"Разновозрастные детские объединения как средство развития социальной компетентности сельского школьника"
проект
Автор: Никулина Туйаара Михайловна, педагог- организатор, МБОУ Майорская СОШ, село Куберганя, Абыйский район РС (Я)
В раздел дополнительное образование
Проект «Разновозрастные детские объединения как средство развития социальной компетентности
сельского школьника»
1.Обоснование актуальности выбора модели ученического самоуправления
В настоящее время многие общебразовательные учреждения на крайнем севере
является типичными малокомплектными школами. Количество учащихся в
классах колеблется от 4 до 8 человек, всего в школе могут достигать от 40- 80 учащихся. В
такой школе свои особенности. Малое количество детей в классе, с одной стороны,
создает все возможности для организации индивидуальной работы с учащимися, с другой
стороны, на ребенка на каждом уроке увеличивается учебная нагрузка в плане
взаимодействия учитель-ученик, присутствует постоянная напряженность школьника.
В проведении воспитательной работы и организации ученического
самоуправления такой школы возникают известные трудности, главные из которых
заключаются в ограниченных возможностях развития учащихся, обусловленных узостью
круга их общения и проявляющихся в снижении уровня развития речи, эмоциональной
сферы детей, высокой утомляемости учеников, связанной с малой наполняемостью
классов. В затруднении оказываются классные руководители из-за невозможности
организовать интересную внеклассную работу в коллективе, наладить деятельность по
самоуправлению в коллективе с малой наполняемостью. Время добавило новые
проблемы - распад детских организаций /пионерской и комсомольской/, отсутствие
в обществе каких-либо устойчивых нравственных идеалов и ориентиров. Выход из
этого положения нашлось через создание и деятельность разновозрастных объединений
(команд). Команды - это коллективы учащихся разного возраста, начиная от малышей и
кончая старшеклассниками. При формировании команд учитываются пожелания ребят, а
также то, чтобы объединения были примерно равны по силам, потенциальным
возможностям, численному составу. Каждое команда выбирает себе командира, остальные
члены его также имеют постоянные поручения, а направляет работу команд Большой
ученический совет, в который входят командиры и Президент школы из числа учащихся
Организация воспитательной работы в сельской школе имеет гораздо большее
значение, чем в городской, так как ее ученики ограничены в возможности выбирать
объединения по интересам, посещать различные кружки и секции.
Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров,
ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации
образовательной и воспитательной работы в сельской школе. При организации
педагогического процесса необходимо учитывать специфику сельского социума:
социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна;
на селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования населения
и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые
окружают ребенка;
здесь ограничены возможности для самообразования и самостоятельного
культурного роста;
малочисленность школьного коллектива затрудняет и ограничивает выбор
форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе;
круг общения детей сильно ограничен, возникают проблемы развития
коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой
обстановке...
В то же время, в особенностях сельской школы мы видим множество скрытых возможностей для социализации личности. Так, в небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться. Здесь нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. В малочисленной школе существуют особенно благоприятные условия для использования методики коллективной творческой деятельности, в основе которой лежит сотрудничество старших и младших, взрослых и детей при позиции взрослых как старших товарищей и рядовых участников дел. 2. Новизна проекта В современных условиях большинство сельских семей сосредоточено на проблемах экономического выживания. Дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, социально-педагогическая защита подростков. Нужны такие объединения, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством. Применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, познавательную и социальную активность детей. В то же время, общественная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению кругозора. Она даёт учащимся возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому ребёнку самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности. Социально- полезная деятельность способствует развитию социальной активности. Общественная значимость дел и высокая оценка, которую получают эти дела со стороны социума, способствует самоактуализации учащихся, формирует имидж школы. Разновозрастная детская организация рассматривает школу как пространство социального действия, решает по возможности, задачи, стоящие перед школой в организации внеурочной деятельности школьников. В то же время она не замыкается рамками школьной жизни. Опираясь на имеющийся в педагогике опыт создания и функционирования подобных объединений, мы вместе с тем считаем, что следует сместить акценты с традиционной коллективной деятельности на личностно- ориентированную. Мы считаем, что в основе организации и деятельности разновозрастных детских объединений должны лежать следующие принципы: самоорганизация группы возможность выбора детьми форм и видов деятельности отсутствие жесткой регламентации работы разновозрастность самоуправление при скрытом тьюторстве социальная направленность деятельности преемственность идей и традиций использование ресурсов сельского социума. Именно такой подход к организации детских объединений, на наш взгляд, позволит наиболее эффективно решать обозначенные проблемы. Таким образом, мы предлагаем использовать идею разновозрастных объединений для развития социальной компетентности сельских школьников.
Цель проекта
: развитие социальной компетентности сельских школьников через создание разновозрастных объединений.
Задачи:
повысить социальную активность школьников; создать условия для развития лидерских качеств учеников школы повысить готовность детей к сотрудничеству и активному участию в коллективной деятельности; создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся; вовлечь участников проекта в активную социально – значимую деятельность; способствовать формированию у детей аргументированной собственной позиции; повысить готовность к социальной самозащите, то есть способности противостоять негативным влияниям среды; способствовать развитию внутренней и внешней культуры поведения. Целевая группа проекта: учащиеся с 1-11 классы. Проект будет реализован коллективом, состоящим из учеников, учителей, родителей, молодежи села. Ожидаемые результаты: • высокая социальная активность школьников; • увеличение числа учащихся, проявляющих лидерские качества; • увеличение числа учащихся, готовых к сотрудничеству и активному участию в коллективной деятельности; • повышение уровня развития коммуникативных навыков учащихся; • увеличение числа детей, участвующих в социально – значимой деятельности; • наличие у школьников аргументированной собственной позиции; • высокий уровень готовности учеников к социальной самозащите; • повышение уровня внутренней и внешней культуры учащихся.
В то же время, в особенностях сельской школы мы видим множество скрытых возможностей для социализации личности. Так, в небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться. Здесь нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. В малочисленной школе существуют особенно благоприятные условия для использования методики коллективной творческой деятельности, в основе которой лежит сотрудничество старших и младших, взрослых и детей при позиции взрослых как старших товарищей и рядовых участников дел. 2. Новизна проекта В современных условиях большинство сельских семей сосредоточено на проблемах экономического выживания. Дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, социально-педагогическая защита подростков. Нужны такие объединения, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством. Применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, познавательную и социальную активность детей. В то же время, общественная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению кругозора. Она даёт учащимся возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому ребёнку самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности. Социально- полезная деятельность способствует развитию социальной активности. Общественная значимость дел и высокая оценка, которую получают эти дела со стороны социума, способствует самоактуализации учащихся, формирует имидж школы. Разновозрастная детская организация рассматривает школу как пространство социального действия, решает по возможности, задачи, стоящие перед школой в организации внеурочной деятельности школьников. В то же время она не замыкается рамками школьной жизни. Опираясь на имеющийся в педагогике опыт создания и функционирования подобных объединений, мы вместе с тем считаем, что следует сместить акценты с традиционной коллективной деятельности на личностно- ориентированную. Мы считаем, что в основе организации и деятельности разновозрастных детских объединений должны лежать следующие принципы: самоорганизация группы возможность выбора детьми форм и видов деятельности отсутствие жесткой регламентации работы разновозрастность самоуправление при скрытом тьюторстве социальная направленность деятельности преемственность идей и традиций использование ресурсов сельского социума. Именно такой подход к организации детских объединений, на наш взгляд, позволит наиболее эффективно решать обозначенные проблемы. Таким образом, мы предлагаем использовать идею разновозрастных объединений для развития социальной компетентности сельских школьников.
Цель проекта
: развитие социальной компетентности сельских школьников через создание разновозрастных объединений.
Задачи:
повысить социальную активность школьников; создать условия для развития лидерских качеств учеников школы повысить готовность детей к сотрудничеству и активному участию в коллективной деятельности; создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся; вовлечь участников проекта в активную социально – значимую деятельность; способствовать формированию у детей аргументированной собственной позиции; повысить готовность к социальной самозащите, то есть способности противостоять негативным влияниям среды; способствовать развитию внутренней и внешней культуры поведения. Целевая группа проекта: учащиеся с 1-11 классы. Проект будет реализован коллективом, состоящим из учеников, учителей, родителей, молодежи села. Ожидаемые результаты: • высокая социальная активность школьников; • увеличение числа учащихся, проявляющих лидерские качества; • увеличение числа учащихся, готовых к сотрудничеству и активному участию в коллективной деятельности; • повышение уровня развития коммуникативных навыков учащихся; • увеличение числа детей, участвующих в социально – значимой деятельности; • наличие у школьников аргументированной собственной позиции; • высокий уровень готовности учеников к социальной самозащите; • повышение уровня внутренней и внешней культуры учащихся.
В раздел дополнительное образование