Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Вокальный ансамбль "Фортуна"

образовательная общеразвивающая программа

Автор: Калинина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр внешкольной работы №2, город Иваново



В раздел дополнительное образование

Управление образования Администрации города Иванова Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы № 2 Принята на заседании Утверждаю: координационно-методического совета Директор МБУ ДО ЦВР № 2 от «___»_______________20___г. ____________ /А. Л. Тихомиров/ «___»______________20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности
«Фортуна» Срок реализации: 4 года Возраст обучающихся: 6-18 лет Автор-составитель: педагог дополнительного образования Калинина Ольга Александровна Иваново 2015 Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
Программа корректирована в 2013 году Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
Содержание программы
Введение

I.

Пояснительная записка

II.

Методическое обеспечение образовательного процесса

III.

Учебно-тематический план

IV.

Содержание образовательной программы

V.

Список литературы

VI.

Приложения
Калинина Ольга Александровна «Фортуна»

Введение
Музыка в семье искусств занимает особое место, благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому с большой настойчивостью утверждается тезис и важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности. Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных объединений, студиях сольного пения. Приобщение к музыке включает в себя ознакомление детей с классическими и современными произведениями, с источниками музыкальной культуры. В процессе пения – сольного и ансамблевого, укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение во время пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Объединение «Фортуна» работает с 2010 года на базе Центра внешкольной работы №2. Все обучающиеся не имеют музыкального образования, но их объединяет любовь к музыке и желание окунуться в ее Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
волшебный мир. Коллектив имеет эстрадное направление, в котором большое внимание уделяется умению сочетать пение с танцем. Для раскрытия музыкального образа некоторых песен, особенно шуточного характера, участницы сами импровизируют, придумывают танцевальные движения. Это важно для создания органической связи музыки и движения, которое обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.
Пояснительная записка
Программа «Фортуна» вводит детей в мир эмоционального отклика на события, дает возможность проявить свои творческие способности посредством исполнения песен, разнообразных по характеру, жанру, тематике, воспитывает интерес к музыкальной культуре. Отличительная особенность программы - вариативность обучения, суть которой заключается в постоянном обновлении игрового, распевочного материала, корректировке занятий, подборе средств, форм работы с учетом музыкальных, певческих, физиологических, особенностей, с применением музыкальных игр, направленных на укрепление здоровья, развитие творческого воображения, изящности движений и их слитности с музыкой. Содержание программы соответствует уровню готовности обучающихся к той или иной интересующей их деятельности. Программа реализуется в течение четырех лет. Актуальность программы заключается в возможности привить детям художественный вкус, развитии их творческих, вокальных способностей, возможности дальнейшего профильного обучения. Новизна программы заключается в том, что она лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под определённую группу детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, двигательных способностей, психологических особенностей Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
Программа имеет важное значение в воспитании музыкальной культуры, она формирует художественный вкус, эмоциональную отзывчивость, способность импровизировать, является ступенькой творческого роста, раскрытия возможностей ребенка, ступенькой в мир искусства. Творческое объединение «Фортуна» активный участник городских, областных, межрегиональных конкурсов и фестивалей вокального творчества За период с 2010 года по 2013 год творческое объединение «Фортуна» солисты и группы становятся:
2011г
. Олег Тиводар - лауреат I и II степени городского конкурса «Мелодии детских сердец»; Светлана Козырева – лауреат III степени городского конкурса «Мелодии детских сердец»
2012 г
. Светлана Козырева - дипломант 3 степени городского конкурса «Мелодии детских сердец» Светлана Козырева – лауреат V городского детского Фестиваля национальных культур
2013 г
. Дарина Кокушкина – лауреат III степени межрегионального фестиваля юных вокалистов «Весны звенящая капель» Игорь Лягун – лауреат I степени межрегионального фестиваля юных вокалистов «Весны звенящая капель» Дуэт М. Беляева и Л. Хашаева - Диплом I степени межрегионального фестиваля юных вокалистов «Весны звенящая капель» Дуэт М. Беляева и Л. Хашаева - лауреаты II степени городского конкурса «Орфей- дебют» Дуэт М. Беляева и Л. Хашаева - диплом II степени областного фестиваля детского художественного творчества «Звездный хоровод» (г. Комсомольск) Дарина Кокушкина - диплом III степени областного фестиваля детского художественного творчества «Звездный хоровод» (г. Комсомольск) Калинина Ольга Александровна «Фортуна»

Цель
- развитие художественно – творческих способностей, воспитание интереса к искусству и овладение специфической техникой эстрадного ансамблевого пения.
Задачи:

Образовательные:
 приучая слушать правильное и неправильное пение, научить отличать одно от другого;  привить умение исправлять ошибки в пении;  научить чисто интонировать в поступенном и скачкообразном движении мелодии;  научить навыкам естественного звукообразования, умению петь легко, свободно, без напряжения;  научить сознательно и эмоционально слушать и воспроизводить музыку;  научить основам ансамблевого пения;  привить певческие навыки (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование)
Воспитательные
:  формировать положительную мотивацию деятельности;  формировать у детей певческие навыки, способствующие выразительному исполнению;  воспитать интерес и любовь к музыке;  воспитывать в каждом обучающемся чувство ответственности за общее дело, умение работать в коллективе;  укреплять и расширять певческий диапазон Калинина Ольга Александровна «Фортуна»

Развивающие:
 развить творческое воображение детей;  развивать музыкальный слух;  развивать голос, формируя естественное звучание;  развивать навыки сравнительного музыкального анализа;  развивать ладотональный и гармонический слух;  развивать двигательные качества и умения;  развить художественный вкус путем включения в репертуар лучших песен российских, современных композиторов, народных песен, произведений русской и зарубежной классики
Методическое обеспечение образовательного процесса
Учебный процесс: Организуя работу с детьми необходимо помнить о том, что ее цели могут быть разными. Из этого следует, что занятие может носить обучающий характер или будет развивающим, интегрированным. При реализации данной программы могут быть использованы различные виды занятий. Обучающее занятие – это формирование определенных знаний, умений, навыков. Развивающее занятие – это самостоятельная работа ребенка с использованием полученных знаний ранее, умение применить эти знания. Интегрированное занятие - включает в себе разные виды деятельности, совершенствует умения решать познавательные задачи, развивает навыки совместной деятельности. Интеграция может быть горизонтальной (предполагается объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальной (предполагает объединение педагогом в своем Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности) По целям и задачам различают занятия:  Обучающие  Развивающие  Закрепляющие  Диагностические  Обобщающие
По сюжетно – тематическому оформлению
:  Занятие – беседа (познавательная беседа, в ходе которой обучающиеся, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся представления, получают новые знания.) Основным содержанием является рассказ педагога. Это привлечение разнообразного наглядного материала: иллюстративного материала и записей на СД и флеш - носителях с лучшими мировыми исполнителями эстрадной, джазовой музыки  Занятие – экскурсия (посещение концерта, фестиваля, интерактивная игра)  Занятие – экспериментирование (дети знакомятся с музыкальными темпами и характером музыки и экспериментируют, исполняют произведение согласно заданному темпу)  Занятие – конкурс (на лучшее исполнение музыкальной песни, показ исполнительских навыков, оно предполагает командное или подгрупповое деление детей)  Занятие – импровизация (  Занятие – релаксация – (умение расслаблять свое тело и с помощью творческого воображения воспринимать музыку) Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
I год обучения – 2 часа два раза в неделю (144час) II год обучения – 2 часа два раза в неделю (144час) III год обучения – 2 часа три раза в неделю (144час) IVгод обучения 2 часа три раза в неделю (216 час) Основанием для перевода в группу 2-4 годов обучения является успешное освоение программы предыдущих года обучения и желание ребенка продолжить обучение Количество детей в группах: Для первого года обучения -12 человек. Для второго года обучения -11 человек Для третьего года обучения – 10 человек Для четвертого года обучения: 8-9 человек Состав постоянный.
Возраст детей в группах
: 1 год обучения –6-8лет. 2 год обучения -8-10 лет 3 год обучения- 10-14 лет 4 год обучения- 15-18 лет
Условия набора обучающихся:

1.
Заявление от родителей
2.
Желание ребенка
3.
Договор об оказании дополнительных образовательных услуг
4.
Прослушивание (ребенок исполняет знакомую песню, прохлопывает заданный ритм, интонирует отдельные звуки)
Возрастные особенности детей:
1.
6-8 лет -
Дети этого возраста, имеющие музыкальный слух, уже Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
могут чисто интонировать, способны освоить ряд певческих навыков. В этом возрасте велика личная инициатива ребенка, это время проявления его интересов, желаний. В этом возрасте у них проявляется осознанный интерес к музыке, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют интерес к импровизации, творчеству. В возрасте
8-10 лет
дети очень любознательны, им интересно буквально все. Они хотят многому научиться, но физиологические и психологические особенности их развития не позволяют усвоить тот объем знаний, к которому они стремятся. Главный педагогический принцип на данном этапе: обучение от простого к сложному, от элементарного к совершенному. В возрасте
10-15
лет у детей формируется самооценка. Дети более усидчивые, внимательные, аккуратные, у них продолжается активное формирование «Я - Концепции» В возрасте
15-18
лет происходит постепенное сглаживание резких противоречий в характере ребенка, в диспропорции его физиологического развития. Появляется склонность и интересы к определенным видам деятельности, развивается чувство собственного достоинства.
Реализация программы проходит в 4 этапа
I год обучения – занятия построены так, чтобы дети хорошо усвоили основные приемы вокального творчества, базовые навыки владения дыханием, а так же имели возможность самим исполнять простые песни. II год обучения – основан на применении детьми знаний и умений I года обучения. Расширяется вокальный диапазон детей, продолжается работа по формированию их правильного дыхания, работа над корпусом, дикцией, усложняется репертуар. Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
III год обучения – основан на знаниях и навыках 2 года обучения; продолжается работа по расширению диапазона; вводятся элементы 2-х голосия; усложняется репертуар. IV год обучения продолжается работа по формированию певческого дыхания, происходит оттачивание вокального мастерства, многоголосие, много внимания уделяется концертной деятельности коллектива.
Группы для занятий комплектуются
по возрасту, что позволяет построить занятие соответственно возрастным особенностям, выбрать методику проведения занятий, правильно распределить время для теоретических и практических занятий. В объединении «Фортуна» могут заниматься девочки и мальчики. Группы формируются в зависимости от возрастных, психологических особенностей детей
Методика обучения

Типы обучения
 Прямое обучение (определяется дидактическая задача, образец, и деятельность ребенка направлена на достижение результата).  Развивающее обучение (создание условий, при которых дети с интересом не только на занятии, но и дома будут развивать, приобретенные на занятии вокальные, дыхательные навыки).  Опосредованное обучение (создание условий, при которых дети могут проявить свою компетентность, научить тому, что умеют сами или чему научились быстрее других детей).
Методы обучения
 Практические (упражнения, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, их умениям практический характер)  Наглядные (показ действий, способов выполнения, последовательности выполнения). Этот прием раскрывает перед детьми задачу Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление в нужное направление.  Словесного разъяснения (беседа, рассказ, теория музыки)  Репродуктивный: воспроизведение полученных знаний  Творческое задание: создание образа в песне
Формы обучения, используемые на занятии
.  Фронтальная (коллективная) – педагог работает со всей группой. Главными достоинствами данного вида обучения является его экономичность, четкая структура построения занятия, распределение рабочего, игрового времени, оно способствует формированию координации и планирования своих действий.  Индивидуально – дифференцированное - это задания разной сложности, разработанные педагогом с учетом специфики работы, разного уровня подготовки, психолого-физиологического развития ребенка, типа его темперамента, эмоционального состояния; оно обладает возможностью помочь «отстающим» ребятам от остальных в работе над определенной темой  Подгрупповая – это деление детей на подгруппы, работа педагога с детьми одновременная. Благодаря различным формам организации занятий, дети как бы поднимаются по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности. Ребенок идет от простого восприятия информации к самостоятельному, творческому ее применению, которое выражает и его внутреннюю потребность.
Принципы обучения
:  Принцип наглядности.  Принцип доступности (простота понимания). Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
 Принцип дифференциации и индивидуального подхода.  Принцип последовательности (от простого к сложному).  Принцип научности (усвоение реальных знаний, правильно отражающих действительность)  Принцип природосообразности (учет психологических и возрастных особенностей).  Принцип систематичности и последовательности (связь пройденного и нового материала).  Принцип прогностики (закрепление знаний).  Принцип результативности (стремление достичь поставленной цели и задач).  Принцип актуальности (взаимосвязь с современной жизнью).  Принцип воспитывающего обучения (обучающая деятельность носит преимущественно воспитывающий характер)  Принцип развивающего обучения (ориентирование учебной деятельности на потенциальные возможности)
Принцип обучения, на которых строится учебно-воспитательный

процесс:
Основу организации определяют следующие принципы:  Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Требуется системная работа по развитию ребенка.  Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей
Техническое оснащение занятий
. Для успешного проведения занятий необходимо иметь: Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
Кабинет, 6-8 микрофонов, усилительную аппаратуру, компьютер, синтезатор, флеш-накопители, музыкальные программы, зеркало
Воспитывающая деятельность
Процесс воспитания направлен на достижение результата, на формирование нравственной, гуманной личности. Воспитательная работа осуществляется на каждом занятии. Процесс воспитания школьников включает работу на достижение результата детей, на формирование духовной, творческой личности ребенка. Главной воспитательной задачей является поддержка ребенка в определении его ценностей, возможностей, целей. Педагог должен работать в системе сотворчества, общении, взаимодействия (с ребенком, родителями) Сотворчество должно быть и между детьми: старшие и младшие (работа при подготовке концерта, помощь на концерте, при поездке). Ведущим методом художественно- эстетического воспитания выступает метод творческого диалога (совместная работа), умение рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, анализировать не только свое выступление, но и другие, С обучающимися постоянно проводится работа, способствующая воспитанию гуманных отношений (сопереживание, сочувствие, взаимопомощь). Например, этические беседы с детьми в которых речь идет об отношениях между людьми, отношение ребенка к природе, животным и т.д. С целью привития ЗОЖ проходят беседы по темам: «Дыхательные упражнения», «Аромо и цветотерапия», «Закаливание», « Личная гигиена» При коллективной работе с детьми, при участии их в мероприятиях, концертных выступлениях необходимо также воспитывать чувства Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
коллективизма у ребят, для которых характерны взаимопомощь, дружба, ответственность. Воспитание успешно, если оно системно. Приоритет при воспитании: это деятельность, направленная на обеспечение личностного роста ребенка. Результаты и эффективность воспитания определяются готовностью ребенка к сознательной активности, самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи (работа над песней, стремление к успеху, результативность в конкурсе, успешное выступление на концерте). Педагог должен стремиться создать для ребенка условия для саморазвития личности. Воспитательная система реализуется через интегративные формы: праздники, конкурсы, фестивали, репетиции, тренинги, игры, совместные поездки В данном объединении сложились следующие формы массовой воспитательной работы.  Беседы  Игры  Экскурсии  Конкурсы, эстафеты.  Праздники Методы воспитательной работы.  Словесный (беседы эстетические, нравственные).  Метод поощрения (похвала за успехи, награждение за работу, благодарность родителям)  Метод порицания (замечание, обсуждения поступка с детьми)  Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение, педагогические требования, воспитывающие ситуации) Средства воспитания: Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
 Различные виды деятельности (игровая, трудовая)  Природа  Мероприятия и формы работы Принципы воспитания:  Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой  Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса  Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников  Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему, в соответствии с которым воспитательный процесс строится на доверии, уважении.  Принцип опоры на положительное в личности ребенка  Принцип воспитания в коллективе и через коллектив(позитивные межличностные отношения)  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей  Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме.
Развивающая деятельность
Развивающая деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Обучение происходит при сочетании теоретических и практических занятий на высоком уровне трудности. Обучение должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий ребенка для развития его личности. В процессе обучения у детей развивается художественный вкус. Перед глазами обучающихся все время наглядные примеры исполнения репертуара. Художественный вкус развивается через посещения спектаклей и концертов Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
профессиональных артистов; участия в конкурсах и фестивалях, просмотра видеозаписей. Художественный вкус развивает: -целеустремленность. Воспитанники стремятся к достижению цели, доведению до конца начатого дела. У них появляется желание добиваться более высоких результатов, -творческие способности. Овладев основными навыками, у воспитанников появляется желание создать свой песенный образ, -организованность. Воспитанники приучаются самостоятельно организовывать процесс деятельности. Контролировать свое поведение, -способность к образному мышлению. В программе реализуются здоровьесберегающие технологии для школьников.  Дыхательная гимнастика  Гимнастика для снятия напряжения глаз  Физкультминутки  Ритмические игры Каждое занятие включает обязательную речевую, артикуляционную разминку, распевки, дыхательную гимнастику, двигательные упражнения для снятия морального, физического напряжения.
Способы проверки результатов обучения
Обобщение полученных знаний и умений, проверка певческих навыков – исполнение песни с элементами сценичности, движениями на концерте, празднике, открытом занятии. Доминирует опыт проверки ритмических, координационных, музыкальных навыков при помощи музыкальных, ритмических, интонационных игр, навыки дети демонстрируют Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
самостоятельно, что дает педагогу возможность понять усвоен ли материал, владеют ли им обучаемые в полной мере или нет, над чем стоит работать. Итоговое занятие – концерт, где дети демонстрируют свои знания, умения, навыки (исполнение репертуара ансамбля).
Прогнозируемый результат
К концу первого года обучения дети должны
Знать:
 расположение нот (пальцевая система).  музыкальные термины (темп, а капелла, унисон, строй, легато, стаккато, форте, пиано).  иметь понятие о творчестве композиторов исполняемых песен.  правила поведения во время репетиций, концертов в зале, на сцене, за кулисами.
Уметь:
 спокойно, не поднимая плеч, брать дыхание и удерживать его до конца фразы.  петь легким звуком на меццо-форте.  при пении свободно открывать рот и округленно формировать гласные.  осмысленно и ясно произносить слова и фразы с выражением логических ударений.  петь безударные слоги тише и легче.  сохранять устойчивую интонацию при пении в унисон и в канонах.  сохранять вдыхательную установку при пении.  ясно произносить согласные в конце слов. Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
 во время пения прислушиваться к пению других, не выделяясь из ансамбля.  исполнять мажорный звукоряд. Художественный уровень Технический уровень Произведение звучит грамотно, убедительно с ясной вокальной дикцией; выдерживается фразировка, динамика, проявляется артистизм; в ансамблевом отношении уравновешен баланс вокальных партий. Высоко позиционное звучание; свободное, естественное звукоизвлечение; свободная и точная работа артикуляционного аппарата; навык резонирование и кантиленного пения, культура звука. Те же требования, что и к оценке «отлично», но могут быть небольшие художественные или технические погрешности хорошо Учащиеся знают произведение, но исполняют его формально. Нет устойчивости навыков, допущены интонационные погрешности. удовлетвори тельно Слабое знание музыкального произведения. Отсутствие необходимых вокально-технических навыков. неудовлетво рительно К концу второго года обучения дети должны Знать:  о творчестве композиторов исполняемых песен.  правила поведения во время репетиций, концертов в зале, на сцене, за кулисами.  музыкальные термины (ансамбль, интервалы, консонанс, диссонанс, синкопа, затакт)
Уметь:
 пользоваться цепным дыханием.  пользоваться дыханием в песнях разных темпов.  выразительно ясно произносить слова.  исполнять песни со сложным ритмическим рисунком (затакт, синкопы).  исполнять по жесту руководителя песни с различной динамикой, изменением темпа, фермата. Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
 различать на слух интервалы: секунда, терция, секста, октава.  понимать музыкальные термины («ансамбль», « канон», « интервал» Художественный уровень Технический уровень оценка Произведение звучит в грамотной, убедительной трактовке. Исполнение достаточно убедительное, осмысленное и артистичное, соблюдены жанровые, стилистические особенности музыки. Относительно свободное владение динамикой, демонстрация навыков сценического поведения. Ровное звучание на всём диапазоне, точное интонирование, высокий слуховой контроль (музыкальная вертикаль); владение различными штрихами (legato, staccato, marcato), специфическими эстрадно- джазовыми вокальными приёмами, элементы импровизации; идентичность фонетики, культура звука. отлично Те же требования, что и к оценке «отлично», но могут быть небольшие художественные или технические погрешности хорошо Учащиеся знают произведение, но исполняют его формально. Нет устойчивости навыков, допущены интонационные погрешности. удовлетворительно Слабое знание музыкального произведения. Отсутствие необходимых вокально-технических навыков. неудовлетворительно К концу третьего года обучения дети должны
Знать:
 приемы звуковедения;  тембры певческого голоса;  элементы сценической культуры;  музыкальные термины (опорное дыхание, дикция, кантилена)
Уметь:
 импровизировать  владеть звуковедением;  … К концу четвертого года обучения дети должны
Знать:
 творчество композиторов исполняемого репертуара. Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
 Иметь сведения о русской народной песни, ее исполнении
Уметь:
 петь под различный аккомпанемент.  точно интонировать в октавном унисоне.  сохранять точный строй в 2-голосных песнях и 3-голосных канонах. единство звучания, как в ансамбле, так и в малых вокальных формах (дуэт, трио).  делать анализ выступления профессиональных певцов, групп, ансамблей.  пользоваться муз. терминами. Художественный уровень Технический уровень оценка Яркое эмоциональное исполнение произведения, понимание музыкального и поэтического текста и их взаимодействия, целостность формы, соблюдение стиля, жанра. Выполнение правил сценического поведения, владение элементами сцен.движения и хореографии. Навыки дыхания, резонирования, позиционной точности, полётности звука. Ровное кантиленное звучание голоса на всём диапазоне, как результат сглаженности регистров; владение тембровой нюансировкой звука и достаточно широким диапазоном, идентичность составляющих элементов ансамблевого звучания (музыкальная вертикаль, динамическое равновесие, ритмическое и дикционное единство, идентичность фонетики, манера исполнения), культура звука, навыки импровизации. отлично Те же требования, что и к оценке «отлично», но могут быть небольшие художественные или технические погрешности хорошо Учащиеся знают произведение, но исполняют его формально. Нет устойчивости навыков, допущены интонационные погрешности. удовлетворительно Слабое знание музыкального произведения. Отсутствие необходимых вокально-технических навыков. неудовлетворительно Калинина Ольга Александровна «Фортуна»

Модель выпускника.
Программа «Фортуна» способствует развитию творческих способностей детей, развитию вокальных навыков, культуры исполнительского мастерства, культуры музыкального восприятия.  Ребенок, способный «чувствовать» и «слышать» музыку  Ребенок с развитым интересом к музыке, пению  Ребенок с эмоциональной отзывчивостью  Ребенок с артистическими задатками  Ребенок с высоким уровнем творческой индивидуальности  Выпускник, осознанно применяющий свои умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности
Условия реализации программы.
1.Материально технические условия:  Кабинет для занятий выделяет школа или Центр внешкольной работы  Наличие синтезатора, 6-8 микрофонов, усилительной аппаратуры  Хорошее освещение  Тесное сотрудничество с родителями.  Диски, флеш-накопители, магнитофон  Компьютер 2.Мотивационные условия:  Литература по вокалу (книги, журналы)  Интернет-ресурсы  Записи современных песен, классика в современной обработке 3.Научно-методические условия: Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
 Подготовка учебных материалов и иллюстраций по темам занятий.  Постоянная работа педагога над повышением своего профессионального уровня через участие в семинарах, курсах. Изучение новинок, опыта работы других педагогов.  Использование разнообразных форм и методов обучения: практических занятий, самостоятельной работы, экскурсий, бесед и т.д. Калинина Ольга Александровна «Фортуна»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Калинина Ольга Александровна «Фортуна» № п/п Разделы и темы занятий Форма занятия Часы Теор ия Прак тика Всего 1 Вводное занятие беседа 1 1 2
Первые шаги на эстраде
2.1 Строение голосового аппарата 2.2 Дирижерские жесты 2.3 Певческая установка 2.4 Певческое дыхание 2.5 Звукообразование 2.6 Темп 2.7 Ритмический рисунок 2.8 Мелодия 2.9 Вокальные упражнения и их роль в пении 2.10 Унисон 2.11 Гигиена певческого голоса 2.12Тембр Практика, Беседа игры 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 52 2 2 4 6 4 4 4 2 14 2 2 6 63 3 3 5 7 5 4 5 3 15 3 3 7 3
Усвоение певческих навыков
3.1 А капелла 3.2Легато 3.3 Стаккато 3.4 Регистры 3.5 Гласные в пении 3.6 Согласные в пении 3.7 Пауза 3.8 Дикция 3.9 Запев. Припев Практика Беседа игры 12 1 1 1 1 2 1 1 1 1 64 4 3 3 2 24 20 2 6 2 76 5 4 4 3 26 21 3 7 3 4 Итоговое занятие Беседа практика 2 2 4 Всего
26

118

144


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п Разделы и темы занятий Форма занятия Часы Теор ия Прак тика Всего 1 Вводное занятие Лекция 1 1 2 Закрепление вокальных навыков 2.1Ансамбль. Его виды 2.2 Камертон 2.3 Соло. Солист 2.4 Консонанс 2.5 Диссонанс 2.6 Интервалы 2.7 Двухголосие 2.8 Канон 2.9 Цепное дыхание 2.10 Музыкальный размер 2.11 Сценическая культура Практика Беседа Слуховой анализ 13 1 0,5 0,5 1 1 2 2 1 1 1 2 54 4 2 4 4 4 6 8 6 6 4 6 67 5 2,5 4,5 5 5 8 10 7 7 5 8 3
Художественный образ в песне
3.1 Смысловой разбор текста 3.2 Характер в музыке 3.3 Динамические оттенки как средство выразительности 3.4 Синкопа 3.5Такт. Затакт 3.6 Танец и песня- два в одном 3.7 Образ песни через жесты 3.8 Современные исполнители и их сценический образ 3.7 Сценический костюм Практика Беседа Просмотр видео Концерт 15 4 2 3 1 1 1 1 1 1 59 10 8 8 4 6 8 8 4 3 74 14 10 11 5 7 9 9 5 4 4 Итоговое занятие Беседа Практика 1 1 2 Всего
30

114

144
Калинина Ольга Александровна «Фортуна»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Разделы и темы занятий Форма занятия Часы Тео- рия Практи ка Всего 1 Вводное занятие Беседа 1 1 2
Развитие гармонического слуха
2.1Аккомпанимент, его виды 2.2 Фонограмма 2.3 Аранжировка 2.4 Работа с микрофоном 2.5 Характеристика певческих голосов 2.6 Особенности ансамблевого пения 2.7 Опорное дыхание 2.8 Знакомство с различной манерой пения Практика Беседа Экскурсия Просмотр видео 13 2 2 2 1 1 1 2 2 60 6 14 4 16 4 5 6 5 73 8 16 6 17 5 6 8 7 3
Развитие гармонического слуха
3.1 Понятие лада 3.2 Мажор 3.3 Минор 3.4 Двухголосие 3.5 Музыкальная форма 3.6 Интерпретация 3.7 Концерты, фестивали, конкурсы- цели и задачи 3.8 Виды концертной деятельности Практика Беседа Конкурс Концерт 10 2 1 1 1 2 1 1 1 58 7 7 7 12 8 4 8 5 68 9 8 8 13 10 5 9 6 4 Итоговое занятие Беседа Практика 2 2 Всего
23

121

144
Калинина Ольга Александровна «Фортуна»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п Разделы и темы занятий Форма занятия Часы Тео- рия Практи ка Всего 1 Вводное занятие Беседа 1 1 2 2
Вокальные навыки, отработка
2.1 Позиция звука 2.2 Филировка 2.3 Фразировка 2.4 Атака звука 2.5 Тесситура 2.6 Нюансировка 2.7 Опорное дыхание 2.8 Сценическая культура Практика Беседа Практика Просмотр видео 22 3 2 3 3 4 2 2 3 76 12 10 9 12 7 8 11 7 98 15 12 12 15 11 10 13 10 3
Развитие гармонического слуха
3.1Работа с микрофоном 3.2 Элементы многоголосия: а) канон, б) построение интервалов, в) трезвучий 3.4 Ансамблевое пение 3.5 Концерты, фестивали, конкурсы- Практика Практика Концерт 9 2 1 2 3 1 105 18 19 21 22 17 8 114 20 20 23 25 18 8 4 Итоговое занятие Беседа Практика 1 1 2 Всего
33

183

216
Калинина Ольга Александровна «Фортуна»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка. М., 1989 2. Конституция Российской Федерации. М., 1993 3. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. М, 2014 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1008. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», М., 29.08. 2013 5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы /(СанПиН 2.4.4.3172 – 14) М, 20.08.2014 6. Устав МБУ ДО Центра внешкольной работы № 2, 2015 7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Для педагога
1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы, праздники.- М., 2007 2. Венурова Т., Пигарева О. «Воспитание музыкой», М. «Музыка», 1985 г. 3. Ветлугина Н., «Вокально-хоровая работа в школе», М. «Просвещение», 1987 г. 4. Головина М., «Музыкальный образ», М. «Просвещение», 1994 г. 5.Кабалевский Д., «О музыке доступной и недоступной для детей», М. «Советский композитор», 1976 г. 6. Конен Е., «Новые массовые жанры в музыке», М. «Просвещение», 1998 г. 7. Любский С., «О двухголосном пении в школе», М. «Музыка», 1971 г. 8. Морозов, «Тайны вокальной речи», М. «Просвещение», 1992 г. Калинина Ольга Александровна «Фортуна»
9. Румер М., Орлова Н., «Начальное обучение пению», «Советский композитор», 1975 г. 10. Сергеев А., «Воспитание детского голоса», М., «Музыка», 1987 г. 11. Шредер О., «Работа с солистами», М. «Просвещение», 1975 г. 12. Юсон, «Певческий голос», «Советский композитор», 1968 г. 13. Яковлева Н., «Ансамблевая работа», М. «Музыка», 1978 г. Калинина Ольга Александровна «Фортуна»


В раздел дополнительное образование