"Собери букет"
открытое занятие по бисероплетению
Автор: Дубовая Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования, МБУ Мальчевский Дом Детства и Юношества, Миллеровский район, Ростовская обл
В раздел дополнительное образование
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ « Аленький цветочек»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Занятие проводится с детьми 2-го года обучения
, младший школьный возраст с 7 – 9 лет.
Форма занятия
: урок-путешествие.
Тема
: « Собери букет» ( Полевые цветы.)
Цель
: Развитие самостоятельности и повышение грамотности детей в вопросах экологии через декоративно-прикладное творчество – бисероплетение.
Задачи:
Обучающие
– закрепление и самостоятельное использование приёмов бисероплетения на проволочной основе
Развивающие
- развитие творческого воображения, эстетического вкуса, формирование самостоятельного мышления
Воспитательные
– воспитание в детях любви к природе, знакомство с растениями родного края, воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания, объективной самооценки, взаимовыручки.
Методы
: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой. Приёмы: Игра-путешествие по волшебному лугу, беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов, поощрение.
Дидактический материал:
презентация, готовые образцы поделок, схемы, книги.
Материалы и инструменты
: Ножницы, бисер, медная проволока, салфетки-рассыпушки, тарелочки для бисера.
Этапы работы:
Организационный Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию, т/б. Тема, постановка цели и задач.
Подготовительный
Беседа вступление. Просмотр презентации
Основной
Игра-путешествие по цветущему лугу (теория, практика, закрепление полученных знаний). Динамическая пауза Итоговый Подведение итогов занятия. Элемент сюрпризности – на прощание от все получают подарки.
Цветограмма настроения. Информационный Задание на дом. Тема следующего занятия.
Ход занятия
Организационный этап
- Приветствие - проверка подготовленности детей к занятию, - техника безопасности. - Обозначение темы, - постановка цели и задач.
Подготовительный этап
Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. У нас в гостях методист Мальчевского Дома Детства и Юношества Клевцова Ирина Борисовна. И прежде, чем начать объяснение нового материала, я хочу, чтобы вы разделились на 3бригады по 4 человека и выбрали себе бригадиров., это те ребята, которые смогут прийти на помощь в самую трудную минутку и отвечать за то, чтобы бригада работала добросовестно, качественно. За каждый правильный ответ на вопрос вы будите получать вот такие бонусы, и бригада набравшая большее кол-во бонусов в конце занятия получит приз, а дополнительный бонус будет вручен за дисциплинированность. Ребята, Мы с вами изготовили уже очень много цветов. Скажите какие? (Фиалка, венерин башмачок, кактус) Какие это цветы? ( правильно комнатные.) А еще? (Климатисы, ирисы, роза) ( садовые) , а сегодня мы поговорим о цветах ….. Давайте прослушаем песенку догадаемся ….. Конечно же о полевых.
Основной этап.
( Слайд № 1) Девченки и мальчишки, А также их родители! Букет цветов из бисера В подарок, не хотите ли! Создать комфорт, уют, покой-
Откажутся ли от такого! Искусно подобрав и бусинку, и цвет Его красой любой будет сражен. Особый мир откроете для себя, Когда работа сделана любя. И вложены терпенье и душа Неповторимым станет доброе творенье. (Слайд №2) Полевые цветы не так ярки, не так пышны, и может быть, не так бросаются в глаза, как декоративные. Но их скромная красота неизменно притягивает взгляд. (Слайд №3) Они неприхотливы и не требуют никакого ухода. Часто их высаживают даже на клумбах — именно благодаря своей выносливости и неприхотливости они замечательно растут и цветут самостоятельно, радуя глаз долгое время. (Слайд № 4) Давай пройдёмся медленно по лугу И, «Здравствуй!» скажем, каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А, чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Подумайте, почему я прочла именно это стихотворение. Посмотрите, как много на лугу красивых цветов и трав. А между тем, над многими растениями нависла угроза исчезновения. Почему? Кто догадался и может мне сказать? Загрязнение воздуха, неправильное отношение к природе, захламление ведёт к негативным последствиям: исчезновению редких растений и животных, занесённых в Красную книгу. Красная книга – красный сигнал светофора: остановись, оглянись,
подумай! На нашей планете остаётся всё меньше и меньше уголков с первозданной природой, поэтому к природе надо относиться бережно, трогательно. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы быстро скажите ответ (Слайд № 5) Стоят кругом сестрички Желтые глазки, белые реснички. ( ромашка) Горел в траве росистый, потом померк, потух, и превратился в пух. (Одуванчик) Дикой розой называют, Как лекарство применяют. (шиповник) Эй, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (колокольчик) Белые горошки на зеленой ножке (ландыш) Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает (подснежник) Меня называют царицей цветов. За цвет и за запах моих лепестков. Хоть куст мой зеленый вас ранить готов Но кто ж не простит мне колючих шипов? ( роза) Головка голубая и длинный стебелек. Ну кто его не знает? Это... (василек) А теперь скажите, какие из этих цветов полевые? ( ответы детей ромашка, одуванчик, колокольчик, василек) ( Слайд № 6 - 8) Цветочек ромашка, послушайте легенду об этом цветке:
«… Ромашка любима многими народами, но наибольшую любовь она нашла в России, где считается национальным цветком. Слово ромашка происходит от латинского «романа», что означает «римская». Это название к нашим предкам перешло от поляков, причем очень давно. Уже в «Травнике Любчанина» (1534 год) цветок значится, как романова трава, романов цвет. Сейчас слово «ромашка» воспринимается, как исконно русское. Согласно народному преданию, она вырастает там, где упадет с неба звезда. Этот цветок издавна любили и на Кубани. Он считается символом красоты и молодости. На свадьбе подружки невесты должны были быть в венках из маков и ромашек… » Вы, наверное знаете, что ромашка еще и лекарственное растение. Она обладает противовоспалительными свойствами.И многие девченки гадают на ромашку. Слайд (9 – 12) Как же выполнить ромашку из бисера? Давайте внимательно рассмотрим цветок. Какого цвета у него серединка, лепестки и листики? Сколько лепестков? Лепесточки можно выполнять параллельным низанием или петельным, а еще французским плетением . (Слайд № 13) Фантазии полет и рук творенье С восторгом я держу в своих руках… Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живет в веках. Умелиц может сделать из железки, Из камня, дерева – шедевры красоты. Из разноцветья бисера и лески, Как в сказке, чудеса творишь и ты. Я прикасаюсь к ромашке осторожно, Она чарует и ласкает взор. Представить трудно, как это возможно Создать невиданной красы цветок. Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота, И совершенство формы... Нет сомненья, Наш мир спасут талант и красота! (Слайд № 14 – 17) Я хотела бы рассказать вам пару легенд про этот удивительный цветок. Близился вечер. Выбиваясь из последних сил, устало тащилась заморенная лошадь. А молодой статный парень Василий будто и не трудился с раннего утра. Легко и уверенно ступал он бороздой, как бы играя рукоятками сохи. Как не заглядеться на такого молодца? Оставив все свои хлопоты, любовалась красавцем пахарем русалка. Издали, несмело, укрывшись за камышами, с самого утра неотрывно следила она за ним, а когда Василий, окончив работу, подошел к реке умыться, не выдержала и предстала перед ним во всей своей красе. Полюбили они друг друга. Во всем у них было полное согласие, только вот никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в родную ей водную стихию, а он твердо стоял на своем: поселимся у пашни. Вовсе извелись они в спорах. Наконец, поняв, что неуступчивый Василий никогда не подчинится ее настояниям, русалка решилась на последнюю крайность: она превратила его в скромный голубой цветок. Не раз глядя, как капли дождя, собираясь ручейками, сливаются в реки, она надеялась, что и голубой цветочек - Василий - в конце концов придет в ее дом. Однако ожидания ее не оправдались, василек крепко держится корнями за родную пашню. Такова украинская легенда. Чем-то схожа с нею, но совершенно другого содержания легенда, родившаяся на Руси. Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: "Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы - благоухание и цвет, леса - таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья". "Я тебе благодарна, - отвечала нива. - Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви". "Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе". Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба - василькам и шепчут им нежные слова. Прелестный, синий, как небо, цветочек этот служит необходимой принадлежностью и верным спутником ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается. И среди колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки Да кузнечики играют, Взгляд приветливый бросают Голубые васильки. С. Дрожжин В природе насчитывается около 700 видов васильков. Например, у василька лугового цветки малиновые, а у василька, который называется фригийским,- цветы фиолетово- малиновые. В европейской части России и в Западной Сибири встречается василек русский - высокое, иногда до 2 метров в высоту, растение с желтыми цветками. Есть васильки белые и даже черные. А теперь давайте полюбуемся на многообразие форм и цвета это цветка. Пришло время «вырастить» с помощью проволоки и бисера этот удивительный цветок. Рассмотрим схемы изготовления цветка Василек. ( Слайд № 18- 22) А вот и загадочные листочки, скрывающие от нас жителя полянки. Послушайте внимательно. Их видимо – невидимо, Не сосчитаешь их! И кто их только выдумал – Весёлых, голубых? Должно быть, оторвали От неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали И сделали цветок. Ответы детей. Анализ и разбор образца. Изготовление. . А пока мы с вами займёмся изготовлением незабудок. Рассмотрим инструкционные и технологические карты изготовления цветов, они помогут нам быстро справиться с заданием. Идёт практическая работа, в ходе которой педагог даёт необходимые консультации индивидуально каждому ребёнку, оказывает помощь. Во время самостоятельной работы педагог рассказывает легенду о незабудке. …Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок: - Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя! Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился: - Не забудь меня Флора! Дай мне, пожалуйста, имя! И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, - сказала богиня, - будь Незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину… Педагог: Девочки, давайте сделаем динамическую паузу. Закройте глаза и производите ими круговые движения: налево – вверх – направо – вниз, затем в обратном направлении. Движения делайте в медленном темпе. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений. ( Слайд № 23 – 29) А вот и новый обитатель полянки Я лиловенький цветочек, Очень узенький листочек. Меня увидели ребятки На лугу, играя в прятки. Почему – то мне они Говорили: «Позвони». Дети: Колокольчик. Педагог: Правильно, молодцы! (Достаёт из-за листочков готовый образец цветка) Давайте внимательно рассмотрим этот цветок. Какую форму он имеет, из каких частей состоит, каково значение каждой части? Сколько одинаковых деталей в изделии, какова форма деталей, как соединены детали? Какой бисер использовался, почему? Какие ещё материалы использованы для изготовления колокольчика? Ответы детей. После анализа образца педагог планирует и определяет последовательность предстоящих трудовых действий и операций при выполнении колокольчика. Педагог: Ребята, хоч у рассказать вам что, по преданию колокольчики появились, когда на земле единственным средством транспорта была ямщина и когда лихие забубенные ямщицкие песни да звоны колокольчиков под дугой оглашали окрестности, и проросли цветы именно там, где упали на землю перезвоны колокольчиков. Учёные-ботаники делят колокольчики на триста видов, растут они на всей территории нашей страны за исключением Крайнего Севера.
С июня до сентября на лугах нашей Родины цветут колокольчики. Однако большинство их видов на грани истребления и нуждается в защите. Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально повянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры. (Слайд № 30 – 33)
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня! И летят пушинки, сверкая, На цветы, на траву, на меня... (Слайд №34 - 37)
Простая красота полевых цветов не затмится пышностью садовых роз или заморских орхидей. Давайте помнить и знать скромные цветы своей родины Душа и руки создают шедевры, Да просто украшают нашу жизнь. За чудо творчества, истраченные нервы Рукам искусным низко поклонись (Слайд №38 – 39) Вы считаете, что занятие прошло для вас интересно, с пользой. Вы узнали, что то новое? Вы считаете, что тема вам понятна, но надо ещё потренироваться. Вы считаете, что вам было сложно и надо еще позаниматься с педагогом? Итоговый этап Педагог: Наше путешествие, ребята, подходит к завершению. Давайте посмотрим какие цветочки у нас получились. Обсуждение результатов работы вместе с детьми (рассмотреть каждый цветок, отметить, кому что удалось и над чем ещё надо поработать, похвалить детей). Девочки, мне очень понравилось как вы работаете, поэтому я хочу подарить вам на память небольшие подарочки Педагог: Ребята, давайте на прощание, украсим нашу вазочку ещё цветами.
Если у вас было отличное настроение сегодня на занятии и вам было интересно, то поднимите красный кружочек, если хорошее – жёлтый, если плохое – синий. Давайте помашем своими кружочками. И мне очень приятно видеть ваше чудесное настроение. Информационный этап Объявить тему следующего занятия и что для этого необходимо иметь, задание на дом.
МБОУ Мальчевский Дом Детства и Юношества
Открытое занятие на тему:
Подготовила и провела
педагог дополнительного
образования
Дубовая Наталья Ивановна
2016г
В раздел дополнительное образование