Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемы мотивации и стимула в современных ДШИ"

"Мотивация при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах"

Автор: Смирнова Вера Михайловна, преподаватель по классу гитары, МБУДО "ДШИ им. М.И.Глинки г. Всеволожск", город Всеволожск, Ленинградская область



В раздел дополнительное образование


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. М. И. Глинки г. Всеволожск»

Доклад преподавателя по классу гитары

Смирновой Веры Михайловны

на педагогическом совете школы

на тему:

«Мотивация при обучении детей игре на музыкальных инструментах в

музыкальных школах»

Всеволожск

Май 2014

«Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке 1 ». Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней 2 . В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями 3 : 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. Большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. Поэтому хочу остановиться на ансамблевом музицировании. Как известно совместное творчество обучающихся влияет на их творческое развитие, на умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга. Исходя из собственного опыта при формировании трио гитаристов, хочу отметить, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Он зависит от:  возраста учащихся;  их индивидуальных способностей;  от состава ансамбля;  от количества участников ансамбля. 1 Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. 2 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. 3 Столяренко Л. Педагогическая психология.
Кроме того учитывается предыдущая подготовка ребенка: знание нотной грамоты, чувство ритма, развитость музыкальных слуха и памяти, постановка инструмента, усвоенный раннее музыкальный материал. Не маловажным критерием является заинтересованность ребёнка и его родителей и готовность их помогать и содействовать, по мере необходимости и возможности, ребёнку. Особенно хочу подчеркнуть важность качественного инструмента. «Отсутствие хорошего инструмента и качественных струн - одна из главных проблем, которая потребует от педагога не только чисто профессионального мастерства, но и большой изобретательности в работе, чтобы при минимальных возможностях максимально реализовать способности ученика, не допустив искажений в посадке, постановке игрового аппарата, сохранив ребёнку здоровье и любовь к музыке 4 ». Остановлюсь на репертуаре. Преподаватель должен ответственно относиться к выбору репертуара. Музыкальный репертуар, применяемый в обучении, должен быть:  высокого художественного уровня;  иметь посильную степень сложности, но не заведомо слабую, что бы дети могли с ним справиться и получить радость от игры. Итак, ансамбль. На мой взгляд, трио имеет возможность наиболее полного звучания, имеет оптимальный состав для решения поставленной задачи (мотивация) и, если так можно сказать, более управляем по сравнению с ансамблями, имеющими более многочисленный состав. Основной моей задачей, ввиду малого возраста участников, на начальном этапе было:  развитие трудолюбия, усидчивости;  преодоление застенчивости, внутренней зажатости, невнимательности; 4 Кравцов А.Н. Школа игры на шестиструнной гитаре.
В состав трио входили П** Полина 8 лет (возраст на момент образования трио), Н** Ольга 8 лет и О** Антон 8 лет. Явного лидера в ансамбле не было. У каждого участника ансамбля была своя отличительная особенность: у Н** Ольги - стремление к лидерству, у П** Полины - хорошее чувство ансамбля и трудолюбие, не могу сказать, что Антон был полностью ведомым, но благодаря ансамблю у него развилось чувство уверенности при игре на сцене. В репертуар трио на начальном этапе входили разножанровые произведения:  А.Иванов-Крамской. «Ты, поди, моя коровушка, домой»;  В.-А.Моцарт. Вальс. Первые успехи на районных конкурсах привели к заинтересованности играть в ансамбле, и, как следствие - к исполнению более сложного репертуара, по степени освоения:  Летит кондор. Перуанская народная песня;  А.Рамирес. Жаворонок;  Голубка. Кубинская народная песня;  Г.Гильермо. Испанское каприччио;  Е.Рябоконь. Я с комариком плясала. И уже в 2008 году на III Международном конкурсе им. Н. Н. Калинина исполнителей на народных инструментах "Метелица" трио гитаристов: Н** Ольга, П** Полина, О** Антон заняло 1 место. Полученное удовольствие от игры в ансамбле отразилось и на их индивидуальном обучении: на музыкальных конкурсах различного уровня (от районных до международных) все участники ансамбля занимали призовые места в номинации соло. Ансамблевая игра имеет более широкий звуковой спектр, который приобретается годами и достигается за счет приобретения хороших (мастеровых) инструментов. Благодаря этому в трио был найден звуковой баланс и звучание было гармоничным и красивым. Предложенный метод работы (трио гитаристов) в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного процесса. Использованная литература. 1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Питер, 2004. 2. Кравцов А.Н. Школа игры на шестиструнной гитаре. 3. Столяренко Л. Педагогическая психология. Ростов на-Дону, 2003. 4. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. – М, 2003


В раздел дополнительное образование