Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Противоречие между требованием образовательного процесса к формированию потребностей здорового образа жизни у школьников и недостаточной практической разработанностью механизмов их формирования".

Обобщение педагогического опыта

Автор: Кузьмина Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ДЭБЦ "Натуралист", г. Амурск Хабаровского края



В раздел дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский эколого-биологический центр «Натуралист» г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края Обобщение педагогического опыта по теме: «
Противоречие между требованием образовательного

процесса к формированию потребностей здорового

образа жизни у школьников

и

недостаточной практической разработанностью

механизмов их формирования».
Педагог дополнительного образования: Кузьмина Н.В. 2016г Обобщение педагогического опыта по теме: 1
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края
« Противоречие между требованием образовательного процесса к формированию

потребностей здорового образа жизни у школьников и недостаточной

практической разработанностью механизмов их формирования».

Автор
: Кузьмина Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования ДЭБЦ «Натуралист». Введение
Актуальность.
В концепции модернизации Российского образования акцентируется внимание на том, что в настоящее время будут востребованы специалисты, умеющие быстро выявлять проблемы, находить способы их решения, самостоятельно осуществлять ответственный выбор, прогнозировать возможные последствия; отличающиеся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за судьбу страны. Для выполнения данных задач молодежь должна быть физически здорова, а, стало быть, должна сформировать у себя потребность быть здоровым, со сформированными конкретными привычками здорового образа жизни, с развитием чувства ответственности за свое здоровье, расширить знания и навыки по гигиенической культуре. Мои программы направлены на достижение этих целей.
Противоречие:
Содержание образовательного процесса ориентировано на обеспечение самоопределения личности; на создание условий для самореализации; на формирование у обучающегося адекватных современному уровню знаний. Однако недостаточно содержит информационно практической направленности на формирование экологической культуры и необходимых навыков по сохранению и укреплению здоровья. Свидетельства тому:
увеличение с каждым годом в стране

заболеваемости детей в связи отсутствием здорового образа жизни.

Проблема:
Каковы механизмы информационно-практического формирования потребностей к здоровому образу жизни?
Цель:
Разработка механизмов информационно- практического формирования компетенций здорового образа жизни учащегося в кружковой деятельности «Экология здоровья»
Гипотеза:
Потребность формирования у учащихся информационно- практического компетенций и навыков будет более успешной, если она будет осуществляться на основе современных образовательных технологий.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы проанализировать традиционные и современные механизмы практического формирования потребностей здорового образа жизни во внеурочной деятельности. 2
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края 2. Выявить преимущество и существенную значимость формирования данных потребностей в доп. образовании. 3. Разработать и апробировать свою модель по формированию данных потребностей во внеурочной деятельности через использование форм и методов современных образовательных технологий. 4. Проанализировать полученные результаты с целью выявления противоречий и коррекции дальнейшей работы.
Стратегия организации работы:
3. Изучение современных нормативно-правовых документов. 4. Изучение и внедрение современных инноваций в образовательной области «Здоровье». 5. Проектирование модели системы работы по формированию навыков здорового образа жизни у детей.
Принципы работы:
1. Научность. 6. Систематичность. 7. Целенаправленность 8. Оптимальность
Новизна и практическая значимость:
Использование современных образовательных технологий, (включая информационные), а также цифровых образовательных ресурсов и средств.
Объект

исследования
: процесс формирования здорового образа жизни детей в системе дополнительного образования.
Предмет исследования
- формирование здорового образа жизни у детей в учреждении дополнительного образования через кружковую деятельность.
Методы исследования:
 Теоретические (анализ, обобщение)  Практические (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, эксперимент)  Статистические (обработка полученных результатов)
Введение:
Особенность применения образовательно-оздоровительных средств состоит в том, что они используются как для формирования знаний и умений оздоровительной деятельности, так и для саморазвития определённой культуры здоровья детей. Воспитание самоорганизации основ культуры здоровья приводит к более эффективным результатам: оно обращено к личностному началу, «работает» с внутренними источниками саморазвития, направлено не на формирование и тренинги, а на осмысление и понимание , на самостоятельное мотивирование необходимости здорового образа жизни. В качестве наиболее распространённых средств для формирования здорового образа жизни обычно использую общие методы педагогики, психологии, медицины, 3
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края экологии, а также основные методы воспитательной работы. Кроме того я использую в своей деятельности современные образовательные технологии.
Технология практической реализации для решения заявленной проблемы:

На начальном этапе:
1.Изучение и анализ отношения к здоровому образу жизни через опросы, наблюдения, анкетирование.
Диагностика.
Твое отношение к здоровому образу жизни:
Object 3

В

ыводы:
анкетирование показало, что у 17% детей сформирован высокий уровень, 32 % -достаточная осведомленность, у 41% - недостаточное представление о здоровье и здоровом образе жизни и низкий уровень показали 10% школьников. Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, информированность о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.
Диагностика 2 Личностная ценность.

Object 5
Результаты: 1 место - Иметь много денег - 92% 2 место - Быть здоровым - 65% 4
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края 3 место - Жить в счастливой семье- 63% 4 место - Иметь работу - 46% 5 место - Много знать и уметь - 42 % 6место - Быть красивым и привлекательным - 32% 7 место - Иметь хороших друзей - 22% 8 место - Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя) - 12%
Выводы:
анкетирование показало, что личностная ценность здоровья не на очень высоком уровне.
Диагностика 3. Источники знаний о здоровье.

Object 7
Следовательно, можно сказать, что дети узнают, как заботиться о своем здоровье на первом месте из передач – 81%, на втором месте - в школе – 60%, на третьем месте у родителей - 53%, на последнем месте стоят друзья (49%) и из книг (12%).
Исследование на основном этапе:

Входная диагностика: 2010г
«Твое отношение к здоровому образу жизни». Объединение «Экология здоровья», «Экология здоровья и красоты»
Цель диагностики
: Выявить уровень теоретических знаний, практических и коммуникативных навыков в сфере валеологического направления. Всего опрошено - 71 уч-ся, среди кружковцев учащихся 1-9 классов № . Знания, навыки Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Теоретические знания 15% 49% 46% 2. Практические знания 29% 54% 17% 3. Отношение к здоровому образу жизни 27% 35% 38% 4. Коммуникабельность 9% 78% 13% 5
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края
Object 9
Из полученных результатов следует, что в содержании материала кружковой работы по валеологическому воспитанию следует уделять больше внимания теоретической и практической деятельности, также работать над развитием коммуникабельности у школьников. Кроме того, это свидетельствует о правильном выборе направления кружковой работы. Высокий уровень в среднем-23% Средний уровень- 45% Низкий уровень- 32%
Технология практической реализации для решения заявленной проблемы:
Наряду с современными технологиями, способствующими формированию потребностей навыков здорового образа жизни у детей, используются традиционные: 1. Методы формирования сознания - убеждение (в форме презентации по данной теме , разъяснения, беседы, инструктажа, диспута, доклада), 2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – (упражнение, многократное повторение действий и поступков воспитанников в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек к здоровому образу жизни), приучение, поручение. 3. метод воспитывающих ситуаций. 4. Методы стимулирования поведения и деятельности - поощрение, одобрение, соревнование. 6
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края 5. Метод отработки практических навыков.
5.Валеологические методы:
2)методы психической саморегуляции, аутогенной тренировки, выработка эмоционально- волевых качеств: самовоспитания и самообразования; самодисциплины и самокритики; самовыдержки и самообладания; 3)методы, воздействующие посредством искусства и творчества: изобразительное творчество; изготовление поделок из природного материала.
4)методы применения игровой деятельности,
игровая психотерапия: - подвижные игры; интеллектуальные игры; -интерактивные игры. Составлено порядка 50-ти интерактивных игр на тему сохранения здоровья. Общий принцип всех игр - возвышение самооценки и личности ребёнка. педагогическая имаготерапия - вхождение в желаемый положительный образ, определённую форму поведения, желательную для воспитания.
методы лечебно- воспитательного воздействия природы:
ландшафтотерапия, паркотерапия (Ленд Арт)
Формы организации
образовательно-оздоровительной деятельности - фронтальная или массовая работа; - групповая работа; - индивидуальная работа.
Применение здоровьесберегающих технологий
Обучение и воспитание в кружковой деятельности выстраивается так, чтобы воспитанники осознали положительное влияние правил личной и общественной гигиены, значение телесной силы и красоты для творческих и жизненных успехов человека, осознали опасность для жизни и здоровья вредных привычек. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на занятиях и повышение интереса к занятиям. (Все мероприятия по формированию здорового образа жизни подготовлены и проводятся качественно, с использованием средств мощного эмоционального воздействия, которыми являются музыка, доходчивое и интересное слово ведущих, хорошо подобранный фактический материал. Кроме того, формы мероприятий не только соответствуют поставленным задачам, но и являются интересными для воспитанников, отвечают их запросам и интересам). Лучше всего дают разнообразные знания о здоровом образе жизни, формируют их в качество личности воспитательные мероприятия в форме реалити. Те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием детей. 7
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Чем большее место в деятельности детей среднего школьного возраста занимает творческое начало, ориентированное на личностных способностях, включены инициатива и самостоятельность, тем большее удовлетворение приносят проведённая работа и выступление, и, как следствие, повышается устойчивость к заболеваниям и вредным привычкам. Развитие и обогащение духовного мира детей является основой сохранения их здоровья, умения противостоять негативному воздействию социальной среды. Далее,
современные технологии (
в проведении мероприятий по формированию здорового образа жизни в нашем учреждении дополнительного образования детей и кружке «Экология здоровья»):  Технология личностно-ориентированного обучения  Технология индивидуализации обучения (адаптивная)  Групповые технологии  Технология коллективной творческой деятельности  Технология исследовательского (проблемного) обучения  Игровые технологии  Технология проектного обучения 1. Изначально, приступая работать по своим программам в своих объединениях, и в последующие годы обучения использую:
1.Личностно – ориентированные технологии
, которые ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Такие уроки дают возможность конструирования дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке. Способствуют самостоятельного проявления кружковцев. Предоставляется им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.
2.Технология индивидуализации обучения
(адаптивная)

такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Применение в образовательном процессе
индивидуально -

дифференцированной
технологии дает мне возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим воспитанникам, уделяю внимание наиболее успешным. При таком подходе часто используются карточки с индивидуальными заданиями. Используется работа по группам, командам, рядам.
Технология уровней дифференциации
помогает развить мотивацию к обучению на индивидуально посильном уровне. Даю шанс каждому ученику развивать свои потенциальные особенности. Все занятия строятся на развивающей технологии обучения, посредством которой у ребенка развивается интеллект, поскольку обучение построено на 8
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края достаточно высоком уровне трудности. Дети учатся самостоятельно добывать знания. Одним из основных источников информации для них являются
ресурсы интернета.
Воспитанники самостоятельно используют интернет для выполнения домашних заданий. В технологии формирования ключевых компетентностей, что особо востребовано в современном мире, мы ставим проблемы, решаем их в проектном методе. Учащиеся ставят и решают собственные проблемы, а я только организую сопровождение их самостоятельной деятельности. (Урок : «Тяжелые металлы»). Некоторые формы личностно- ориентированных технологий: Районный конкурс статьи «Главное богатство России - молодежь!» Научно- практическая конференция студенческого научного общества. Выставка рисунков, конкурсы статей «Мама, папа. Я – спортивная семья», «70-летию Великой Победы». Плакаты «За здоровый образ жизни». Участие в конкурсах творчества «Елка- фантазерка», Конкурс костюмов «Мусорный карнавал», Призеры Всероссийской олимпиады, Всероссийский конкурс проектно- исследовательских работ «Грани науки»-1 м.
Система индивидуальной работы с обучающимися.
Разработала план работы
с одаренными учащимися.
1.Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень познавательной деятельности. 2.Разработка и корректировка нормативно - правовой базы: Положение о проведении Всероссийской олимпиады учащихся»; 3.Положение о научно-практической конференции. Программа «Одаренные дети», Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся 4.Разработка психолого – педагогического инструментария сопровождения одаренных детей. 5.Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся. 6.Формирование списков учащихся – исследователей, определение тематики исследовательских и проектных работ. 7.Создание комфортных условий в системе дополнительного образования (в кружках «Экология здоровья» и «Секреты здоровья и красоты»), в течение года 8.Организация участия кружковцев в городском и районном этапах Всероссийских биологических олимпиад, исследовательских и проектных работ. (н-р «Изучение влияния плесени на организм человека») 9.«Обсуждение с кружковцами тематики научно-исследовательских работ. 10.«Проведение диагностических процедур мониторинга одаренных детей» (в течение года) 11.Методический семинар на тему: «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми» (на совещании) 12.Организация и участия кружковцев в научно - практической конференции, проводимых в ДЭБЦ «Натуралист» в ноябре ежегодно. 13.Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2016 -2017 учебный год. 9
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Уделяю особое внимание
созданию условий для социального, культурного развития

личности
ребёнка: «Умей защитить себя в период эпидемий», проводим познавательную игру «Первая помощь при отравлении», «Застольный этикет», «Твой опасный путь в школу». Проводим шуточные физминутки, подвижные игры, составляем здоровьесберегающие памятки (гигиена сна, составление режима дня, меры безопасности с огнем). 3.Используется
групповая технология
: Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. (фото прилагается) Можно выделить
уровни коллективной деятельности
в группе:  одновременная работа со всей группой;  работа в парах;  групповая работа на принципах дифференциации.
Особенности групповой технологии
заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность. Экскурсии в музей Приамурья (каждой подгруппе –свое задание) Составляем здоровьесберегающие памятки (гигиена сна, составление режима дня, меры безопасности с огнем, профилактика простудных заболеваний). Занятия по профилактике вредных привычек. Тренинги. Практическая отработка навыков по оказанию первой помощи. Социально- значимые мероприятия: Конкурс рисунков по профилактике дорожно- транспортного травматизма на тему «Жизнь на дана лишь раз». 1 место. Экологический конкурс « Твори добро, пока не поздно!» «Новое поколение за здоровый образ жизни! 1 место «Международный день в борьбе со СПИДом» 1 м Городская акция «Неделя добра» - ежегодно, «Георгиевская ленточка» Краевой заочный конкурс плаката «Энергия природы людям» Районная викторина « в гости к Лешему» Акция «Помоги зимующим птицам», Конкурс на лучшую кормушку, Районная акция «Посади свое дерево». «Неравнодушный пресс- центр» Районная викторина «Символы моей Родины» Конкурсы: «Елка – фантазерка»,
4.Технология коллективной творческой деятельности.
10
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края
Технология коллективной творческой деятельности,
которая широко применяется в дополнительном образовании. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Оценивание результатов
– похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. ( Можно: Для оценивания результатов разработать специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи). Некоторые формы КТП: пресс - бой, защита, эстафета, путешествие, ролевая игра, вечер весёлых задач, сбор – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах). Социально – значимые мероприятия: Старшеклассники: 20 лет со Дня принятия основного закона – Конституции. 1м Входят в состав «Научного общества учащихся»- участвуют в выездных районных научных экспедициях, Обучаются в районной экологической школе (РЭШ)
. ( Приложение 39, 45)
Акции: «Мир без наркотиков!», «Молодёжь за ЗОЖ!», «Эстафета здоровья» и др.; Конкурсы рисунков и плакатов: «Если хочешь быть здоров!», «Молодежь - за здоровый образ жизни» « Скажем: Нет! вредным привычкам» и др.; Спортивные игры и соревнования: «Самый спортивный!», «Чемпионы скакалки и мяча», «Поиграй- ка», « Будь здоров!», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.; Спортивно- развлекательные праздники и конкурсы: «Праздник здоровья», «Народные игрища», «Самый сильный», «Друзья Мойдодыра» и др.; Дискуссии, «круглые столы»: «Проблема ВИЧ - поговорим откровенно», «Сумей сказать «Нет!», «Здоровье - личное дело каждого или государственная проблема?», «Мода и здоровье», «Компьютерные игры: «за» или «против» здоровья», «Счастье и здоровье человека» и др.; Инсценировки: «Секреты здоровья», «Советы доктора Воды», «Добрые советы» и др.; Конкурсы – соревнования в «Темпе» и в АПК « Всемирный день борьбы со СПИДом». (
Приложение 24,30)
5. На занятиях объединений часто используются
игровые технологии.
Включение элементов игры в образовательный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность детей на овладение материалом в новой ситуации, учитывая при этом тот фактор, чтобы изучаемый материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них. 11
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами организации занятий укрепляет мотивацию, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Мною были составлены большое количество
интерактивных игр
, которые с успехом используются на закреплении каждого блока или раздела. Разработки интерактивных игр были отправлены на краевой конкурс методических разработок
,
за что получила диплом участника, второе и третье место. Примеры игр: «Умей защитить себя в период эпидемий», проводим познавательную игру «Первая помощь при отравлении», «Застольный этикет», «Твой опасный путь в школу». Проводим шуточные физминутки, подвижные игры. Интеллект игра «Я – гражданин России».1 м Познавательная игра: «Поезд путешествия» 2м Совместная игра с родителями «Будь здоров!» Осенние, весенние турниры городской интеллектуальной игры «Эколого- биологический ринг» К 77 –летию Хабаровского края К 70- летию со дня Победы.
6.Технология исследовательского (проблемного) обучения,
Организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия. В старшем звене используется технология
тьюторства.
Часто она используется в исследовательской и проектной деятельности, где стараюсь сохранять полную самостоятельность кружковцев, но это не всегда возможно. Возникает необходимость давать советы, контролировать со стороны, поддерживать творческий настрой и уверенность, что у них все получится. Ведущие методы в дополнительном образовании – это технология формирования социальной и коммуникативной компетентности, тренинги, где сразу получаем обратную связь.
Участие в научно- исследовательских конференциях:
«Влияние компьютера на успеваемость школьников». «Экология городской квартиры». «Использование химии в быту или альтернативная уборка в доме». «Изучение влияния экологических факторов на комфортность проживания в городской квартире» 12
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края «Исследование влияния плесени на организм человека» «Исследование влияния аллергии на организм»
7.Технология проектного обучения.
Деятельность в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности, а продукт – это одно из воплощений замысла, он помогает представить, каков был замысел решения проблемы проекта. Проектная деятельность по сохранению и укреплению здоровья запланирована в каждом блоке программы. « Что такое грипп и как с ним бороться» «Почему рушится эмаль на зубах?» «Влияние тяжелых металлов на организм человека в г. Амурске» и др. 8.Также мною разработана
программа «Азбука здоровья»,
для детей лагеря с дневным пребыванием на базе ДЭБЦ Натуралист», где ежегодно сама принимаю активное участие,
Работа с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей.
В педагогическом процессе учреждений дополнительного образования детей важно организовывать и использовать такую силу, как родители. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей и подростков обязательно сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения. Проводятся профилактические беседы с родителями. Родители вовлекаются в совместно проводимые социально - значимые мероприятия. Совместные мероприятия: « Мама, папа и я – дружная спортивная семья» «Домашняя аптечка» « С Днем 8 марта» «Полезное питание» и др. игры.
Исследование на промежуточном этапе:

Входная диагностика: 2012г
«Твое отношение к здоровому образу жизни». Объединение «Экология здоровья», «Экология здоровья и красоты»
Цель:
выявить рост уровня теоретических знаний, практических и коммуникативных навыков в области валеологического воспитания и обучения в период третьего и четвертого годов обучения. Всего опрошено 62 учащихся, среди которых дети 1-9-ых классов. № знания, навыки высокий средний низкий уровень 13
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края уровень уровень 1. теоретические знания 31% 59% 10% 2. практические знания 34% 60% 6% 3. отношение к здоровому образу жизни 37% 49% 14% 4. коммуникабельность 18% 76% 6%
Object 11
Высокий уровень в среднем- 30% Средний уровень- 61 % Низкий уровень- 9 %
Исследование на заключительном этапе:

Входная диагностика. 2014г
«Твое отношение к здоровому образу жизни». Объединение
«Экология здоровья и красоты».

Цель:
выявить рост уровня теоретических знаний, практических и коммуникативных навыков в области валеологического воспитания в период полного освоения программы. № знания, умения высокий уровень достаточный уровень низкий уровень 1. теоретические знания 49% 51% 0% 2. практические знания 51% 49% 0% 3. отношение к здоровому образу жизни 78% 22% 0% 4. коммуникабельность 74% 24% 0% 14
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края
Object 13

_
Высокий уровень в среднем 63-% Средний уровень- 37 % Низкий уровень- 0 %
Общая таблица исследования по годам исследования:
«Твое отношение к здоровому образу жизни». Объединение «Экология здоровья», «Экология здоровья и красоты» № знания, умения высокий уровень достаточный уровень низкий уровень 1. Годы исследования теоретические знания 2010г 2012 2014 15% 31% 49% 2010г 2012 2014 49% 59% 41% 2010г 2012 2014 46% 10% 0% 2. практические знания 29% 51% 54% 54% 60% 49% 17% 6% 0% 3. отношение к здоровому образу жизни 27% 37% 78% 35% 49% 22% 38% 14% 0% 4. коммуникабельность 9% 18% 74% 78% 76% 24% 13% 6% 0% (диаграммы по года прилагаются). Общая диаграмма «Твое отношение к здоровому образу жизни» по годам: 15
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края
Object 16

Вывод:
наблюдается значительный рост в усвоении теоретических, практических навыков. Формируется потребность к здоровому образу жизни. Повышается самооценка личности.
Динамика достижений обучающихся.

Что для сохранения здоровья наиболее важно
- Регулярные занятия спортом - 71% - Знания о том, как заботиться о своём здоровье - 82% - Хорошие природные условия - 47% - Возможность лечиться у хорошего врача - 76% - Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать - 39% - Отказ от вредных привычек - 88%
Object 19

Заключение.
16
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Готовность детей к организации и формированию здорового образа жизни - одно из проявлений ключевых позиций здоровой личности. В современных условиях жизни приоритетными направлениями в системе подготовки и организации воспитательно- оздоровительной работы стали: физическое развитие детей и укрепление их здоровья; психологическая самозащита личности; правильное и здоровое питание; привитие навыков личной гигиены; профилактика вредных привычек; обучение поведению в экстремальных ситуациях; культура здоровья человека. Всем этим требованиям, на мой взгляд, отвечает содержание моей программы и проводимые социально – значимые мероприятия. Воспитательно - оздоровительная работа по формированию духовно- физического здоровья приобщает детей к организации индивидуальных, групповых и массовых оздоровительных мероприятий, улучшает нравственно- психологический климат в коллективе, содействует лучшему пониманию друг друга, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавая атмосферу дружелюбия. В процессе организации здорового образа жизни формируются навыки управления своим состоянием здоровья, включая правильное использование внутренних резервов организма. И, стало быть, формируются потребности к здоровому образу жизни. Всем этим требованиям, на мой взгляд, отвечает содержание моих программ и проводимые социально – значимые мероприятия.
Библиографический список для педагогов
1. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. - Изд.2-е.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.. 3. Гурин В.Е., Дектерев Е.А., Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. - Краснодар, 1993. 4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. - Спб, 1997. 5. Мельничук В.М. Я и моё здоровье. - Новосибирск, 1997. 6. Мочалова П.П. физиология и школьная гигиена.- М., 1993. 7. Педагогика здоровья./ Под ред. Амонашвили Ш. А.- М., 1992. Э. Меш, Д.Вольф - СПб., 2003. 8. Программа формирования здорового жизненного стиля./ Сост. Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский - М., 2000. 9.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья,№2, 2000. Приложение
Достижения учащихся кружка «Экология здоровья» за 2013-2015 год.
Уровень участия, учебный год Фамилия, имя Наименование конкурса, проекта Результат участия 2013 городской Янушкевич Юрий Учебно-игровые сборы «Символика России», Диплом. 2 место, адм. городского поселения 17
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края посвященные 50-летию образования Амурского района, 55-летию Образования г. Амурска Учреждение 2013 Команда кружка «Экология здоровья» Интерактивная викторина «Эколого - валеологический турнир» Диплом победителя Краевой 2013 Смольева Екатерина Призер краевого заочного конкурса экологического плаката «Энергию природы людям», старшая группа до 14 лет Диплом 2 степени «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества» Городской 2013 Детское объединение «Экология здоровья» Городская молодежная акция «весенняя неделя добра- 2013» Благодарственное письмо от администрации г. Амурска Учреждение 2013 Смольева Катя Кузьмин Ваня Карева Ксюша Конькова Арина За активное участие в жизни центра и за высокие достижения в обучении Похвальная грамота Районный 2013 Зайцева Александра 18-я районная научно- практическая конференция школьников по итогам исследовательских и опытнических работ в области экологии, биологии, химии в возрастной категории 5-8 классы Диплом третьей степени Городской 2013 Команда «Экология здоровья» Районная экологическая викторина «В гости к Лешему» Грамота Падалинского лесного хозяйства Районный 2013 Карева Ксения Смольева Катя Обучение на очной сессии районной дистанционной экологической школы «Юный эколог с 25-по 26 апреля 2013г по теме «Исследовательская работа как одна из форм самореализации» сертификаты Городской 2013 Команда «Экология здоровья» Интеллектуальная игра «Я - гражданин России» Диплом 1-ой степени за 1 место от админ. Города Амурска Городской 2013 Карева Ксения Городской конкурс «Новое поколение за здоровый образ жизни», посвященное Диплом 1 степени» от главы г. Амурска за 1 место в номинации 18
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Международному дню борьбы со СПИДом «Индивидуальное тестирование» Учреждение 2013 Коваль Саша Карева Ксюша Бехимов Алеша Бехимиов Денис Конькова Арина Районный конкурс детской статьи «Главное богатство России - здоровая молодежь!» Почетные грамоты от МБОУ ДО ЦДТ «Темп» г. Амурска Учреждение 2013 Команда «Экология здоровья» Познавательная игра- путешествие «Поезд здоровья» 2-место, грамоты Городской 2014 Кузьмин Ваня Карева Ксения Янушкевич Юра Смольева Катя Будниц Настя Осенний турнир городской интеллектуальной игры «Эколого-биологический БРЕЙН-РИНГ» Сертификаты участников Районный 2014 Карева Ксения Смольева Катя 19-я районная экологическая научно-практическая конференция по итогам исследовательских и опытнических работ в области экологии, географии, химии сертификаты Районный 2014 Смольева Катя 19-я райннная научно - иссл. конференция Диплом 3-ей степени за 3-е место Учреждение 2014 Объединение «Экология здоровья» За активное участие в акции «Покорми зимующих птиц» Диплом МБОУ ДОД ДЭБЦ «Натуралист» Учреждение 2014 Карева Ксения Городская интеллектуальная игра «Эколого- биологический БРЕЙН- РИНГ» Диплом ЛУЧШИЙ ЭРУДИТ Краевой 2014 Смольева Катя Участник краевой очно - заочной научно- практической конференции «Шаг в будущее» Свидетельство КГБОУ ДОД ХКЦ развития творчества детей и юношества Краевой 2014 Зайцева Александра 7-я научно- практическая конференция студенческого научного общества КГБОУ СПО «АПТ» сертификат участника Учреждение 2014 Воронов Сергей Смольева Саша Мансуров за активную жизненную позицию, творческий подход, креативное мышление в мероприятиях, проводимых в объединении ДЭБЦ «Натуралист» грамоты 19
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Паша Изотова света Антонов Сережа «Экология здоровья» Краевой 2014 Карева Ксения, Смольева Екатерина Участники краевой полевой экологической школы «Юный эколог» Свидетельства (два) От Министерства образования и науки Хаб края КГБОУ ДОД «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества» Учреждение 2015 Мастерских Наталья Цельмин Кирилл Омельченко Тамара Районная викторина «Символы моей Родины» МБОУ ДОД ЦДЮТ и экскурсий г.Амурска свидетельства участников Городской 2015 Смольева Катя Кузьмин Ваня Ананьев Влад Карева Ксюша Янушкевич Юра Зимний турнир городской интеллектуальной игры «Экологический БРЕЙН-РИНГ» для 9-11кл Сертификаты участников и дипломы за 2-е место Городской 2015 Изотова Света Тарковский Саша Абрамов Вадим Коваль Саша Зимний турнир городской интеллектуальной игры «Экологический БРЕЙН-РИНГ» для 5-7кл Сертификаты участников Городской 2015 Карева Ксения Кузьмин Иван Смольева Екатерина Ананьев Владислав Зимний турнир городской интеллектуальной игры «Эколого - биологический БРЕЙН-РИНГ Диплом Второе место Районный 2015 Рублева Ирина Выставка рисунков, посвященная 70-летию Великой Победы Диплом 3-ей степени Районный 2015 Карева Ксения Выставка рисунков, посвященная 70-летию Великой Победы Диплом 2-ой степени Городской 2015 Тарковский Саша Коваль Саша Изотова Света Городской интеллектуальный турнир эрудитов «Эколого- биологический БРЕЙН- Сертификаты участников 20
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Абрамов Вадим РИНГ» (зимний турнир для уч-ся 5-7 кл) Городской 2015 Тарковский Саша Коваль Саша Изотова Света Абрамов Вадим Городской интеллектуальный турнир эрудитов «Эколого- биологический БРЕЙН- РИНГ» (весенний турнир для уч-ся 5-7 кл) Сертификаты участников Районный 2015 Изотова света Образцова Вика Районная экологическая акция «Покормите птиц» Сертификаты участников Районный 2015 Просвирина Марина Районная экологическая акция « Покормите птиц» в номинации литературных произведений «Зимующие птицы» Диплом 3-ей степени Районный 2015 Коваль Саша Районная экологическая акция « Покормите птиц» в номинации « Неравнодушный пресс- центр» Диплом 1-ой степени Районный 2015 Коваль Саша Районная экологическая акция « Покормите птиц» в номинации литературных произведений «Зимующие птицы» Диплом 3-ей степени Городской 2015 Смольева Катя Кузьмин Ваня Карева Ксения Антипов Максим Городской интеллектуальный турнир эрудитов «Эколого- биологический БРЕЙН- РИНГ» (весенний турнир для уч-ся 8-11 кл) Сертификаты участников Учреждение 2015 Коваль Саша Абрамов Вадим Тарковский Саша Изотова Света Просвирина Маша За активное участие в мероприятиях ДЭБЦ «Натуралист» и успехи в обучении Почетные грамоты Учреждение 2015 Смольева Катя Кузьмин Ваня Карева Ксения Кузьмин Иван За активное участие в мероприятиях ДЭБЦ «Натуралист» и успехи в обучении Почетные грамоты Районный 2015 май Карева Ксения Кузьмин Иван Смольева Маша Районная экологическая акция: «Посади свое дерево» Сертификаты участников 21
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Изотова Света Абрамов Вадим Учреждение 2015 январь Учащиеся кружка «Экология здоровья» Смольева Катя Кузьмин Ваня Янушкевич Юра Карева Ксюща Интеллектуальная эколого- биологическая игра «Брейн – ринг» 1 место диплом Учреждение 2015 январь Вялкова Дарья Михайлова Софья. Шк №5 Интеллектуальная эколого- биологическая игра «Брейн – ринг» Диплом ЛУЧШИЙ ЭРУДИТ Районный 2015 октябрь Абрамов Вадим Изотова Света Районная экологическая акция «Чистая планета» Сертификаты участников Краевой 2015 Карева Ксения Победитель краевого этапа Российского национального юниорского водного конкурса в номинации «Вода и мир» Диплом первой степени Министерство образования и науки Хабаровского края. КГБОУ ДОД «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества» Учреждение 2015 октябрь Изотова Света Шевченко Надя Коваль Саша Виниченко Даша Призер школьного этапа Всероссийской олимпиады в 2016-2016 уч. году в МБОУ ДОД ДЭБЦ «Натуралист» Дипломы 2 степени Дипломы 2 степени Дипломы 2 степени сертификат участника Районный 2015 сентябрь Абрамов Вадим районное экологическое шоу «Мусорный карнавал» Сертификат участника Городской 2015 октябрь Сыропятова Эвелина Шевченко Надя Виниченко Даша Коваль Саша Абрамов Вадим Изотова Света Осенний турнир городской интеллектуальной игры «Эколого - биологический брейн- ринг»для учащихся 6- 8 кл. Сезон 2015-2016г Дипломы 2 степени. Кубок победителей. 22
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Городской 20.11.15 Рублева Ира Сыропятова Эвелина Скопов Витя Абрамов Вадим Изотова Света Городской конкурс «Новое поколение за здоровый образ жизни», пров. в «Темпе». Диплом. 1 место, сертификат на 1600 руб. Районный 27.11.2015 Изотова Света Коваль Саша 20-я районная экологическая научно- практическая конференция школьников по итогам исследовательских и опытнических работ в области экологии, биологии, химии, географии. Сертификат участника. Второе место, диплом. Памятные подарки. Всероссийски й Декабрь 2015 Коваль Саша 12 Всероссийский конкурс проектно- исследовательских работ «Грани науки»- 2015 Диплом победителя 1-ое место Краевой Декабрь 2015 Коваль Саша Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды. Номинация: «Юные исследователи». Районный декабрь Коваль Саша Шевченко Надя Конкурс: « Ёлка – фантазёрка» (Болоньский заповедник). Сертификаты участников Районный 21.12.15 Абрамов Вадим Рублёва Ира Пронько Анна Ковальчук Иван Акция «Помоги зимующим птицам». Номинации: «Кафе для птиц. Конкурс на лучшую кормушку» 1 место, диплом 3 место, диплом 2 место, диплом 2 место, диплом Районный февраль Винниченко Даша Рублёва Ира Конкурс «Чудо- мастер. Крылатая роспись из яичной скорлупы. Поделка из яиц» Сертификаты участников Городской Январь 2016г Учащиеся кружка «Экология здоровья» Командно – эстафетная игра «Будь здоров!» 1 место, грамота Городской Февраль 2016 Храпкова Дарья Изотова Света Коваль Саша Сыропятова Эвелина Базылев Павел Городская интеллектуальная игра «Эколого – биологический БРЕЙН-РИНГ» Сертификаты участников 23
Кузьмина Надежда Васильевна ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск Хабаровского края Городской 29.02.2016г Коваль Александра Лучший эрудит турнира эрудитов «Эколого – биологический брейн- ринг», возрастная категория 6-8 кл. Диплом 1 степени Районный Май 2016г Коваль Саша Изотова Света Рублева Ирина Конкурс «Объективный взгляд на природу» Диплом 1 степени Диплом 3 степени Сертификат участника Всероссийски й 2016г Коваль Саша Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды Свидетельство участника 24


В раздел дополнительное образование