"Фортепианный ансамбль"
Рабочая программа (3 года обучения)
Автор: Суслина Ольга Сергеевна, концертмейстер, МБУДО "ДШИ №3", город Сургут, ХМАО-Югра Тюменская область
В раздел дополнительное образование
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Структура программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
- Годовые требования по классам;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» (фортепианный ансамбль) дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6.5 – 12 лет. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося. Недельная нагрузка по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Фортепианный ансамбль — одна из важнейших составных частей музицирования. Слово «ансамбль» ( ensemble—франц.) означает «вместе», т. е. согласованное совместное исполнение. Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности, и является идеальным средством обучения ансамблевой игре и воспитания музыкантов- ансамблистов как для музицирования, так и для концертного исполнения. А близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству и сопереживанию. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. 2
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимыхдля совместного музицирования.
Срок реализации учебного предмета -
3 года. Продолжительность учебных занятий в год составляет 35 недель.
Объём учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного
предмета
Распределение
учебного
времени
(аудиторные
занятия в часах)
Распределение учебного времени по годам обучения
1-й класс
2-й класс
3-й класс
Количество недель аудиторных занятий
35
35
35
В неделю
1 1 1
В год
35 35 35
Всего
105
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (ученик / ученик или ученик / педагог), продолжительность урока – 40минут.
Цели и задачи учебного предмета:
Цель:
Формирование и совершенствование навыков ансамблевогомузицирования, воспитание творчески мыслящей, духовно богатой личности, способной к самореализации и саморазвитию.
Задачи:
Образовательные: приобретение практических навыков совместного инструментального исполнительства, закрепление исполнительских приемов, полученных на индивидуальных занятиях по специальности; формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, потребности активного совместного инструментального музицирования; 3
формирование необходимого уровня музыкально-теоретических знаний для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития. Развивающие: развитие комплекса музыкальных способностей учащихся (музыкальный слух, ритм, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку) средствами совместной исполнительской музыкальной деятельности; развитие музыкально-исполнительских навыков учащихся (творческая инициатива, эмоционально-слуховая чуткость, четкость и быстрота решений, организованность в работе, воля к преодолению трудностей); развитие творческого потенциала учащихся через вовлечение в активную музыкально-практическую деятельность, активизация потребности в коллективном творчестве; Воспитательные: широкое эстетическое и нравственное воспитание учащихся, посредством изучения лучших образцов мировой музыкальной культуры на основе осознанного восприятия музыки; воспитание коммуникативных качеств личности (чувство взаимопонимания, дружеской взаимопомощи, ответственности, умение подчинять свои чувства и желания задачам коллектива) через совместное музыкально-исполнительское творчество; воспитание личностных качеств (целеустремленность, воля, трудолюбие, потребность в самостоятельной работе).
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; 4
- описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический (освоение приемов игры на инструменте); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Класс оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом. Учебная аудитория для индивидуальных занятий, имеет звукоизоляцию;
II. Содержание учебного предмета
Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий 5
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; знание ансамблевого репертуара отечественных и зарубежных композиторов; знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Данная программа отражает разнообразие репертуара и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
1 класс
Уже с первых шагов обучения на фортепиано ученик знакомится с ан - самблевым музицированием: педагог–ученик. Длительный период, связан - ный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной. За счёт насыщенного гармоническими красками сопровождения исполнение становится более жи - вым и интересным. Это позволит ученику с первых уроков участвовать в ис - полнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. Игра педагог–ученик плодотворно воздейству - ет на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка, способствует организа - ции игровых движений, помогает установить доверительные отношения с пе - дагогом. Главным в союзе «педагог-ученик» является интуитивное музыкальное влияние, осуществляемое наиболее естественным образом. Такой тип ан - 6
самбля незаменим когда нужно «разбудить», «расшевелить» ученика, вдохно - вить, ритмически организовать, став для него поддержкой и опорой, помочь выйти на сцену и обрести положительный опыт публичных выступлений. На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Общие задачи: Развитие музыкального слуха; Развитие творческой активности; Развитие навыков совместного музицирования. За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1 произведения по нотам. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
•
Шмитц М. «Марш гномиков» переложение Богачевой И.
•
Литовко Ю. «Колыбельная медвежонку»
•
Шаинский В. «Кузнечик»
•
Калинников В. «Киска»
•
Дженкинс К. «Колыбельная» (фрагмент из AdiemusIV), переложение Киселевой Т. • Островский А. «Тик-так» из телепередачи «Спокойной ночи, малы - ши!»
•
Шмитц М. «Сладкая конфета» переложение Графининой Т.
•
Русская народная песня «Зайчик» обработка Литовко Ю. • Савельева Б. «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда» • Бизе Ж. «Хор мальчиков» из оперы «Кармен»
•
Крылатов Е. «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето» 7
•
Филиппенко А. «Цыплята»
•
Уотт Д. «Три поросенка», переложение В.Игнатьева
•
Словацкая плясовая
•
Шмитц М. «Солнечный день», переложение Графининой Т.
2 класс
Общие задачи: умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; совместно работать над динамикой произведения; анализировать содержание и стиль музыкального произведения. В течение учебного года следует пройти 6-8 ансамблей (с разной степенью готовности). В конце каждого полугодия - зачет из 2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
• Смирнова Н.«Танец утят», обработка итальянской народной песни • Градески Э. «Маленький поезд» • Шмитц М. «Много пятерок в портфеле» • Савельев Б. «На крутом бережку» из м/ф «Леопольд и золотая рыбка» • ЮмансЮ.«Джазовая мелодия» • Уотт Д. «Песенка поросят» • Стукалин Н. «Следствие ведут колобки», переложение Юмаевой Е. • Легран М. «Мелодия» • Ф.Шуберт «Антракт» из музыки к драме В.Хэзи «Розамунда» • Платонов В. «Веселая электричка» • Кингстей Г. «Золотые зерна кукурузы», переложение О.Геталовой • Х.Родригес «Кумпарсита», переложение Г.Балаева • Куперен Ф. «Кукушка» • Вебер К. «Вальс из оперы «Волшебный стрелок» • Чайковский П. «Мой садик» 8
• Глинка М. «Полька» • Гладков Г. «Песенка друзей» • Смирнова Н. «Вальс шарманки» • Шуберт Ф. «Экосезы»
3 класс
Общие задачи: Продолжение усовершенствования требований 1-2 классов; Развитие умения слышать мелодическую линию; Соотношение мелодии и аккомпанемента; Подготовка к концертным выступлениям; Совершенствование навыков совместного музицирования; Работа над выразительностью фразировки; Точное прочитывание авторского текста В течение учебного года следует пройти 6-8 произведений (разного жанра, стиля и характера). В конце каждого полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
•
Балаев Г. «Армянский танец»
•
Градески Э «Мороженое»
•
Бетховен Л. «Три немецких танца»
•
Зив М. «Предчувствие»
•
Ирадье С. «Голубка»
•
Фрид Г. «Танец»;
•
Коровицын В. «Куклы сеньора Карабаса»
•
Шмитц М. «Рэг»
•
Азарашвили В. «Прогулка»
•
Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица» 9
•
Балаев Г. «Горный ручей»
•
Халаимов С. «Ночная сказка»
•
Дога Е. «Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
•
Чайковский П. «Колыбельная в бурю»
•
Глинка М. «Хор «Славься» из оперы Иван Сусанин»
•
Шуберт Ф. «Музыкальный момент»
•
Фрид Г. «Веселая прогулка»
•
Петров А. « Песенка с морским дьяволом»
•
Доницетти Г. «Тирольская мелодия»
•
Петров А. «Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»
•
Металлиди Ж. «Веселое шествие»
•
Харито Н. «Приключения Макса Линдера»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как: наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами; сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных стилей и жанров. знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный); знание профессиональной терминологии; наличие умений по чтению с листа простейших музыкальных произведений в 4 руки; навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма; навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании; 10
навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении; наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце второго учебного полугодия в 1 классе, а со 2 по 3 класс - зачёты проводятся в конце каждого учебного полугодия. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания за - нятий учащегося. На осно вании результатов текущего контроля выводятся полугодовые, годовые оценки. Формой промежуточной аттестации является контрольный урок, зачёт. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах или участие в каких-либо других творческих мероприятиях приравнивается к выступлению на контрольном уроке. По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в конце 3 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно 11
осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2 и 1 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Игрой на фортепиано в 4 руки занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. Дети с удовольствием играют друг с другом, меняясь партиями. Вдвоем легче и интереснее преодолевать динамические, технические и ритмические трудности. Ребенок, вовлеченный в процесс му - зицирования, сразу ощущает радость непосредственного восприятия настоя - щего искусства. Яркая образность пьес разных жанров и стилей — это дет - ские песенки, песенки из мультфильмов, отрывки из опер и балетов в легком 12
переложении — расширяет кругозор, создает атмосферу радости и творческо- го подъема, прививая любовь к музыке. Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию). Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа. Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа. Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него. В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального 13
плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания; подготовка к концертным выступлениям; посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Каждый учащийся должен научиться разумно распределять время своих домашних занятий. Ему необходимо тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая 14
их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено)
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
1. Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005 2. Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973 3. Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990 4. Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982 5. Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009 6. Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011 7. Барсукова С. «Вместе весело шагать» / изд. Феникс, 2012 8. Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. Классика- XXI век. 9. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012 10.За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина / М., Музыка, 2008 11.Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста. Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002 12.Играем с удовольствием. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб Композитор, 2005 15
13.Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001 14.Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010 15.Литовко Ю. Сборник ансамблей для начинающих пианистов «Один + один» / изд. Союз художников, СПб., 2005 16.Рахманинов С. Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2007 17.Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова. М., Композитор, 2011 18.Сен- Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух ф-но / М., Музыка, 2006 19.Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006 20.Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. «Композитор». СПб, 2012 21.Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян. М., Музыка, 2011 22.Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян. М., Музыка, 2011 23.Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994 24.Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006 25.Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006 26.Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М., 2011 27.Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012 28.Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, «Композитор», 2012
Список рекомендуемой методической литературы
16
1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996 2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979 3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973 4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971 5. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976 6. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4 7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988 8. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970 9. Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный журнал «Пиано форум» № 2, 2011, ред. Задерацкий В. 17
В раздел дополнительное образование