"Ознакомление с основными штрихами и приёмами игры на баяне"
Разработка урока
Автор: Муртазина Гузель Гильусовна, учитель по классу баяна, МБОУ ДОД "Азнакаевская детская школа искусств", город Азнакаево, Республика Татарстан
В раздел дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Азнакаевская детская школа искусств»
Разработка урока
Ознакомление с основными штрихами и
приемами игры на баяне
Муртазина Гузель Гильусовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, класс баяна, народного отделения 2016 год
Ознакомление с основными штрихами и
приемами игры на баян
Тема: Ознакомление с основными штрихами и приемами игры на баяне Цель урока: Формирование исполнительских навыков учащихся, используя различные методы обучения
.
Задачи урока
:
Образовательная:
овладение знаниями и основными музыкально-исполнительными приемами игры на баяне по штрихам
Развивающая:
формировать слуховой контроль, внимание, эмоциональную сферу. Развитие творческих способностей
Воспитательная
:
укреплять мотивацию к обучению в классе баяна, развивать художественно-эстетический вкус. Тип занятия : изучение нового материала. Метод обучения : словесный, практический. Форма работы
:
индивидуальная. Структура учебного занятия : усвоение новых знаний и новых способов действий
План урока:
1.Организационный этап: a)
Приветствие, психологический настрой учащегося
;
b) сообщение темы урока и его задачи.
2.Основная часть урока
:
a)
ознакомление с темой музыкальные штрихи и закрепление
штрихов на нотном и музыкальном материале;
b)
работа над гаммой до мажор;
c)
работа над штрихом легато в песне «Киска»;
d)
работа над штрихом стаккато в песне «Дождик»;
e)
Творческие задания на штриховые оттенки
. 3.Заключительный этап:
a)
Рефлекция.
b)
Домашнее задание.
c)
Итог
урока
с
оценкой
проделанной
учащимся
работы.
Оборудование: баян, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, планшетный компьютер.
Содержание урока:
1.Организационный этап.
Урок проводиться с учащимся 1 класса Сафиным Эмилем. Возраст 8 лет
2.Основная часть урока.
Учитель:
Сегодня ознакомимся с такими средствами музыкальной выразительности как штрихи. Штрих - в переводе с немецкого означает «черта», «линия». Штрих это прием звукоизвлечения на инструменте. Выбор штриха определяются стилистическими особенностями исполняемой музыки, его образным характером. Мы рассмотрим с тобой три вида штриха. Какие? Легато, Нон легато, Стаккато. Нарисуй на листе длинную темную прямую линию равномерно, без толчков и остановок веди
по ней пальцем и одновременно пропевай гласную «О» все время на одной высоте: одинаково, монотонно. Не прерывай пение до конца линии:
Ученик:
____________________________ О-О-О-О-О-О-О-О-О-О - и.т.д.
Учитель:
Теперь нарисуй пунктирную (прерывистую линию). Равномерно веди по ней пальцем и тоже пропевай гласную «О» делая перерыв в звучании. Во время паузы палец также равномерно движется по месту.
Ученик:
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ О О О О О О О и т.д.
Учитель:
А теперь нарисуй линию, состоящую из точек. Быстро дотрагивайся пальцем до каждой из них, отрывисто и активно пропевай. О! О! О!
Ученик:
. . . . . . . . . и.т.д. О О О О О О О О
Учитель:
Не правда ли, гласную «О» ты пел все время по- разному? Запомни, Первый способ пения (протяжно, слитно) в музыке именуется словом «легато», второй способ (отдельно, не связно)- «нон легато», а теперь третий (отрывисто) «стаккато»
Учител
ь:Все штрихи имеют графическое обозначение в виде лиг, точек и черточек. Прочитаю тебе стих про штрихи.
Учитель
: Сейчас я тебе покажу обозначение штрихов в разных пьесах в нотных сборниках. ( После чего исполняется несколько пьес на нон легато, легато и стаккато, обращая внимание на изменение характера звучания.) Какие музыкальные штрихи используются в пьесах?
Иллюстративный материал:
Сейчас мы более подробно изобразим штрихи на инструменте и будем учиться их исполнять. С чего обычно начинается наш урок?
Гамма до мажор.
Ученик
: С исполнения гаммы, арпеджио, аккордов, упражнений.
Учитель:
А что такое гамма?
Ученик
: Это последовательность музыкальных звуков в восходящем или нисходящем движении.
Учитель:
А зачем мы играем гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения?
Ученик:
При исполнении гамм, арпеджио, аккордов, упражнений совершенствуется техника владения инструментом, навыки игры на баяне.
Учитель:
Правильно. Сегодня мы с тобой будем исполнять гамму До мажор правой рукой в одну октаву с подтекстовкой и различными штрихами, назовём их «Пешеход», «Воробей», «Киса». (Работа над гаммой, следить за рукой, сменой движения меха)
Гамма До мажор «Пешеход»
- штрих нон легато, играть и петь со словами: топ-топ, топ-топ, топ-топ Нон легато обозначает раздельное, несвязное исполнение звуков, при котором длительности нот выдерживаются почти полностью. При игре нон легато кисть и запястье подвижны, и вся рука от плеча до кончиков пальцев должна быть не зажатой, свободной.
Гамма До мажор «Воробей»
штрих стаккато играть и петь со словами прыг-скок, прыг-скок. При игре стаккато длительности нот сокращаются почти в два раза, поэтому между звуками возникают паузы, а сами звуки получаются более короткими, чем при игре нон легато Прием игры стаккато обозначается точкой над или под нотой. Стаккато достигается быстрым и легким ударом пальца по клавише. Звуки получаются короткими, четкими.
Гамма До мажор «Киса»
штрих легато играть и петь со словами ки-са, ки-са. В нотах легато обозначается лигой, знаком в виде дугообразной линии. Ноты, которые охватывает лига, исполняются связно, плавно. Это достигается особым приемом звукоизвлечения: каждую следующую клавишу нажимают в тот момент, когда снимают палец с предыдущей.
Ученик:
Я тоже хочу поиграть выученные песни разными штрихами. Детская песня «Киска»
Ученик
: Я исполню детскую песню «Киска». (Исполняется песня «Киска»» разными штрихами, обращая на изменение характера звучания.)
Учитель
: Скажи, каким штрихом лучше исполнить эту песню?
Ученик
: Я думаю, что песня хорошо прозвучит на легато.
Учитель
: Да, на легато песня исполнится более плавно, напевно, грустно. Вот и мы с тобой будем учиться так, играть. От штрихов немалой степени зависит характер исполнения, ее выразительные оттенки. Наша с тобой задача добиться штриха легато, Легато - что обозначает этот штрих?
Ученик:
Плавное, связное исполнение.
Учитель
: Правильно. Надо играть плавно, связанно все нотки, а чтобы этого добиться, надо соблюдать правильную аппликатуру Работа по фразам над штрихом легато. Следить за мягкой свободой руки, сменой движения меха
Детская песня «Дождик»
Учитель:
Сегодня мы разучим песню «Дождик» (Учитель исполняет песню «Дождик».) А сейчас вместе споем эту песню. Как тебе удобнее пропеть слова песни: слитно или отрывисто (звучат варианты исполнения на стаккато и легато).
Ученик
: Логичнее и красивее звучит отрывистое исполнение, оно более соответствует образу дождя.
Учитель:
Следующее задание: В тетради отобразить общую графическую композицию пьесы и ритмический рисунок. (Ученик рисует в тетради точки и легкие штрихи).
Учитель:
Наверное, услышал, что отрывистое звучание напоминает капли дождя.
Ученик:
Да. Две короткие капли стаккато на слова « Ах ты» и одна длинная капля на слово «дождь». Дальше этот ритм повторяется. Песня веселая, шутливая.
Учитель:
Как видишь если не подчеркнуть это соответствующим штрихом стаккато (остро, отрывисто), то нужного характера пьесы не получится. Задание: отрывисто и активно сыграть песню. Разбор и работа по фразам над штрихом стаккато. Следить за правильной сменой движения меха
Творческие задания на штрихи.
Учитель:
Творческие задания: Во всех знакомых нам видах искусства музыке, живописи, литературе используются такие средства выразительности, как штрихи. В живописи - мазок, в поэзии-слово, в музыке-звук Представь, что ты композитор. Тебе надо придумать партию для разных звуков природы. Какие звуки ты будешь записывать, и играть легато, а какие стаккато? Течет река, капает дождь, мяукает кошка, стучит дятел, плывет лодка, прыгает мяч, журчит ручей, рассыпался горох, дождь, град, снегопад, скольжение на лыжах,
подскок в танце, убаюкивание куклы, танцующий вальс, прыгающий в польке.
Учитель:
Какое из двух прозвучавших четверостиший соответствует штриху «легато»? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным видом обнажилась. А.С.Пушкин Славная осень! Здоровый ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лед, не окрепший на речке студеной, Словно как тающий сахар лежит.
Ученик:
Соответствие штриха легато стихотворению Пушкина.
Учитель:
Познакомимся с творчеством художников пуантилистов: Сислей, Поль Синьяк
Смотря на их картины, убеждаешься, что штрихи как прием исполнения успешно используются не только в музыке, но и в живописи: легкий штрих или густой мазок на полотне художника не менее, значим для создания художественного образа, передачи характера, общего настроения картины, чем средства музыкальной выразительности, штрихи стаккато, легато и нон легато в создании музыкального образа. Рассматривая штрихи, использование художником в работе, можно увидеть линии, точки, закорючки, палочки и тому подобное.
3.Подведение итогов и результатов занятия
.
Учитель
: Что нового ты узнал на уроке? Что больше всего запомнилось? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцени свою работу?
Задание на дом
Используемая литература:
1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2. 2. Д.А. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 класс» 3. Д.А. Самойлов. «15 уроков игры на баяне» 4. Г. Бойцова «Юный аккордеонист» часть 1. 5. О.М. Шплатова «Первая ступенька» 6. Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» 7. М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» 8. А.П. Басурманов «Самоучитель игры на баяне»
Разработка урока
Ознакомление с основными штрихами и
приемами игры на баяне
Муртазина Гузель Гильусовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, класс баяна, народного отделения 2016 год
Ознакомление с основными штрихами и
приемами игры на баян
Тема: Ознакомление с основными штрихами и приемами игры на баяне Цель урока: Формирование исполнительских навыков учащихся, используя различные методы обучения
.
Задачи урока
:
Образовательная:
овладение знаниями и основными музыкально-исполнительными приемами игры на баяне по штрихам
Развивающая:
формировать слуховой контроль, внимание, эмоциональную сферу. Развитие творческих способностей
Воспитательная
:
укреплять мотивацию к обучению в классе баяна, развивать художественно-эстетический вкус. Тип занятия : изучение нового материала. Метод обучения : словесный, практический. Форма работы
:
индивидуальная. Структура учебного занятия : усвоение новых знаний и новых способов действий
План урока:
1.Организационный этап: a)
Приветствие, психологический настрой учащегося
;
b) сообщение темы урока и его задачи.
2.Основная часть урока
:
a)
ознакомление с темой музыкальные штрихи и закрепление
штрихов на нотном и музыкальном материале;
b)
работа над гаммой до мажор;
c)
работа над штрихом легато в песне «Киска»;
d)
работа над штрихом стаккато в песне «Дождик»;
e)
Творческие задания на штриховые оттенки
. 3.Заключительный этап:
a)
Рефлекция.
b)
Домашнее задание.
c)
Итог
урока
с
оценкой
проделанной
учащимся
работы.
Оборудование: баян, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, планшетный компьютер.
Содержание урока:
1.Организационный этап.
Урок проводиться с учащимся 1 класса Сафиным Эмилем. Возраст 8 лет
2.Основная часть урока.
Учитель:
Сегодня ознакомимся с такими средствами музыкальной выразительности как штрихи. Штрих - в переводе с немецкого означает «черта», «линия». Штрих это прием звукоизвлечения на инструменте. Выбор штриха определяются стилистическими особенностями исполняемой музыки, его образным характером. Мы рассмотрим с тобой три вида штриха. Какие? Легато, Нон легато, Стаккато. Нарисуй на листе длинную темную прямую линию равномерно, без толчков и остановок веди
по ней пальцем и одновременно пропевай гласную «О» все время на одной высоте: одинаково, монотонно. Не прерывай пение до конца линии:
Ученик:
____________________________ О-О-О-О-О-О-О-О-О-О - и.т.д.
Учитель:
Теперь нарисуй пунктирную (прерывистую линию). Равномерно веди по ней пальцем и тоже пропевай гласную «О» делая перерыв в звучании. Во время паузы палец также равномерно движется по месту.
Ученик:
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ О О О О О О О и т.д.
Учитель:
А теперь нарисуй линию, состоящую из точек. Быстро дотрагивайся пальцем до каждой из них, отрывисто и активно пропевай. О! О! О!
Ученик:
. . . . . . . . . и.т.д. О О О О О О О О
Учитель:
Не правда ли, гласную «О» ты пел все время по- разному? Запомни, Первый способ пения (протяжно, слитно) в музыке именуется словом «легато», второй способ (отдельно, не связно)- «нон легато», а теперь третий (отрывисто) «стаккато»
Учител
ь:Все штрихи имеют графическое обозначение в виде лиг, точек и черточек. Прочитаю тебе стих про штрихи.
Учитель
: Сейчас я тебе покажу обозначение штрихов в разных пьесах в нотных сборниках. ( После чего исполняется несколько пьес на нон легато, легато и стаккато, обращая внимание на изменение характера звучания.) Какие музыкальные штрихи используются в пьесах?
Иллюстративный материал:
Сейчас мы более подробно изобразим штрихи на инструменте и будем учиться их исполнять. С чего обычно начинается наш урок?
Гамма до мажор.
Ученик
: С исполнения гаммы, арпеджио, аккордов, упражнений.
Учитель:
А что такое гамма?
Ученик
: Это последовательность музыкальных звуков в восходящем или нисходящем движении.
Учитель:
А зачем мы играем гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения?
Ученик:
При исполнении гамм, арпеджио, аккордов, упражнений совершенствуется техника владения инструментом, навыки игры на баяне.
Учитель:
Правильно. Сегодня мы с тобой будем исполнять гамму До мажор правой рукой в одну октаву с подтекстовкой и различными штрихами, назовём их «Пешеход», «Воробей», «Киса». (Работа над гаммой, следить за рукой, сменой движения меха)
Гамма До мажор «Пешеход»
- штрих нон легато, играть и петь со словами: топ-топ, топ-топ, топ-топ Нон легато обозначает раздельное, несвязное исполнение звуков, при котором длительности нот выдерживаются почти полностью. При игре нон легато кисть и запястье подвижны, и вся рука от плеча до кончиков пальцев должна быть не зажатой, свободной.
Гамма До мажор «Воробей»
штрих стаккато играть и петь со словами прыг-скок, прыг-скок. При игре стаккато длительности нот сокращаются почти в два раза, поэтому между звуками возникают паузы, а сами звуки получаются более короткими, чем при игре нон легато Прием игры стаккато обозначается точкой над или под нотой. Стаккато достигается быстрым и легким ударом пальца по клавише. Звуки получаются короткими, четкими.
Гамма До мажор «Киса»
штрих легато играть и петь со словами ки-са, ки-са. В нотах легато обозначается лигой, знаком в виде дугообразной линии. Ноты, которые охватывает лига, исполняются связно, плавно. Это достигается особым приемом звукоизвлечения: каждую следующую клавишу нажимают в тот момент, когда снимают палец с предыдущей.
Ученик:
Я тоже хочу поиграть выученные песни разными штрихами. Детская песня «Киска»
Ученик
: Я исполню детскую песню «Киска». (Исполняется песня «Киска»» разными штрихами, обращая на изменение характера звучания.)
Учитель
: Скажи, каким штрихом лучше исполнить эту песню?
Ученик
: Я думаю, что песня хорошо прозвучит на легато.
Учитель
: Да, на легато песня исполнится более плавно, напевно, грустно. Вот и мы с тобой будем учиться так, играть. От штрихов немалой степени зависит характер исполнения, ее выразительные оттенки. Наша с тобой задача добиться штриха легато, Легато - что обозначает этот штрих?
Ученик:
Плавное, связное исполнение.
Учитель
: Правильно. Надо играть плавно, связанно все нотки, а чтобы этого добиться, надо соблюдать правильную аппликатуру Работа по фразам над штрихом легато. Следить за мягкой свободой руки, сменой движения меха
Детская песня «Дождик»
Учитель:
Сегодня мы разучим песню «Дождик» (Учитель исполняет песню «Дождик».) А сейчас вместе споем эту песню. Как тебе удобнее пропеть слова песни: слитно или отрывисто (звучат варианты исполнения на стаккато и легато).
Ученик
: Логичнее и красивее звучит отрывистое исполнение, оно более соответствует образу дождя.
Учитель:
Следующее задание: В тетради отобразить общую графическую композицию пьесы и ритмический рисунок. (Ученик рисует в тетради точки и легкие штрихи).
Учитель:
Наверное, услышал, что отрывистое звучание напоминает капли дождя.
Ученик:
Да. Две короткие капли стаккато на слова « Ах ты» и одна длинная капля на слово «дождь». Дальше этот ритм повторяется. Песня веселая, шутливая.
Учитель:
Как видишь если не подчеркнуть это соответствующим штрихом стаккато (остро, отрывисто), то нужного характера пьесы не получится. Задание: отрывисто и активно сыграть песню. Разбор и работа по фразам над штрихом стаккато. Следить за правильной сменой движения меха
Творческие задания на штрихи.
Учитель:
Творческие задания: Во всех знакомых нам видах искусства музыке, живописи, литературе используются такие средства выразительности, как штрихи. В живописи - мазок, в поэзии-слово, в музыке-звук Представь, что ты композитор. Тебе надо придумать партию для разных звуков природы. Какие звуки ты будешь записывать, и играть легато, а какие стаккато? Течет река, капает дождь, мяукает кошка, стучит дятел, плывет лодка, прыгает мяч, журчит ручей, рассыпался горох, дождь, град, снегопад, скольжение на лыжах,
подскок в танце, убаюкивание куклы, танцующий вальс, прыгающий в польке.
Учитель:
Какое из двух прозвучавших четверостиший соответствует штриху «легато»? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным видом обнажилась. А.С.Пушкин Славная осень! Здоровый ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лед, не окрепший на речке студеной, Словно как тающий сахар лежит.
Ученик:
Соответствие штриха легато стихотворению Пушкина.
Учитель:
Познакомимся с творчеством художников пуантилистов: Сислей, Поль Синьяк
Смотря на их картины, убеждаешься, что штрихи как прием исполнения успешно используются не только в музыке, но и в живописи: легкий штрих или густой мазок на полотне художника не менее, значим для создания художественного образа, передачи характера, общего настроения картины, чем средства музыкальной выразительности, штрихи стаккато, легато и нон легато в создании музыкального образа. Рассматривая штрихи, использование художником в работе, можно увидеть линии, точки, закорючки, палочки и тому подобное.
3.Подведение итогов и результатов занятия
.
Учитель
: Что нового ты узнал на уроке? Что больше всего запомнилось? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцени свою работу?
Задание на дом
Используемая литература:
1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2. 2. Д.А. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 класс» 3. Д.А. Самойлов. «15 уроков игры на баяне» 4. Г. Бойцова «Юный аккордеонист» часть 1. 5. О.М. Шплатова «Первая ступенька» 6. Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» 7. М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» 8. А.П. Басурманов «Самоучитель игры на баяне»
В раздел дополнительное образование