"Внимание, конкурс!"
Методические рекомендации
Автор: Испулова Антонина Николаевна, методист, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы "Подросток", город Оренбург
В раздел дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ОРЕНБУРГА
Методическая служба
Методические рекомендации
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
(по проведению конкурсов авторских программ,
дидактических и методических материалов
Автор-составитель Испулова Антонина Николаевна, методист высшей квалификационной категории Оренбург 2016 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК»
Под общей редакцией Куксина Андрея Викторовича, заместителя директора МАУДО «ЦВР «Подросток»
Аннотация
Методические рекомендации «Внимание конкурс!» предназначены в помощь организаторам и участникам конкурсов авторских образовательных программ дополнительного образования детей, методического и дидактического материалов. Методические рекомендации включают в себя: положения о конкурсах; памятку участнику конкурса методического и дидактического материалов, в которой содержатся сведения о различных видах методической продукции. 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.........................................................4 II. ПОЛОЖЕНИЕ......................................................................................5 о проведении конкурса методического и дидактического материалов педагогических работников Центра внешкольной работы «Подросток» III. ПОЛОЖЕНИЕ......................................................................................9 о проведении конкурса авторских дополнительных общеобразовательных программ педагогических работников Центра внешкольной работы «Подросток» IV. ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.....................................................12 3
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации «Внимание конкурс» предназначены в помощь организаторам и участникам конкурсов. Участвуя в конкурсах, педагоги имеет возможность сравнить свой опыт с результатами других, получить компетентную оценку собственных наработок, взять на вооружение рекомендации коллег.
Актуальность
настоящих методических рекомендаций обусловлена объективной необходимостью создания системы мероприятий по подготовке педагогических работников к конкурсам авторских образовательных программ дополнительного образования детей, методического и дидактического материалов.
Цель данных методических рекомендаций –
повысить качество проведения конкурса, уровень подготовки педагогических работников и конкурсных материалов.
Задачи:
повысить престиж конкурса; ознакомить участников конкурсов с требованиями к конкурсным работам; способствовать формированию положительного отношения педагогов к участию в конкурсе.
Методические рекомендации содержат:
1. Положения о конкурсах дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, методического и дидактического материалов. 2. Памятку участнику конкурса методического и дидактического материалов, в которой содержатся сведения о различных видах методической продукции. 4
II.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса методического и дидактического материалов
педагогических работников Центра внешкольной работы «Подросток»
Общие положения
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения заочного конкурса методического и дидактического материалов (далее Конкурс). Конкурс является формой обмена опытом работы и повышения квалификации педагогических работников Центра.
Цели конкурса:
развитие творческого потенциала, активности и профессионального мастерства педагогических работников в сфере дополнительного образования детей: выявление творчески работающих педагогов; распространение передового педагогического опыта; расширение картотеки дидактического и методического материалов педагогов дополнительного образования и пополнение банка методической продукции. Конкурс призван способствовать решению следующих
задач
: созданию условий для самореализации педагогических работников; выявлению передового опыта педагогических работников в организации образовательной, культурно-досуговой и методической деятельности. На конкурс представляются дидактические и методические материалы по следующим направленностям: - социально-педагогическая (профессиональная подготовка, раннее развитие и т.д.); - физкультурно-спортивная; (физическое развитие, спорт) - художественная (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, сценарии и т.д.). Виды методической продукции, представляемые на конкурс: - методические пособия; - учебные пособия; - учебно-наглядные пособия; - методические рекомендации; - методические разработки; - сценарии; - дидактические материалы. 5
Организация конкурса
Для организации и проведения конкурса создаётся оргкомитет, состав которого утверждается приказом директора. Оргкомитет конкурса: - принимает представляемые материалы и определяет их соответствие установленным требованиям; - принимает решение о включении кандидатов в состав участников конкурса; - формирует состав жюри, определяет условия и правила его работы, представляет материалы о составе жюри и регламенте его работы на утверждение директору Центра; - организует и проводит предварительные консультационные встречи с участниками конкурса; - на основе протоколов жюри выявляет победителей конкурса и представляет материалы о призёрах и кандидатурах на городской конкурс методического и дидактического материалов на утверждение директору Центра. Решение оргкомитета признаётся принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. Решение оргкомитета оформляется протоколом, который подписывается председателем или его заместителем и секретарём.
Жюри конкурса
Жюри конкурса формируется в целях компетентной оценки конкурсных работ и определения победителей. Состав жюри формируется оргкомитетом и утверждается приказом директора. В своей работе жюри конкурса руководствуется Регламентом работы жюри.
Сроки и порядок проведения конкурса
- заявки и конкурсные работы принимаются с 03 по 07. 10. 2016 года; - экспертиза и оценка методических и дидактических материалов осуществляется членами жюри и проходит с 07.10.2016г. до 13.10.2016г.; - заседание оргкомитета по определению победителей конкурса методического и дидактического материалов проводится до 17.10.2016; - закрытие конкурса 27.10.2016г.
Условия проведения конкурса
На конкурс принимается дидактический, методический материалы, электронные дидактические пособия, информационно-рекламные издания по следующим направлениям деятельности: музыкальное; раннее развитие; 6
спортивное; хореографическое; пластические искусства; театральное; досуговое, социально-педагогическое. Дидактический и методический материал сопровождается пояснительной запиской (название программы, к которой написан данный материал, актуальность, цели, задачи, возраст воспитанников, условия применения, методическое обоснование каждого элемента дидактического материала, ожидаемый результат). Количество конкурсных материалов от отдела не ограничено. Все конкурсанты награждаются дипломами участников. В каждой из номинаций («Дидактический материал», «Методический материал») определяется I, II, III место. Материалы, представленные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются.
Критерии оценки конкурсных работ
Критерии оценки дидактического материала (до 3 баллов по каждому критерию): - практическая значимость; - разноуровневость материала и степень его дифференцированости; - эстетичность оформления (практичность, художественность, гигиеничность); - наличие алгоритма (технологии, инструкции) по применению; - современность подачи формы и содержания; - креативность. Критерии оценки электронных дидактических пособий (до 3 баллов по каждому критерию): - интерактивность (обеспечение быстрой обратной связи); - наглядность и доступность (не только выводит текст на экран, но и рассказывает, иллюстрирует, моделирует и т.д.); - дифференцированный подход (позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучающегося, проверить знания по определенному разделу); - возможность обновления программного обеспечения. Критерии оценки методической продукции (до 3 баллов по каждому критерию): - актуальность, соответствие современным тенденциям развития образования; - новизна; - целеполагание; 7
- доступность; - соответствие возрастным и психологическим особенностям обучающихся; - технологичность. Критерии оценки информационно-рекламных материалов (до 3 баллов по каждому критерию): - актуальность (целесообразность); - смысловая нагрузка (содержание, полнота информации, соответствие целевой аудитории); - креативность цветового сочетания и композиционного решения, удобочитаемость шрифта. Сведения о видах методической и дидактической продукциях можно найти в «Памятке участнику конкурса методического и дидактического материалов».
Требования
к оформлению документов, представляемых на конкурс
1.Титульный лист. На титульном листе указываются полностью: название материала, фамилия, имя, отчество, место работы, должность. 2. Пояснительная записка. 3. Содержание материала. 4. Объём методического и дидактического материала должен составлять не менее 30 страниц. Параметры страниц должны быть следующие: левое поле - 3см; верхнее - 2см; нижнее – 2 см; правое – 1,2 см; шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1-1,5 интервала. Заявка на участие в конкурсе сдаётся в оргкомитет до 05.10.2016г. заполняется по определённой форме. 8
III.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ педагогических работников Центра
внешкольной работы «Подросток»
Общие положения
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения конкурса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее Конкурс). Конкурс проводится в целях повышения роли образовательных организаций дополнительного образования детей в воспитании, обучении и творческом развитии личности ребенка, совершенствования и развития системы дополнительного образования детей. Положение о Конкурсе разработано с учетом основных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Приказа министерства образования и науки РФ (от 29 августа 2013 г. № 1008) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Задачи конкурса: повышение качества и доступности дополнительного образования детей; повышение роли организаций дополнительного образования детей в становлении личности ребенка; развитие творческого потенциала и повышения профессиональной квалификации педагогов; выявление и распространение лучшего педагогического опыта. Конкурс проводится по следующим номинациям: художественная; физкультурно-спортивная; социально-педагогическая; дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по направлениям внеурочной деятельности; дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта. 9
Организация конкурса
Для организации и проведения конкурса создаётся оргкомитет, состав которого утверждается приказом директора. Оргкомитет конкурса: - принимает представляемые материалы и определяет их соответствие установленным требованиям; - принимает решение о включении кандидатов в состав участников конкурса; - формирует состав жюри, определяет условия и правила его работы, представляет материалы о составе жюри и регламенте его работы на утверждение директору Центра; - организует и проводит предварительные консультационные встречи с участниками конкурса; - на основе протоколов жюри выявляет победителей конкурса и представляет материалы о призёрах и кандидатурах на городской конкурс авторских программ на утверждение директору Центра. Решение оргкомитета признаётся принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. Решение оргкомитета оформляется протоколом, который подписывается председателем или его заместителем и секретарём.
Участники конкурса
В конкурсе могут принять участие педагогические работники МАУДО «Центр внешкольной работы «Подросток».
Сроки и порядок проведения конкурса
- заявки и конкурсные работы принимаются с 10 по 12. 10. 2016 года; - экспертиза и оценка авторских программ осуществляется членами жюри и проходит с 12.10.2016г. до 24.10.2016г.; - заседание оргкомитета по определению победителей конкурса методического и дидактического материалов проводится до 26.10.2016; - закрытие конкурса 27.10.2016г.
Условия проведения конкурса:
Для участия в конкурсе необходимо представить следующие документы: текст авторских программ в печатном виде и на электронном носителе; 10
краткое представление, содержащее наименование программы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, образование, должность, наименование отдела и адрес, телефон автора), сколько лет программа проходила апробацию, свидетельства эффективности и результативности программы. Программы должны соответствовать требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ, обозначенным в документе Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Примечание: программы, принимающие участие в Конкурсе, не рецензируются и не возвращаются.
Жюри конкурса
Жюри конкурса формируется в целях компетентной оценки конкурсных работ и определения победителей. Состав жюри формируется оргкомитетом и утверждается приказом директора. В своей работе жюри конкурса руководствуется Регламентом работы жюри. При экспертизе программы учитываются следующие аспекты: актуальность программы; взаимосвязь целей и задач программы и реализация в них идей развития личности воспитанника, его творческих сил и способностей; степень практической значимости, технологичность программы (доступность для использования в педагогической практике); значимость общепедагогических идей, лежащих в основе программы; учет специфических закономерностей предмета изучения, научность, систематичность, доступность, динамичность программы; соотношение целей, задач с планируемыми результатами; методическое обеспечение программы: обоснованность выбора методического оснащения, его соответствие целям и задачам программы, эффективность; использование в программе здоровьесберегающих технологий; наличие диагностического обеспечения программы. Преимущественным положением будут пользоваться программы с 3-х и более - годичным сроком реализации. 11
Требования к оформлению документов, представляемых на конкурс Параметры страниц должны быть следующие: левое поле – 3см; верхнее – 2см; нижнее – 2 см; правое – 1,2 см; шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1-1,5 интервала. Заявка на участие в конкурсе сдаётся в оргкомитет до 08.10.2015г. и заполняется по определённой форме.
IV.
ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКОГО И
ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Создание методической продукции – способ выражения и распространения методических знаний, которые являются звеном единого творческого процесса педагога, методиста. Виды методической продукции можно классифицировать следующим образом:
Методическая разработка
Характеристика
комплексная форма, включающая в себя рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. - логично структурированный и подробно описанный ход занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, соответствующими методическими советами.
Примерная схема методической разработки:
1. Название разработки, название и форма проведения мероприятия, 2. Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов); 3. Методические советы на подготовительный период, сценарный план, ход проведения, сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; 4. Методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться , где лучше проводить и т.д.); 5. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); 6. Список используемой литературы; 12
7. Ф.И.О. автора разработки, должность, место работы.
Методические рекомендации
Характеристика:
Вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий(как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задачи методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (мероприятию). Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, методистам, педагогам- организаторам и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объём методических рекомендаций.
Примерная схема написания методических рекомендаций
Пояснительная записка должна содержать информацию: 1. Обоснование актуальности (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу, в чём их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие рекомендации 2. Определение цели составления методических рекомендаций (например, оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня – городских региональных – и использованием современных информационных технологий и т.п.); 3. Краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например, овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основной для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.); 4. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области. 13
5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведения массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей последовательности: описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов, например, автоматизированное тестирование, наблюдение); дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому, финансовому (источники и фиксирование суммы финансирования, олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам); вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта); предостеречь от ошибок. 6. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников. 7. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; схемы и т.д. методики создания практических заданий, адресованных обучающих; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методика определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д. 14
Методическое пособие
Характеристика:
Комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Примерная схема написания методического пособия
1. Введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия; 2. Теоретическая часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно- педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами; 3. Практическая часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД; 4. Дидактическая часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал. 5. В состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями. 15
6. Список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Учебное пособие
Характеристика:
Учебно-методическое пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. Пособие может содержать разные виды учебно-методических материалов: печатные издания, цифровые образовательные средства, специализированные Интернет-сайты для обучения и др. При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику предмета/дисциплины. В названии пособия должно содержаться название предмета/ дисциплины. Приоритет отдается пособиям: с использованием инновационных методик преподавания (модульный принцип обучения, использование бально-рейтинговой системы, компетентностный подход и т.д.); если авторы проявили новый подход к изложению материала (предмета/ дисциплины в схемах и таблицах, сборник тестовых заданий и другое); входящих в состав учебно-методического комплекса по предмету/дисциплине.
Примерная схема написания учебного пособия
1) титульный лист; 2) оглавление; 3) введение; 4) основная часть документа; 5) заключение; 6) список использованных источников; 7) перечни условных обозначений, сокращений и терминов; 8) приложения.
Введение
должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста. 16
В
основной части
приводят данные, отражающие сущность и основной материал по рассматриваемому предмету/дисциплине.
Основная часть должна содержать:
- обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи по изучаемому предмету/дисциплине; - процесс теоретических или экс-периментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики; - обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.
Заключение
должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оцен-ку полноты решения поставленных задач.
Список использованных источ-ников
(литературы, сайты и др.) должен быть составлен в соот-ветствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.
В приложения могут быть включены:
- иллюстрации вспомогательного характера; - инструкции и методики, разра-ботанные в процессе выполнения работы; - таблицы вспомогательных циф-ровых данных. Работа должна быть логически выдержана, с соблюдением единого стиля изложения, а также орфографической, синтаксической, стилистической грамотности.
Сценарий
Характеристика:
Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, линейки, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: Художественное оформление, световая партитура, движения участников праздника на сцене и т.д. Чтобы со сценарием легче было работать, текстовый материал размещают по правой стороне листа, а сценические ремарки – по левой. Сценарий, как правило, снабжен методическими советами. Это дает возможность разрабатывать свои варианты, не повторять ошибок.
Сценарный блок
Художественно-педагогическая цель сценария
Тема
– это круг жизненных явлений действительности, который нашел свое художественное воспроизведение в данной сценарной разработке. 17
Идея
– это основная мысль, главный вывод содержания замысла, оценка отображаемых событий, явлений. Своеобразное решение проблемы.
Сверхзадача
– это задача, ради которой утверждается идея и которая направлена на зрителя. Сверхзадача должна быть действительна, посредством которой можно добиться зримого результата.
Аудитория
– возраст, социальные характеристики.
Сценарный план
Описание эпизодов сценария.
Действующие лица
Описание персонажей действия.
Либретто
Литературный текст сценария, изложение содержания сюжета.
Постановочный блок
Композиционный план и характеристика действия
Название эпизодов, их последовательность. 1. Экспозиция – начало, пролог. Часть сюжета, в которой предопределяется конфликт. Характер экспозиции. 2. Завязка – обозначается темой сценария, начало борьбы персонажей, конкретного действия. 3. Развитие действия – описываются все действия сценария, изображается борьба, где разрешается конфликт. Это поступательное движение, ведущее к кульминации. 4. Кульминация – наивысшая точка сценария, действие идет вниз, все характеры раскрыты. Это основное выражение темы. 5. Развязка – последняя точка в развитии действия. Идет завершение всего, подводится итог. 6. Финал – может совпадать с развязкой или существовать отдельно.
Режиссерско-монтажный лист
Лист выполняется в виде таблицы, которая включает следующие пункты: – время; – зрительная единица действия, № мизансцены; – исполнители; – комната в закулисном пространстве; – кто готовит к выходу; – текст: сигнальные фразы; – музыка; – свет; – технические перестроения в оформлении; – примечания. 18
Организация действия во времени
Педагог объясняет, по каким причинам была выбрана именно эта дата и время. Характеризует общую продолжительность мероприятия.
Организация действия в пространстве
Педагог описывает место проведения мероприятия, количество зрительских мест, закулисное пространство, основные игровые точки пространства, одежду сцены.
Художественное оформление
Дается полное описание декораций, оформления зрительного зала, расположение реквизита.
Перечень и описание реквизита
Педагог описывает реквизит для игр, реквизит действующих лиц.
Описание костюмов
Описывается одежда персонажей, обязательно головной убор, обувь и аксессуары.
Атмосфера мероприятия
Характеристика трех фаз атмосферы.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал.
Виды дидактических материалов
: • демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.); • раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.) модели. Учебно-наглядное пособие – учебное издание, содержащие материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.). Плакат информационный позволяет знакомить широкий круг людей с предстоящими делами или итогами сделанного. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Примером плаката могут служит печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого 19
опыта, календарные планы работы кружков и коллективов внешкольного учреждения. Плакат инструктивно-методический приемлем тогда, когда содержание невозможно раскрыть только словами. Например, тема «Коллективное планирование» легче объяснима при помощи плакатов-схем, а работа над темами «Символы и ритуалы» или «Оформление клуба, класса» будет облегчена с помощью плакатов с рисунками. Плакаты могут быть выполнены типографическим способом, фотоспособом или нарисованы. Если плакат выполняется художественным способом, желателен не белый фон в качестве основного, а неяркий цветной. Тогда название плаката, рисунки, фото, методические описания или комментарии к ним, выполненные на белой бумаге, будут выглядеть ярче и легче читаться. По периметру плаката следует оставлять поля 3-7 см, информация должна быть единичной, узкой, но точно раскрывающей суть вопроса, название плаката. Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.
Требования к дидактическим материалам:
• ориентация на обучение с опережением; • увлекательность содержания; • вариативность форм и способов подачи материала; • нацеленность на развитие творческих способностей.
Технология создания и применения дидактических материалов
• Определение целей обучения. • Отбор содержания учебного материала. • Разработка средств контроля знаний и способов их применения. • Включение дидактических материалов в образовательный процесс. 20
Методические рекомендации
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
(по проведению конкурсов авторских программ,
дидактических и методических материалов
Автор-составитель Испулова Антонина Николаевна, методист высшей квалификационной категории Оренбург 2016 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК»
Под общей редакцией Куксина Андрея Викторовича, заместителя директора МАУДО «ЦВР «Подросток»
Аннотация
Методические рекомендации «Внимание конкурс!» предназначены в помощь организаторам и участникам конкурсов авторских образовательных программ дополнительного образования детей, методического и дидактического материалов. Методические рекомендации включают в себя: положения о конкурсах; памятку участнику конкурса методического и дидактического материалов, в которой содержатся сведения о различных видах методической продукции. 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.........................................................4 II. ПОЛОЖЕНИЕ......................................................................................5 о проведении конкурса методического и дидактического материалов педагогических работников Центра внешкольной работы «Подросток» III. ПОЛОЖЕНИЕ......................................................................................9 о проведении конкурса авторских дополнительных общеобразовательных программ педагогических работников Центра внешкольной работы «Подросток» IV. ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.....................................................12 3
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации «Внимание конкурс» предназначены в помощь организаторам и участникам конкурсов. Участвуя в конкурсах, педагоги имеет возможность сравнить свой опыт с результатами других, получить компетентную оценку собственных наработок, взять на вооружение рекомендации коллег.
Актуальность
настоящих методических рекомендаций обусловлена объективной необходимостью создания системы мероприятий по подготовке педагогических работников к конкурсам авторских образовательных программ дополнительного образования детей, методического и дидактического материалов.
Цель данных методических рекомендаций –
повысить качество проведения конкурса, уровень подготовки педагогических работников и конкурсных материалов.
Задачи:
повысить престиж конкурса; ознакомить участников конкурсов с требованиями к конкурсным работам; способствовать формированию положительного отношения педагогов к участию в конкурсе.
Методические рекомендации содержат:
1. Положения о конкурсах дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, методического и дидактического материалов. 2. Памятку участнику конкурса методического и дидактического материалов, в которой содержатся сведения о различных видах методической продукции. 4
II.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса методического и дидактического материалов
педагогических работников Центра внешкольной работы «Подросток»
Общие положения
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения заочного конкурса методического и дидактического материалов (далее Конкурс). Конкурс является формой обмена опытом работы и повышения квалификации педагогических работников Центра.
Цели конкурса:
развитие творческого потенциала, активности и профессионального мастерства педагогических работников в сфере дополнительного образования детей: выявление творчески работающих педагогов; распространение передового педагогического опыта; расширение картотеки дидактического и методического материалов педагогов дополнительного образования и пополнение банка методической продукции. Конкурс призван способствовать решению следующих
задач
: созданию условий для самореализации педагогических работников; выявлению передового опыта педагогических работников в организации образовательной, культурно-досуговой и методической деятельности. На конкурс представляются дидактические и методические материалы по следующим направленностям: - социально-педагогическая (профессиональная подготовка, раннее развитие и т.д.); - физкультурно-спортивная; (физическое развитие, спорт) - художественная (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, сценарии и т.д.). Виды методической продукции, представляемые на конкурс: - методические пособия; - учебные пособия; - учебно-наглядные пособия; - методические рекомендации; - методические разработки; - сценарии; - дидактические материалы. 5
Организация конкурса
Для организации и проведения конкурса создаётся оргкомитет, состав которого утверждается приказом директора. Оргкомитет конкурса: - принимает представляемые материалы и определяет их соответствие установленным требованиям; - принимает решение о включении кандидатов в состав участников конкурса; - формирует состав жюри, определяет условия и правила его работы, представляет материалы о составе жюри и регламенте его работы на утверждение директору Центра; - организует и проводит предварительные консультационные встречи с участниками конкурса; - на основе протоколов жюри выявляет победителей конкурса и представляет материалы о призёрах и кандидатурах на городской конкурс методического и дидактического материалов на утверждение директору Центра. Решение оргкомитета признаётся принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. Решение оргкомитета оформляется протоколом, который подписывается председателем или его заместителем и секретарём.
Жюри конкурса
Жюри конкурса формируется в целях компетентной оценки конкурсных работ и определения победителей. Состав жюри формируется оргкомитетом и утверждается приказом директора. В своей работе жюри конкурса руководствуется Регламентом работы жюри.
Сроки и порядок проведения конкурса
- заявки и конкурсные работы принимаются с 03 по 07. 10. 2016 года; - экспертиза и оценка методических и дидактических материалов осуществляется членами жюри и проходит с 07.10.2016г. до 13.10.2016г.; - заседание оргкомитета по определению победителей конкурса методического и дидактического материалов проводится до 17.10.2016; - закрытие конкурса 27.10.2016г.
Условия проведения конкурса
На конкурс принимается дидактический, методический материалы, электронные дидактические пособия, информационно-рекламные издания по следующим направлениям деятельности: музыкальное; раннее развитие; 6
спортивное; хореографическое; пластические искусства; театральное; досуговое, социально-педагогическое. Дидактический и методический материал сопровождается пояснительной запиской (название программы, к которой написан данный материал, актуальность, цели, задачи, возраст воспитанников, условия применения, методическое обоснование каждого элемента дидактического материала, ожидаемый результат). Количество конкурсных материалов от отдела не ограничено. Все конкурсанты награждаются дипломами участников. В каждой из номинаций («Дидактический материал», «Методический материал») определяется I, II, III место. Материалы, представленные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются.
Критерии оценки конкурсных работ
Критерии оценки дидактического материала (до 3 баллов по каждому критерию): - практическая значимость; - разноуровневость материала и степень его дифференцированости; - эстетичность оформления (практичность, художественность, гигиеничность); - наличие алгоритма (технологии, инструкции) по применению; - современность подачи формы и содержания; - креативность. Критерии оценки электронных дидактических пособий (до 3 баллов по каждому критерию): - интерактивность (обеспечение быстрой обратной связи); - наглядность и доступность (не только выводит текст на экран, но и рассказывает, иллюстрирует, моделирует и т.д.); - дифференцированный подход (позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучающегося, проверить знания по определенному разделу); - возможность обновления программного обеспечения. Критерии оценки методической продукции (до 3 баллов по каждому критерию): - актуальность, соответствие современным тенденциям развития образования; - новизна; - целеполагание; 7
- доступность; - соответствие возрастным и психологическим особенностям обучающихся; - технологичность. Критерии оценки информационно-рекламных материалов (до 3 баллов по каждому критерию): - актуальность (целесообразность); - смысловая нагрузка (содержание, полнота информации, соответствие целевой аудитории); - креативность цветового сочетания и композиционного решения, удобочитаемость шрифта. Сведения о видах методической и дидактической продукциях можно найти в «Памятке участнику конкурса методического и дидактического материалов».
Требования
к оформлению документов, представляемых на конкурс
1.Титульный лист. На титульном листе указываются полностью: название материала, фамилия, имя, отчество, место работы, должность. 2. Пояснительная записка. 3. Содержание материала. 4. Объём методического и дидактического материала должен составлять не менее 30 страниц. Параметры страниц должны быть следующие: левое поле - 3см; верхнее - 2см; нижнее – 2 см; правое – 1,2 см; шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1-1,5 интервала. Заявка на участие в конкурсе сдаётся в оргкомитет до 05.10.2016г. заполняется по определённой форме. 8
III.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ педагогических работников Центра
внешкольной работы «Подросток»
Общие положения
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения конкурса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее Конкурс). Конкурс проводится в целях повышения роли образовательных организаций дополнительного образования детей в воспитании, обучении и творческом развитии личности ребенка, совершенствования и развития системы дополнительного образования детей. Положение о Конкурсе разработано с учетом основных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Приказа министерства образования и науки РФ (от 29 августа 2013 г. № 1008) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Задачи конкурса: повышение качества и доступности дополнительного образования детей; повышение роли организаций дополнительного образования детей в становлении личности ребенка; развитие творческого потенциала и повышения профессиональной квалификации педагогов; выявление и распространение лучшего педагогического опыта. Конкурс проводится по следующим номинациям: художественная; физкультурно-спортивная; социально-педагогическая; дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по направлениям внеурочной деятельности; дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта. 9
Организация конкурса
Для организации и проведения конкурса создаётся оргкомитет, состав которого утверждается приказом директора. Оргкомитет конкурса: - принимает представляемые материалы и определяет их соответствие установленным требованиям; - принимает решение о включении кандидатов в состав участников конкурса; - формирует состав жюри, определяет условия и правила его работы, представляет материалы о составе жюри и регламенте его работы на утверждение директору Центра; - организует и проводит предварительные консультационные встречи с участниками конкурса; - на основе протоколов жюри выявляет победителей конкурса и представляет материалы о призёрах и кандидатурах на городской конкурс авторских программ на утверждение директору Центра. Решение оргкомитета признаётся принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. Решение оргкомитета оформляется протоколом, который подписывается председателем или его заместителем и секретарём.
Участники конкурса
В конкурсе могут принять участие педагогические работники МАУДО «Центр внешкольной работы «Подросток».
Сроки и порядок проведения конкурса
- заявки и конкурсные работы принимаются с 10 по 12. 10. 2016 года; - экспертиза и оценка авторских программ осуществляется членами жюри и проходит с 12.10.2016г. до 24.10.2016г.; - заседание оргкомитета по определению победителей конкурса методического и дидактического материалов проводится до 26.10.2016; - закрытие конкурса 27.10.2016г.
Условия проведения конкурса:
Для участия в конкурсе необходимо представить следующие документы: текст авторских программ в печатном виде и на электронном носителе; 10
краткое представление, содержащее наименование программы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, образование, должность, наименование отдела и адрес, телефон автора), сколько лет программа проходила апробацию, свидетельства эффективности и результативности программы. Программы должны соответствовать требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ, обозначенным в документе Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Примечание: программы, принимающие участие в Конкурсе, не рецензируются и не возвращаются.
Жюри конкурса
Жюри конкурса формируется в целях компетентной оценки конкурсных работ и определения победителей. Состав жюри формируется оргкомитетом и утверждается приказом директора. В своей работе жюри конкурса руководствуется Регламентом работы жюри. При экспертизе программы учитываются следующие аспекты: актуальность программы; взаимосвязь целей и задач программы и реализация в них идей развития личности воспитанника, его творческих сил и способностей; степень практической значимости, технологичность программы (доступность для использования в педагогической практике); значимость общепедагогических идей, лежащих в основе программы; учет специфических закономерностей предмета изучения, научность, систематичность, доступность, динамичность программы; соотношение целей, задач с планируемыми результатами; методическое обеспечение программы: обоснованность выбора методического оснащения, его соответствие целям и задачам программы, эффективность; использование в программе здоровьесберегающих технологий; наличие диагностического обеспечения программы. Преимущественным положением будут пользоваться программы с 3-х и более - годичным сроком реализации. 11
Требования к оформлению документов, представляемых на конкурс Параметры страниц должны быть следующие: левое поле – 3см; верхнее – 2см; нижнее – 2 см; правое – 1,2 см; шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1-1,5 интервала. Заявка на участие в конкурсе сдаётся в оргкомитет до 08.10.2015г. и заполняется по определённой форме.
IV.
ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКОГО И
ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Создание методической продукции – способ выражения и распространения методических знаний, которые являются звеном единого творческого процесса педагога, методиста. Виды методической продукции можно классифицировать следующим образом:
Методическая разработка
Характеристика
комплексная форма, включающая в себя рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. - логично структурированный и подробно описанный ход занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, соответствующими методическими советами.
Примерная схема методической разработки:
1. Название разработки, название и форма проведения мероприятия, 2. Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов); 3. Методические советы на подготовительный период, сценарный план, ход проведения, сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; 4. Методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться , где лучше проводить и т.д.); 5. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); 6. Список используемой литературы; 12
7. Ф.И.О. автора разработки, должность, место работы.
Методические рекомендации
Характеристика:
Вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий(как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задачи методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (мероприятию). Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, методистам, педагогам- организаторам и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объём методических рекомендаций.
Примерная схема написания методических рекомендаций
Пояснительная записка должна содержать информацию: 1. Обоснование актуальности (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу, в чём их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие рекомендации 2. Определение цели составления методических рекомендаций (например, оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня – городских региональных – и использованием современных информационных технологий и т.п.); 3. Краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например, овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основной для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.); 4. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области. 13
5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведения массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей последовательности: описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов, например, автоматизированное тестирование, наблюдение); дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому, финансовому (источники и фиксирование суммы финансирования, олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам); вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта); предостеречь от ошибок. 6. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников. 7. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; схемы и т.д. методики создания практических заданий, адресованных обучающих; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методика определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д. 14
Методическое пособие
Характеристика:
Комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Примерная схема написания методического пособия
1. Введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия; 2. Теоретическая часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно- педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами; 3. Практическая часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД; 4. Дидактическая часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал. 5. В состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями. 15
6. Список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Учебное пособие
Характеристика:
Учебно-методическое пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. Пособие может содержать разные виды учебно-методических материалов: печатные издания, цифровые образовательные средства, специализированные Интернет-сайты для обучения и др. При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику предмета/дисциплины. В названии пособия должно содержаться название предмета/ дисциплины. Приоритет отдается пособиям: с использованием инновационных методик преподавания (модульный принцип обучения, использование бально-рейтинговой системы, компетентностный подход и т.д.); если авторы проявили новый подход к изложению материала (предмета/ дисциплины в схемах и таблицах, сборник тестовых заданий и другое); входящих в состав учебно-методического комплекса по предмету/дисциплине.
Примерная схема написания учебного пособия
1) титульный лист; 2) оглавление; 3) введение; 4) основная часть документа; 5) заключение; 6) список использованных источников; 7) перечни условных обозначений, сокращений и терминов; 8) приложения.
Введение
должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста. 16
В
основной части
приводят данные, отражающие сущность и основной материал по рассматриваемому предмету/дисциплине.
Основная часть должна содержать:
- обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи по изучаемому предмету/дисциплине; - процесс теоретических или экс-периментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики; - обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.
Заключение
должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оцен-ку полноты решения поставленных задач.
Список использованных источ-ников
(литературы, сайты и др.) должен быть составлен в соот-ветствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.
В приложения могут быть включены:
- иллюстрации вспомогательного характера; - инструкции и методики, разра-ботанные в процессе выполнения работы; - таблицы вспомогательных циф-ровых данных. Работа должна быть логически выдержана, с соблюдением единого стиля изложения, а также орфографической, синтаксической, стилистической грамотности.
Сценарий
Характеристика:
Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, линейки, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: Художественное оформление, световая партитура, движения участников праздника на сцене и т.д. Чтобы со сценарием легче было работать, текстовый материал размещают по правой стороне листа, а сценические ремарки – по левой. Сценарий, как правило, снабжен методическими советами. Это дает возможность разрабатывать свои варианты, не повторять ошибок.
Сценарный блок
Художественно-педагогическая цель сценария
Тема
– это круг жизненных явлений действительности, который нашел свое художественное воспроизведение в данной сценарной разработке. 17
Идея
– это основная мысль, главный вывод содержания замысла, оценка отображаемых событий, явлений. Своеобразное решение проблемы.
Сверхзадача
– это задача, ради которой утверждается идея и которая направлена на зрителя. Сверхзадача должна быть действительна, посредством которой можно добиться зримого результата.
Аудитория
– возраст, социальные характеристики.
Сценарный план
Описание эпизодов сценария.
Действующие лица
Описание персонажей действия.
Либретто
Литературный текст сценария, изложение содержания сюжета.
Постановочный блок
Композиционный план и характеристика действия
Название эпизодов, их последовательность. 1. Экспозиция – начало, пролог. Часть сюжета, в которой предопределяется конфликт. Характер экспозиции. 2. Завязка – обозначается темой сценария, начало борьбы персонажей, конкретного действия. 3. Развитие действия – описываются все действия сценария, изображается борьба, где разрешается конфликт. Это поступательное движение, ведущее к кульминации. 4. Кульминация – наивысшая точка сценария, действие идет вниз, все характеры раскрыты. Это основное выражение темы. 5. Развязка – последняя точка в развитии действия. Идет завершение всего, подводится итог. 6. Финал – может совпадать с развязкой или существовать отдельно.
Режиссерско-монтажный лист
Лист выполняется в виде таблицы, которая включает следующие пункты: – время; – зрительная единица действия, № мизансцены; – исполнители; – комната в закулисном пространстве; – кто готовит к выходу; – текст: сигнальные фразы; – музыка; – свет; – технические перестроения в оформлении; – примечания. 18
Организация действия во времени
Педагог объясняет, по каким причинам была выбрана именно эта дата и время. Характеризует общую продолжительность мероприятия.
Организация действия в пространстве
Педагог описывает место проведения мероприятия, количество зрительских мест, закулисное пространство, основные игровые точки пространства, одежду сцены.
Художественное оформление
Дается полное описание декораций, оформления зрительного зала, расположение реквизита.
Перечень и описание реквизита
Педагог описывает реквизит для игр, реквизит действующих лиц.
Описание костюмов
Описывается одежда персонажей, обязательно головной убор, обувь и аксессуары.
Атмосфера мероприятия
Характеристика трех фаз атмосферы.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал.
Виды дидактических материалов
: • демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.); • раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.) модели. Учебно-наглядное пособие – учебное издание, содержащие материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.). Плакат информационный позволяет знакомить широкий круг людей с предстоящими делами или итогами сделанного. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Примером плаката могут служит печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого 19
опыта, календарные планы работы кружков и коллективов внешкольного учреждения. Плакат инструктивно-методический приемлем тогда, когда содержание невозможно раскрыть только словами. Например, тема «Коллективное планирование» легче объяснима при помощи плакатов-схем, а работа над темами «Символы и ритуалы» или «Оформление клуба, класса» будет облегчена с помощью плакатов с рисунками. Плакаты могут быть выполнены типографическим способом, фотоспособом или нарисованы. Если плакат выполняется художественным способом, желателен не белый фон в качестве основного, а неяркий цветной. Тогда название плаката, рисунки, фото, методические описания или комментарии к ним, выполненные на белой бумаге, будут выглядеть ярче и легче читаться. По периметру плаката следует оставлять поля 3-7 см, информация должна быть единичной, узкой, но точно раскрывающей суть вопроса, название плаката. Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.
Требования к дидактическим материалам:
• ориентация на обучение с опережением; • увлекательность содержания; • вариативность форм и способов подачи материала; • нацеленность на развитие творческих способностей.
Технология создания и применения дидактических материалов
• Определение целей обучения. • Отбор содержания учебного материала. • Разработка средств контроля знаний и способов их применения. • Включение дидактических материалов в образовательный процесс. 20
В раздел дополнительное образование