городская патриотическая квест-игра "ДОРОГАМИ ПАМЯТИ" ко Дню памяти и скорби
методическая разработка
Автор: Павлюк Лариса Николаевна, Обретенова Жаннетта Юрьевна, методисты дополнительного образования, МБУ ДО ДПШ им.Н.И.Филоненко г.Сальска, г.Сальск, Ростовская область
В раздел дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г.Сальска
Методическая разработка
городской патриотической квест-игры
«ДОРОГАМИ ПАМЯТИ»
ко Дню памяти и скорби Авторы: Павлюк Л.Н ., Обретенова Ж.Ю – методисты МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска г.Сальск 2016
2
Методическое обоснование проведения городской патриотической квест-
игры «Дорогами памяти»
1. Краткое описание Место и условия организации и проведения игры: 1. Механика, 2. Маршрут, 3. Задания, 4. Призы, 5. Информирование участников Начинать нужно с механики: 1.1. определение цели 1.2. определение количества и ожидаемого состава команд 1.3. определение процесса игры и того, что приводит к победе. 1.1. Цели: Для текущего квеста мы определили следующие цели: - сплотить коллективы детских летних формирований - организовать активный досуг, - создать дух состязания 1.2. Количество и состав команд Количество важно, т.к. команды оправлялись разными маршрутами. Команды должны пройти одни и те же точки. 1.3. Процесс игры: Использован вариант: на время. . Каждая команда получает задание. Шесть команд одновременно начинают движение по сигналу . На каждой станции находятся ведущие. Каждый ведущий работает отдельно с 2 прибежавшими командами. Ведущие помогают управлять процессом игры, следят, чтобы участники правильно поняли задание и выполнили его (не слишком быстро и не слишком медленно) и выдают буквы. Ведущие выбираются из внутреннего резерва. 2. Маршрут. В качестве маршрута были выбраны удобные для проведения игры места на прилегающей к зданию Дома пионеров территории. Маршрут разработан в соответствии с целью игры. 3. Задания Задания разнообразные и интересные. Примеры заданий, которые были использованы: - игра детектив (с заданиями, для выполнения которых используется ум, смекалка, находчивость
3 каждого игрока команды) - логическая игра (задания построены на развитие логики) - игра на развитие координации движений, ловкости 4. Подготовка участников Руководители команд имеют определенный набор аптечки: пластырь, аспирин и др. медикаменты, Участниками патриотической квест-игры «Дорогами памяти» являются дети пришкольных оздоровительных лагерей и территориальных досуговых площадок в период летней оздоровительной кампании (по 10 человек от каждого образовательного учреждения). Дата: 17 июня 2016 года (ко дню памяти и скорби – 22 июня) Место проведения: игровая площадка СЮТ, актовый зал ДПШ Участники: обучающиеся начальной школы Время проведения: 1,5 часа 2. Основные целевые группы по подготовке к игре В период подготовительного этапа мероприятия в результате «мозгового штурма» были определены основные целевые группы по подготовке квест-игры и реализации креативных идей: - группа аналитиков по подбору форм, методов игры, определению процесса игры и тому, что приводит к победе - группа теоретиков по определению цели, задач мероприятия, разработке сценарного хода - творческая группа по проведению игры, определению состава судейства из числа методистов ДПШ и проведению репетиций с ними - группа практиков по работе с участниками игры до ее начала: знакомство с подготовительным материалом, выражение позиций, мнений руководителей команд, аргументированные ответы на возникающие вопросы в доверительном диалоге. 3. Цель мероприятия Игра проводится с целью формирования у обучающихся гражданско- патриотических качеств личности обучающихся, их активной социальной позиции 4. Задачи мероприятия -обучить новой форме проведения патриотической игры, работе в команде, ориентированию на местности; - содействовать формированию патриотических чувств обучающихся ; - создать условия для развития памяти, внимания, воображения, наблюдательности и логического мышления обучающихся ; 5. Этапы мероприятия Начало мероприятия (в зале) проходит в форме устного журнала, сопровождаемого мультимедийной
4 интерактивной презентацией, выполненной в Power Point. После этого команды отправляются на этапы игры (согласно маршрутным листам) Патриотическая квест-игра состоит из 6 этапов и включает в себя ряд разнообразных заданий, выполняя которые, команды получают бонусы - буквы, которые собирают в конверты с маршрутными листами.. Задания для квест-игры разрабатываются в соответствии с психолого-физическими особенностями детей данной возрастной категории. Команды собирают буквы, из которых составляется общее фраза – лейтмотив игры. Финальная фраза «собирается» командами на сцене в присутствии всех участников патриотической квест-игры. Финалом игры является обмен впечатлениями, эмоциями со всеми участниками (в зале) 6. Результаты мероприятия Как авторы проведения квест-игры, считаем, что она имела важное воспитательное значение, поскольку патриотическое воспитание должно стать полноценной составляющей всего образовательно- воспитательного процесса. Проведенная игра - это некая отправная точка внедрения в практику инновационной формы проведения воспитательных мероприятий в период летней оздоровительной кампании для детей летних детских формирований (пришкольных лагерей и территориальных досуговых площадок на базе 12 образовательных учреждений города Сальска), которая впоследствии может внедряться в воспитательный процесс ОУ города Сальска. Дети детских летних формирований на практике ознакомились с инновационной формой проведения воспитательного мероприятия, а воспитатели получили мобильный современный воспитательный инструментарий, который возможно, и, даже, необходимо, применять в воспитательной педагогической практике.
5 СЦЕНАРИЙ городской патриотической квест-игры
«Дорогами памяти»
для детей ЛОУ г. Сальска ( 1 - 4 классы) Тип: коммуникативное. Форма: передвижение по маршруту. Краткое описание: команды передвигаются по предложенному маршруту, выполняя на станциях задания, которые поощряются определенными бонусами. Педагогические возможности: развиваются творческие способности, сплачивается детский коллектив. Участники: дети ЛОУ г. Сальска ОУ г. Сальска: № 1,3,4,5,7,10, гимназии № 2, лицея № 9, МДОУ № 21 «Жемчужинка», ДПШ (по 10 человек от ЛОУ). Продолжительность: 45мин. – 1 час. Игра проводится
с целью
формирования у обучающихся гражданско-патриотических качеств личности обучающихся, их активной социальной позиции. Она рассчитана на сплочение детского коллектива и в ней отсутствует соревновательность. Игра имеет тематическую направленность и проводится в канун Дня памяти (22июня) Основные
задачи:
создать условия для отработки навыков работы в команде, ориентированию на местности обеспечить условия для развития памяти, внимания, воображения, наблюдательности и логического мышления обучающихся содействовать формированию патриотических чувств обучающихся ; Подготовительный этап: От команд не требуется специальной подготовки. Организаторы продумывают содержание станций, их расположение, изготавливают и раздают маршрутные листы, определяют идейную направленность.. Оборудование: компьютер, проектор, презентация о городе. Документальный фильм «Освобождение Москвы», реквизит на станциях. Дата: 16 июня 2016 года в рамках реализации сводных планов воспитательной работы летних детских формирований города в период летней оздоровительной кампании 2016 года. Место проведения: зал ДПШ, прилегающая к нему территория. Порядок проведения игры: Игра состоит из 6 заданий, выполняя которые, команды «зарабатывают» буквы, из которых в конце игры складывается фраза о солдате России. Отряды собираются в одном месте, знакомятся с ходом и содержанием игры. Им вручаются маршрутные листы. Капитаны вместе с руководителями станций проходят по маршруту. За этим следят руководители станций, которые вручают бонусы, означающие,
6 что задание выполнено. В игре участвуют 12 команд (количество игроков в команде определяется заранее: 10 человек). В период игры команды перемещаются по 6 станциям. За правильное выполнение заданий команды получают поощрительные бонусы – буквы, из которых в конце игры каждая команда сложит слово. Сложенные всеми командами слова определят крылатое выражение – главную мысль игры. Финал игры – обсуждение процесса игры, обмен впечатлениями, эмоциями. Просмотр видео-презентации о городе Сальске. СЦЕНАРНЫЙ ХОД: (В актовом зале команды рассаживаются по мере пребывания. Звучит тематическая музыка.
Демонстрация
фрагмента
документального
фильма
«Освобождение
Москвы»)
Ведущий 1:
О Великой Отечественной войне вы узнаете в школе на уроках, читая литературу, просматривая фильмы, постоянно посещая музей в Доме пионеров и школьников «Служу Отечеству». А еще - по крупицам той памяти, которая передается из уст в уста, из рук в руки. Это та память, которая бережно хранится в каждой семье. К сожалению, время неумолимо – ветераны покидают нас. Мы знаем, что для них самым большим удовлетворением будет вера в то, что и все лишения, и отданные жизни их товарищей не были напрасны, что наша страна жива и процветает. А самой большой наградой для них будет ПАМЯТЬ о ВОВ. Это и подсказало тему сегодняшней патриотической игры «Дорогами памяти». Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день всегда будет возвращать нашу память к 1941 году. 22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее — каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в небытие. 22 июня 1941года. Самая короткая ночь России, ночь мужества, воли, бесстрашия. И не было в мире темнее и короче этой тяжелой июньской ночи. Это было 75 лет тому назад. 16 578 сальчан были участниками той войны. 7.584 - домой не вернулись. Сегодня в живых из них - 89. В России этот день отмечают как День памяти и скорби. И ему мы посвящаем нашу квест - игру «Дорогами памяти»
(Приложение № 1)
Ведущий 2:
Как хорошо, что в наше мирное время дети могут "играть" в войну. И в сегодняшней квест-игре, игре-путешествии, вам, 12 командам нужно объединить силы, чтобы преодолеть все испытания на 6 станциях? Мы очень надеемся на слаженность каждого отряда, вашу взаимовыручку и смекалку! В ходе игры команды будут выполнять задания, передвигаясь под определенную мелодию («Марш славянки») одновременно по 6 станциям согласно заданному маршруту. Он будет определен в ваших маршрутных листах определенного цвета. Каждая команда имеет свои индивидуальные станции «старта» и «финиша». В команду входит два отряда. На станциях составлены вопросы, на которые нужно ответить или задания, которые необходимо выполнить, уложившись в контрольное время – 5 минут. Задания на станциях различной степени сложности, рассчитаны на ваши знания, смекалку, эрудицию, умение работать в команде. Педагоги не имеют права подсказывать ответы участникам игры. Командиры вместе с педагогом поддерживают порядок и дисциплину в своих командах.
7 А теперь, прошу вас, услышав название отряда, выйти на средину зала командиров отрядов для получения маршрутных листов-конвертов, окрашенных в разные цвета. В сегодняшней игре принимают участие отряды: 1. команда № 1 – СОШ № 1и № 21 - оранжевые 2. команда № 2 – гимназия № 2 и СОШ № 10 - голубые 3. команда № 3 – СОШ № 3 и лицей № 9 - бежевые 4. команда № 4 – СОШ № 4 и № 7 - зеленые 5. команда № - 5 - и СОШ № 5 и СОШ № 6 - красные 6. команда № 6 –МДОУ № 21 и ДПШ - желтые Позвольте вас познакомить с руководителями станций (представление руководителей станций). Командиры отрядов вместе с руководителями станций в течение 5 минут знакомятся с маршрутом, проходя по 6 станциям согласно маршрутным листам. После этого к командирам присоединяются команды и начинается их передвижение по станциям с интервалом в 5 минут под «Марш славянки».
(Приложение № 2)
По мере передвижения от станции к станции команды складывают в свои конверты полученные буквы-бонусы.
(Приложение № 3)
Содержание станций:
1-я станция «Связисты».
Представьте, что вам надо указать путь летчику, дав определенный сигнал на земле – разжечь костер в форме геометрической фигуры.
Задание:
вам предстоит взявшись за руки, закрыть всем глаза и построить поочередно квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем построиться в две шеренги напротив друг друга и взяться за руки с впередистоящим человеком. Затем поменяться с ним местами. Открыть глаза и посмотреть на стройность линий.
(Приложение № 4)
2-я станция «Радисты».
Представьте, что вам надо протянуть два провода для налаживания связи с приближающимся подкреплением. Задание – на скорость, внимание и правильность.
Задание:
на линии старта командам необходимо стать в два круга. Внутри каждого круга команда рассчитывается на 1 и 2-й. Первым и вторым надо связаться одной веревкой следующим образом: первые пропускают веревку сквозь свою одежду сверху вниз, а вторые – снизу-вверх. По команде ведущего команды передвигаются к финишу, где начертаны два других круга, в которые они должны стать. Необходимо так же смотать веревки в клубок для следующих команд.
(Приложение № 5)
3-я станция «Сборный пункт».
Представьте, что вы на
сборном пункте
и вам надо подготовить солдата для похода. Задание – на скорость, внимание и правильность.
Задание:
по сигналу ведущего первая пара бежит к стулу и приносит один из предметов, которые одевает на «солдата». Тоже повторяет каждая пара.
(Приложение № 6)
8
4-я станция «Разведчики».
Представьте, что вам надо пройти болото. Задание – на скорость и ловкость. Категорически запрещается ступать ногами за пределы обруча – можно «утонуть»
Задание:
командам выдается по 2 обруча. С их помощью надо преодолеть «болото». Это будут группы по 3 человека. По сигналу ведущего один из участников группы бросает 1-й обруч. Все 3 игрока запрыгивают в него. 2-й обруч они забрасывают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом не покидая пространства 2-го обруча, дотянуться рукой до 1-го. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, команда добирается до старта. Назад, к линии старта, можно вернуться по «мостику», т.е. просто катить обруч по земле. На линии старта обручи передаются следующей тройке, которую ждет «болото».
(Приложение № 7)
5-я станция «Переправа».
В этой эстафете командам надо переправиться через реку. Это можно сделать с помощью лодки – «обруча». Задание – на скорость, внимание и точность.
Задание:
по сигналу ведущего 2 игрока надевают обруч на себя и, удерживая его на уровне пояса, бегут до установленной отметки – «берега». 1-й номер остается на дальнем «берегу», 2-й, не снимая обруча, быстро возвращается, и повторяет задание с 3-м номером, а затем сам остается на противоположном «берегу», а переправу делает 3-й номер и т.д.
(Приложение № 8)
6-я станция «Артиллеристы
.
».
Представьте, что вам необходимо попарно доставлять боеприпасы. Задание – на ловкость.
Задание:
команды разбиваются попарно и встают лицом друг к другу. Руки кладутся на плечи друг к другу. Задание – удержать мяч (боеприпас) лбами, добежав от старта к финишу, вернуться так же назад и передать мяч следующей паре. Если мяч упал, его необходимо поднять с места падения и продолжить бег, закрепив предварительно мяч. Варианты следующих заданий: - мяч удерживается между животами участников, а руки кладутся на плечи - мяч удерживается спинами, а руки скрепляются в локтях.
(Приложение № 9)
(Тематическая музыка на фоне складывания «Солдат России – всегда солдат!»
ФИНАЛ:
Подведение итогов игры: складывание слов из букв, которые заработали команды для того, чтобы получилась фраза
«Солдат России предан Родине, он всегда
солдат!».
(Приложение № 10)
9
Фильм – презентация о Сальске.
После этого – обмен мнениями, эмоциями.
(Приложение № 11)
Аркадий Гайдар писал: “… не рвались пули, не гремели снаряды. Живи да работай – хорошая жизнь”. Желаем вам мирной жизни на нашей благословенной земле, ребята! От души рады вашим успехам.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
10
Приложение № 1
Вступительная часть к городской квест-игре «Дорогами памяти»
11
Приложение № 2
Передвижение команд
12
Приложение № 3
«Зарабатывание» бонусов-букв командами
и складывание их в конверты - маршрутные листы
13
Приложение № 4
Станция «Связисты»
14
Приложение № 5
Станция «Радисты»
15
Приложение № 6
Командное одевание солдата на станции «Сборный пункт»
16
Приложение № 7
Преодоление «болота» на станции «Разведчики»
17
Приложение № 8
На станции «Переправа»
18
Приложение № 9
Перенос «снарядов» на станции «Артиллеристы»
19
Приложение № 10
Финал игры – складывание представителями шести команд фразы
20
«Солдат России предан Родине, он всегда солдат»
Методическая разработка
городской патриотической квест-игры
«ДОРОГАМИ ПАМЯТИ»
ко Дню памяти и скорби Авторы: Павлюк Л.Н ., Обретенова Ж.Ю – методисты МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска г.Сальск 2016
2
Методическое обоснование проведения городской патриотической квест-
игры «Дорогами памяти»
1. Краткое описание Место и условия организации и проведения игры: 1. Механика, 2. Маршрут, 3. Задания, 4. Призы, 5. Информирование участников Начинать нужно с механики: 1.1. определение цели 1.2. определение количества и ожидаемого состава команд 1.3. определение процесса игры и того, что приводит к победе. 1.1. Цели: Для текущего квеста мы определили следующие цели: - сплотить коллективы детских летних формирований - организовать активный досуг, - создать дух состязания 1.2. Количество и состав команд Количество важно, т.к. команды оправлялись разными маршрутами. Команды должны пройти одни и те же точки. 1.3. Процесс игры: Использован вариант: на время. . Каждая команда получает задание. Шесть команд одновременно начинают движение по сигналу . На каждой станции находятся ведущие. Каждый ведущий работает отдельно с 2 прибежавшими командами. Ведущие помогают управлять процессом игры, следят, чтобы участники правильно поняли задание и выполнили его (не слишком быстро и не слишком медленно) и выдают буквы. Ведущие выбираются из внутреннего резерва. 2. Маршрут. В качестве маршрута были выбраны удобные для проведения игры места на прилегающей к зданию Дома пионеров территории. Маршрут разработан в соответствии с целью игры. 3. Задания Задания разнообразные и интересные. Примеры заданий, которые были использованы: - игра детектив (с заданиями, для выполнения которых используется ум, смекалка, находчивость
3 каждого игрока команды) - логическая игра (задания построены на развитие логики) - игра на развитие координации движений, ловкости 4. Подготовка участников Руководители команд имеют определенный набор аптечки: пластырь, аспирин и др. медикаменты, Участниками патриотической квест-игры «Дорогами памяти» являются дети пришкольных оздоровительных лагерей и территориальных досуговых площадок в период летней оздоровительной кампании (по 10 человек от каждого образовательного учреждения). Дата: 17 июня 2016 года (ко дню памяти и скорби – 22 июня) Место проведения: игровая площадка СЮТ, актовый зал ДПШ Участники: обучающиеся начальной школы Время проведения: 1,5 часа 2. Основные целевые группы по подготовке к игре В период подготовительного этапа мероприятия в результате «мозгового штурма» были определены основные целевые группы по подготовке квест-игры и реализации креативных идей: - группа аналитиков по подбору форм, методов игры, определению процесса игры и тому, что приводит к победе - группа теоретиков по определению цели, задач мероприятия, разработке сценарного хода - творческая группа по проведению игры, определению состава судейства из числа методистов ДПШ и проведению репетиций с ними - группа практиков по работе с участниками игры до ее начала: знакомство с подготовительным материалом, выражение позиций, мнений руководителей команд, аргументированные ответы на возникающие вопросы в доверительном диалоге. 3. Цель мероприятия Игра проводится с целью формирования у обучающихся гражданско- патриотических качеств личности обучающихся, их активной социальной позиции 4. Задачи мероприятия -обучить новой форме проведения патриотической игры, работе в команде, ориентированию на местности; - содействовать формированию патриотических чувств обучающихся ; - создать условия для развития памяти, внимания, воображения, наблюдательности и логического мышления обучающихся ; 5. Этапы мероприятия Начало мероприятия (в зале) проходит в форме устного журнала, сопровождаемого мультимедийной
4 интерактивной презентацией, выполненной в Power Point. После этого команды отправляются на этапы игры (согласно маршрутным листам) Патриотическая квест-игра состоит из 6 этапов и включает в себя ряд разнообразных заданий, выполняя которые, команды получают бонусы - буквы, которые собирают в конверты с маршрутными листами.. Задания для квест-игры разрабатываются в соответствии с психолого-физическими особенностями детей данной возрастной категории. Команды собирают буквы, из которых составляется общее фраза – лейтмотив игры. Финальная фраза «собирается» командами на сцене в присутствии всех участников патриотической квест-игры. Финалом игры является обмен впечатлениями, эмоциями со всеми участниками (в зале) 6. Результаты мероприятия Как авторы проведения квест-игры, считаем, что она имела важное воспитательное значение, поскольку патриотическое воспитание должно стать полноценной составляющей всего образовательно- воспитательного процесса. Проведенная игра - это некая отправная точка внедрения в практику инновационной формы проведения воспитательных мероприятий в период летней оздоровительной кампании для детей летних детских формирований (пришкольных лагерей и территориальных досуговых площадок на базе 12 образовательных учреждений города Сальска), которая впоследствии может внедряться в воспитательный процесс ОУ города Сальска. Дети детских летних формирований на практике ознакомились с инновационной формой проведения воспитательного мероприятия, а воспитатели получили мобильный современный воспитательный инструментарий, который возможно, и, даже, необходимо, применять в воспитательной педагогической практике.
5 СЦЕНАРИЙ городской патриотической квест-игры
«Дорогами памяти»
для детей ЛОУ г. Сальска ( 1 - 4 классы) Тип: коммуникативное. Форма: передвижение по маршруту. Краткое описание: команды передвигаются по предложенному маршруту, выполняя на станциях задания, которые поощряются определенными бонусами. Педагогические возможности: развиваются творческие способности, сплачивается детский коллектив. Участники: дети ЛОУ г. Сальска ОУ г. Сальска: № 1,3,4,5,7,10, гимназии № 2, лицея № 9, МДОУ № 21 «Жемчужинка», ДПШ (по 10 человек от ЛОУ). Продолжительность: 45мин. – 1 час. Игра проводится
с целью
формирования у обучающихся гражданско-патриотических качеств личности обучающихся, их активной социальной позиции. Она рассчитана на сплочение детского коллектива и в ней отсутствует соревновательность. Игра имеет тематическую направленность и проводится в канун Дня памяти (22июня) Основные
задачи:
создать условия для отработки навыков работы в команде, ориентированию на местности обеспечить условия для развития памяти, внимания, воображения, наблюдательности и логического мышления обучающихся содействовать формированию патриотических чувств обучающихся ; Подготовительный этап: От команд не требуется специальной подготовки. Организаторы продумывают содержание станций, их расположение, изготавливают и раздают маршрутные листы, определяют идейную направленность.. Оборудование: компьютер, проектор, презентация о городе. Документальный фильм «Освобождение Москвы», реквизит на станциях. Дата: 16 июня 2016 года в рамках реализации сводных планов воспитательной работы летних детских формирований города в период летней оздоровительной кампании 2016 года. Место проведения: зал ДПШ, прилегающая к нему территория. Порядок проведения игры: Игра состоит из 6 заданий, выполняя которые, команды «зарабатывают» буквы, из которых в конце игры складывается фраза о солдате России. Отряды собираются в одном месте, знакомятся с ходом и содержанием игры. Им вручаются маршрутные листы. Капитаны вместе с руководителями станций проходят по маршруту. За этим следят руководители станций, которые вручают бонусы, означающие,
6 что задание выполнено. В игре участвуют 12 команд (количество игроков в команде определяется заранее: 10 человек). В период игры команды перемещаются по 6 станциям. За правильное выполнение заданий команды получают поощрительные бонусы – буквы, из которых в конце игры каждая команда сложит слово. Сложенные всеми командами слова определят крылатое выражение – главную мысль игры. Финал игры – обсуждение процесса игры, обмен впечатлениями, эмоциями. Просмотр видео-презентации о городе Сальске. СЦЕНАРНЫЙ ХОД: (В актовом зале команды рассаживаются по мере пребывания. Звучит тематическая музыка.
Демонстрация
фрагмента
документального
фильма
«Освобождение
Москвы»)
Ведущий 1:
О Великой Отечественной войне вы узнаете в школе на уроках, читая литературу, просматривая фильмы, постоянно посещая музей в Доме пионеров и школьников «Служу Отечеству». А еще - по крупицам той памяти, которая передается из уст в уста, из рук в руки. Это та память, которая бережно хранится в каждой семье. К сожалению, время неумолимо – ветераны покидают нас. Мы знаем, что для них самым большим удовлетворением будет вера в то, что и все лишения, и отданные жизни их товарищей не были напрасны, что наша страна жива и процветает. А самой большой наградой для них будет ПАМЯТЬ о ВОВ. Это и подсказало тему сегодняшней патриотической игры «Дорогами памяти». Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день всегда будет возвращать нашу память к 1941 году. 22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее — каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в небытие. 22 июня 1941года. Самая короткая ночь России, ночь мужества, воли, бесстрашия. И не было в мире темнее и короче этой тяжелой июньской ночи. Это было 75 лет тому назад. 16 578 сальчан были участниками той войны. 7.584 - домой не вернулись. Сегодня в живых из них - 89. В России этот день отмечают как День памяти и скорби. И ему мы посвящаем нашу квест - игру «Дорогами памяти»
(Приложение № 1)
Ведущий 2:
Как хорошо, что в наше мирное время дети могут "играть" в войну. И в сегодняшней квест-игре, игре-путешествии, вам, 12 командам нужно объединить силы, чтобы преодолеть все испытания на 6 станциях? Мы очень надеемся на слаженность каждого отряда, вашу взаимовыручку и смекалку! В ходе игры команды будут выполнять задания, передвигаясь под определенную мелодию («Марш славянки») одновременно по 6 станциям согласно заданному маршруту. Он будет определен в ваших маршрутных листах определенного цвета. Каждая команда имеет свои индивидуальные станции «старта» и «финиша». В команду входит два отряда. На станциях составлены вопросы, на которые нужно ответить или задания, которые необходимо выполнить, уложившись в контрольное время – 5 минут. Задания на станциях различной степени сложности, рассчитаны на ваши знания, смекалку, эрудицию, умение работать в команде. Педагоги не имеют права подсказывать ответы участникам игры. Командиры вместе с педагогом поддерживают порядок и дисциплину в своих командах.
7 А теперь, прошу вас, услышав название отряда, выйти на средину зала командиров отрядов для получения маршрутных листов-конвертов, окрашенных в разные цвета. В сегодняшней игре принимают участие отряды: 1. команда № 1 – СОШ № 1и № 21 - оранжевые 2. команда № 2 – гимназия № 2 и СОШ № 10 - голубые 3. команда № 3 – СОШ № 3 и лицей № 9 - бежевые 4. команда № 4 – СОШ № 4 и № 7 - зеленые 5. команда № - 5 - и СОШ № 5 и СОШ № 6 - красные 6. команда № 6 –МДОУ № 21 и ДПШ - желтые Позвольте вас познакомить с руководителями станций (представление руководителей станций). Командиры отрядов вместе с руководителями станций в течение 5 минут знакомятся с маршрутом, проходя по 6 станциям согласно маршрутным листам. После этого к командирам присоединяются команды и начинается их передвижение по станциям с интервалом в 5 минут под «Марш славянки».
(Приложение № 2)
По мере передвижения от станции к станции команды складывают в свои конверты полученные буквы-бонусы.
(Приложение № 3)
Содержание станций:
1-я станция «Связисты».
Представьте, что вам надо указать путь летчику, дав определенный сигнал на земле – разжечь костер в форме геометрической фигуры.
Задание:
вам предстоит взявшись за руки, закрыть всем глаза и построить поочередно квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем построиться в две шеренги напротив друг друга и взяться за руки с впередистоящим человеком. Затем поменяться с ним местами. Открыть глаза и посмотреть на стройность линий.
(Приложение № 4)
2-я станция «Радисты».
Представьте, что вам надо протянуть два провода для налаживания связи с приближающимся подкреплением. Задание – на скорость, внимание и правильность.
Задание:
на линии старта командам необходимо стать в два круга. Внутри каждого круга команда рассчитывается на 1 и 2-й. Первым и вторым надо связаться одной веревкой следующим образом: первые пропускают веревку сквозь свою одежду сверху вниз, а вторые – снизу-вверх. По команде ведущего команды передвигаются к финишу, где начертаны два других круга, в которые они должны стать. Необходимо так же смотать веревки в клубок для следующих команд.
(Приложение № 5)
3-я станция «Сборный пункт».
Представьте, что вы на
сборном пункте
и вам надо подготовить солдата для похода. Задание – на скорость, внимание и правильность.
Задание:
по сигналу ведущего первая пара бежит к стулу и приносит один из предметов, которые одевает на «солдата». Тоже повторяет каждая пара.
(Приложение № 6)
8
4-я станция «Разведчики».
Представьте, что вам надо пройти болото. Задание – на скорость и ловкость. Категорически запрещается ступать ногами за пределы обруча – можно «утонуть»
Задание:
командам выдается по 2 обруча. С их помощью надо преодолеть «болото». Это будут группы по 3 человека. По сигналу ведущего один из участников группы бросает 1-й обруч. Все 3 игрока запрыгивают в него. 2-й обруч они забрасывают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом не покидая пространства 2-го обруча, дотянуться рукой до 1-го. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, команда добирается до старта. Назад, к линии старта, можно вернуться по «мостику», т.е. просто катить обруч по земле. На линии старта обручи передаются следующей тройке, которую ждет «болото».
(Приложение № 7)
5-я станция «Переправа».
В этой эстафете командам надо переправиться через реку. Это можно сделать с помощью лодки – «обруча». Задание – на скорость, внимание и точность.
Задание:
по сигналу ведущего 2 игрока надевают обруч на себя и, удерживая его на уровне пояса, бегут до установленной отметки – «берега». 1-й номер остается на дальнем «берегу», 2-й, не снимая обруча, быстро возвращается, и повторяет задание с 3-м номером, а затем сам остается на противоположном «берегу», а переправу делает 3-й номер и т.д.
(Приложение № 8)
6-я станция «Артиллеристы
.
».
Представьте, что вам необходимо попарно доставлять боеприпасы. Задание – на ловкость.
Задание:
команды разбиваются попарно и встают лицом друг к другу. Руки кладутся на плечи друг к другу. Задание – удержать мяч (боеприпас) лбами, добежав от старта к финишу, вернуться так же назад и передать мяч следующей паре. Если мяч упал, его необходимо поднять с места падения и продолжить бег, закрепив предварительно мяч. Варианты следующих заданий: - мяч удерживается между животами участников, а руки кладутся на плечи - мяч удерживается спинами, а руки скрепляются в локтях.
(Приложение № 9)
(Тематическая музыка на фоне складывания «Солдат России – всегда солдат!»
ФИНАЛ:
Подведение итогов игры: складывание слов из букв, которые заработали команды для того, чтобы получилась фраза
«Солдат России предан Родине, он всегда
солдат!».
(Приложение № 10)
9
Фильм – презентация о Сальске.
После этого – обмен мнениями, эмоциями.
(Приложение № 11)
Аркадий Гайдар писал: “… не рвались пули, не гремели снаряды. Живи да работай – хорошая жизнь”. Желаем вам мирной жизни на нашей благословенной земле, ребята! От души рады вашим успехам.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
10
Приложение № 1
Вступительная часть к городской квест-игре «Дорогами памяти»
11
Приложение № 2
Передвижение команд
12
Приложение № 3
«Зарабатывание» бонусов-букв командами
и складывание их в конверты - маршрутные листы
13
Приложение № 4
Станция «Связисты»
14
Приложение № 5
Станция «Радисты»
15
Приложение № 6
Командное одевание солдата на станции «Сборный пункт»
16
Приложение № 7
Преодоление «болота» на станции «Разведчики»
17
Приложение № 8
На станции «Переправа»
18
Приложение № 9
Перенос «снарядов» на станции «Артиллеристы»
19
Приложение № 10
Финал игры – складывание представителями шести команд фразы
20
«Солдат России предан Родине, он всегда солдат»
В раздел дополнительное образование