"Владислав Михайлович Блажевич - творческий путь музыканта, педагога и композитора"
Методическая работа
Автор: Гарифьянов Ильшат Вильич, преподаватель, МБУДО "ДШИ №3", МБУ ДО "ДШИ №1", г.Сургут ХМАО-Югры
В раздел дополнительное образование
Методическая работа
Владислав Михайлович Блажевич -
творческий путь музыканта, педагога
и композитора
Преподаватель ОДИ Гарифьянов И.В.
I.
ВВЕДЕНИЕ
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Юность В.Блажевича 2. Учеба и служба воспитанником военного полка 3. Учеба в Московской консерватории 4. Работа в Большом театре 5. Оркестровая деятельность 6. Послереволюционная деятельность В.М. Блажевича 7. Общественная деятельность. Создание Духового оркестра СССР 8. Плоды творческой деятельности В. Блажевича 9. Вклад В. Блажевича в деле воспитания военных дирижеров
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение деятельности В.М. Блажевича
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время научно-методическая мысль в области искусства игры на духовых инструментах развивается в двух направлениях. С одной стороны, наблюдается стремление педагогов-методистов проникнуть в глубину исполнительских процессов, выявить объективные закономерности звукообразования, интонации, вибрато, динамики, тембра и т.д., разработать и научно обосновать кратчайшие пути совершенствования основных исполнительских навыков духовика. С другой стороны, проявляется большой интерес к разработке проблем, связанных с многовековой историей искусства игры на духовых инструментах. Всё чаще появляются в печати работы, проливающие свет на историю исполнительства. Это область музыкальной науки приобретает сейчас актуальнейшее значение. Если история возникновения и развития духовых инструментов во многом разработана и изучена специалистами инструментоведами, а основные этапы совершенствования конструкций инструментов, использования их в симфоническом оркестре изложены во многих: учебниках инструментовки и других капитальных трудах, то история исполнительства, репертуара и педагогики на духовых инструментах является в науке "белым пятном". Мы почти ничего не знаем о видных зарубежных и отечественных исполнителях прошлого и настоящего Слабо изучается обширный классический и современный репертуар, иго история создания, редакции, стилевые особенности, традиции исполнения и т.д. Недостаточно обобщается опыт выдающихся исполнителей и педагогов "различных школ и художественных направлений. Одной из важнейших современных задач является постановка исполнительских и методических проблем в неотъемлемой связи с историческим развитием и становлением исполнительства на духовых инструментах исследования дает возможность всестороннего научного анализа. В своей работе хотелось бы показать и попытаться раскрыть вопросы исполнительских средств и их методических разработок на примере творческой и исполнительской деятельности выдающего музыканта, преподавателя и общественного деятеля, композитора и дирижера, создателя российской тромбоновой школы, народного артиста РФ, профессора Владислава Михайловича Блажевича (1881-1942).
П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Искусство игры на духовых инструментах прошло сложный путь развития. Его неизменно касались все те же события и явления, которые были характерны для становления русской отечественной и российской музыкальной культуры. Важную роль в формировании российской исполнительской и педагогической школы сыграли классы духовых инструментов Московской государственной консерватории. Унаследовав все лучшее, что дала нам исполнительская практика, опирающаяся на славные традиции русской классической музыкальной культуры, Московская государственная консерватория является центром, который вот уже на протяжении многих десятилетий определяет развитие российской школы игры на духовых инструментах. Успехи и достижения этой школы известны далеко за пределами нашей страны. В начале 20-х годов XX столетия новые общественно-политические условия, открывшие широким народным: массам дорогу к образованию, перестройка системы воспитания музыкантов, создание первых русских учебных пособий и школ, становление научно-методической мысли - все это определило новый период развития классов духовых инструментов. Формирование российской исполнительской школы тесно связано с общим развитием музыкальной культуры, с деятельностью Персимфанса, с ростом количества симфонических оркестров, с постоянно растущей потребностью в исполнителях и педагогах высокой квалификации. В классы духовых инструментов Московской государственной консерватории были приглашены лучшие кадры отечественных исполнителей. На смену иностранным профессорам пришли новые талантливые педагоги, воспитанники русских учебных заведений. Среди них был и В.М. Блажевич ведущий класс тромбона. Жизнь выдающегося тромбониста, педагога и музыкально-общественного деятеля Владислава Михайловича Блажевича (1881-1942) яркий пример целеустремленной работы, имеющей самое непосредственное отношение к нашей современности: она возродилась в творчестве его учеников в «школе Блажевича». За многолетнюю творческую работу им воспитано не одно поколение музыкантов: есть среди них крупнейшие педагоги, есть инструменталисты, работающие в лучших оперных и симфонических коллективах. Назовем хотя бы В.Щербинина и Б.Григорьева, которые в дальнейшем возглавили классы тромбона в Московской консерватории и Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнессиных. Жизненный путь замечательного тромбониста внешне не богат событиями. Но творческая концентрированность его чрезвычайно велика. 3 августа 1881 года на хуторе Трегубовка Смоленской губернии в
семье
Блажевичей родился
седьмой и последний
ребенок
. Его назвали
Владислав
ом. В год рождения мальчика умер его отец, бывший политический каторжанин, незадолго до того вернувшийся из ссылки за свои политические убеждения и за сочувствие польскому восстанию против царизма. Небольшой дом и фруктовый сад были единственным богатством Блажевичей. Когда Владику едва исполнилось шесть лет - умерла мать. После смерти матери дом и сад переходят в собственность дяди (родного брата отца), сурового и деспотичного человека, назначенного опекуном детей-сирот.
Обстановка в новой семье была не из легких. Дети наравне со взрослыми работали в огороде и в саду. Временами их жизнь больше походила на жизнь батраков, чем на жизнь в родном доме. Достаточно сказать, что Владик до двенадцати лет не носил кожаной обуви. Но время шло, мальчик рос, с двенадцати лет его жизнь резко изменилась. С согласия дяди было решено отправить Владика в Смоленск.
Он стал воспитанником
духового оркестра 3-й резервной артиллерийской запасной бригады.
В Смоленске Владислав в первый раз услышал настоящий оркестр, увидел много различных инструментов. Он как зачарованный ходил по репетиционному залу, трогал руками инструменты, нажимал клапаны, смотрел и слушал, как на этих инструментах играют. Все было новым, интересным, все волновало. Перед ним открылся мир неизведанных чувств, мир звуков, «музыки». Коллектив оркестра тепло и сердечно отнесся к новичку. Всем понравился тихий и скромный мальчик, и они радушно приняли его в свою семью. Обстановка простоты и сердечности в коллективе, шумные и веселые сверстники с их непосредственностью - все: это в дальнейшем стало благотворно сказываться на состоянии Владика. На его лице часто стала появляться улыбка, прошлое уходило. В течение трех лет юный Блажевич отлично овладел инструментом и стал солистом оркестра. Он с большим мастерством и художественным вкусом исполнял различные арии из опер «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Иван; Сусанин», «Руслан и Людмила», «Сельская честь», «Паяцы», «Риголетто» и других. В.М. Блажевича как солиста-баритониста, играющего в оркестре, особенно ценили за необыкновенную теплоту звука, выразительность исполнения, хороший вкус. Со временем росло не только исполнительское мастерство, но и запросы. Беспокоили мысли: «А что будет дальше? Я в совершенстве овладею баритоном, буду отличным баритонистом, какие перспективы откроются передо мною, какие возможности?». Исполнительская деятельность баритониста в ту пору сводилась к игре в духовом оркестре. Высшее образование получить было невозможно, потому что в те годы в консерваториях игре на баритоне, теноре, альте не обучали. Путь к высшему образованию, казалось, был закрыт. Мыслями и тревогами о своей дальнейшей судьбе Владик поделился с воспитателем и наставником, дирижером оркестра Я.Бакиным и попросил у него разрешения начать заниматься на тромбоне. Этот инструмент уже давно привлекал к себе внимание и интерес у юного музыканта. Обладая ярким и характерным тембром, тяжеловесным и мрачным в нижнем регистре, несколько матовым в среднем и блестящим в верхнем, тромбон, одинаково гибкий как в мелодическом, так и в техническом отношении инструмент, сулил богатые перспективы в развитии исполнительства. Чуткий человек и музыкант, Я.Бакин внимательно отнесся к одаренному воспитаннику: разрешил ему начать заниматься на тромбоне, и тот с увлечением взялся за его освоение. Занятия на новом инструменте шли не менее успешно, чем до этого на баритоне, и со временем позволили Блажевичу решиться на поездку в Москву: «Страстно любя
музыку и стремясь получить высшее образование, я с большим трудом покидаю Смоленск и уезжаю в Москву», - признавался Блажевич. По приезде, имея достаточно большой исполнительский багаж баритониста и тромбониста, он направляется в духовой оркестр Астраханского гренадерского полка, и его зачисляют на службу в качестве вольнонаемного солиста-тромбониста. Живя в Москве, В.Блажевич все свободное от работы время посвящал знакомству с городом. Он много ходил по улицам и площадям, бывал в музеях, осматривал памятники, исторические места. Но каждый раз непреодолимая сила влекла его на Большую Никитскую. Конечно, все это объяснилось довольно просто: там была консерватория. И вот наступил 1900 год.
В.Блажевича
приняли
в
число
студентов
консерватории
. Со свойственным ему прилежанием и трудолюбием он приступил к занятиям по специальности в класс профессора Х.И. Борка. Сухой педантичный педагог любил строгий порядок и требовал беспрекословного выполнения всех его указаний. Жадно впитывая все, что говорилось в классе по специальности, Блажевич придавал большое значение изучению теоретических дисциплин, инструментовке и фортепиано. Молодой музыкант был неумолим в желании все постичь, все узнать. Но чем дольше Владислав находился в консерватории, чем шире раздвигались рамки его познаний, тем больше и больше он ощущал недостатки в деле подготовки кадров исполнителей-духовиков. Методика обучения в классе тромбона была далека от совершенства: оканчивающие консерваторию тромбонисты не знали ключей (альтового, тенорового). Плохо читали ноты с листа, не могли свободно ориентироваться в сложных размерах и ритмах. На занятиях с учениками основное внимание педагога направлялось на механическую тренировку и освоение технических приемов. В процессе учебы у В.Блажевича все чаще возникало чувство неудовлетворенности. Не многое, что так волновало, нужно было ответ искать самому. Приходилось пробовать, экспериментировать. Не всегда эксперименты приводили к нужным результатам, давали желаемый эффект. Но становилось совершенно ясным одно - нужно создавать новое, «свое», «наше», новою методику обучения игре на духовых инструментах (в частности на тромбоне), обоснованную, проверенную, подкрепленную опытом и практикой, научно аргументированную, логически последовательную. Постепенно, исподволь подбирается нужный материал: записываются отдельные наблюдения. Блажевич много консультируется, советуется, систематизирует литературу - как художественную, так и педагогическую, которая отвечает более прогрессивным требованиям времени. После настойчивых просьб Владислав Михайлович получает разрешение посещать занятия в классах по специальности других профессоров, приобретая тем самым возможность изучать различные методы и системы работы со студентами. Блажевич по-прежнему продолжал оставаться таким же аккуратным, исполнительным студентом, каким был и при поступлении в консерваторию. Выросло и окрепло его исполнительское мастерство, накопились оркестровый опыт и теоретические знания, расширился общий кругозор.
Игра в симфоническом оркестре, консерватории, частые выступления на академических вечерах и сольных концертах неизменно отмечались высокими оценками. Владислава знали, ценили и уважали в консерватории. Очень часто при упоминании его имени добавлялись эпитеты: «О, это очень одаренный», или: «это многообещающий студент». Наступил август 1905 года. В Московской консерватории состоялся очередной выпуск. Среди окончивших консерваторию был и Владислав Блажевич. На актовом вечере ему вручили диплом. Так закончился период учебы Блажевича в Московской консерватории. В 1906 году дирекция Большого театра объявила очередной конкурс на замещение вакансий. Имелись вакансии и в коллективе оркестра, в частности в группе тромбонов. В.М.Блажевич подает заявление с просьбой допустить его к участию в конкурсе. Ведь для поступления в оркестр Большого театра имелось все: молодость, отличное владение инструментом, достаточный опыт игры в симфоническом оркестре (к сожалению, не в оперном), а главное - огромное желание работать в этом коллективе. Конкурс он выдержал, и это стало огромным событием в жизни артиста. В первые годы
работы в театре Блажевича
целиком поглощали трудности, которых было достаточно для молодого музыканта, не имеющего опыта: новизна оперного и балетного репертуара, специфика и условности, существующие в творческом коллективе, тем более в таком, как Большой театр. Наблюдая, слушая, накапливая опыт, формируя художественно-эстетический вкус, В.М.Блажевич не оставлял мысли, еще ранее овладевшей его сознанием: написать методический труд по обучению игре на тромбоне, положить основу новой исполнительской школе. Сейчас, будучи в окружении стольких талантливых людей, имея со многими из них непосредственный и дружеский контакт, можно было бы попробовать силы, узнать Объективную оценку своим творческим возможностям. Сделав несколько переложений для квартета медных духовых инструментов из произведений русских композиторов, а, также написав несколько дуэтов и трио для тромбонов, в которых стремился обобщить многие принципы игры (штрихи, нюансы). В.Блажевич приглашает к себе друзей! единомышленников, тромбонистов из оркестра Большого театра – А.Н.Баршая, И.В.Липаева, П.Н.Кротова, А.Н.Никитина, Л.П.Мандрыку и других. Объективная оценка и добрые пожелания товарищей по работе вселяли надежду на будущее. Вся последующая; практическая деятельность Блажевича не только еще более укрепила его творческие силы, но и заставила ускорить работу над учебно-методическими пособиями. Игра в оркестре Большого театра не ограничивалась только участием в оперных или балетных спектаклях.
Замечательный
оркестровый
коллектив
проводил
большую концертную работу.
Его выступления всегда сопровождались неизменным успехом. В концертах принимали участие выдающиеся дирижеры, часто приглашались иностранные гастролеры. Среди солистов были выдающиеся певцы, пианисты, скрипачи. Программы концертов, как правило, всегда были разнообразны и интересны, вносили большое оживление в жизнь коллектива. Блестящее исполнение сложнейшие соло тромбона по достоинству были оценены коллегами молодого артиста, оркестровыми музыкантами и сразу же завоевали ему уважение коллектива. Его владение инструментом достигло высокой степени совершенства. У Блажевича было
действительно подлинно творческое отношение к игре в оркестре. Он прежде всего музыкант-ансамблист, прекрасно ощущающий в любой момент свою функцию в партитуре. В годы первой мировой войны В.М.Блажевич был призван на военную службу. Помимо основной работы в госпитале в должности помощника-смотрителя, а также он всегда принимал активное участие в различных начинаниях по оказанию помощи раненым солдатам и в организации их отдыха. Примером этому - одна из афиш, хранящихся в архиве М.Блажевича. Концерт, сбор с которого поступил в пользу семей тех, кто ушел воевать, состоялся в г. Бронницы 17 сентября 1916 года. На этом концерте были исполнены музыкальные картины, написанные Блажевичем для квартета медных инструментов. Великая октябрьская социалистическая революция ознаменовала новый период и в развитии отечественного искусства. Вместе с М.И.Табаковым, С.В.Розановым, Н.Н.Солодуевым, А.В.Володиным, A.И.Усовым,
В.М.Блажевич
постоянный
и
бессменный участник замечательного коллектива Персимфанса
, организованного в 1922 году и просуществовавшего около десяти лет. В оркестре Персимфанса (первый симфонический оркестр без дирижера) принимали: участие главным образом артисты оркестра Большого театра. Тем более своевременными стали выступления такого необычного оркестра, игравшего без дирижера, которые, несомненно, помогли налаживанию и оживлению концертной жизни. Все видные музыканты считали за честь играть в Персимфансе. Инициатива создания оркестра принадлежала скрипачу Л.Дейтлину. Организаторами оркестра были также фаготист В.Станск и трубач М.Табаков. Среди лучших исполнителей-духовиков можно назвать Ф.Левина, Н.Назарова, С.Розанова, Я.Шуберта, И.Костлана, В.Солодуева, В.Блажевича. Сама специфика оркестрового исполнительства без дирижера требовала подбора музыкантов только самой высокой квалификации. С годами, увлеченный большой исполнительской, творческой, общественной и педагогической работой, которой становилось все больше, В.М. Блажевич начинает ощущать, что ему все труднее совмещать эту разнообразную деятельность со службой в Большом театре. В.М.Блажевича больше влекло к творчеству, общественной деятельности, к организации самодеятельных и военных духовых оркестров. В 1928 году, когда, проработав в течение двадцати двух лет солистом оркестра и сыграв последний раз в опере «Князь Игорь» Бородина, B.М.Блажевич ушел из Большого театра. Все это было так тяжело, что и много лет спустя Владислав Михайлович не мог спокойно проходить мимо Большого театра. Внимание артиста сосредоточилось на педагогике. В ней Блажевич не был новичком. Еще в 1909 году его пригласили вести класс тромбона в только что открывшейся частной музыкальной школе Б.В.Решке и Д.С.Шора. Сам факт приглашения на педагогическую работу молодого, достаточно известного тромбониста был весьма лестным для Блажевича. Занятия с начинающими тромбонистами давали ему возможность применить на практике свой метод обучения игре на тромбоне, оценить собранный художественный репертуар, еще и| еще раз
проверить правильность основных принципов будущей начальной школы игры на тромбоне. Очень важным считал Блажевич уже на первых уроках заниматься правильной постановкой мундштука на губах с последующим постепенным развитием мышц губного аппарата (что необходимо для достижения максимальной свободы и легкости исполнения), а также постановкой пальцев и правой руки тромбонистов. Над освоением техники кулисы, над подвижностью языка, развитием динамики и фразировки, достижением легкости амбушюра, исполнением трелей В.М.Блажевич работал в более поздние период обучения, постепенно усложняя задания, подбирая соответствующий тренировочный и этюдный материал. Большое внимание уделялось развитию штриха legato. При исполнении мелодии звуки должны как бы «вытягиваться» в одну гибкую музыкальную линию, «нанизываться». Обобщение принципов методики игры на тромбоне тесно соприкасалось с созданием «Школы для раздвижного тромбона». Использованный в ней нотный материал как бы практически подтверждал теоретические положения автора. Многие из упражнений и этюдов написаны В.М. Блажевичем в сопровождении фортепиано. Для учеников, играющих на таком инструменте, как тромбон, не имеющем: фиксированного строя, это имело немаловажное значение, приучало к. чистому интонированию, развивало гармонический слух. С чувством огромной благодарности вспоминал Блажевич профессоров Московской консерватории С.В.Розанова, В.Г. Брандта. Выдающиеся музыканты и педагоги дали много полезных советов, которые были так необходимы автору создаваемой «Школы». В частности, значительное внимание уделялось расширению художественной литературы для тромбона. Ограниченное число оригинальных сочинений способствовало возникновению переложений различных пьес, сонат в сопровождении фортепиано. Приспосабливали к специфике тромбона сочинения, созданные для инструментов, в какой-то степени родственных тромбону (альт, виолончель, контрабас). Вскоре после Октябрьской революции в качестве профессоров Московской консерватории класса духовых инструментов стали приглашать ее лучших воспитанников. К начавшим свою педагогическую деятельность еще до 1917 года СВ. Розанову и М.П. Адамову в 20-е годы присоединяются М.И. Табаков, В.Н.Цыбин, И.И.Костлан. Вполне закономерно и естественно, что Блажевича тоже пригласили на педагогическую работу в Московскую консерваторию. К этому времени его имя - исполнителя, педагога, композитора — уже пользовалось большим авторитетом и уважением. С первых же дней знакомства Блажевича с учениками в классе установился деловой и дружеский контакт Владислав Михайлович придавал большое значение, считая ее одним из важнейших: условий для достижения успехов в учебе. В дальнейшем простота и приветливость в обращении, всегда ровный и учтивый тон. Внимание и доброжелательность создали атмосферу доверия. К тому же Блажевич обладал такими очень ценными качествами, как выдержка и терпение в сочетании со строгостью и справедливостью. Все поведение Владислава Михайловича в классе можно считать образцом добросовестности и честности, преданности и любви к своему делу.
Вспоминая о педагогических принципах В.М.Блажевича, надо прежде всего отметить художественную направленность даваемых указаний. Качество звука, подвижность губного аппарата, техника кулисы, точность интонации - все рассматривалось в связи с требованиями исполняемого произведения. Главной задачей педагога было воспитание в ученике артиста, умеющего подчинить выразительные средства инструмента раскрытию образного содержания музыки. Придирчиво относясь к деталям авторского текста, Владислав Михайлович требовал не формального характера его передачи, а продуманного и органичного. Блажевич обладал отличным чутьем педагога инструменталиста, сочетающимся с большой музыкальной культурой. Личный пример вдохновенной и содержательной игры в классе для учеников - неотъемлемая часть педагогического метода Владислава Михайловича. Его исполнительская манера отличалась прежде всего динамическим разнообразием звучания инструмента - от тончайшего pianissimo до мощного fortissimo при мягкости и благородстве звука. Ни одна деталь в исполнении не ускользала от внимания артиста. Легкость и изящество сочетались с подъемом и драматическим пафосом, тонкий вкус, благородство игры дополняли его интересный творческий облик. Однако, показывая свое высокое исполнительское мастерство, отдельные технические приемы (Legato, Staccato), В.М.Блажевич никогда не рекомендовал ученикам слепо копировать его игру. Он считал, что каждый молодой исполнитель должен проявлять собственную инициативу, пытаться самостоятельно решать ту или иную творческую задачу. Часто бывали случаи, когда к Блажевичу приходили за советом молодые и пожилые музыканты, учащиеся, профессионалы. И.В. Блажевич никогда не скрывал своего метода обучения игре на тромбоне и тубе. Умел, если было нужно, ободрить начинающего ученика, вселить в него необходимую уверенность в преодолении возникших трудностей, поддержать морально, внушить смелость, веру в будущее, в свою работу. Кажется, еще никогда деятельность Блажевича как педагога, композитора и методиста не была так плодотворна, как в 30-е годы. Житейская мудрость, окрепшее мастерство, огромный исполнительский и педагогический опыт - все отразилось в его произведениях. Им была закончена работа над второй «Школой», названной автором «Школой для раздвижного тромбона (в ключах)», Продуманность педагогических приемов, разнообразие мелодического, технического, ритмического и штрихового материала сделали этот труд настольной книгой каждого исполнителя-тромбониста. Появляются концерты для тромбона с фортепиано, написанные В.М. Блажевичем. Наиболее популярные из них - второй, пятый, восьмой, десятый - неоднократно переиздавались. Концерты второй и пятый широко известны не только в России, но и за рубежом, в частности в Америке и Японии! Получили признание его ансамбли для различных составов, начиная с дуэтов для тромбонов и кончая различными смешанными ансамблями. Творческая индивидуальность Блажевича особенно проявилась в произведениях позднего периода. Концерты № 12, 13, сборник «Секвенции», этюды для альтового и басового тромбона, произведения для духового
оркестра, ансамбли - все говорило о зрелом профессиональном мастерстве, о несомненной одаренности Блажевича - композитора. Горячий поборник всего нового, прогрессивного, тем более в области духовой музыки, В.М.Блажевич с энтузиазмом берется за организацию в Московской консерватории военно-капельмейстерского класса: Ведущая группа педагогов вначале была немногочисленна, в нее входило всего пять человек: профессор А.В. Александров (гармония и сольфеджио), профессор Ю.И. Тимофеев (техника дирижирования и дирижерские классы), профессор П.Д. Крапов (анализ форм) и профессор В.М.Блажевич, руководивший оркестровым классом и преподававший по классу тромбона и тубы. А позднее к ним присоединились другие. На протяжении 7 лет
Блажевич возглавлял военно-оркестровую кафедру
. К напряженной педагогической деятельности теперь прибавились разнообразные и сложные общественно-музыкальные, административные обязанности. На занятиях со студентами, посвятившим себя дирижерской деятельности в условиях Армии и Флота, В.М.Блажевич старался передать им не только свой большой опыт, но и ознакомить с правильной методикой коллективного воспитания. Созданный В.М.Блажевичем духовой оркестр Московской консерватории, его творческие достижения позволили вести не только учебную работу, но и успешную концертную деятельность. Трудно переоценить роль и значение деятельности В.М.Блажевича в деле развития самодеятельных духовых оркестров. Чутьем человека-патриота он понимал, что его место среди строителей новой жизни и что для пропаганды музыкального искусства нужны оркестры на заводах, фабриках, предприятиях. Стремясь обеспечить выполнение задачи, стоящих перед руководителями самодеятельных оркестров, Блажевич задумал создать «Школу коллективной игры». Первым оркестровым коллективом самодеятельного типа, которым руководил В.М.Блажевич в 20-е годах, был оркестр фабрики «Госзнак». Здесь он имел возможность проверять свои творческие планы по созданию «Школы коллективной игры», вносить необходимые коррективы, ощущая на практике целесообразность и полезность будущего методического пособия. В этой работе особое внимание уделено вопросам последовательности в освоении трудностей музыкального развития учащихся. Одновременно с упражнениями и этюдами предлагались небольшие пьесы или отдельные их фрагменты. Он научил рабочих играть на духовых инструментах, добившись прекрасных результатов, и тем самым дал возможность вести работникам фабрики в часы отдыха слушать хорошую духовую музыку. Работа с оркестром фабрики «Госзнак» дала много и самому В.М. Блажевичу. Здесь он имел возможность проверять свои творческие планы по созданию «Школы коллективной игры», проигрывать с оркестром предназначенный для нее музыкальный материал, вносить необходимые коррективы, ощущая на практике целесообразность и полезность будущего методического пособия. Как известно, «Школа коллективной шры на духовых инструментах» была принята Инспекцией военных оркестров РККА как основной методический труд. Новой и последней ступенью творческой биографии Владислава Михайловича было его
участие в создании
впервые у нас в стране
Государственного духового
оркестра СССР
(1937). То, что формирование оркестра и художественное руководство было поручено В.М. Блажевичу, уже никого не удивило. Его авторитет и заслуги в области развития духовой музыки, энергия, многолетняя работа с оркестровыми коллективами подтверждали правильность выбора. Что касается самого В.М.Блажевича, то, кажется, никогда еще он не был так взволнован, не чувствовал такой большой ответственности, возложенной на него: «Государственный духовой оркестр СССР! Это конечно очень почетно, - говорил В.М.Блажевич, но в то же время й очень ответственно». В результате серьезного отбора в Государственный духовой оркестр СССР было принято 90 человек. Следуя своим принципам воспитания оркестровых коллективов, В.М.Блажевич использовал в работе с оркестром собственные «Ежедневные коллективные упражнения». Пособие явилось развитием и продолжением принципов, успешно принимаемых ранее. Трудовой день руководителя оркестра обычно начинался задолго до репетиции. Его дирижерский жест был несколько скуп, но выразителен и точен. Строгая дисциплина и напряженная творческая деятельность вскоре дали отличные результаты.
Прекрасная
ансамблевая
слаженность,
яркая
индивидуальность
исполнения,
красота
общего
мягкого
и
выразительного
звучания
характеризовали
игру
коллектива. Привлекали и виртуозный блеск игры, и богатство динамики и
тембровых красок.
Деятельность оркестра нашла положительный отклик у музыкальной общественности. В отдельных концертах оркестр играл под управлением таких дирижеров, как Н.С. Голованов и Ю.Ф. Файер. Говоря о творческом облике В.М.Блажевича трудно ответить на вопрос, что больше всего его привлекало: исполнительская деятельность, педагогика или сочинение. Совершенно бесспорно одно - он всегда, везде и во всем был искренен, целиком отдаваясь избранной профессии.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность В.М. Блажевича вписала неизгладимые страницы в историю музыкально-общественной жизни России. Значение более чем 20-летней деятельности В.М.Блажевича в стенах Московской государственной консерватории не ограничивается его педагогической работой. Эти годы в творческой биографии выдающегося тромбониста-музыканта были временем общественной деятельности и руководства большого коллектива музыкантов - Духового оркестра СССР. Когда любимое дело, которому отдана вся жизнь, продолжают ученики - это ли не подлинное счастье педагога? Плодотворна и педагогическая деятельность учеников В.М.Блажевича: Заслуженный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории В.А. Щербинин. А в числе учеников В.А. Щербинина много лауреатов международных конкурсов, в частности В.Баташов, ведущий ныне в консерватории класс тромбона, А.К.Лебедев - профессор по классу тубы.
Ученик В.М.Блажевича Б.Григорьев - Заслуженный артист РФ, профессор Академии музыки им. Гнесиных. Существует понятие «русская национальная культура», существует понятие «мировая культура». Я убежден, что частью мировой культуры становится только то, что имеет свои глубокие национальные корни. Творчество выдающегося музыканта, педагога, общественного деятеля В.М.Блажевича по праву может считаться неотъемлемой частью нашей национальной культуры, и именно поэтому оно уже становится частью мировой культуры, той культуры, которая, составляет нравственный воздух человечества. В.М.Блажевич был личностью. Явлением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балотин С. Библиографический словарь музыкантов исполнителей на духовых инструментах. Изд. Музыка. Л. 1969 г. 2. Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. Изд. Музыка. 1979 г. 3. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. IV. 1976 г. 4. Музыка и жизнь. Изд. Сов. композитор. Л.М. 1972 г. 5. Московская консерватория. 1866-1966. Изд. Музыка. М. 1966 6. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. Москва. «Музыка», 1996 г. 7. Журнал. Русский брасс-вестник. № 5, 6, 7, 8.
Владислав Михайлович Блажевич -
творческий путь музыканта, педагога
и композитора
Преподаватель ОДИ Гарифьянов И.В.
I.
ВВЕДЕНИЕ
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Юность В.Блажевича 2. Учеба и служба воспитанником военного полка 3. Учеба в Московской консерватории 4. Работа в Большом театре 5. Оркестровая деятельность 6. Послереволюционная деятельность В.М. Блажевича 7. Общественная деятельность. Создание Духового оркестра СССР 8. Плоды творческой деятельности В. Блажевича 9. Вклад В. Блажевича в деле воспитания военных дирижеров
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение деятельности В.М. Блажевича
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время научно-методическая мысль в области искусства игры на духовых инструментах развивается в двух направлениях. С одной стороны, наблюдается стремление педагогов-методистов проникнуть в глубину исполнительских процессов, выявить объективные закономерности звукообразования, интонации, вибрато, динамики, тембра и т.д., разработать и научно обосновать кратчайшие пути совершенствования основных исполнительских навыков духовика. С другой стороны, проявляется большой интерес к разработке проблем, связанных с многовековой историей искусства игры на духовых инструментах. Всё чаще появляются в печати работы, проливающие свет на историю исполнительства. Это область музыкальной науки приобретает сейчас актуальнейшее значение. Если история возникновения и развития духовых инструментов во многом разработана и изучена специалистами инструментоведами, а основные этапы совершенствования конструкций инструментов, использования их в симфоническом оркестре изложены во многих: учебниках инструментовки и других капитальных трудах, то история исполнительства, репертуара и педагогики на духовых инструментах является в науке "белым пятном". Мы почти ничего не знаем о видных зарубежных и отечественных исполнителях прошлого и настоящего Слабо изучается обширный классический и современный репертуар, иго история создания, редакции, стилевые особенности, традиции исполнения и т.д. Недостаточно обобщается опыт выдающихся исполнителей и педагогов "различных школ и художественных направлений. Одной из важнейших современных задач является постановка исполнительских и методических проблем в неотъемлемой связи с историческим развитием и становлением исполнительства на духовых инструментах исследования дает возможность всестороннего научного анализа. В своей работе хотелось бы показать и попытаться раскрыть вопросы исполнительских средств и их методических разработок на примере творческой и исполнительской деятельности выдающего музыканта, преподавателя и общественного деятеля, композитора и дирижера, создателя российской тромбоновой школы, народного артиста РФ, профессора Владислава Михайловича Блажевича (1881-1942).
П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Искусство игры на духовых инструментах прошло сложный путь развития. Его неизменно касались все те же события и явления, которые были характерны для становления русской отечественной и российской музыкальной культуры. Важную роль в формировании российской исполнительской и педагогической школы сыграли классы духовых инструментов Московской государственной консерватории. Унаследовав все лучшее, что дала нам исполнительская практика, опирающаяся на славные традиции русской классической музыкальной культуры, Московская государственная консерватория является центром, который вот уже на протяжении многих десятилетий определяет развитие российской школы игры на духовых инструментах. Успехи и достижения этой школы известны далеко за пределами нашей страны. В начале 20-х годов XX столетия новые общественно-политические условия, открывшие широким народным: массам дорогу к образованию, перестройка системы воспитания музыкантов, создание первых русских учебных пособий и школ, становление научно-методической мысли - все это определило новый период развития классов духовых инструментов. Формирование российской исполнительской школы тесно связано с общим развитием музыкальной культуры, с деятельностью Персимфанса, с ростом количества симфонических оркестров, с постоянно растущей потребностью в исполнителях и педагогах высокой квалификации. В классы духовых инструментов Московской государственной консерватории были приглашены лучшие кадры отечественных исполнителей. На смену иностранным профессорам пришли новые талантливые педагоги, воспитанники русских учебных заведений. Среди них был и В.М. Блажевич ведущий класс тромбона. Жизнь выдающегося тромбониста, педагога и музыкально-общественного деятеля Владислава Михайловича Блажевича (1881-1942) яркий пример целеустремленной работы, имеющей самое непосредственное отношение к нашей современности: она возродилась в творчестве его учеников в «школе Блажевича». За многолетнюю творческую работу им воспитано не одно поколение музыкантов: есть среди них крупнейшие педагоги, есть инструменталисты, работающие в лучших оперных и симфонических коллективах. Назовем хотя бы В.Щербинина и Б.Григорьева, которые в дальнейшем возглавили классы тромбона в Московской консерватории и Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнессиных. Жизненный путь замечательного тромбониста внешне не богат событиями. Но творческая концентрированность его чрезвычайно велика. 3 августа 1881 года на хуторе Трегубовка Смоленской губернии в
семье
Блажевичей родился
седьмой и последний
ребенок
. Его назвали
Владислав
ом. В год рождения мальчика умер его отец, бывший политический каторжанин, незадолго до того вернувшийся из ссылки за свои политические убеждения и за сочувствие польскому восстанию против царизма. Небольшой дом и фруктовый сад были единственным богатством Блажевичей. Когда Владику едва исполнилось шесть лет - умерла мать. После смерти матери дом и сад переходят в собственность дяди (родного брата отца), сурового и деспотичного человека, назначенного опекуном детей-сирот.
Обстановка в новой семье была не из легких. Дети наравне со взрослыми работали в огороде и в саду. Временами их жизнь больше походила на жизнь батраков, чем на жизнь в родном доме. Достаточно сказать, что Владик до двенадцати лет не носил кожаной обуви. Но время шло, мальчик рос, с двенадцати лет его жизнь резко изменилась. С согласия дяди было решено отправить Владика в Смоленск.
Он стал воспитанником
духового оркестра 3-й резервной артиллерийской запасной бригады.
В Смоленске Владислав в первый раз услышал настоящий оркестр, увидел много различных инструментов. Он как зачарованный ходил по репетиционному залу, трогал руками инструменты, нажимал клапаны, смотрел и слушал, как на этих инструментах играют. Все было новым, интересным, все волновало. Перед ним открылся мир неизведанных чувств, мир звуков, «музыки». Коллектив оркестра тепло и сердечно отнесся к новичку. Всем понравился тихий и скромный мальчик, и они радушно приняли его в свою семью. Обстановка простоты и сердечности в коллективе, шумные и веселые сверстники с их непосредственностью - все: это в дальнейшем стало благотворно сказываться на состоянии Владика. На его лице часто стала появляться улыбка, прошлое уходило. В течение трех лет юный Блажевич отлично овладел инструментом и стал солистом оркестра. Он с большим мастерством и художественным вкусом исполнял различные арии из опер «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Иван; Сусанин», «Руслан и Людмила», «Сельская честь», «Паяцы», «Риголетто» и других. В.М. Блажевича как солиста-баритониста, играющего в оркестре, особенно ценили за необыкновенную теплоту звука, выразительность исполнения, хороший вкус. Со временем росло не только исполнительское мастерство, но и запросы. Беспокоили мысли: «А что будет дальше? Я в совершенстве овладею баритоном, буду отличным баритонистом, какие перспективы откроются передо мною, какие возможности?». Исполнительская деятельность баритониста в ту пору сводилась к игре в духовом оркестре. Высшее образование получить было невозможно, потому что в те годы в консерваториях игре на баритоне, теноре, альте не обучали. Путь к высшему образованию, казалось, был закрыт. Мыслями и тревогами о своей дальнейшей судьбе Владик поделился с воспитателем и наставником, дирижером оркестра Я.Бакиным и попросил у него разрешения начать заниматься на тромбоне. Этот инструмент уже давно привлекал к себе внимание и интерес у юного музыканта. Обладая ярким и характерным тембром, тяжеловесным и мрачным в нижнем регистре, несколько матовым в среднем и блестящим в верхнем, тромбон, одинаково гибкий как в мелодическом, так и в техническом отношении инструмент, сулил богатые перспективы в развитии исполнительства. Чуткий человек и музыкант, Я.Бакин внимательно отнесся к одаренному воспитаннику: разрешил ему начать заниматься на тромбоне, и тот с увлечением взялся за его освоение. Занятия на новом инструменте шли не менее успешно, чем до этого на баритоне, и со временем позволили Блажевичу решиться на поездку в Москву: «Страстно любя
музыку и стремясь получить высшее образование, я с большим трудом покидаю Смоленск и уезжаю в Москву», - признавался Блажевич. По приезде, имея достаточно большой исполнительский багаж баритониста и тромбониста, он направляется в духовой оркестр Астраханского гренадерского полка, и его зачисляют на службу в качестве вольнонаемного солиста-тромбониста. Живя в Москве, В.Блажевич все свободное от работы время посвящал знакомству с городом. Он много ходил по улицам и площадям, бывал в музеях, осматривал памятники, исторические места. Но каждый раз непреодолимая сила влекла его на Большую Никитскую. Конечно, все это объяснилось довольно просто: там была консерватория. И вот наступил 1900 год.
В.Блажевича
приняли
в
число
студентов
консерватории
. Со свойственным ему прилежанием и трудолюбием он приступил к занятиям по специальности в класс профессора Х.И. Борка. Сухой педантичный педагог любил строгий порядок и требовал беспрекословного выполнения всех его указаний. Жадно впитывая все, что говорилось в классе по специальности, Блажевич придавал большое значение изучению теоретических дисциплин, инструментовке и фортепиано. Молодой музыкант был неумолим в желании все постичь, все узнать. Но чем дольше Владислав находился в консерватории, чем шире раздвигались рамки его познаний, тем больше и больше он ощущал недостатки в деле подготовки кадров исполнителей-духовиков. Методика обучения в классе тромбона была далека от совершенства: оканчивающие консерваторию тромбонисты не знали ключей (альтового, тенорового). Плохо читали ноты с листа, не могли свободно ориентироваться в сложных размерах и ритмах. На занятиях с учениками основное внимание педагога направлялось на механическую тренировку и освоение технических приемов. В процессе учебы у В.Блажевича все чаще возникало чувство неудовлетворенности. Не многое, что так волновало, нужно было ответ искать самому. Приходилось пробовать, экспериментировать. Не всегда эксперименты приводили к нужным результатам, давали желаемый эффект. Но становилось совершенно ясным одно - нужно создавать новое, «свое», «наше», новою методику обучения игре на духовых инструментах (в частности на тромбоне), обоснованную, проверенную, подкрепленную опытом и практикой, научно аргументированную, логически последовательную. Постепенно, исподволь подбирается нужный материал: записываются отдельные наблюдения. Блажевич много консультируется, советуется, систематизирует литературу - как художественную, так и педагогическую, которая отвечает более прогрессивным требованиям времени. После настойчивых просьб Владислав Михайлович получает разрешение посещать занятия в классах по специальности других профессоров, приобретая тем самым возможность изучать различные методы и системы работы со студентами. Блажевич по-прежнему продолжал оставаться таким же аккуратным, исполнительным студентом, каким был и при поступлении в консерваторию. Выросло и окрепло его исполнительское мастерство, накопились оркестровый опыт и теоретические знания, расширился общий кругозор.
Игра в симфоническом оркестре, консерватории, частые выступления на академических вечерах и сольных концертах неизменно отмечались высокими оценками. Владислава знали, ценили и уважали в консерватории. Очень часто при упоминании его имени добавлялись эпитеты: «О, это очень одаренный», или: «это многообещающий студент». Наступил август 1905 года. В Московской консерватории состоялся очередной выпуск. Среди окончивших консерваторию был и Владислав Блажевич. На актовом вечере ему вручили диплом. Так закончился период учебы Блажевича в Московской консерватории. В 1906 году дирекция Большого театра объявила очередной конкурс на замещение вакансий. Имелись вакансии и в коллективе оркестра, в частности в группе тромбонов. В.М.Блажевич подает заявление с просьбой допустить его к участию в конкурсе. Ведь для поступления в оркестр Большого театра имелось все: молодость, отличное владение инструментом, достаточный опыт игры в симфоническом оркестре (к сожалению, не в оперном), а главное - огромное желание работать в этом коллективе. Конкурс он выдержал, и это стало огромным событием в жизни артиста. В первые годы
работы в театре Блажевича
целиком поглощали трудности, которых было достаточно для молодого музыканта, не имеющего опыта: новизна оперного и балетного репертуара, специфика и условности, существующие в творческом коллективе, тем более в таком, как Большой театр. Наблюдая, слушая, накапливая опыт, формируя художественно-эстетический вкус, В.М.Блажевич не оставлял мысли, еще ранее овладевшей его сознанием: написать методический труд по обучению игре на тромбоне, положить основу новой исполнительской школе. Сейчас, будучи в окружении стольких талантливых людей, имея со многими из них непосредственный и дружеский контакт, можно было бы попробовать силы, узнать Объективную оценку своим творческим возможностям. Сделав несколько переложений для квартета медных духовых инструментов из произведений русских композиторов, а, также написав несколько дуэтов и трио для тромбонов, в которых стремился обобщить многие принципы игры (штрихи, нюансы). В.Блажевич приглашает к себе друзей! единомышленников, тромбонистов из оркестра Большого театра – А.Н.Баршая, И.В.Липаева, П.Н.Кротова, А.Н.Никитина, Л.П.Мандрыку и других. Объективная оценка и добрые пожелания товарищей по работе вселяли надежду на будущее. Вся последующая; практическая деятельность Блажевича не только еще более укрепила его творческие силы, но и заставила ускорить работу над учебно-методическими пособиями. Игра в оркестре Большого театра не ограничивалась только участием в оперных или балетных спектаклях.
Замечательный
оркестровый
коллектив
проводил
большую концертную работу.
Его выступления всегда сопровождались неизменным успехом. В концертах принимали участие выдающиеся дирижеры, часто приглашались иностранные гастролеры. Среди солистов были выдающиеся певцы, пианисты, скрипачи. Программы концертов, как правило, всегда были разнообразны и интересны, вносили большое оживление в жизнь коллектива. Блестящее исполнение сложнейшие соло тромбона по достоинству были оценены коллегами молодого артиста, оркестровыми музыкантами и сразу же завоевали ему уважение коллектива. Его владение инструментом достигло высокой степени совершенства. У Блажевича было
действительно подлинно творческое отношение к игре в оркестре. Он прежде всего музыкант-ансамблист, прекрасно ощущающий в любой момент свою функцию в партитуре. В годы первой мировой войны В.М.Блажевич был призван на военную службу. Помимо основной работы в госпитале в должности помощника-смотрителя, а также он всегда принимал активное участие в различных начинаниях по оказанию помощи раненым солдатам и в организации их отдыха. Примером этому - одна из афиш, хранящихся в архиве М.Блажевича. Концерт, сбор с которого поступил в пользу семей тех, кто ушел воевать, состоялся в г. Бронницы 17 сентября 1916 года. На этом концерте были исполнены музыкальные картины, написанные Блажевичем для квартета медных инструментов. Великая октябрьская социалистическая революция ознаменовала новый период и в развитии отечественного искусства. Вместе с М.И.Табаковым, С.В.Розановым, Н.Н.Солодуевым, А.В.Володиным, A.И.Усовым,
В.М.Блажевич
постоянный
и
бессменный участник замечательного коллектива Персимфанса
, организованного в 1922 году и просуществовавшего около десяти лет. В оркестре Персимфанса (первый симфонический оркестр без дирижера) принимали: участие главным образом артисты оркестра Большого театра. Тем более своевременными стали выступления такого необычного оркестра, игравшего без дирижера, которые, несомненно, помогли налаживанию и оживлению концертной жизни. Все видные музыканты считали за честь играть в Персимфансе. Инициатива создания оркестра принадлежала скрипачу Л.Дейтлину. Организаторами оркестра были также фаготист В.Станск и трубач М.Табаков. Среди лучших исполнителей-духовиков можно назвать Ф.Левина, Н.Назарова, С.Розанова, Я.Шуберта, И.Костлана, В.Солодуева, В.Блажевича. Сама специфика оркестрового исполнительства без дирижера требовала подбора музыкантов только самой высокой квалификации. С годами, увлеченный большой исполнительской, творческой, общественной и педагогической работой, которой становилось все больше, В.М. Блажевич начинает ощущать, что ему все труднее совмещать эту разнообразную деятельность со службой в Большом театре. В.М.Блажевича больше влекло к творчеству, общественной деятельности, к организации самодеятельных и военных духовых оркестров. В 1928 году, когда, проработав в течение двадцати двух лет солистом оркестра и сыграв последний раз в опере «Князь Игорь» Бородина, B.М.Блажевич ушел из Большого театра. Все это было так тяжело, что и много лет спустя Владислав Михайлович не мог спокойно проходить мимо Большого театра. Внимание артиста сосредоточилось на педагогике. В ней Блажевич не был новичком. Еще в 1909 году его пригласили вести класс тромбона в только что открывшейся частной музыкальной школе Б.В.Решке и Д.С.Шора. Сам факт приглашения на педагогическую работу молодого, достаточно известного тромбониста был весьма лестным для Блажевича. Занятия с начинающими тромбонистами давали ему возможность применить на практике свой метод обучения игре на тромбоне, оценить собранный художественный репертуар, еще и| еще раз
проверить правильность основных принципов будущей начальной школы игры на тромбоне. Очень важным считал Блажевич уже на первых уроках заниматься правильной постановкой мундштука на губах с последующим постепенным развитием мышц губного аппарата (что необходимо для достижения максимальной свободы и легкости исполнения), а также постановкой пальцев и правой руки тромбонистов. Над освоением техники кулисы, над подвижностью языка, развитием динамики и фразировки, достижением легкости амбушюра, исполнением трелей В.М.Блажевич работал в более поздние период обучения, постепенно усложняя задания, подбирая соответствующий тренировочный и этюдный материал. Большое внимание уделялось развитию штриха legato. При исполнении мелодии звуки должны как бы «вытягиваться» в одну гибкую музыкальную линию, «нанизываться». Обобщение принципов методики игры на тромбоне тесно соприкасалось с созданием «Школы для раздвижного тромбона». Использованный в ней нотный материал как бы практически подтверждал теоретические положения автора. Многие из упражнений и этюдов написаны В.М. Блажевичем в сопровождении фортепиано. Для учеников, играющих на таком инструменте, как тромбон, не имеющем: фиксированного строя, это имело немаловажное значение, приучало к. чистому интонированию, развивало гармонический слух. С чувством огромной благодарности вспоминал Блажевич профессоров Московской консерватории С.В.Розанова, В.Г. Брандта. Выдающиеся музыканты и педагоги дали много полезных советов, которые были так необходимы автору создаваемой «Школы». В частности, значительное внимание уделялось расширению художественной литературы для тромбона. Ограниченное число оригинальных сочинений способствовало возникновению переложений различных пьес, сонат в сопровождении фортепиано. Приспосабливали к специфике тромбона сочинения, созданные для инструментов, в какой-то степени родственных тромбону (альт, виолончель, контрабас). Вскоре после Октябрьской революции в качестве профессоров Московской консерватории класса духовых инструментов стали приглашать ее лучших воспитанников. К начавшим свою педагогическую деятельность еще до 1917 года СВ. Розанову и М.П. Адамову в 20-е годы присоединяются М.И. Табаков, В.Н.Цыбин, И.И.Костлан. Вполне закономерно и естественно, что Блажевича тоже пригласили на педагогическую работу в Московскую консерваторию. К этому времени его имя - исполнителя, педагога, композитора — уже пользовалось большим авторитетом и уважением. С первых же дней знакомства Блажевича с учениками в классе установился деловой и дружеский контакт Владислав Михайлович придавал большое значение, считая ее одним из важнейших: условий для достижения успехов в учебе. В дальнейшем простота и приветливость в обращении, всегда ровный и учтивый тон. Внимание и доброжелательность создали атмосферу доверия. К тому же Блажевич обладал такими очень ценными качествами, как выдержка и терпение в сочетании со строгостью и справедливостью. Все поведение Владислава Михайловича в классе можно считать образцом добросовестности и честности, преданности и любви к своему делу.
Вспоминая о педагогических принципах В.М.Блажевича, надо прежде всего отметить художественную направленность даваемых указаний. Качество звука, подвижность губного аппарата, техника кулисы, точность интонации - все рассматривалось в связи с требованиями исполняемого произведения. Главной задачей педагога было воспитание в ученике артиста, умеющего подчинить выразительные средства инструмента раскрытию образного содержания музыки. Придирчиво относясь к деталям авторского текста, Владислав Михайлович требовал не формального характера его передачи, а продуманного и органичного. Блажевич обладал отличным чутьем педагога инструменталиста, сочетающимся с большой музыкальной культурой. Личный пример вдохновенной и содержательной игры в классе для учеников - неотъемлемая часть педагогического метода Владислава Михайловича. Его исполнительская манера отличалась прежде всего динамическим разнообразием звучания инструмента - от тончайшего pianissimo до мощного fortissimo при мягкости и благородстве звука. Ни одна деталь в исполнении не ускользала от внимания артиста. Легкость и изящество сочетались с подъемом и драматическим пафосом, тонкий вкус, благородство игры дополняли его интересный творческий облик. Однако, показывая свое высокое исполнительское мастерство, отдельные технические приемы (Legato, Staccato), В.М.Блажевич никогда не рекомендовал ученикам слепо копировать его игру. Он считал, что каждый молодой исполнитель должен проявлять собственную инициативу, пытаться самостоятельно решать ту или иную творческую задачу. Часто бывали случаи, когда к Блажевичу приходили за советом молодые и пожилые музыканты, учащиеся, профессионалы. И.В. Блажевич никогда не скрывал своего метода обучения игре на тромбоне и тубе. Умел, если было нужно, ободрить начинающего ученика, вселить в него необходимую уверенность в преодолении возникших трудностей, поддержать морально, внушить смелость, веру в будущее, в свою работу. Кажется, еще никогда деятельность Блажевича как педагога, композитора и методиста не была так плодотворна, как в 30-е годы. Житейская мудрость, окрепшее мастерство, огромный исполнительский и педагогический опыт - все отразилось в его произведениях. Им была закончена работа над второй «Школой», названной автором «Школой для раздвижного тромбона (в ключах)», Продуманность педагогических приемов, разнообразие мелодического, технического, ритмического и штрихового материала сделали этот труд настольной книгой каждого исполнителя-тромбониста. Появляются концерты для тромбона с фортепиано, написанные В.М. Блажевичем. Наиболее популярные из них - второй, пятый, восьмой, десятый - неоднократно переиздавались. Концерты второй и пятый широко известны не только в России, но и за рубежом, в частности в Америке и Японии! Получили признание его ансамбли для различных составов, начиная с дуэтов для тромбонов и кончая различными смешанными ансамблями. Творческая индивидуальность Блажевича особенно проявилась в произведениях позднего периода. Концерты № 12, 13, сборник «Секвенции», этюды для альтового и басового тромбона, произведения для духового
оркестра, ансамбли - все говорило о зрелом профессиональном мастерстве, о несомненной одаренности Блажевича - композитора. Горячий поборник всего нового, прогрессивного, тем более в области духовой музыки, В.М.Блажевич с энтузиазмом берется за организацию в Московской консерватории военно-капельмейстерского класса: Ведущая группа педагогов вначале была немногочисленна, в нее входило всего пять человек: профессор А.В. Александров (гармония и сольфеджио), профессор Ю.И. Тимофеев (техника дирижирования и дирижерские классы), профессор П.Д. Крапов (анализ форм) и профессор В.М.Блажевич, руководивший оркестровым классом и преподававший по классу тромбона и тубы. А позднее к ним присоединились другие. На протяжении 7 лет
Блажевич возглавлял военно-оркестровую кафедру
. К напряженной педагогической деятельности теперь прибавились разнообразные и сложные общественно-музыкальные, административные обязанности. На занятиях со студентами, посвятившим себя дирижерской деятельности в условиях Армии и Флота, В.М.Блажевич старался передать им не только свой большой опыт, но и ознакомить с правильной методикой коллективного воспитания. Созданный В.М.Блажевичем духовой оркестр Московской консерватории, его творческие достижения позволили вести не только учебную работу, но и успешную концертную деятельность. Трудно переоценить роль и значение деятельности В.М.Блажевича в деле развития самодеятельных духовых оркестров. Чутьем человека-патриота он понимал, что его место среди строителей новой жизни и что для пропаганды музыкального искусства нужны оркестры на заводах, фабриках, предприятиях. Стремясь обеспечить выполнение задачи, стоящих перед руководителями самодеятельных оркестров, Блажевич задумал создать «Школу коллективной игры». Первым оркестровым коллективом самодеятельного типа, которым руководил В.М.Блажевич в 20-е годах, был оркестр фабрики «Госзнак». Здесь он имел возможность проверять свои творческие планы по созданию «Школы коллективной игры», вносить необходимые коррективы, ощущая на практике целесообразность и полезность будущего методического пособия. В этой работе особое внимание уделено вопросам последовательности в освоении трудностей музыкального развития учащихся. Одновременно с упражнениями и этюдами предлагались небольшие пьесы или отдельные их фрагменты. Он научил рабочих играть на духовых инструментах, добившись прекрасных результатов, и тем самым дал возможность вести работникам фабрики в часы отдыха слушать хорошую духовую музыку. Работа с оркестром фабрики «Госзнак» дала много и самому В.М. Блажевичу. Здесь он имел возможность проверять свои творческие планы по созданию «Школы коллективной игры», проигрывать с оркестром предназначенный для нее музыкальный материал, вносить необходимые коррективы, ощущая на практике целесообразность и полезность будущего методического пособия. Как известно, «Школа коллективной шры на духовых инструментах» была принята Инспекцией военных оркестров РККА как основной методический труд. Новой и последней ступенью творческой биографии Владислава Михайловича было его
участие в создании
впервые у нас в стране
Государственного духового
оркестра СССР
(1937). То, что формирование оркестра и художественное руководство было поручено В.М. Блажевичу, уже никого не удивило. Его авторитет и заслуги в области развития духовой музыки, энергия, многолетняя работа с оркестровыми коллективами подтверждали правильность выбора. Что касается самого В.М.Блажевича, то, кажется, никогда еще он не был так взволнован, не чувствовал такой большой ответственности, возложенной на него: «Государственный духовой оркестр СССР! Это конечно очень почетно, - говорил В.М.Блажевич, но в то же время й очень ответственно». В результате серьезного отбора в Государственный духовой оркестр СССР было принято 90 человек. Следуя своим принципам воспитания оркестровых коллективов, В.М.Блажевич использовал в работе с оркестром собственные «Ежедневные коллективные упражнения». Пособие явилось развитием и продолжением принципов, успешно принимаемых ранее. Трудовой день руководителя оркестра обычно начинался задолго до репетиции. Его дирижерский жест был несколько скуп, но выразителен и точен. Строгая дисциплина и напряженная творческая деятельность вскоре дали отличные результаты.
Прекрасная
ансамблевая
слаженность,
яркая
индивидуальность
исполнения,
красота
общего
мягкого
и
выразительного
звучания
характеризовали
игру
коллектива. Привлекали и виртуозный блеск игры, и богатство динамики и
тембровых красок.
Деятельность оркестра нашла положительный отклик у музыкальной общественности. В отдельных концертах оркестр играл под управлением таких дирижеров, как Н.С. Голованов и Ю.Ф. Файер. Говоря о творческом облике В.М.Блажевича трудно ответить на вопрос, что больше всего его привлекало: исполнительская деятельность, педагогика или сочинение. Совершенно бесспорно одно - он всегда, везде и во всем был искренен, целиком отдаваясь избранной профессии.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность В.М. Блажевича вписала неизгладимые страницы в историю музыкально-общественной жизни России. Значение более чем 20-летней деятельности В.М.Блажевича в стенах Московской государственной консерватории не ограничивается его педагогической работой. Эти годы в творческой биографии выдающегося тромбониста-музыканта были временем общественной деятельности и руководства большого коллектива музыкантов - Духового оркестра СССР. Когда любимое дело, которому отдана вся жизнь, продолжают ученики - это ли не подлинное счастье педагога? Плодотворна и педагогическая деятельность учеников В.М.Блажевича: Заслуженный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории В.А. Щербинин. А в числе учеников В.А. Щербинина много лауреатов международных конкурсов, в частности В.Баташов, ведущий ныне в консерватории класс тромбона, А.К.Лебедев - профессор по классу тубы.
Ученик В.М.Блажевича Б.Григорьев - Заслуженный артист РФ, профессор Академии музыки им. Гнесиных. Существует понятие «русская национальная культура», существует понятие «мировая культура». Я убежден, что частью мировой культуры становится только то, что имеет свои глубокие национальные корни. Творчество выдающегося музыканта, педагога, общественного деятеля В.М.Блажевича по праву может считаться неотъемлемой частью нашей национальной культуры, и именно поэтому оно уже становится частью мировой культуры, той культуры, которая, составляет нравственный воздух человечества. В.М.Блажевич был личностью. Явлением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балотин С. Библиографический словарь музыкантов исполнителей на духовых инструментах. Изд. Музыка. Л. 1969 г. 2. Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. Изд. Музыка. 1979 г. 3. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. IV. 1976 г. 4. Музыка и жизнь. Изд. Сов. композитор. Л.М. 1972 г. 5. Московская консерватория. 1866-1966. Изд. Музыка. М. 1966 6. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. Москва. «Музыка», 1996 г. 7. Журнал. Русский брасс-вестник. № 5, 6, 7, 8.
В раздел дополнительное образование