"Проблемы воспитания в современных учебных заведениях"
Занятие для педагогов: "Служба примирения - помощь в работе воспитателя"
Автор: Токарева Светлана Алексеевна, воспитатель детского дома, ГКУ "Новоаннинский детский дом", станица Филоновская, Новоаннинский район, Волгоградская область
В раздел дополнительное образование
Заседание методического объединения
Тема: Служба примирения — помощь в работе воспитателя.
Цель: - создать условия для освоения содержания о работе службы примирения и использование наиболее рациональных методов и приемов в работе с воспитанниками; Задачи: - содействовать внедрению в практику работы детского дома приемов и методов восстановительной медиации; - создать условия для обеспечения развития педагогического сотрудничества. Оборудование: • Листы для практической работы «Работа со стыдом воссоединяющим способом». • Листы «Восстановительная беседа».
Ход заседания
Упражнение «Здравствуй, мне очень нравится…»
- Здравствуйте, мне очень нравиться видеть знакомые лица. - Здравствуйте, мне очень нравится чувствовать ваше позитивное настроение Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз пообщаться. Общение начинается с установления контакта. Умение устанавливать контакты необходимо для приятного и продуктивного общения. Но человек не рождается с этим умением – это результат длительной и настойчивой работы над собой. Вам предстоит сейчас проиграть приветствие и установление контактов с обязательным использованием вначале фразы
«Здравствуйте, мне очень нравится…».
(Здравствуйте, мне очень нравится в тишине читать интересную книгу)
Ответ ведущего: «Вы говорите...» «Как я понимаю...» "Другими словами, Вам нравиться..." «Вы сказали, что ... И давно Вы увлеклись...» «Объясните, пожалуйста, что значит Вам нравится...» «Не повторите ли еще раз, что Вам нравиться...» «Может Вы расскажете об этом поподробнее...» «Я правильно понимаю...» «Вы именно ... имели ввиду...» «Мне кажется Вы с радостью говорите об этом...Наверное это особые ...» «Вероятно Вы чувствуете себя лучше, когда говорите о...» «Вам действительно нравиться... Здорово...» «Я правильно поняла, Вашим основным увлечением является...»
Рефлексия
-
Какие впечатления у вас сложились от такого начала общения? - Что вы почувствовали? - Как вы думаете, в чем сложность или наоборот результативность такого начала общения? - Это продуктивное общение (партнерское), которому обучают волонтеров, начинающих работать в службе примирения.
Постановка целей и задач
Сегодня на заседании мы кратко познакомимся с работой службы примирения; определим, какую помощь будет оказывать служба примирения в работе воспитателя; опираясь на ваше мнение определим воспитанников, которые будут волонтерами в службе примирения и поработаем с некоторыми методиками, которые вы сможете применять в своей работе.
Актуальность темы
Почему практически во всех учебных учреждениях открывают Службы примирения? Во-первых, в настоящее время на первых местах в мировой образовательной политике называются следующие цели образования: 1). Научить жить вместе 2). Научить получать знания; 3). Научить работать. Во-вторых, это приоритет гуманизации образования – т.е. построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения. В-третьих, конфликтные ситуации в учреждениях происходят среди детей очень часто. Этот факт подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений, а так же материалами опросов детей. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями (57%) и одноклассниками (48%), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на четвертом – с педагогами (12 %). Наиболее органичной для нашей среды и отвечающей современным запросам формирования личности видят организацию и деятельность Службы примирения. Во-первых, призванной учить детей жить вместе, во-вторых, строящей работу на основе взаимоуважения и, в-третьих, осуществляющей работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса.
Основная часть
Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Новой Зеландии, Австралии, практически во всех странах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно - правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были
школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года. Для чего необходима СП? Прежде всего, для разрешения споров и конфликтов в следующих межличностных системах: * «ребенок» – «ребенок», «сверстники»; * «ребенок» - «взрослый»; * «ребенок» – «Родитель»; * «Педагог» – «Родитель», «родители»; * «Педагог» – «Педагог», «Администрация». Школа и детский дом являются мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории учреждений, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Подтвердить эту мысль, поможет выполнение практической работы.
Практическая работа «Работа со стыдом воссоединяющим способом»
Задание для трех человек. Один человек рассказывает о своем проступке по очереди двум разным слушателям. Первый слушающий дает рассказчику клеймящую обратную связь (вечно ты попадаешь в истории, ты всегда плохо поступаешь, ты – плохой, у тебя были случаи и похуже, все тебя считают глупым/ неудачником/ преступником, ты ничего теперь уже не исправишь, ты и потом будешь так поступать, место таким в тюрьме, твое будущее – пропащее). Второй слушающий дает восстановительную обратную связь (жаль, что так случилось, это не характерно для тебя, может быть это случайность, ты - хороший, ты много раз поступал хорошо, а сейчас оступился, ты не преступник, ты сумеешь все исправить/извиниться, загладить вред, тебя простят и не будут тебе вспоминать, все будет хорошо). В первом случае и во втором случае: - Какие чувства возникают у рассказчика? - Какой прогноз развития событий можно сделать? - Какой социальный опыт извлечет рассказчик?
Итак, как я говорила выше, в силу разного характера и темперамента — у человека складывается свой стереотип поведения, который еще и зависит от способа воздействия извне. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. Служба Примирения – является той добровольной самоуправляемой общественной организацией подростков, которая может это сделать. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Службе Примирения.
Цели и задачи СП
Цель: социализация воспитанников через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).
Приоритетные задачи:
* создание условий реализации программ примирения для участников конфликтов; * самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы; * обеспечение отношений сотрудничества между взрослыми и детьми; * ранняя профилактика правонарушений и преступлений. Членами Службы могут быть воспитанники, кому близка идея примирения, восстановительного правосудия, прошедшие предварительный отбор по характерологическим особенностям, которые должны быть присущи волонтерам Службы примирения. Взрослые в службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка, организовывают деятельность ребят на достижение цели службы, являются главными помощниками детей в деятельности службы. Концепция Службы примирения базируется на трех основных положениях: 1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. 2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют). 3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни. Разрешение конфликтных ситуаций основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Оно не является чем-то новым, хотя, возможно, многие не знакомы с этим термином. Восстановительное правосудие является теорией правосудия, которая базируется на примирении, а не наказании. Данная теория основана на
представлении о том, что нормально функционирующее общество действует в рамках прав и обязанностей. Когда происходит инцидент, нарушающий этот баланс, необходимо найти способы его восстановления с тем чтобы члены, в том числе правонарушитель и жертва, могли уладить этот инцидент. Восстановительное правосудие - это другой взгляд, другая философия ответа общества на преступление, «другая парадигма». Основоположником и главным «двигателем» восстановительного правосудия в России является Центр «Судебно-правовая реформа» и ее президент Рустем Максудов. Он и Антон Коновалов стоят у истоков развития СП в Москве, Самаре, Волгограде, Перми, Дагестане и других территориях РФ.
Цель
восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Как и в любой организации, Служба примирения придерживается в своей деятельности определенных принципов. К ним относятся следующие: - добровольность (добровольное участие в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе) - конфиденциальность; - активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения; - передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации. - акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя. - восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей. Восстановительная медиация проводится медиатором (волонтером) в несколько важных этапов:
Первый этап
является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.
Второй этап
имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе
участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.
Третий этап
– это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подготовка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили. Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора. Основным недостатком восстановительного правосудия является то, что оно требует очень много времени. Так как от поступившего сигнала о ситуации до самой примирительной встречи сторон иногда проходит около двух недель. И после разрешения ситуации всегда есть необходимость какое-то время сопровождать ребенка или подростка в жизни, чтобы соблюдались условия договора, и его новое поведение приняло более или менее устойчивый характер. Это очень трудоемкий процесс. Требующий огромного терпения и настойчивости. В восстановительном правосудии нет «легких» случаев. Так как, зачастую банальная драка при проведении работы, вскрывает несколько застоявшихся или длящихся по времени конфликтов. В нашем детском доме в ближайшее время будет создана и начнет работать Служба Примирения. - Чем Служба, на ваш взгляд, может помочь педагогам?
Чем служба может помочь педагогам
• Появляется возможность конструктивно управлять конфликтами. • Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию детей. • Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско- взрослой среде. • Происходит поддержание порядка в детской среде. • Укрепляется роль самоуправления. А теперь хочется сказать о
Возможности педагогов
в развитии восстановительной культуры учреждения
1.Передавать конфликты в службу примирения. 2. Самим педагогам необходимо осваивать восстановительные практики и коммуникативные техники. 3.Дополнять воспитательную работу элементами восстановительных практик.
Практическая работа «Восстановительная беседа»
(Листы с вопросами для беседы) Сегодня вы можете ознакомиться с одной из методик —«восстановительная беседа». Для ее освоения, организуем работу в парах. В паре придумываете незамысловатую проблему по примеру предложенной или можете взять из жизни. И определив ваши роли — кто ребенок а кто воспитатель проводите беседу по предложенным вопросам, соблюдая последовательность, предложенную в листах.
(проигрываются все ситуации)
- А теперь вопрос для «воспитанников» :Что вы чувствовали в своей роли? - Вопрос педагогам: Чем отличается восстановительная беседа от той беседы, которую провели бы вы? Итак, мы немного ознакомили вас с работой службы примирения, и с методиками «Восстановительная беседа», «Работа со стыдом восстанавливающим способом». - Не могли бы вы высказать свои опасения по поводу этой службы? (Высказывание опасений педагогов по поводу создания службы примирения).
Опасения педагогов, высказываемые ими
1) Дети не могут сами разрешать конфликты
. Действительно, без подготовки не могут. Но, как показала практика, прошедшие обучение подростки в роли медиаторов гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями.
2) Программа примирения приучает нарушителей к безответственности
. Главный вопрос программы – личная ответственность обидчика перед жертвой. И если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа нарушителя от заглаживания вреда или неудовлетворенности жертвы дело передается в традиционные структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть программа примирения является альтернативой существующим способам реагирования.
3) Детям опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях.
Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это его естественное желание. Но чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый (например, заместитель директора по учебно- воспитательной работе или социальный педагог), помогающий в сложных случаях, обсуждая результаты проведенных программ. Кроме того, этические моменты могут отражаться в кодексе медиатора, и на них стоит обратить
внимание в процессе подготовки медиаторов.
4) Участники встречи могут отомстить медиатору
. Если медиатор не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы обеих сторон, теоретически такая опасность существует. Поэтому медиаторы работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого. Стоит упомянуть, что за всё время работы служб примирения не было случаев агрессии, которую проявили бы участники конфликта к медиатору.
5) Школьники будут легко относиться к конфликтам:«извинился
–
и дальше
пошел».
Восстановительная медиация строится таким образом, чтобы максимально способствовать осознанию причиненной обиды и предупреждению повторения подобного в будущем. Участие в медиации требует от участников душевных усилий, пересмотра своих взглядов и изменения своего дальнейшего поведения. И этим медиация отличается от формального краткого извинения, которое обычно мы слышим в кабинете директора. Многие конфликты педагоги способны разрешить сами. Но особая ценность заключается в том, что большую часть конфликтов будут разрешать сами дети путем переговоров. Педагог, предлагая ребенку решить задачу, не говорит сразу ответ. Конечно, сам педагог может ее решить, но ситуация обучения выстраивается таким образом, чтобы это делали именно дети. Так и с конфликтами: важно, чтобы решение искали и находили его участники. Итак, мы освятили практически все моменты, которые запланировали, переходим к выбору кандидатов в Службу примирения.
Голосование за членов СП
Какими же качествами должен обладать медиатор? Первое - независимостью и умением сохранять нейтралитет и конфиденциальность. Он должен хотеть мирить противоположные стороны несмотря ни на что. Кроме того, медиатор должен обладать определенными человеческими качествами, быть открытым к личности; он должен уметь по-настоящему слушать людей, быть доброжелательным. Наконец, он должен быть оптимистом – и верить в то, что люди могут выйти из той трудной ситуации, в которой они оказались. Вам предлагается выбрать и предложить одного ребенка из каждой семьи, которых вы видите в этой службе. Это сложно и ответственно, но нам нужно будет ее создавать. Выбранные дети должны будут ходить на занятия, чтобы обучиться основам работы медиатора. Перед педагогами и администрацией встает необходимость вырабатывать свое отношение к примирительным встречам, участникам СП и диалогу, построенному на взаимоуважении. Ожидаемые результаты деятельности СП: - снижение конфликтности, и профилактика девиантного поведения; - формирование и налаживание работы команды самоуправления; - обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями; - трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций для
педагогов и воспитанников;
Заключение
В результате работы в Службе примирения подростки получат возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности. Не стоит ожидать, что восстановительный подход дает какие-либо приемы, позволяющие лучше «надавить» на непослушных, заставить их подчиниться и тем самым улучшить дисциплину. Восстановительный подход позволяет постепенно вовлекать самих детей и подростков в создание доброжелательной атмосферы, передать им часть ответственности за происходящее. Восстановительный подход может быть полезными в работе педагогов. Например, такие элементы восстановительных программ, как: открытая коммуникация, восстановительные вопросы, коммуникация в кругу, а также медиация несложных конфликтов, восстановительные конференции и т. д. С ними вы можете подробно ознакомиться на сайте Антона Коновалова. Спасибо за плодотворную работу, терпение и внимание
В раздел дополнительное образование