"Организация предметно-пространственной среды в "Школе раннего развития" в Центре детского творчества"
статья
Автор: Чернова Евгения Олеговна, методист, МБОУ ДОД "ЦДТ Советского района", город Новосибирск
В раздел дополнительное образование
Организация предметно-пространственной среды в «Школе раннего развития»
в Центре детского творчества.
В возрасте 6-7 лет у ребенка-дошкольника начинает меняться его психологическая позиция: он уже взрослый, «стоит» на пороге школы и уже завтра станет первоклассником. Важно поддержать у ребенка это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Педагогу, работающему со старшими дошкольниками в рамках проведения занятий в «Школе раннего развития», следует чаще привлекать воспитанников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через вещи, которые окружают ребенка (книги и предметы), он знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства. Всё групповое пространство, в котором проходят занятия с детьми, желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые зоны (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек). Необходимо, чтобы дети вместе с педагогом могли по собственному замыслу несколько раз в год менять окружающую среду. Для этой цели подойдут небольшие ширмы, крупный модульный материал. Предметно- игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. В классе имеется коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной
упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Хотелось бы, чтобы дети имели возможность рассматривать альбомы, книги- самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы. В классе специальное место и оборудование желательно выделить для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества можно оборудовать центр «Грамотей». В центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Дети с удовольствием выбирают несколько разных картинок и раскладывают их в рамки в определенной последовательности, придумывают и рассказывают сюжет по этим картинкам. Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Хорошо, когда в классе, где занимаются старшие дошкольники, есть пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких- либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах класс, холле надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Если позволяют условия в Центре детского творчества, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в классе, где дети проводят большую часть времени, оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами. Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду класса помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду разнообразные
схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций. В тех местах класса, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, воротца для подлезания). Педагог дополнительного образования поддерживает попытки ребенка в правильной организации собственной деятельности, учит элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов. У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Для этого в классе выделяется учебная зона, чтобы обстановка была приближена к учебной среде класса: столы поставить рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет воспитанникам адаптироваться к учебной среде класса. Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами. Во время посещения ребенком «Школы раннего развития» педагог продолжает расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств детей. В классе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Список центров предметно-пространственной среды в классе, где проходят занятия с дошкольниками, их содержание может дополняться и изменяться, в соответствии с темой и интересами детей группы, по инициативе родителей.
В раздел дополнительное образование