Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие детско-молодежной инициативы: социальные практики".

статья

Автор: Насруллина Альфия Рашидовна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ДЮЦ "Меридиан", Нижний Тагил, Свердловская область



В раздел дополнительное образование

«Развитие детско-молодежной инициативы: социальные практики». Насруллина.А.Р. Детско-Юношеский Центр «Меридиан», Нижний Тагил В наше время, да и в любое другое очень важна инициатива. Идя в тандеме с энтузиазмом она движет миром все больше и больше раскрывая грани сфер нашей жизнедеятельности. Но, что представляет из себя инициатива? Инициатива - это самостоятельная деятельность будь то умственная или физическая, волевая активность, проявляемая своевременно и в подходящей форме, направленная на достижение как собственных целей, так и общественных. Взглянем на человека, обладающего этим качеством. Он не будет боятся сделать первый шаг, нести ответственность за свои поступки. Ему не надо указывать что делать, наоборот им движет желание что-то начать преобразовывать. Как правило, именно, данная группа людей реализует свои или чужие новаторские идеи. Наш мир был бы беднее если бы не люди, которые не дают погаснуть множеству идей, отложенных другими на потом. Рассмотрим перспективы инициативной личности. Во время высокой конкуренции и искушенного зрителя как никогда важно проявлять инициативу, напористость чтобы занять свое место в обществе. Эти качества ценятся в работниках многих сфер, а зачастую и намеренно стимулируются разного рода поощрениями. Преимущества и перспективы инициативности очевидны. Тем, кто может ею похвастаться она отвечает тем, что помогает реализовать амбиции, воплотить в жизнь их мечты, идеи и желания. Это помогает занять человеку высокое социальное положение, приносит материальное и духовное удовлетворение. Обладатели этих качеств зачастую интересные собеседники их не просто интересно слушать, за ними хочется идти. Но не стоит забывать и о людях с взбалмошным, безответственным характером, чья инициатива не раз приводит к плачевным последствиям, примеров тому найдется множество в истории каждого государства. Для развития и поддержания детско-юношеской инициативы я пользуюсь следующими методами: Развитию и поддержанию данного качества способствует условия, созданные для детей. Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. При выполнении поставленной задачи у ребенка должен быть выбор инструментов для ее достижения. К примеру, во время работы на моих занятиях дети сами выбирают материал, технику выполнения и цветовую гамму. Так же я отвожу время на занятия по выбору, которые помогают детям учиться делать осознанный выбор, раскрыть потенциал и реализовать идеи и желания. Образовательная и игровая среда внутри занятий стимулирует познавательную деятельность ребенка. Так же я учитываю индивидуальные интересы и особенности конкретной группы. Так же при создании среды обучения я уделяю внимание недирективной помощи детям. В общении очень важно взаимоуважение между педагогом и детьми. Чувствуя, что я проявляю уважение ко всем без ограничения вне
зависимости от уровня развития и социального положения дети начинают чувствовать себя более комфортно и свободно, что позволяет им действовать в соответствии с их интересами, делая выбор и проявляя инициативу. Еще не маловажно создание ситуаций - «проблем», побуждающих детей активно применять свои знания и умения, брать инициативу в свои руки. При возникновении затруднений у ребенка я предпочитаю помогать ребенку не по средствам действий, а по средствам совета, наводящих вопросов для активизации имеющегося у ребенка опыта и знаний, нахождения нескольких вариантов решения отличных от других детей. Но стоит помнить, что не всем детям легко дается выбор, им тяжело занимать активную позицию, поэтому в такой ситуации педагогу не стоит давить на ребенка, а оказать помощь и пересмотреть сроки выполнения поставленной задачи. Говоря о проблемной ситуации надо помнить о проектной деятельности. Она является одним из инструментов построения проблемных ситуаций. Занимаясь проектной деятельностью с детьми, я создаю проблемную ситуацию, но не предоставляю пути решения. В данной ситуации ребенок начинает искать свои пути решения, отличные от других и ранее не заявленных. При возникновении у детей проблем с поставленной задачей, я немного упрощаю ее. Работу мы начинаем с модернизации, т.е. создавая проблемную ситуацию я предлагаю пути решения, а те, у кого возникла проблема поддерживают данную идею внося в нее свои изменения. Это будет толчком дальнейшего развития, после которого они начнут генерировать уже свои идеи. Выше перечисленные методы используются мною на практике для развития и поддержания инициативы у подростков и детей.


В раздел дополнительное образование