"Хочу все знать"
Рабочая программа внеурочной деятельности
Автор: Неустроева Оксана Александровна, воспитатель, Абаканское СУВУ, Абакан
В раздел дополнительное образование
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………………... 2 2. Планируемые результаты ………………………………………………………... 3 3.Метапредметные результаты………………………………………………………. 4 4. Тематический план ……………………………………………………………….. 5 5.Методическое обеспечение программы…………………………………………... 7 6. Список литературы ……………………………………………………………….. 8
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Хочу все знать!»
(2016-2017 учебный год)
1
(
программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
1.
Пояснительная записка
Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями. Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов. Программа рассчитана на учебный год, 26 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 60 минут. Курс является интегрированным, так как в нём перекрещиваются предметы: экология, анатомия, правила этикета, музыка, история, география.
Цель
работы кружка: создание условий для расширения творческо- интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи
программы: Выявлять интересы, склонности, способности, возможности воспитанников к различным видам деятельности. Создавать условия для индивидуального развития подростков в избранной сфере внеурочной деятельности. Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор. Развивать эмоциональную среду, мышление, речь, память, воображение детей, развертывать их потенциал с учетом способностей и интересов каждого ребенка. Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Курс предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований воспитанников. Формы занятий: игры, дидактические упражнения, беседы, конкурсы, викторины, презентации, просмотр видеороликов и т.д.
2.
Планируемые результаты.
2
Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, искусствоведческой, литературоведческой, социально и морально-нравственной сторонах науки и жизни. По окончании курса программы воспитанники должны уметь: 1. выполнять последовательность действий; 2. делать логические выводы; 3. уметь работать в группах; 4. выполнять инструкции при решении учебных задач; 5. уметь работать с информацией; 6. получить представления о составлении презентаций.
Личностные результаты
освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее: овладение сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; формирование позитивных отношений воспитанников к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности подростков.
3.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия предвосхищать результат. 3
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. установление причинно-следственных связей.
4.
Тематическое планирование 26 часов
№
Тема занятия
Количество
часов
1-2 Уроки этикета 2 4
3 Все о технике 1 4 Семь чудес света 1 5 Национальные типы жилья народов мира 1 6-9 Человек. 1. Из чего состоит тело. 2. Мозг. 3. Движения и формы. 4. История жизни. 4 10 История развития боевого и охотничьего оружия. 1 11 Как возникли деньги 1 12 Загадочный космос 1 13 Подводный мир 1 14 Музыка вокруг нас 1 15 Значение татуировок 1 16 Зимние виды спорта 1 17 Животные тайги 1 18 Как снимается кино 1 19 Что такое оригами. Практикум. 1 20 Природа Хакасии 1 21 Спорт с мячом. История возникновения мяча. 1 22 Как общаться с противоположным полом. 1 23 Молодежные направления в музыке. 1 24 Путешествие по Венеции 1 25-26 Кем быть? 1. Самые редкие профессии 2. Самые опасные профессии 2 27 Головоломки. 28 Итоговое занятие 1 5
5. Методическое обеспечение программы «Хочу все знать»
Программа может быть реализована в группе воспитанников. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: воспитателю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; подросткам – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон и т. д. Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов научно-познавательных энциклопедий. Материал педагог может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в 6
соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят игровая и проектная деятельность.
5.
Список литературы
Литература для воспитателя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с. 7
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с. 4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с. 6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. 2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: . 3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: 4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: 5. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997. 6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995. 7. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997. 8. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с. 2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с. 3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ- С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с. 4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ- С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с. 5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ- С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с. 6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с. 7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники). 8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с. 9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с. 8
10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с. 11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с. 12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с. 13. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с. 9
В раздел дополнительное образование