Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Образовательная робототехника и лего-конструирование в образовательном пространстве детского сада и школы"

Опыт работы

Автор: Калиниченко Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования, МАОУ "Прогимназия "Центр детства", город Новый Уренгой, ЯНАО



В раздел дополнительное образование


Введение
В рамках дополнительного образования в части основной образовательной программы в «Прогимназии «Центр детства» реализуется программа «Перворобот», которая была разработана на основе программы «Робототехника и лего-конструирование в детском саду» под авторством Вершининой Натальи Владимировны.
Актуальность
Лего-технология и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как: • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие); • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми
технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Новизна
внедрения курсая робототехника и лего-коструирования заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo и думаем скоро мы сможем работать с более современным набором Lego Wedo-2. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, конструирование, программирование и технический дизайн. Цель реализации программы курса лего-конструирования и робототехники развитие технического творчества и формирование профориентации научно – технической направленности у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего и робототехники
Задачи:
- формировать первичные представления о конструировании и робототехнике, ее значении в жизни человека; - приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел; - развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при
конструировании робототехнических моделей - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре). Работа в данном направлении реализуется с 4 до 7 лет с детьми дошкольного возраста средствами нашего образовательного учреждения и с 8 до 10 лет средствами ДО Дома детского творчества на базе «Прогимназии «Центр детства». Таким образом осуществляется преемственность дошкольного и начального школьного образования В средней группе (с 4 до 5 лет) Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта, закрепляют навыки работы с кон структором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это кон струирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и
условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. Испытывая недостаток в учебных пособиях, мы совместно с детьми подготовительной группы и начальной школы разработали учебное пособие для детей средней группы. В настоящее время работаем над созданием пособий к блоку первые механизмы, простые механизмы и блоку робототехника. Эти пособия помогают с интересом, без особых затруднений освоить соединения деталей и передачи. Поэтому дети уже со средней группы с большим интересом знакомятся, как с помощью мотора вращается ось, какую передачу нужно создать, чтобы бабочка летела слева направо, а не сверху вниз и так далее. (показать пособие) Для эффективной организации занятий в нашем учреждении создан кабинет, где проводятся занятия по лего конструированию и робототехнике. Проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста и начальной школы работают с одним комплектом набора у нас их 24 комплекта, когда проводятся разного уровня конкурсы – возникают трудности из-за недостающих деталей. Концепция опирается на то, что в ходе всего цикла занятий по робототехнике учащиеся должны приобрести знания и навыки по определенным темам, которые разбиты на блоки механизмы, архитектура, программирование и дизайн, позволяющим познакомиться с темами, которые рассматриваются на робототехнических специальностях в дальнейшем в высших учебных заведениях
Новизна курса лего конструирование и робототехника
заключается в исследовательской и исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с
миром технического творчества. На занятиях осуществляется авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, он экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Реализация проекта значима для развития системы образования, так как
способствует:
 Обеспечению работы в рамках ФГОС;  Формированию имиджа детского образовательного учреждения;  Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;  Повышению профессионального уровня педагогов;  Участию педагогов в конкурсах различных уровней;  Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники. Планируемые результаты реализации проекта - ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности; - ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары); - ребенок обладает установкой положительного отношения к робото- конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации; - ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; - ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO и FUN S BOT; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором; - ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками; - ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей; - ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать; - ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT по разработанной схеме; демонстрирует
технические возможности роботов; - ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT.
Основная идея
проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO. Реализация идеи проекта с использованием LEGO- технологии проходит в нескольких направлениях.


В раздел дополнительное образование