Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Школа вежливых наук"

Образовательная программа

Автор: Селезнева Виктория Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №37, город Кемерово, Кемеровская область



В раздел дополнительное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича» г. Кемерово


«Согласовано»
Заместитель директора по ВР ___________/Л.Г. Игнатьева/ от «____ » _________2015 г.
«Утверждаю»
Директор _______________/В.М.Марчук/ от «____»__________2015 г.
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Школа вежливых наук»
Направление художественно- эстетическое
Составитель:
Селезнева Виктория Сергеевна учитель начальных классов
2 2015
3
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………3 2. Тематический план……………………………………...5 3. Содержание программы………………………………..9 4. Условия реализации программы……………………..11 5. Прогнозируемые результаты…………………………12 6. Перечень ключевых слов……………………………...12 7. Список литературы ………………………………..12 8. Приложение……………………………………………15 Календарно-тематический план (по годам обучения)
Пояснительная записка

4 В наше время, когда под воздействием прогресса, науки, образования, культуры происходит бурное развитие способностей человека, когда высокий уровень стал необходимостью существования человека в новых условиях, особенно остро встает проблема культурно-речевого воспитания детей. Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Именно для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне человека, желание дать ему себе моральную оценку. Назрела необходимость специализированных занятий человечности, на которых ребенок мог бы не только получать теоретические основы, например: этикета, но и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Цель программы
Цель в формировании развитии устойчивых форм поведения обучения и воспитания нравственной культуры учащихся.
Задачи программы
Цель программы определяет следующие задачи: Обучающие: 1. Формировать обучающихся знаний поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим. 2. Расширить углубление знаний о культуре поведения общества. 3. Познакомить с историей этикета. Воспитывающие: 1. Потребность в совершенстве нравственных основ: такта, деликатности, вежливости, доброты. 2. Воспитывать качества необходимые для общения. 3. Воспитывать уважительное отношение к себе, к окружающим, к своей школе. Развивающие: 1. Развить познавательный интерес к общению, желанию самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично. 2. Развивать речь.
Общая характеристика

5 Возрастные особенности младшего школьного возраста требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме(игровой) были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.
Принципы программы
Основными принципами программы являются: - принцип гуманизма и человечности; - принцип целесообразности действий, принцип дифференциации( отбор содержания, форм и методов в работе с детьми) - принцип красоты или эстетической привлекательности поведения - принцип личностного подхода (признание личности развивающегося человека высшей ценностью, признание уникальности и своеобразие каждого ребенка) - принцип соблюдения народных обычаев и традиций Структура занятия данной программы ориентирует ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека, путем разнообразных методических форм организуемых педагогом: диалог, игры, деятельности, тренинга, анализа и обыгрывание ситуаций, эксперимента и творчества. К основным методам относятся: 1. Эмоциональные 2. Познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий) 3. Волевые (размышление, анализ собственных поступков) 4. Социальные (развитие желания быть полезным людям, создание ситуации взаимопомощи)
Место программы в плане
Программа общим объемом 111 ч. разработана для обучающихся младшего школьного возраста на 1 год обучения: 1 кл. – 111 ч. (6 ч. в нед.), по 35 минут занятие с интервалом 10 минут.
Тематическое планирование «Школа вежливых наук»

6
1 класс (111ч.)
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов теоретически е Практические 1
Раздел 1.
1.1. Введение, знакомство, презентация кружка «Школа вежливых наук» 1.1. 1 1 1 1 2
Раздел 2. Я – первоклассник. Как я

выгляжу
2.1. Понятия «я», «Внешний вид» 2.2. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. 2.3. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. 2 2 2 1 1 1 1 1 1 3
Раздел 3. Что в нашем имени?
3.1 .Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «прозвище». 3.2. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. .Имя и отношение к человеку. 2 2 1 1 1 1 4
Раздел 4. Плохо одному
4.1 .Необходимость человека в общении 4.2. Речь – важнейшее средство общения 2 2 1 1 1 1 5
Раздел 5. Товарищи и друзья. Как

завоевывать друзей
5.1. Понятия «товарищ», «друг». 5.2. Товарищество и дружба в традициях русского народа. 2 2 1 1 1 1 6
Раздел 6. Без друзей меня чуть-чуть
6.1 .Правила общения с товарищами и друзьями. 6.2. Взаимовыручка. Взаимопомощь 2 2 1 1 1 1 7
Раздел 7. Мы выбираем дружбу
7.1. Праздник 1 1 8
Раздел 8. Что такое этика и этикет
2.1. Понятие «Этика», «Этикет». Специфика речевого общения. 2.2. Речь и отношение человека к людям 2 1 1 1 1 9
Раздел 9. Роль мимики, жестов и позы в

общении
2.1. Понятие «Мимика», «Жесты», «Поза» 2.2. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. 2.3. Игра «Угадай по мимике мое настроение» 2 1 1 1 1 1 1
7 10
Раздел 10. О вежливых словах и их

применении.
2.1. Содержание понятия «Вежливость», «Этикет» 2.2. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. 2 2 1 1 1 1 11
Раздел 11. Правила знакомства,

представления и обращения.
2.1. Знакомство с правилами знакомства, представления, обращения. 2.2. Разыгрывание ситуаций. 2 1 1 1 1 12
Раздел 12. Правила приветствия и

прощания.
2.1. Знакомство с правилами приветствия, прощания. 2.2. Моделирование ситуаций. 2 1 1 1 1 13
Раздел 13. Правила извинения и просьбы
2.1. Знакомство с правилами извинения, просьбы. 2.2. Разыгрывание ситуаций. 2 1 1 1 1 14
Раздел 14. Правила благодарности и

отказа
2.1. Знакомство с правилами благодарности, отказа. 2.2. Моделирование ситуаций. 2 1 1 1 1 15
Раздел 15. Что такое хорошо и что такое

плохо
2.1. Игра. 1 1 16
Раздел 16. Старших надо уважать,

малышей – не обижать
2.1. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. 2.2. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. 2.3. Русские традиции отношения к старшим. 2 2 2 1 1 1 1 1 1 17
Раздел 17. Отношение к учителю
2.1. Как надо относиться к учителю? 2.2. Этикет в общении с учителем. 1 1 1 1 18
Раздел 18. Моя семья
2.1. Проблемная ситуация как надо относиться к малышам? 2.2. Помощь и забота по отношению к маленьким. 1 1 1 1 19
Раздел 19. Как вести себя в школе, на

переменах
2.1. Знакомство с правилами поведения на переменах. 2.2. Веселые инсценировки. 2 1 1 1 1 20
Раздел 20. Правила поведения в столовой,

8
за столом
2.1. Знакоство с правилами поведения в столовой, за столом 2.2. Ролевая игра «Мы в столовой». 2 1 1 1 1 21
Раздел 21. Правила поведения с гостями,

в гостях, приглашение гостей
2.1. Знакомство с правилами поведения в гостях. 2.2. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях» 2 1 1 1 1 22
Раздел 22. Искусство делать подарки
2.1. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. 2.2. Разыгрывание ситуации. 2 1 1 1 1 23
Раздел 23. Как правильно разговаривать

по телефону
2.1. Понятие «тактичность». 2.2. Знакомство с правилами общения по телефону. 2.3. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» 2 2 1 1 1 1 1 1 24
Раздел 24. Правила поведения в

общественном транспорте
2.1. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. 2.2. Ролевая игра «В автобусе» 2 1 1 1 1 25
Раздел 25. Как вести себя в

общественных местах
2.1. Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? 2.2. Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 2 2 1 1 1 1 26
Раздел 26. Правила поведения в театре и

кино
2.1. Знакомство с правилами поведения в театре и кино. 2.2. Моделирование ситуаций. 2 1 1 1 1 27
Раздел 27. Поведение в библиотеке и

музее
2.1. Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. 2.2. Экскурсия в библиотеку. 2 1 1 1 1 28
Раздел 28. Как вести себя с людьми с

ограниченными возможностями
2.1. Понятие «люди с ограниченными возможностями. 2.2. Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. 2 2 1 1 1 1 29
Раздел 29. Мы соберем большой хоровод
2.1. Праздник с родителями. 1 1
9 30
Раздел 30. Добро и зло в сказках
2.1. Добрые и злые поступки, их последствия. 2.2. Добро и зло в отношениях между людьми. 2.3. Главное в сказках – победа добра над злом. 2.4. Слушание сказок и их обсуждение. 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 31
Раздел 31. Сказки – волшебство, чудо и

правда
31.1. Волшебство, чудо и правда в сказках. 31.2. В сказках – мечты людей. 32.3. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. 2 2 1 1 1 1 1 1 32
Раздел 32. Сказка – ложь, да в ней намек
32.1. Лгать, врать, говорить неправду - плохо. 32.2 .Победа правды над кривдой в сказках. 2 2 1 1 1 1 33
Раздел 33. Праздник вежливых ребят
33.1. Праздник. 1 1 34
Раздел 34. Что мы узнали и чему

научились
34.1 .Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». 1 1
В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:
111 44 67
Содержание программы

10
1 класс (111 ч)

Раздел 1.
Ведение. Знакомство
Раздел 2. Я – первоклассник. Как я выгляжу
Понятия «я», «Внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена .
Раздел 3. Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку
Раздел 4. Плохо одному
Необходимость человека в общении Речь – важнейшее средство общения
Раздел 5. Товарищи и друзья. Как завоевывать друзей
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа .
Раздел 6. Без друзей меня чуть-чуть
Правила общения с товарищами и друзьями. Взаимовыручка
Раздел 7. Мы выбираем дружбу
Праздник
Раздел 8. Что такое этика и этикет
Понятие «Этика» Понятие «Этикет» Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям
Раздел 9. Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятие «Мимика» Понятие «Жесты» Понятие «Поза» Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение»
Раздел 10. О вежливых словах и их применении.
Содержание понятия «Вежливость» Содержание понятия «Этикет» Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении Основные правила вежливости в общении
Раздел 11. Правила знакомства, представления и обращения.
Знакомство с правилами знакомства, представления, обращения. Разыгрывание ситуаций.
Раздел 12. Правила приветствия и прощания.
Знакомство с правилами приветствия, прощания.
11 Моделирование ситуаций.
Раздел 13. Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения, просьбы. Разыгрывание ситуаций
Раздел 14. Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами благодарности. Знакомство с правилами отказа. Моделирование ситуаций.
Раздел 15. Что такое хорошо и что такое плохо
Игра.
Раздел 16. Старших надо уважать, малышей – не обижать
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Раздел 17. Отношение к учителю
Как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
Раздел 18. Моя семья
Проблемная ситуация как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким .
Раздел 18. Моя семья
Проблемная ситуация как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
Раздел 19. Как вести себя в школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
Раздел 20. Правила поведения в столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
Раздел 21. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях»
Раздел 22. Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуации .
Раздел 23. Как правильно разговаривать по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
Раздел 24. Правила поведения в общественном транспорте
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
Раздел 25. Как вести себя в общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
12
Раздел 26. Правила поведения в театре и кино
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
Раздел 27. Поведение в библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
Раздел 28. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями
Понятие «люди с ограниченными возможностями. Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.
Раздел 29
.
Мы соберем большой хоровод
Праздник с родителями .
Раздел 30. Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение .
Раздел 31. Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
Раздел 32. Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду - плохо. Победа правды над кривдой в сказках .
Раздел 33. Праздник вежливых ребят
Праздник.
Раздел 34. Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Условия реализации программы
Кабинет эстетично оформлен, компьютер, принтер.
Игры
Настольные развивающие игры.
Учебно-практическое оборудование
Цветные карандаши, бумага, краски.
Результат обучения
Планируя учебную деятельность по программе предусматриваются следующие результаты:
13 1. Повышение уровня общей культуры у детей: поведение, общение, внешнего облика, общение с природой. 2. Воспитания, уважение к окружающим людям. 3. Приобретение навыков вежливости, хороших манер в любых жизненных ситуациях. 4. Осмысление элементарных норм нравственности. 5. Расширение словарного запаса. Таким образом обучение программе «Школа вежливых наук» дает не только теоретическую основу воспитанности и вежливости, но и умения, навыки необходимые ребятам в практической повседневной жизни.
Перечень ключевых слов

Э́

тика
— философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.
Этике́

т
(от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе [1] , поддерживающие представления данного общества о подобающем [2] .
Ми́

мика
(от др.-греч. μῑμέομαι — подражать [1][2] ) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» [3] или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека»
Жест
(от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом .
Вежливость
- черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
Список литературы

Для учителя:
1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
14 2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г. 3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. 4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000. 5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с. 6. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006. 7.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996. 8. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с. 9.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. 10.Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990. 11.Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999. 12.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 13.Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996. 14.Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998. 15.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г. 2. Барто А.Л. В театре. 3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989. 4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985. 5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996. 6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный. 7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо. 8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985. 9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. 10.Осеева В.А. Волшебное слово 11.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010 12.Русская народная сказка. Лиса и Журавль
15 13.Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000. 14.Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991. 15.Толстой Л.Н. Волк и собака. 16.Чуковский К. И. Федорино горе. 17.Чуковский К.И. Мойдодыр. 18.Чуковский К.И. Телефон. 19.Чуковский К.И. Краденое солнце. 20.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010. 21.Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010. 22.Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010. 23.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича» г. Кемерово
16


«Согласовано»
Заместитель директора по ВР ___________/Л.Г. Игнатьева/ от «____ » _________2015 г.
«Утверждаю»
Директор _______________/В.М.Марчук/ от «____»__________2015 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2015 – 2016 учебный год

по образовательной программе

«Школа вежливых наук»
возраст обучающихся: 6-9 лет срок реализации: 1 год обучения
Составитель:
Селезнева Виктория Сергеевна учитель начальных классов 28.08.2015
Календарно-тематическое планирование

«Школа вежливых наук»
Для начальных классов общеобразовательных школ 1 класс (111ч.)
17 № п/п Наименование разделов и тем Дата Примечание 1
Раздел 1.
1.2. Ведение 1.3. Знакомство Сентябрь 2
Раздел 2. Я – первоклассник. Как я

выгляжу
2.1. Понятия «я» 2.2. «Внешний вид» 2.3. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. 2.4. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. 2.5. Личная гигиена. Сентябрь 3
Раздел 3. Что в нашем имени?
2.1. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «прозвище». 2.2. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. 2.3. Имя и отношение к человеку Сентябрь 4
Раздел 4. Плохо одному
2.1. Необходимость человека в общении 2.2. Речь – важнейшее средство общения Сентябрь Октябрь 5
Раздел 5. Товарищи и друзья. Как

завоевывать друзей
2.1. Понятия «товарищ», «друг». 2.2. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Октябрь 6
Раздел 6. Без друзей меня чуть-чуть
2.1. Правила общения с товарищами и друзьями. 2.2. Взаимовыручка 2.3. Взаимопомощь Октябрь 7
Раздел 7. Мы выбираем дружбу
2.1. Праздник Октябрь 8
Раздел 8. Что такое этика и этикет
2.1. Понятие «Этика» 2.2. Понятие «Этикет» 2.3. Специфика речевого общения. 2.4. Речь и отношение человека к людям Октябрь 9
Раздел 9. Роль мимики, жестов и позы в

общении
2.1. Понятие «Мимика» 2.2. Понятие «Жесты» Октябрь
18 2.3. Понятие «Поза» 2.4. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. 2.5. Игра «Угадай по мимике мое настроение» Ноябрь 10
Раздел 10. О вежливых словах и их

применении.
2.1. Содержание понятия «Вежливость» 2.2. Содержание понятия «Этикет» 2.3. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. 2.4. Основные правила вежливости в общении. Ноябрь 11
Раздел 11. Правила знакомства,

представления и обращения.
2.1. Знакомство с правилами знакомства. 2.2. Знакомство с правилами представления. 2.3. Знакомство с правилами обращения. 2.4. Разыгрывание ситуаций. Ноябрь Декабрь 12
Раздел 12. Правила приветствия и

прощания.
2.1. Знакомство с правилами приветствия. 2.2. Знакомство с правилами прощания. 2.3. Моделирование ситуаций. Декабрь 13
Раздел 13. Правила извинения и просьбы
2.1. Знакомство с правилами извинения. 2.2. Знакомство с правилами просьбы. 2.3. Разыгрывание ситуаций. Декабрь 14
Раздел 14. Правила благодарности и

отказа
2.1. Знакомство с правилами благодарности. 2.2. Знакомство с правилами отказа. 2.3. Моделирование ситуаций. Декабрь 15
Раздел 15. Что такое хорошо и что такое

плохо
2.1. Игра. Январь 16
Раздел 16. Старших надо уважать,

малышей – не обижать
2.1. Семья, родители, родные. 2.2. Отношение поколений в семье. 2.3. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. 2.4. Русские традиции отношения к старшим. Январь 17
Раздел 17. Отношение к учителю
Январь
19 2.1. Как надо относиться к учителю? 2.2. Этикет в общении с учителем. 18
Раздел 18. Моя семья
2.1. Проблемная ситуация как надо относиться к малышам? 2.2. Помощь и забота по отношению к маленьким. Январь Февраль 19
Раздел 19. Как вести себя в школе, на

переменах
2.1. Знакомство с правилами поведения на переменах. 2.2. Веселые инсценировки. Февраль 20
Раздел 20. Правила поведения в столовой,

за столом
2.1. Знакоство с правилами поведения в столовой, за столом 2.2. Ролевая игра «Мы в столовой». Февраль 21
Раздел 21. Правила поведения с гостями,

в гостях, приглашение гостей
2.1. Знакомство с правилами поведения в гостях. 2.2. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях» Февраль 22
Раздел 22. Искусство делать подарки
2.1. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. 2.2. Разыгрывание ситуации. Февраль 23
Раздел 23. Как правильно разговаривать

по телефону
2.1. Понятие «тактичность». 2.2. Знакомство с правилами общения по телефону. 2.3. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» Март 24
Раздел 24. Правила поведения в

общественном транспорте
2.1. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. 2.2. Ролевая игра «В автобусе» Март 25
Раздел 25. Как вести себя в

общественных местах
2.1. Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? 2.2. Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Март 26
Раздел 26. Правила поведения в театре и

кино
2.1. Знакомство с правилами поведения в театре и кино. 2.2. Моделирование ситуаций. Март
20 27
Раздел 27. Поведение в библиотеке и

музее
2.1. Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. 2.2. Экскурсия в библиотеку. Март 28
Раздел 28. Как вести себя с людьми с

ограниченными возможностями
2.1. Понятие «люди с ограниченными возможностями. 2.2. Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. Март 29
Раздел 29. Мы соберем большой хоровод
2.1. Праздник с родителями. Апрель 30
Раздел 30. Добро и зло в сказках
2.1. Добрые и злые поступки, их последствия. 2.2. Добро и зло в отношениях между людьми. 2.3. Главное в сказках – победа добра над злом. 2.4. Слушание сказок и их обсуждение. Апрель 31
Раздел 31. Сказки – волшебство, чудо и

правда
2.1. Волшебство, чудо и правда в сказках. 2.2. В сказках – мечты людей. 2.3. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Апрель 32
Раздел 32. Сказка – ложь, да в ней намек
2.1. Лгать, врать, говорить неправду - плохо. 2.2. Победа правды над кривдой в сказках. Апрель 33
Раздел 33. Праздник вежливых ребят
2.1. Праздник. Апрель 34
Раздел 34. Что мы узнали и чему

научились
2.1. Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Май
Итого 111


В раздел дополнительное образование