"Работа над звуком в классе баяна"
методическое сообщение
Автор: Абсалямова Флюра Зиннуровна, учитель по классу баяна и аккордеона, МБОУ ДОД "Азнакаевская детская школа искусств", город Азнакаево, Республика Татарстан
В раздел дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств» Азнакаевского муниципального
района РТ
Методическое сообщение на тему:
«Работа над звуком в классе баяна»
Выполнил преподаватель высшей
квалификационной категории
Абсалямова Флюра Зиннуровна
Азнакаево, 2015
Работа над звуком занимает важное место в обучении учащихся на баяне. Умение слушать музыку, чувствовать ее, сосредотачивать внимание только на музыке – это те задачи, которые стоят перед учащимся. Как сказал Роберт Шуман: «Музыка – язык чувств». Работа над звуком важна уже на начальном этапе обучения, и связана она с процессом интонирования. (интонация – лат. intonatio произношу нараспев, запеваю). Музыкальное интонирование связано с речевым. Как и в человеческой речи, смысл передается с той или иной интонацией (вопросительной, восклицательной, повествовательной и т. д.) Поэтому на начальном этапе обучения игре на баяне нотный материал нужно связывать со словом, используя доступные ребенку тексты. Есть сборники, в которых материал состоит из легких пьес, детских песенок, народных попевок. Например, Д. Самойлов «15 уроков игры на баяне», Г. Бойцова «Юный аккордеонист». Многие песни в сборниках даны со словами – это Андрей- воробей, Барашеньки, Два кота, Топи, топи, Тошки, Эхо, Лошадка, Петя- барабанщик и т. д. Пение со словами, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Топи, топи Тошки Кую, кую ножки Ножки у Антошки Едут по дорожке Педагог вместе с учащимся должен ритмично и по слогам пропеть стихи. Это поможет ребенку воспроизвести мелодию на инструменте. Таким образом, у детей развивается чувство ритма, слуха, появляются первые навыки игры на баяне. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и научить его извлекать и слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру, содержанию. Например, Сигналы, Марш, Считалочка, Ладушки - близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения. Работа должна проводиться постепенно, постоянно, на всем протяжении учебы. Чем меньше развиты способности ребенка, тем труднее ему координировать движения, формировать звук, тем больше он нуждается
в помощи педагога. На первых занятиях меховедение осуществляется с помощью педагога, основное внимание на ощущения в правой руке. Формировать первоначальные музыкально- художественные и слуховые представления, развивать творческую фантазию, расширять кругозор – задачи, которые стоят перед педагогом. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия учащегося – баяниста должны быть направлены на формирование звуковой выразительности. Главная задача – осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и всей мелодии в целом. Для этого применяют различные выразительные средства – динамику, штрихи, артикуляцию, тембровое сопоставление, ведение меха. Динамические оттенки, штрихи – это выразительные средства, помогающие раскрыть художественное содержание произведения. Необходимо найти нюансы для наиболее полного и яркого выражения содержания. Работа над звуком тесно связана с фразировкой. Надо научить ученика слышать музыкальную линию, движение к главной кульминации, тяготение одного звука к другому, интонационное напряжение музыкальной фразы. В свою очередь это способствует восприятию музыки во всем ее объеме (от главных линий до мельчайших деталей). При выборе в произведении динамики, штрихов важное значение приобретает вопрос стиля. Если, например, в полифоническом произведении педагог добивается одного звучания, то в современной пьесе совершенно другого.В качестве примера возьмем Инвенцию ля минор И. С. Баха. Инвенцией, означающей по- латыни изобретение (invention), придумка, И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников. Данная инвенция состоит из 2-х голосов, каждый из которых имеет свою мелодическую линию. Какие чувства может испытать человек, слушая эту музыку - Радость, волнение? Ведь пьесу можно сыграть по-разному. Определяя характер пьесы, останавливаемся на словах – певуче, танцевально. Соответственно и штрихи - легато и стаккато. Но какое стаккато? Не подходит ударное жесткое, а более мягкое, цепкое стаккато. Нужно обратить внимание и на синкопы, которые встречаются в последующих фразах. Их рекомендуется подчеркнуть мехом. Работа над штрихами ведется по фразам, предложениям. Не нужно забывать и о выразительности. Выразительность - это динамические оттенки. Музыкальную линию держим, нотки играем выразительно. Первая фраза –
стремление к ноте до. Средний нюанс mf, но музыка может быть и громче, и тише. Creschendo, diminuendo (усиливая, ослабляя) должно быть постепенным, без провалов. Здесь важно соблюсти меру меха, не выпирать отдельные ноты. Благодаря штриху стаккато и синкопам, инвенция зазвучала иначе – где-то танцевально, внутренне взволнованно, даже глубоко и романтично. Рассмотрим следующую пьесу эстрадно-импровизационного плана Р. Бажилина «Карамельный аукцион». Музыка по содержанию понятна и определенна. Аукцион – это « публичная распродажа», при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Получается сладкий, вкусный, конфетный аукцион. Пьесе присущ характер восторга, удовольствия, праздничного настроения. Все это достигается ритмическим разнообразием. Это пунктирный ритм, синкопы, аккордовая фактура, тремоло мехом. Основной пульс пьесы звучит в левой руке. Это почти всегда единая ритмическая фигурация, которую нельзя укорачивать, а исполнить ее более весомо. Здесь можно сравнить игру в левой руке с игрой на басовой балалайке. Тремоло мехом должно быть четким, ровным, с опорой на первую долю, при этом амплитуда раскрытия меха на тремоло должна быть одинаковой. Очень полезно, работая над звуком, поиграть детально. Основную тему на стаккато исполнить штрихом легато, чтобы проследить движение музыки, тяготение ее к вершине – кульминации. При этом не следует терять ощущения единства всей пьесы - общей линии развития (фразы, предложения, части и т. д.). Ритм в музыкальном произведении – это живое дыхание, живой пульс. Благодаря внутренней ритмической пульсации, сложным ритмическим рисункам, пьеса приобретает радостный, яркий смысл. Выразительные и технические средства баяна создают возможность услышать особенности стиля эстрадной музыки. Следить за выполнением баяниста художественного замысла, за тем, какие он находит при этом краски, какую манеру игры предпочитает – все это очень интересно. Вся работа учащегося над звуком в произведении направлена на то, чтобы оно зазвучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное
исполнение всегда будет иметь большое значение для учащегося. Задача педагога – помочь раскрыть произведение, направить в нужное русло. Список использованной и рекомендуемой методической литературы. 1.Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1980. – 110с 2.Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М., 1960. 3.Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением М.,1961. 4.Липс Ф. Искусство игры на баяне. М.,1985. - 158с. 5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1987. 6.Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М.,1999.
Работа над звуком занимает важное место в обучении учащихся на баяне. Умение слушать музыку, чувствовать ее, сосредотачивать внимание только на музыке – это те задачи, которые стоят перед учащимся. Как сказал Роберт Шуман: «Музыка – язык чувств». Работа над звуком важна уже на начальном этапе обучения, и связана она с процессом интонирования. (интонация – лат. intonatio произношу нараспев, запеваю). Музыкальное интонирование связано с речевым. Как и в человеческой речи, смысл передается с той или иной интонацией (вопросительной, восклицательной, повествовательной и т. д.) Поэтому на начальном этапе обучения игре на баяне нотный материал нужно связывать со словом, используя доступные ребенку тексты. Есть сборники, в которых материал состоит из легких пьес, детских песенок, народных попевок. Например, Д. Самойлов «15 уроков игры на баяне», Г. Бойцова «Юный аккордеонист». Многие песни в сборниках даны со словами – это Андрей- воробей, Барашеньки, Два кота, Топи, топи, Тошки, Эхо, Лошадка, Петя- барабанщик и т. д. Пение со словами, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Топи, топи Тошки Кую, кую ножки Ножки у Антошки Едут по дорожке Педагог вместе с учащимся должен ритмично и по слогам пропеть стихи. Это поможет ребенку воспроизвести мелодию на инструменте. Таким образом, у детей развивается чувство ритма, слуха, появляются первые навыки игры на баяне. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и научить его извлекать и слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру, содержанию. Например, Сигналы, Марш, Считалочка, Ладушки - близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения. Работа должна проводиться постепенно, постоянно, на всем протяжении учебы. Чем меньше развиты способности ребенка, тем труднее ему координировать движения, формировать звук, тем больше он нуждается
в помощи педагога. На первых занятиях меховедение осуществляется с помощью педагога, основное внимание на ощущения в правой руке. Формировать первоначальные музыкально- художественные и слуховые представления, развивать творческую фантазию, расширять кругозор – задачи, которые стоят перед педагогом. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия учащегося – баяниста должны быть направлены на формирование звуковой выразительности. Главная задача – осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и всей мелодии в целом. Для этого применяют различные выразительные средства – динамику, штрихи, артикуляцию, тембровое сопоставление, ведение меха. Динамические оттенки, штрихи – это выразительные средства, помогающие раскрыть художественное содержание произведения. Необходимо найти нюансы для наиболее полного и яркого выражения содержания. Работа над звуком тесно связана с фразировкой. Надо научить ученика слышать музыкальную линию, движение к главной кульминации, тяготение одного звука к другому, интонационное напряжение музыкальной фразы. В свою очередь это способствует восприятию музыки во всем ее объеме (от главных линий до мельчайших деталей). При выборе в произведении динамики, штрихов важное значение приобретает вопрос стиля. Если, например, в полифоническом произведении педагог добивается одного звучания, то в современной пьесе совершенно другого.В качестве примера возьмем Инвенцию ля минор И. С. Баха. Инвенцией, означающей по- латыни изобретение (invention), придумка, И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников. Данная инвенция состоит из 2-х голосов, каждый из которых имеет свою мелодическую линию. Какие чувства может испытать человек, слушая эту музыку - Радость, волнение? Ведь пьесу можно сыграть по-разному. Определяя характер пьесы, останавливаемся на словах – певуче, танцевально. Соответственно и штрихи - легато и стаккато. Но какое стаккато? Не подходит ударное жесткое, а более мягкое, цепкое стаккато. Нужно обратить внимание и на синкопы, которые встречаются в последующих фразах. Их рекомендуется подчеркнуть мехом. Работа над штрихами ведется по фразам, предложениям. Не нужно забывать и о выразительности. Выразительность - это динамические оттенки. Музыкальную линию держим, нотки играем выразительно. Первая фраза –
стремление к ноте до. Средний нюанс mf, но музыка может быть и громче, и тише. Creschendo, diminuendo (усиливая, ослабляя) должно быть постепенным, без провалов. Здесь важно соблюсти меру меха, не выпирать отдельные ноты. Благодаря штриху стаккато и синкопам, инвенция зазвучала иначе – где-то танцевально, внутренне взволнованно, даже глубоко и романтично. Рассмотрим следующую пьесу эстрадно-импровизационного плана Р. Бажилина «Карамельный аукцион». Музыка по содержанию понятна и определенна. Аукцион – это « публичная распродажа», при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Получается сладкий, вкусный, конфетный аукцион. Пьесе присущ характер восторга, удовольствия, праздничного настроения. Все это достигается ритмическим разнообразием. Это пунктирный ритм, синкопы, аккордовая фактура, тремоло мехом. Основной пульс пьесы звучит в левой руке. Это почти всегда единая ритмическая фигурация, которую нельзя укорачивать, а исполнить ее более весомо. Здесь можно сравнить игру в левой руке с игрой на басовой балалайке. Тремоло мехом должно быть четким, ровным, с опорой на первую долю, при этом амплитуда раскрытия меха на тремоло должна быть одинаковой. Очень полезно, работая над звуком, поиграть детально. Основную тему на стаккато исполнить штрихом легато, чтобы проследить движение музыки, тяготение ее к вершине – кульминации. При этом не следует терять ощущения единства всей пьесы - общей линии развития (фразы, предложения, части и т. д.). Ритм в музыкальном произведении – это живое дыхание, живой пульс. Благодаря внутренней ритмической пульсации, сложным ритмическим рисункам, пьеса приобретает радостный, яркий смысл. Выразительные и технические средства баяна создают возможность услышать особенности стиля эстрадной музыки. Следить за выполнением баяниста художественного замысла, за тем, какие он находит при этом краски, какую манеру игры предпочитает – все это очень интересно. Вся работа учащегося над звуком в произведении направлена на то, чтобы оно зазвучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное
исполнение всегда будет иметь большое значение для учащегося. Задача педагога – помочь раскрыть произведение, направить в нужное русло. Список использованной и рекомендуемой методической литературы. 1.Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1980. – 110с 2.Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М., 1960. 3.Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением М.,1961. 4.Липс Ф. Искусство игры на баяне. М.,1985. - 158с. 5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1987. 6.Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М.,1999.
В раздел дополнительное образование