городилина «Алапаевская увертюра»/Лит.-худ. и публицист. журнал «Урал» № 6, 2003/ 3. П. Вайдман Ундина Санникова Е.А., Тихомирова Л.Н., преподаватели МБОУ ДО «Алапаевская ДШИ им. П.И. Чайковского
В раздел дополнительное образование