"Айболит рекомендует"
программа для кружковой деятельности
Автор: Кузьмина Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования, ДБУ ДО ДЭБЦ "Натуралист", г. Амурск хабаровского края
В раздел дополнительное образование
М
М
у
у
н
н
и
и
ц
ц
и
и
п
п
а
а
л
л
ь
ь
н
н
о
о
е
е
о
о
б
б
р
р
а
а
з
з
о
о
в
в
а
а
т
т
е
е
л
л
ь
ь
н
н
о
о
е
е
у
у
ч
ч
р
р
е
е
ж
ж
д
д
е
е
н
н
и
и
е
е
д
д
о
о
п
п
о
о
л
л
н
н
и
и
т
т
е
е
л
л
ь
ь
н
н
о
о
г
г
о
о
о
о
б
б
р
р
а
а
з
з
о
о
в
в
а
а
н
н
и
и
я
я
Д
Д
е
е
т
т
с
с
к
к
и
и
й
й
э
э
к
к
о
о
л
л
о
о
г
г
о
о
-
-
б
б
и
и
о
о
л
л
о
о
г
г
и
и
ч
ч
е
е
с
с
к
к
и
и
й
й
ц
ц
е
е
н
н
т
т
р
р
«
«
Н
Н
А
А
Т
Т
У
У
Р
Р
А
А
Л
Л
И
И
С
С
Т
Т
»
»
Составитель программы:
К
К
у
у
з
з
ь
ь
м
м
и
и
н
н
а
а
Н
Н
а
а
д
д
е
е
ж
ж
д
д
а
а
В
В
а
а
с
с
и
и
л
л
ь
ь
е
е
в
в
н
н
а
а
п п е е д д а а г г о о г г д д о о п п о о л л н н и и т т е е л л ь ь н н о о г г о о о о б б р р а а з з о о в в а а н н и и я я , , д д е е т т с с к к и и й й э э к к о о л л о о г г о о – – б б и и о о л л о о г г и и ч ч е е с с к к и и й й ц ц е е н н т т р р " " Н Н а а т т у у р р а а л л и и с с т т " " , , 6 6 8 8 2 2 6 6 4 4 0 0 , , Х Х а а б б а а р р о о в в с с к к и и й й к к р р а а й й , , г г . . А А м м у у р р с с к к , , п п р р . . С С т т р р о о и и т т е е л л е е й й , , д д . . 3 3 5 5 , , т т е е л л : : 2 2 - - 2 2 3 3 - - 2 2 2 2
2
Содержание
I. Пояснительная записка .................................................................................... 3 II. Цели и задачи. ................................................................................................... 4 III. Содержание деятельности ........................................................................... 4 IV. Механизм реализации программы………………………………………………………….6 V.Cодержание программы……………………………………………………………………6 VI. Предполагаемый результат ....................................................................... 11 VII. Список литературы ......................................................................................... 14
3
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Айболит рекомендует»
I. Пояснительная записка Летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время; это всегда зарядка новой энергией, настроением; это время богатое впечатлениями. Пришкольный лагерь уникален каникулярным, раскованным временем, природным окружением, сменой деятельности, новым коллективом товарищей. Главное, чтобы на его территории прочно и надолго были прописаны – детские Непосредственность и Дружба, Творчество и Романтика, детские свободы и детские права. Каждый день, каждый час жизни в лагере неповторим и интересен. Задача организаторов летнего отдыха помочь детям раскрыть себя, удовлетворить их неуемную любознательность и потребность испытать свою силу и ловкость, а значит, укрепить свое здоровье, сформировать навыки здорового образа жизни, укрепить профилактику различных заболеваний. Одним из важных условий реализации программы является создание психологически благоприятной ситуации, направленной на восстановление физических и духовных сил ребенка. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. А летний период наиболее благоприятен для развития и формирования этих навыков. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: Конвенцией ООН о правах ребенка; Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»;
4 Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
II. Цели и задачи.
Цели:
Укрепление здоровья ребенка, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, его творческая самореализация. Формирование здорового образа жизни, целостного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Создание комфортных условия для саморазвития и самореализации детей; Укрепление здоровье и пропаганда здорового образа жизни; Формирование у младшего школьника позиции признания ценности здоровья; Развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья; Расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Актуальность
программы заключается в том, что дает необходимые знания по вопросам валеологии, ориентирует на выбор здорового образа жизни.
III. Содержание деятельности
Проект «Айболит рекомендует» представляет собой обучающую игру для младших школьников и учащихся среднего звена продолжительностью 18 занятий. Данная программа по валеологии учит быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Обучает профилактическим навыкам по предупреждению многих заболеваний, расширяет знания и навыки по гигиенической культуре.
5 Реализация программы ориентирована не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его поведении. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
IV. Механизм реализации программы
1. Подготовительный этап включает:
подбор кружковцев, комплектование; разработку документации.
2. Организационный этап включает:
знакомство; выявление и постановку целей развития коллектива и личности; сплочение кружковцев; формирование условий совместной работы; подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
3. Основной этап включает реализацию основных положений
программы.
проведение мероприятий; развитие творческих способностей развитие способности доверять себе и другим; укрепление здоровья
4. Заключительный этап.
Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
«В здоровом теле – здоровый дух»
1 день: «Советы Доктора Воды»
6 « Чистое помещение – залог здоровья!» - беседа с элементами игры. Нарисуй свое жилище. «Правила ухода за телом» - практическое занятие с элементами игры. Подготовка к конкурсу плакатов «Лицо – зеркало души!»
2 день: «Приятного аппетита!»
Как надо правильно питаться - интерактивная игра «Питание и здоровье» »- интерактивная познавательная игра с элементами исследования Конкурс плакатов «Запретные продукты » Проведение опыта с кока – колой
3 день: «Чай и чаепитие»
«Польза чая» - чаепитие с викториной « Как надо правильно заваривать чай» «Витаминная азбука»- развлекательная программа «Природная аптека» - познавательная викторина по лекарственным растениям
4 день: «Жалобы органов дыхания»
«Профилактика заболеваний органов дыхания»- интерактивная игра «Сделай искусственное дыхание» - практическое занятие «Дыхательные упражнения» - практикум, игры на свежем воздухе, обливание Составление правил безопасности при инфекционных заболеваниях – игровой практикум
5 день: «Делу – время, потехе - час!»
Зарядка на свежем воздухе. Шуточные физминутки Значение режима дня – составление режима дня для школьника – занятие – соревнование Значение сна. Гигиена сна – игровой практикум «Водные затеи» - Игры на свежем воздухе
6 день « Озеро здоровья»
«Спартакиада» - спортивная эстафета
7 « Береги здоровье смолоду»- беседа с элементами игры «Солнечные брызги»- водные процедуры
7 день: « Сказочный порт»
« По щучьему веленью»- викторина по сказкам «Загадки Айболита»- конкурсная программа «Айболит в Африке»- просмотр видеофильмов
8 день: «Дорожная азбука»
«Клуб дорожного движения» - беседа по ПДД с элементами игры « Красный, желтый, зеленый!» - интеллектуально - познавательная игра Конкурс рисунков на асфальте «Дорожные знаки!»
9 день: «Будь осторожнее с огнем!»
« «Пожароопасные предметы» - интерактивная игра «Первая помощь при ожогах »- практическое занятие – соревнование между командами « Позвони по 01, будешь цел и невредим»- познавательно развлекательная игра « Спичка-невеличка» - беседа с элементами викторины
10 день: «Из любой ситуации есть выход»
«Как уберечь себя от несчастья»- деловой практикум« Умей оказать первую помощь при несчастных случаях – деловой практикум Правила личной безопасности в доме – игровой практикум Сумей предотвратить тепловой и солнечный удары – игровой практикум
11 день «Живи без вредных привычек»
«Алкоголь и здоровье»- видеофильм. Обсуждение. Викторина «Токсикомания, наркомания, нехорошие слова» - познавательная программа «Курение и здоровье» - видеофильм. Обсуждение. Викторина Игры на свежем воздухе
8
12 день: «Экология и мы»
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека – беседа с элементами игры Шум и наше здоровье – практическое занятие «Составление правил защиты от шума». Соревнование между командами Салон « театр на воде» «Опасная флора и фауна»- экологическая викторина «Водные затеи» - Игры на свежем воздухе Природные аллергены - викторина
13 день: «Школа безопасности»
«Влияние компьютера»- развлекательно-познавательная игра: «Организация рабочего места у компьютера» «Безопасность при работе с колющими, режущими инструментами»- игровой практикум
14 день: «Если ты потерялся»
«Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, луне»- практическая игра «Ориентирование по полярной звезде, по местным признакам и предметам» - игровой практикум 15 день
: «О покрове и остове»
«Уход за кожей»- беседа с правилами ухода с элементами викторины «Пропорции тела, осанка, плоскостопие»- соревнование на знание профилактических мероприятий «Опасность длительного загара» - беседа с последующей викториной
16 день: «Многогранный мир чувств»
«Профилактика слуха и зрения »- познавательное занятие с элементами игры «Орган равновесия» - игры на свежем воздухе с использованием качелей и бруса «Орган обоняния и вкуса, осязания» - практическое занятие с последующей викториной «Солнечные брызги»- водные процедуры
9
17 день: «День здоровья»
«Экскурсия на природу» Рефлексия
18 день: «Движение - это жизнь!»
Конкурс плакатов: «Я выбираю жизнь», « Береги здоровье смолоду» «Разучивание новых подвижных игр – игры на свежем воздухе « Танцуют все» - разучивание подвижных танцев
V. Предполагаемый результат
В процессе реализации данной программы воспитанники: укрепляют физические силы и здоровье; получают возможность проявить творчество и фантазию; восполняют недостаток в общении; повышают уровень теоретической подготовки ребят в области экологии, биологии; анатомии и гигиены приобретают практические навыкив оказании первой доврачебной помощи при порезах, ушибах, переломах, отравлениях, перегревах, травмах, укусах животных, насекомых сдерживать себя в различных ситуациях, принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке
Внутренняя оценка Внешняя оценка
проводится «Советом кружка » по итогам проведения каждого вида деятельности отзывы, итоги опроса, анкетирование целевой группы. Привлечение независимых экспертов
10
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М.Знание 1990-240с 2. Активный образ жизни и здоровье школьника. Под ред.Г.Ф.Коротько и Н.В.Данилова- Ташкент:Медицина, 1998г.-400с 3. Андреев Ю.А. Три кита здоровья - М.Медицина.1993-400с 4. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 5. М-Физ.1990.-220с 6. Энциклопедия здоровья .В 4т. Гл.ред. Покровский- М. Автор,1992 7. Энциклопедия народной медицины: В т.4.- М..:Автор, 1992 8. Климов В.Н. Человек и здоровье. М. Знание, 1990- 220с 9. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное справочное пособие. - М.,1999. 10. Захарчук М.П. Современные проблемы экогигиены.- Киев: Хрещатик, 1993
В раздел дополнительное образование