Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НА ФОРТЕПИАНО УЧАЩИХСЯ ДМШ"

методическое сообщение

Автор: Хадиева Марина Викторовна, преподаватель класса фортепиано, МБУДО "ДШИ" Балтасиеского муниципального района, Республика Татарстан, пгт Балтаси



В раздел дополнительное образование

Министерство культуры Республики Татарстан МБУДО “Детская школа искусств” Балтасинского муниципального района Методическое сообщение «
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С

ЛИСТА НА ФОРТЕПИАНО УЧАЩИХСЯ ДМШ»
Выполнила: Хадиева Марина Викторовна преподаватель Балтаси 2016

1.1. Психологические аспекты чтения с листа на фортепиано
Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения: разбор и чтение с листа. Если разбор - это медленное проигрывание пьесы с тщательным изучением текста, то чтение с листа - безостановочное исполнение незнакомого произведения в темпе и характере, приближенных к требуемым. Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для развития музыкального кругозора и развития исполнительских навыков пианиста. Оно представляет собой форму деятельности, которая открывает наиболее благоприятные возможности для глубокого и широкого изучения музыкальной литературы. Г.Г. Нейгауз назвал рояль самым интеллектуальным среди всех инструментов, так как на нем возможно исполнение не только фортепианной классики. Музыканты, регулярно практикующиеся в чтении с листа, знакомятся с большим количеством произведений различных авторов, художественных стилей, эпох. Помимо репертуара, который предназначен для фортепиано, исполнители знакомятся с оперными, балетными клавирами, аранжировками камерно-инструментальных, вокальных, симфонических произведений. Обогащая свой исполнительский опыт, пополняя фонд своих музыкальных впечатлений и образов, исполнитель в ходе чтения с листа развивает музыкальное сознание, расширяет творческий, эмоциональный багаж и исполнительские навыки. Процесс чтения нот с листа волнует не одно поколение музыкантов, являясь одним из актуальных аспектов исполнительской педагогики. Вопросы обучения чтению нот с листа волнуют педагогов и методистов долгое время, начиная с руководств и трактатов XVI-XVIII веков до методических работ нашего времени. Ф.Э. Бах выделяет чтение с листа среди необходимых навыков музыканта, который должен уметь «сочинять фантазии, а также экспромтом
обрабатывать заданную ему тему… одинаково легко играть во всех тональностях, моментально и безошибочно транспонировать, читать с листа любое произведение, … владеть знанием генерал-баса» [4, с. 41]. В XIX веке требования по чтению нот с листа можно найти в программной документации многих авторитетных музыкальных заведений как России, так и за рубежом. Чтению музыки уделялось самое пристальное внимание в российских консерваториях. Так, Н.Г. Рубинштейн заставлял учеников аккомпанировать с листа концерты. Подобной системы придерживались Н.Г. Зверев, В.И. Сафонов, Л.К. Николаев, Г.Г. Нейгауз и другие выдающиеся педагоги-пианисты. Т. Камаева и А. Камаев отмечают роль чтения с листа в практике музицирования. Они пишут, что «еще сто лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования … Не будучи профессионалами, простые люди обладали высоким уровнем знаний в области искусства» [17]. При характеристике чтения с листа всегда подчеркивается непрерывность, безостановочность данного процесса. Ф. Брянская пишет, что это «исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным» [5, с. 7]. При этом важным является исполнение с максимально возможным раскрытием содержания произведения. М. Фейгин указывает на «охват в общих чертах содержания музыки, исполнение ее в целом, хотя бы и приближенное» [50]. К. Цатурян пишет: «Чтение с листа - это сквозное проигрывание-исполнение неизвестного или малоизвестного произведения с целью сформировать в условиях приблизительного воспроизведения нотной записи первоначальный художественный образ на основе раскрытия эмоционально-смыслового содержания музыки» [51, с. 23]. При чтении с листа (за исключением ситуации вынужденного чтения с листа в условиях концертного выступления) создается особый психологический настрой, а ознакомление с новой музыкой превращается в
процесс, имеющий привлекательную эмоциональную окраску. К.Н. Игумнов указывал, что первое соприкосновение с ранее неизвестным произведением «прежде всего дает волю непосредственному чувству, остальное приходит потом» [цит. по: 30, с.47]. Чтению с листа свойственна и тонкая психологическая закономерность, о которой писал В.А. Сухомлинский, говоря о чтении литературы: «соотносится с собой, отражается в духовной жизни личности с наибольшей силой то, что не обязательно запоминать, что не нужно подвергать специфическому анатомированию» [45, с.59]. Исследование процесса чтения с листа на фортепиано, учитывая его сложность, представляет большие трудности, и, кроме того, помимо практических наблюдений необходимо понимание психологической структуры этого навыка и его физиологической основы. Чтение с листа представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Первый этап - предварительный зрительный анализ нотного текста без инструмента, предшествующий исполнению. В ходе анализа определяются тональность, темп, характер, размер исполняемого произведения, осуществляется беглый обзор текста с целью выявления типа фактуры, случайной альтерации, изменений темпа и т.п. Р. Шуман советовал молодым музыкантам: «Если тебе предлагают сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами» [55, с.4]. Рекомендуя ученикам читать музыку глазами до игры, Л.Н. Оборин ссылался при этом на собственную практику: «Если я посмотрю текст, то после мне легче воспроизвести его на фортепиано, легче читать ноты, потому что я вижу фразировку, вижу соотношение голосов, знаки препинания. И когда садишься за фортепиано, уже легче работать…» [цит. по: 7, с.26]. Второй этап - непосредственное исполнение нотного текста. Это сложная деятельность, связанная с координацией всего двигательного аппарата и предъявляющая повышенные требования к работе зрения и слуха, психологическим процессам внимания, памяти, мышления. Процесс
осложняется тем, что внимание должно быть направлено одновременно на различные фрагменты текста: тот, который еще нужно сыграть, и тот, который исполняется в данный момент. Одним из главных условий при чтении музыки с листа является зрительное восприятие и внутренне слуховое представление предстоящего текста, умение «смотреть вперед». Чем опытнее играющий, тем больше развит у него внутренний слух, тем больше объем у него рассматриваемого вперед материала. «У лиц с высокоразвитым внутренним слухом, - пишет Б.М. Теплов, - имеет место … непосредственное слышание глазами», превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-звуковое восприятие. Внутренний слух опытного музыканта отмечается не просто яркостью музыкально-слуховых представлений, а своеобразным «соединением» этих представлений со зрительными образами нотного текста. И когда такой «союз» образовался, музыкант получает способность «слышать читаемые глазами ноты» [48, с.35]. Примером зрительно-слуховой «дальновидности» являлся Ф. Лист. Исполняя незнакомое произведение, музыкант пробегал глазами нотный текст на 8 тактов вперед. Такой способностью отличались С.В. Рахманинов, А.Б. Гольденвейзер. У неопытного музыканта расстояние между видимым в нотах и проигрываемым на инструменте сокращается в несколько раз. При чтении с листа важно умение предвосхищать текст музыкального произведения, предугадывать его развитие. Это возможно в произведениях с «предсказуемым» музыкальным развитием, поостренных на классических основах формообразования, гармонии, фактуры, мелодики и т.п. На особую роль предугадывания при чтении с листа указывал И. Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг» [12, c.110]. Предсказуемость читаемого с листа текста зависит от нескольких факторов. Первый можно отнести к объекту чтения и
характеристики сложности сообщения. Чем выше формально упорядочен текст, тем предсказуемее его продолжение. Второй фактор относится к субъекту и связан с «кругозором» пианиста. И. Гофман подчеркивал, что «быстрота успеха зависит от уровня вашего образования, ибо, чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы» [12, с.176]. Другим необходимым условием при чтении с листа является неотрывность взгляда играющего от нотного текста, умение играть «вслепую», свободно ориентируясь на клавиатуре. Отвлекаясь в процессе игры глазами от нотных строчек, играющий легко теряет тот фрагмент, который исполняет в данный момент. Одним из условий успешного чтения с листа является способность воспринимать не отдельные музыкальные знаки (ноты, ритмический рисунок), а целые музыкально-ритмические комплексы. Знание фактурных элементов (гаммообразные, арпеджированные последовательности, ритмические формулы) позволяет «экономить время» на распознавании нотного текста. Схватывая одним взглядом общую конфигурацию мелодического рисунка, его направленность, узнавая в тексте различные мелодические стереотипы, музыкант не должен испытывать затруднений в абсолютной расшифровке каждого звука в нотах. При этом разгружается внимание играющего; в привычных фактурных ситуациях использует отлаженные психомоторные действия. При чтении с листа музыкант должен опознать и воспроизвести более или менее структурно завершенные мысли. Игра по фразам придает процессу чтения осмысленность, эмоциональную окраску. Если говорить о развитии способности воспринимать целостные комплексы, то первая ступень чтения с листа – это как правило «понотное» чтение, основанное на восприятии отдельных музыкальных знаков. На второй ступени обучения формируется умение прочесть мелодическую интонацию, попевку, интервал. На этой ступени важно:
- овладеть принципом слияния нескольких звуков в одну музыкальную интонацию и при этом разной трудности: из двух звуков, из нескольких звуков, с возвратом на первый звук, с поступенным ходом, с ходом на большие интервалы, с устремлением к новому звуку, с диссонирующим звучанием и пр.; - научиться соединять интонации в мелодические обороты, а последние - в музыкальные фразы и т.д.; - выработать твердые ассоциации между нотным знаком и звуком, нотным знаком и клавишей, нотным знаком и двигательным образом, нотным выражением интервала, аккорда как оптического образа и их акустическим и двигательным образом. Самой трудной задачей является объединение нескольких звуков (в их оптическом выражении) в интонацию, попевку. Объединение интонаций и мелодических попевок в музыкальные фразы и т.д. уже дается легче. Труднее всего - слияние двух звуков в интервал, особенно взятый одновременно. Установление ассоциативной связи между зрительным, слуховым и двигательным представлениями имеет особенно важное значение при обучении чтению с листа на фортепиано. Ассоциативные связи гибки, динамичны, закрепляются под контролем сознания и формируются как связь оптических образов со слуховыми и двигательными навыками путем активного выделения существенного во второстепенном, закономерного в случайном. На этапе чтения интонациями, полевками овладение смыслом носит отсроченный характер: смысл мелодического оборота схватывается на второй его части (если он знаком), т.е. овладение смыслом как бы и опаздывающее и опережающее глаз. Мышление должно быть все время направляемо на преодоление разрыва между овладением смыслом всей фразы и овладением мелодическим оборотом как частью этой фразы. В этом разрыве кроются причины ритмических и звуковысотных ошибок в исполнении.
Читая музыку с листа, учащиеся имеют возможность не стремиться к идеальному в виртуозно-техническом плане исполнению произведения. Допускается упрощение нотного текста, исполнение лишь наиболее значимых элементов фортепианной фактуры. Сокращениям и облегчениям подлежат второстепенные гармонические и мелодические фактурные элементы (мелизматика, удвоения и т.д.). При этом не подлежат изменениям мелодия и бас, фактурная организация материала. Необходимо также учитывать, что чтение с листа зависит от: - целей исполнения (просто ознакомление, заучивание, исполнение в условиях концерта и т.п.), - характера произведения (виртуозное произведение или кантиленное), - формы произведения (классическая симметричная форма с предсказуемым развитием или сквозная - с разработочным типом музыкального развития), - содержания, - внешнего оформления, 6) субъективных моментов. Факторами, способствующими успешному воспроизведению читаемого являются: величина шрифта, длина строк, характерные признаки нотных знаков, чередование ритмических единиц, размер (метр), удобство исполнения, контекст (ясная форма, модуляции), четкий ритм, ясная мелодическая линия и др., встречающиеся в процессе сложного взаимоотношения всех компонентов процесса чтения с листа на фортепиано.
1.2. Педагогические основы развития навыков чтения с листа

на фортепиано учащихся ДМШ
Чтение нот с листа на фортепиано - один из важных компонентов в комплексе исполнительских навыков, формируемых у учащихся ДМШ. Это наиболее краткий, перспективный путь, ведущий в направлении общего музыкального развития учащегося на уроках фортепиано. В процессе чтения
нот с листа эффективно решаются задачи увеличения объема используемого в процессе учебы музыкального материала и ускорения темпов его прохождения. В настоящее время существует ряд методических пособий и хрестоматий, разработанных с целью развития навыков чтения с листа на фортепиано Ф. Брянской, А. Камаевым, Т. Камаевой, О. Курнавиной, А. Румянцевым, В.М. Спиридоновой, Р. Сулеймановым, Т.Яковлевой и др. Авторитетный специалист в области методики чтения с листа - Ф.Д. Брянская, автор таких работ, как «Пособие по чтению с листа на фортепиано: Для 3-4 классов» [6], «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста» [5] и др. Ф. Брянская считает важным заложить навык чтения в структуру обучения пианиста, сделать развитие этого навыка неотъемлемой частью учебного процесса, и прежде всего в классе по специальности. Она считает, что, формируя и развивая у начинающего пианиста такой навык, как игра с листа, учитель соприкасается с рядом проблем, которые не имеют непосредственного отношения к занятиям по специальности и входят в компетенцию учителя сольфеджио и музыкальной литературы. Это - развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти и т.п. По мнению Ф. Брянской, развитие слуховых представлений должно опережать обучение чтению нот: новые для ребенка элементы ритма, лада, мелодики и т.д. нужно осваивать вначале слухом и только потом в нотной записи. Отсюда необходимость подготовительного этапа, а также раздельное изучение знаков ритма и высоты. Автор пишет, что с самого начала нужно формировать комплексное восприятие нотного текста. Для этого ритм, звуковысотная запись преподносится ученику сразу же в форме простейших оборотов. При помощи специальных действий и упражнений ребенок обучается ускоренному чтению нотной графики. В слуховой, зрительной и моторной памяти ученик
последовательно накапливает типичные фактуры, ритмические, мелодические и другие формы. Ориентируя ученика на усвоение обобщенных формул, необходимо одновременно научить его преодолению стереотипов, воспитать готовность к новым музыкальным ситуациям. Большое внимание уделила в своей методической работе профессор Казанской консерватории В.М. Спиридонова, автор «Хрестоматии по чтению с листа на материале татарской музыки» [33; 34; 35], программы для фортепианных отделений детских музыкальных школ и школ искусств «Чтение с листа» [53] и др. В пояснительной записке к программе по чтению с листа [53] В.М. Спиридонова отмечает важность умения свободно читать с листа в темпе и характере, близком к требуемому, непрерывно, с осмысленной фразировкой и выполнением всех указаний в тексте. Беглое чтение нотного текста, по ее мнению, - весьма сложное умение; оно воспитывается в течение длительного времени. Автор пишет, что на разных ступенях обучения умению читать с листа появляются различные задачи. В школе важно последовательно и целенаправленно формировать у учащихся множество навыков, в комплексе воспитывающих умение бегло читать нотный текст, с тем, чтобы к 6-7 классам систематизировать слуховые представления учащихся в области различных жанров. К окончанию ДМШ ученик должен бегло читать с листа нотный текст различных танцев (менуэт, вальс, мазурка, полонез и т.д.). На занятиях по чтению с листа В.М. Спиридонова считает важным обращать внимание на пианистическое овладение пентатоническим материалом. В частности, на начальном этапе обучения важно объяснить ученику аппликатурное своеобразие пентатонической «позиции». В то время, как в диатонической поступенной пятипальцевой позиции в объеме квинты (до-ре-ми-фа-соль) учащийся осваивает аппликатурное правило брать соседние клавиши соседними пальцами и пропускать палец при пропуске
клавиш, пентатонической позиции он встречается с другой аппликатурной закономерностью. Она отмечает, что в условиях национальных республик необходимо подготавливать ученика свободной ориентировке в нотном тексте местного фольклора, произведений, созданных на основе фольклора. Для этого подбирается материал по каждой из тем, содержащейся в программе. Такой материал представлен в «Хрестоматии по чтению с листа на материале татарской музыки» под общей редакцией В. Спиридонова (вып. 1 для 1-2 классов, вып.2 для 3-4 классов, вып.3 для 5-7 классов) [33; 34; 35]. В пособии музыкального психолога Р. Сулейманова «Как научиться читать музыкальные произведения» [44] описан музыкально- психологический алгоритм формирования умения чтения с листа. Проведя ряд экспериментов, автор выявил способности, необходимые для успешного чтения с листа, и разработал методы, направленные на развитие этих способностей. Алгоритм формирования умения чтения с листа имеет, по мнению автора, характер межкомпонентный и внутрикомпонентный. Межкомпонентный характер предполагает формирование после тренировки опознания определенной двигательной реакции - формирования зрительно-слухо-двигательных представлений различных компонентов нотного текста - мотивов, интервалов, аккордов, ритмических рисунков, штрихов, а затем - создания художественного образа музыкального произведения. Внутрикомпонентный характер предполагает опознание отдельных нот - опознание интервалов, аккордов, целостных ритмо-интонационных комплексов, двигательную реакцию на отдельные ноты. Эксперименты Р. Сулейманова показали, что умение читать с листа эффективнее формировать с первого года обучения ученика. Часто ко 2-3 классу стихийно формируются ошибочные установки, преодоление которых требует дополнительных затрат, времени и усилий. Автор советует учесть,
что учащиеся, обучающиеся в школе с 6-7 лет, к концу обучения в ДМШ превосходят по развитию музыкальных способностей учащихся, которые начали свое обучение в школе в 9-10 лет. Скорее всего, это связано с тем, что 6-7 летний возраст более благоприятен для развития музыкальных способностей. Одно из современных пособий - «Чтение с листа на уроках фортепиано» А. Камаева, Т. Камаевой [17]. Первая часть данного пособия состоит из заданий, главная задача которых состоит в снятии психологического зажима у ученика перед чтением нот с листа. Авторы старались сделать это по возможности доступным. Увлекательная форма подачи материала ставит перед ребенком заведомо выполнимые задачи, которые он может решить самостоятельно. Это является большим стимулом для ребенка. Задания даются по мере усложнения. От задания к заданию перед учеником ставятся различные задачи: точно следовать ключевым знакам, выполнять динамические оттенки, выдерживать единый темп и т.д. Порядок тем в пособии дается не в той последовательности, в которой они приводятся в курсе теории музыки. Задания, направленные на зрительное восприятие, чередуются с заданиями, показывающими разные способы организации фактуры. В качестве дополнительной формы работы учащимся рекомендовано использовать прием «слепой игры». Для этого руки ученика в процессе игры закрываются листком бумаги. Вторая часть пособия - хрестоматия. Пьесы в ней расположены в соответствии с порядком тем в первой части. Репертуар рассчитан на уровень 4-5 классов. В основном там собраны пьесы программные, с ярким содержанием, чтобы вызвать интерес ребенка. Чтобы закрепить сформированные навыки, произведения в хрестоматии даются с учетом пройденного материала.
Авторы пособия рекомендуют таблицы - дневники для фиксирования результатов исполнения. Для развития у ребенка навыка опережающего чтения нотного текста рекомендуется использовать «бегунок». В настоящее время значимость чтения с листа осознается музыкально- педагогической общественностью. Согласно Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, «результатом освоения программы является приобретение обучающимися в области музыкального исполнительства в том числе: навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений. … Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» должны отражать … наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм» [49]. В задачи предмета, согласно Примерной программе по учебному предмету «Специальность и чтение с листа», входит «обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа» [39]. Наряду с предметом «Специальность и чтение с листа» развитие навыка чтения с листа тесно осуществляется на других учебных дисциплинах: «Концертмейстерский класс», «Ансамбль». Так, в задачи учебного предмета «Концертмейстерский класс», согласно Примерным программам, входит «приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом» [40]. Навыки чтения с листа на фортепиано формируются не только у будущих пианистов, но и исполнителей на других инструментах, - в рамках курса общего «Фортепиано».


В раздел дополнительное образование