Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Игра – путешествие "Будь природе другом"

Методическая разработка

Автор: Яцкина Наталья Сергеевна, методист отдела туризма, МУДО "ЦДЮТур", город Валуйки, Белгородская область



В раздел дополнительное образование

МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка 2 Методическая разработка. Игра – путешествие «Будь природе другом» 4 Заключение 25 Приложение 26 2
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна
Пояснительная записка
Формирование ответственности у обучающихся во время участия в туристско- краеведческой деятельности является одним из главных направлений воспитательной работы среди детей школьного возраста. Знание своего края, достижений своих земляков формирует у детей чувство гордости за свою малую Родину, чувство ответственности за своё будущее. Немаловажное значение имеет также формирование стремления продолжить и приумножить славу и успех родного края. В современном обществе актуальность вышеизложенной темы не вызывает сомнений. Для примера, стоит вспомнить слова известного русского писателя М.М. Пришвина, который писал, что: «Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». Эти слова являются актуальными и в наше время. Начинать данный процесс необходимо с детского возраста. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно – историческому наследию наших предков. 3
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Игра-путешествие «Будь природе другом» предназначена для развития познавательного интереса обучающихся в области краеведения и туризма. 4
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Методическая разработка для школьников 5-6 классов.
Тема:
Игра – путешествие «Будь природе другом»
Целью
является: - повышение интереса к истории родного края; - формирование бережного отношения к окружающей природе; - приобретение и совершенствование навыков туристского быта.
Задачи:
- привитие любви к своей малой Родине; - воспитание бережного отношения ко всему живому; - развитие экологической культуры; -углубление и расширение знаний о правилах поведения в природе; -формирование ответственного поведения в походных условиях;
Актуальность:
Игра-путешествие проводится в целях организации детского досуга во время каникул. Она может быть использована педагогами как туристско–краеведческая работа в учебно- воспитательном процессе. Также данный материал имеет практическую ценность при подготовке школьников к туристским соревнованиям. 5
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна
Новизна
данной разработки заключается в сочетании различных форм организации туристской и краеведческой деятельности.
Предварительная

подготовка

обучающихся:
Разучивание патриотических стихотворений о родном крае, а также об обязанностях каждого туриста в походе.
Предварительная подготовка учителя:
Выдача заданий судьям и объяснение правил на этапах прохождения станций, подготовка оборудования, составление и выдача обучающимся схем маршрута, обозначение указателями этапов.
Оборудование:
Раздаточный материал, указатели на этап, тесты.
Место проведения:
лесной массив МУДО «ЦДЮТур»
Ход мероприятия

Учитель:
Минуточку внимания! Ребята подготовили для нас стихи о родном крае. *** И зимою, и весною Дорог мне мой милый край. Здесь расту, смеюсь, мечтаю, Здесь я силу обретаю. Здесь живет моя семья, Рядом верные друзья, 6
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Все до боли мне знакомо. Это Родина моя! *** Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля?- Отвечал он пролетая: - Лучше нет родного края! *** Я узнал, что у меня Есть огромная семья – И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок! Речка, небо голубое – Это все моё, родное! Это родина моя! Всех люблю на свете я! *** Реки и горы, леса и поля, Все это природа нам создала. Не зря же её называют все «мать», Давайте природу оберегать *** На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь 7
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну – наш общий дом.
Учитель:
Молодцы, ребята!! Вы отлично справились с домашним заданием и подготовили замечательные стихи! (Далее учитель раздает схемы маршрутов. Приложение 1 ). Сейчас командиры каждой команды получат схемы маршрутов (этапы), внимательно ознакомьтесь с ними: 1.«Экологическая викторина» 2. «Первая медицинская помощь» З. «Лекарственные и ядовитые растения» 4. «Краеведческий» 5. «Сигнал бедствия»
Учитель:
Все изучили предложенные схемы маршрутов? Тогда начнем нашу игру- путешествие.
Учитель:
Огромное значение в походе имеет снаряжение и его исправное состояние. Оно обязательно должно быть надежным! О 8
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна туристском снаряжении есть немало интересных загадок, попробуйте их отгадать. В поход идут и дом берут, В котором дома не живут.
(Палатка)
На привале нам помог: Суп варил, картошку пек. Для похода он хорош, Да с собою не возьмешь.
(Костёр)
Не живая, а идет, Не подвижна, а ведет.
(Дорога)
Он в походе нужен очень, Он с кострами очень дружен. Можно в нем уху варить, Чай душистый кипятить.
(Котелок)
Я горячее храню, Я холодно храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю
(Термос)
В кармане моем – Замечательный друг: Он знает, где север, и знает где юг.
(Компас)
Он с тобою и со мною 9
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Шел лесами стежками- Друг походный за спиною На ремнях с застёжками.
(Рюкзак)
Моря есть, а плавать нельзя, Дороги есть а ехать нельзя, Земля есть, а пахать нельзя Что это?
(Карта)

Учитель:
Молодцы, ребята! Как вы знаете, очень важно распределить обязанности между участниками похода. Поэтому сейчас мы внимательно послушаем стихи и запомним, какие функции необходимо выполнять. Эколог Мы природу изучаем, Её законы постигаем. Чтобы жизнь спасти планете. Нужно знать её секреты. Командир. Командир у нас серьезный. Временами даже грозный. Но зато мы за ним, Словно за стеной стоим. Медик. У меня, у медсестры, В рюкзаке йод, бинты. Ну а чем, как, что лечить, 10
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Я могу вас научить. Все целебные растения Знаю я без исключения. Краевед Край родной я изучаю Многое о нем я знаю. Спасатель Работа у спасателей такая – Предвидеть не дано в начале дня, Что за напасть сегодня поджидает; Стихия воздуха, воды или огня.
Учитель:
Итак, разбиваемся на 3 команды по 5 человек, делим обязанности между членами команды. Мы определили цель, выбрали маршрут, подготовили и собрали снаряжение. Все готовы к путешествию? Отправляемся на свои этапы.
Учитель:
Вашим первым заданием будет экологическая викторина. 1. И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый.
(Отвар)
2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.
(Подорожник)
11
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна 3. Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение.
(Крапива)
4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле: Золотая середина И лучи идут кругом. Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом.
(Ромашка)
5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.
(Мята)
6. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
(Шиповник)
7. Быстро убивают вредные бактерии.
(Лук и

чеснок)
8. Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке.
(Алоэ)

Учитель:
Следующий этап посвящен определению и предотвращению симптомов, а также оказанию первой медицинской помощи. В 12
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна связи с этим предлагаю Вам пройти небольшой тест, посвященный этой теме. 1. Лесные клещи являются: А) переносчиками опасного конского бешенства; Б) клещевого энцефалита; В) малярии. 2. Лесные клещи активны: А) в любое время суток; Б) только утром; В) только днём; Г) только вечером. 3. Симптомы солнечного удара: А) характерные симптомы отсутствуют; Б) лицо сначала краснеет, затем бледнеет, появляется головная боль, головокружение, головокружение. В) общая слабость, шум в ушах, пульс едва прощупывается, дыхание еле заметно; Г) желудочные расстройства. 4. Как оказать первую помощь при небольшой и неглубокой ране: А) наложить стерильную повязку; Б) промыть рану лекарством; 13
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна В) обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку. 5. Первая медицинская помощь при вывихе конечности: А) дать обезболивающее средство, вправить вывих, зафиксировать конечность; Б) осуществить иммобилизацию повреждённой конечности, дать обезболивающее средство, положить холод, вызвать 03; В) зафиксировать конечность, положить грелку с горячей водой, вызвать 03. 6. Какой материал может быть использован в качестве шины: А) бинт, вата; Б) любая ткань; В) кусок доски, жердь. 7. Для каких целей используется йод: А) для обработки кожи вокруг раны; Б) для обработки всей поверхности раны при сильном загрязнении; В) для обработки ожогов, вызванных щелочью. 8. Назначение активированного угля: А) при болях в животе; Б) высокой температуре тела; 14
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна В) при желудочном отравлении. 9. Перекись водорода нужна для: А) защиты от пчёл, ос, шершней; Б) для очистки ран; В) защиты от комаров и мошки. 10. Первая медицинская помощь при ожоге кипятком: А) смазать обожжённый участок мазью или лосьоном, наложить стерильную повязку, дать обезболивающее средство; Б) промыть ожог холодной водой минут десять, наложить стерильную повязку, дать обезболивающее средство; В) присыпать пищевой содой, наложить повязку. 11. Мозоли и потёртости на ногах образуются из - за: А) плохой погоды; Б) длительной ходьбы; В) плохо подобранной обуви. 12. Степени обморожения человека делятся на: А) две; Б) три; В) четыре; Г) пять. 15
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна 13. Первая медицинская помощь при обморожении: А) обмороженное место растереть снегом; Б) обмороженное место растереть шерстяной тканью (шарф, рукавица); В) обмороженное место прикрыть шарфом, рукавицей, пить горячий чай, кофе. 14.Основное средство оказания первой медицинской помощи при ранах: А) бинтовые повязки; Б) заклеивание лейкопластырем; В) наложение шин. 15. Если подвернул ногу, нужно: А) примотать к здоровой ноге; Б) наложить тугую повязку, сверху – холод; В) наложить шину. ( Ответы: Приложение 2)
Учитель:
А на следующем этапе я собираюсь проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в лекарственных и ядовитых растениях. 1. Температуру тела помогает снизить: А) мята; Б) подорожник; 16
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна В) листья и ягоды малины; Г) цветки липы. 2. Лечение лекарственными растениями: А) фитотерапия; Б) акватерапия; В) соляризация. 3. Лекарственное растение, используемое в качестве кровоостанавливающего средства: А) крапива; Б) смородина; В) подорожник; Г) берёза. 4. Для заживления ран, ожогов можно использовать свежий сок: А) зверобоя; Б) липы; В) медуницы. 5. Ядовитые ягоды: А) клюква; Б) малина; В) волчье лыко. 6. Съедобные ягоды: А) воронец; 17
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Б) вороний глаз; В) черника. 7. Все ядовитые грибы отличаются тем, что имеют: А) на нижней стороне шляпки веер пластинок; Б) пористую нижнюю сторону шляпки; В) тонкую ножку. 8. У самого ценного белого гриба есть опасные двойники: А) мухомор; Б) сатанинский; В) ложный опёнок. 9. При простуде хорошо помогает чай из листьев и ягод: А) калины; Б) малины; В) голубики. 10. Чай нельзя заваривать из: А) душицы; Б) мяты; В) борца. 11. В походе в лечебных целях и в пищу можно употреблять: 18
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна А) все дикорастущие растения; Б) те, что хорошо известны; В) те, что посоветовали знакомые. 12. Если сомневаешься, съедобно растение или нет, то надо выдавить из его листа сок. Если сок молочного цвета, то: А) растение ядовито; Б) растение съедобно; В) растение сначала нужно сварить, а потом съесть. 13. Ядовитые грибы при длительном кипячении: А) становятся пригодны в пищу; Б) теряют половину своего яда; В) остаются опасными. 14. Чтобы избежать отравления ядовитыми растениями, нужно: А) не ходить в лес; Б) не прикасаться к незнакомым растениям; В) ходить в лес только со взрослыми; Г) хорошо знать и собирать только известные растения. 15. Если произошло отравление ядовитыми растениями, нужно: 19
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна А) вызвать рвоту, промыть желудок, обратиться к врачу; Б) выпить молока или других молочных продуктов; В) выпить несколько стаканов яблочного сока; Г) выпить несколько стаканов хлебного кваса. (Ответы: Приложение 3)
Учитель:
Сейчас вы показали мне, что неплохо разбираетесь в данной теме. Вы достойно прошли этот этап и теперь мы можем перейти к следующему.
Учитель:
С самых юных лет каждый человек испытывает чувство привязанности к окружающей природе родного края, своей малой Родины. Именно в этот период закладываются основные черты характера и ощущение причастности к происходящим событиям, как в прошлом, так и настоящем формирует целостную личность. Немаловажную роль в этом процессе играет краеведение, так как изучение истории родного края благотворно влияет на осознание причастности личности к обществу и происходящим в нем событиям. Ребята, каждый из вас посещал занятия по краеведению, и сейчас я бы хотела проверить, насколько вы усвоили знания, полученные на этих 20
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна занятиях. Предлагаю вам поучаствовать в викторине. 1.Каким фронтом летом 1943 года командовал генерал армии Н.Ф.Ватутин? а) Воронежским; б) Украинским; в) Центральным; 2. Какое из перечисленных сражений стало коренным переломом в Великой Отечественной войне? а) Курская битва б) Контрнаступление Советской Армии под Сталинградом в) Контрнаступление советских войск под Москвой 3. Освобождением какого города завершилась Курская битва? а) Белгород б) Харьков в) Воронеж 4. Назовите дату освобождения от немцев г.Орёл и г. Белгород. а) 10 июля 1943 г. б) 5 сентября 1943 г. 21
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна в) 5 августа 1943 г. 5. На что были собраны средства жителями Валуйского района в 1944 году? а) танк; б) самолет; в) покупку зерна; (Ответы: Приложение 4) 6. Назовите три ратных по России?
(Куликово поле; Бородинское поле;

Прохоровское поле)
7. Как называлось село, в котором родился Н.Ф.Ватутин?
(с. Чепухино)
8. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны
(22 июня 1941 – 9

мая 1945)
9.Она была школьной учительницей. В годы оккупации Валуек помогала партизанам. Была арестована по доносу и расстреляна фашистами в лесу, за городом. Кто она?
(Е.Н.Махортова)
10. Назовите фамилии трех выдающихся советских полководцев времен Великой Отечественной войны.
(Например, Жуков Г.К.,

Ватутин Н.Ф., Конев И.С.)
22
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна
Учитель:
Мы видим, что ребята неплохо подготовились к викторине и достойно справились с предложенными вопросами и заданиями.
Учитель:
В любом походе никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, поэтому каждый турист должен знать, как вести себя в подобных обстоятельствах. Для того, чтобы определить уровень знаний наших команд, я подготовила различные вопросы и тесты. 1. Что обозначают данные жесты: А) Б) В) Г) 23
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна 2. Что обозначают данные знаки: А) Б) В) Г) 3. Почему туристы стараются одеваться в яркую одежду и иметь рюкзаки и палатки ярких расцветок? 4. Какие подручные средства сигнализации вы знаете? 5. Какими способами можно подать сигналы бедствия днём и ночью? (Ответы: Приложение 5)
Учитель:
Вот и закончилась наша игра- путешествие. Надеюсь, все хорошенько размялись и получили удовольствие. Все команды отлично себя проявили и достойны похвалы. Предлагаю Вам немного отдохнуть и поиграть в игру 24
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна «Совушка», пока наши судьи будут подводить итоги. Проводится игра (Приложение 6)
Учитель:
Наши судьи подвели все итоги и готовы объявить команду победителя. Слово представителю судейской бригады. (Судьи объявляют победителей и учитель награждает команды подарками и грамотами) 25
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод, что данная методика успешно справляется с развитием познавательного интереса обучающихся в области краеведения и туризма. Эта разработка может быть рекомендована к использованию педагогам как методологическая работа в учебно- воспитательном процессе. Также, данный материал имеет практическую ценность для использования при подготовке школьников к туристским соревнованиям. Можно сказать, что цели, поставленные в данной работе достигнуты. Мы можем наблюдать явное повышение интереса к истории родного края, налицо формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей природе, на наших глазах происходило приобретение и совершенствование туристских навыков. Также можно отметить, что выполнены все задачи, так как в процессе выполнения заданий этапов обучающиеся развивали в себе экологическую культуру, воспитывали бережное отношение ко всему живому, а также углубили и расширили свои знания о правилах поведения в природе. Кроме того, на наших глазах школьники демонстрировали ответственное поведение в походных условиях. 26
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Приложение 1
Схема расположения этапов
27 Этап «Лекарственные и ядовитые растения» Этап «Сигнал бедствия» 5 Этап «Экологическая викторина»» Этап «Первая медицинская помощь» 4 3 1 2 Этап «Краеведческий»
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Приложение 2
Этап «Первая медицинская помощь»
1. Б 2. А 3. Б 4. В 5. Б 6. В 7. А 8. В 9. Б 10.Б 11.В 12.В 13.В 14.А 15.Б 28
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Приложение 3
Этап «Лекарственные и ядовитые растения»
1. В 2. А 3. В 4. А 5. В 6. В 7. А 8. Б 9. Б 10. В 11. Б 12. А 13. В 14. Г 15. А 29
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Приложение 4
Этап «Сигнал бедствия»
1. А) Нужен врач; Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения; В) Здесь можно совершить посадку; Г) Вас не понял, повторите сигнал; 2. А) Нужен врач – серьезные телесные повреждения; Б) Не имеем возможности к передвижению; В) Требуется топливо и масло; Г) Нужна сигнальная лампа; 3. Чтобы привлечь внимание спасателей; 4. Отражатели, воздушный змей, сигнальные флаги, сигнальный костёр; 5. Огонь виден очень далеко только ночью, а днём нужно разводить дымовой костёр 30
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Приложение 5
Этап «Краеведческий»
1. – А 2. – А 3. – Б 4. – В 5. – А 31
МУДО «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области Автор: Яцкина Наталья Сергеевна Приложение 6
Игра «Совушка»
Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек. Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями. "Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место). Когда руководитель произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками. Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться. Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку. Когда руководитель скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать. Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек. Тогда выбирают новую «совушку» и игра возобновляется 32


В раздел дополнительное образование