Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Дополнительная общеобразовательная программа творческого хореографического объединения ФАНТАЗИЯ"

программа дополнительного образования

Автор: Степаненко Ирина Леонидовна, методист, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦТДМ АР, город Аксай, Ростовская область



В раздел дополнительное образование

Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеобразовательная программа творческого хореографического объединения
ФАНТАЗИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ:
художественное
СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ :
дополнительное образование
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ : 1
год
ВОЗРАСТ:
дети 6 – 9 лет
РУКОВОДИТЕЛЬ :
Степаненко Ирина Леонидовна -

педагог дополнительного образования
г.Аксай 2016г. Управление образования Администрации Аксайского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества детей и молодёжи Аксайского района УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД АР РЦ ДОД _______________ В.А. Омельченко приказ №

" " августа 2016г.

Содержание
1. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность и вид программы Новизна Актуальность Отличительные особенности Цель и задачи Принципы и методика развития Сроки и эффективность реализации Формы и структура занятий Ожидаемые результаты Уровень усвоения программы Формы и методы обучения 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКОЙ И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ 2

«У педагога творение особое – человек»
-
В.А.Сухомлинский

Паспорт Программы
Название ДОП «Волшебный мир танца» Руководитель кружка Степаненко И.Л.- педагог дополнительного образования Нормативно-правовая база Рекомендации разработаны в соответствии с: 1. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 2. Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; 3. Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271); 4. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон); 5. Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; 6. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; 7. Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); 8. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»; 9. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Ростобрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации». 10. Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 3
«Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102); 11. Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок); 12. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 № 1276 "О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей" Приложение 1 (в части не противоречащей нормам действующего законодательства и касающейся критериев определения видов учреждений дополнительного образования) (далее – Приказ № 1276); 13. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 14. Письмом Минобрнауки России от 10.08.2015 № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»; 15. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г.); 16. Региональными рекомендациями к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам ( Приказ от 01.03.2016 № 115). Материально- техническая база Хореографический зал Год разработки, редактирования 2016 Структура программы Титульный лист Паспорт программы Пояснительная записка 4
Учебно-тематический план Содержание образовательной программы Способы контроля реализации образовательной программы Условия реализации образовательной программы Используемая литература Направленность художественно-эстетическая Возраст учащихся 6-9 лет Срок реализации 1 год Формы занятий (фронтальные (указать количество детей), индивидуальные) Фронтальные до 25 человек Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа Формы подведения итогов реализации Диагностика
Пояснительная записка

Направленность
Художественно-эстетическая
Вид программы и её уровень
Модифицированная, ознакомительный уровень
Новизна
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть школьника полноценным, всесторонне развитым. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную 5
культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Необходимо продолжать развивать у детей творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Существующие программы музыкального воспитания не имеют прямого отношения к хореографии. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 7-9 лет. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для младших школьников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое,

помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю

творческую личность.

Актуальность образовательной программы
Хореография-искусство, любимое детьми. Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения.Одна из основных задач педагога - выявление и развитие творческой индивидуальности каждого учащегося. Данная программа содержит несколько разделов: ритмика, детский танец, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы современных танцевальных стилей, культурно-национальная хореография и в мире танцев.

При составлении рабочей программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
Отличительные особенности программы

Первый этап
– освоение азов ритмики, основы классического танца, несложных элементов народного танца, разучивание детских танцев и танцев народов мира Возраст детей 6-9 лет.
Задачи первого этапа обучения:
Образовательные – обучить навыкам музыкально- двигательного движения. Развивающие – развить музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу, музыкально-двигательную память. 6
Воспитательные – воспитать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку.
Ожидаемый результат
-уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал; -уметь различать динамические изменения в музыке, создавать музыкально- двигательный образ; -научиться внимательно слушать музыку.
Цель и задачи хореографического объединения

З А Д А Ч И:
7
ЦЕЛЬ:

Приобщать ребенка к миру танца, развивать у детей

музыкально-пластические способности, способствовать развитию

творческих проявлений.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

ПЛАСТИЧЕСКИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
1.Формировать эмоционально- эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение. 2.Учить понимать язык музыки и выражать его в танце. 3.Обучать основам этикета, красивым манерам. 4.Развивать музыкальный вкус и кругозор. 1.Развивать координацию, выразительность, точность движений, пластичность. 2. Формировать осанку, правильное дыхание, эластичность и подвижность мышц. 3.Научить детей чувствовать характер музыкального сопровождения в своем движении. 1. Воспитывать интерес к занятиям ритмопластикой и хореографией. 2. Приобщать к совместному движению с партнером. 3. Формировать готовность подчинять свои интересы интересам коллектива. 4.Психологическое раскрепощение ребенка.
Уровень развития творческих способностей в музыкально-

ритмической и танцевальной деятельности будет достаточно

высоким при соблюдении следующих условий:

применение индивидуально - дифференцированного подхода;

систематичное, последовательное воздействие на детей;

использование в работе с детьми разнообразных форм, методов и приемов

воздействия;

формирование системных знаний о танцевальном искусстве
.

Принципы и методика развития творчества в танце

у детей младшего школьного возраста

Танец
– это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми. Рассказывал о предстоящих событиях.
Танцевальное искусство
имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни.
Суть методики состоит в обучении детей языку танцевальных и пантомимических

движений с целью формирования у них творчества в танце.

Обучение языку движений

Знакомство

детей

с

каждым

жестом

или

танцевальным

движением

начинается

с того, что детям сообщается его значение
. При этом чаще всего сопоставляются два движения, противоположные по значениям.
Сравнение контрастных

движений помогает детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении.

Работа над танцевальными движениями
имеет свои особенности. Сначала педагог вместе с другими детьми вспоминает простейшее движение, известное или по прошлому обучению, или знакомит их с новым движением. При этом сообщается его значение, которое дети должны попытаться передать в своем исполнении под музыку. Дальнейшее обучение танцевальному движению проводится методом его усложнения, изменения,
варьирования.
Следует показать детям, как это движение преобразуется, усложняется в результате добавления к нему тех или иных элементов, и как от этого меняется его общий смысл. При этом важно обратить внимание на то, что включение в общее движение корпуса, головы, рук еще больше расширяет диапазон его значений.
Словесный анализ движения, выявление зависимости его выразительности от способа

выполнения помогает детям осмыслено овладевать языком движений.

Необходимо побуждать дошкольников не только повторять показанные

педагогом

движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и

сочетания.
Этому способствует также включение движения в игровое взаимодействие с партнером: использование движения в качестве средства живого общения активизирует двигательный опыт и фантазию детей. На этой основе дети учатся импровизировать в плясках. Причем первые попытки могут проводиться в «сотворчестве» с педагогом, а потом как самостоятельные пробы. Подобные импровизации могут вводиться в сюжетный танец в качестве «свободных», творческих фрагментов, передающих определенное эмоциональное состояние. 8
Здесь они перемежаются с «зафиксированными» эпизодами, которые строятся в основном на музыкальной пантомиме и раскрывают сюжет.
Таким образом, то или иное изучаемое движение – на пути от простейшего

упражнения до сюжетного танца – предстает перед глазами детей каждый раз в

новом варианте
. Это позволяет показать детям то, как движение может использоваться в той или иной композиции, на том или ином музыкальном материале и в зависимости от этого варьироваться, сочетаться с другими движениями, приобретать дополнительные нюансы.
Иными словами, создаются условия для наглядно-действенного освоения детьми

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует

работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 занятий подряд
. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя. В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим нужно отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для занятий.
На занятиях должна быть доброжелательная обстановка

,
искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности.
Чрезвычайно важно

воспитывать такое же внимательное отношение у

детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей,

желание помочь им в

преодолении встречающихся трудностей
. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
Принципы обучения в хореографическом объединении «Фантазия»

Развивающий характер образования в соответствии со способностями и

возможностями ребенка.

Системность, целенаправленность

Тесная взаимосвязь теоретических сведений с музыкальным репертуаром.

Успешность! (каждый ребенок должен знать и понимать, что он уникален и

неповторим, получать задания, которые способен успешно выполнить).

Сроки и эффективность реализации образовательной программы

Первый этап обучения(1 год обучения)
Программа на начальном этапе обучения рассчитана на один год. В этот период среди основных задач педагога можно выделить: - развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости); - развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов; - развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности; 9
- воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе. В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы – игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально – двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. В этой связи предлагается следующая формула: от ощущений к чувствам; от них к привычке. Следовательно, формулу необходимо применить в такой последовательности: воспринимая - ощущай осмысливая - чувствуй запоминая - действуй, пробуй проверяя результат - показывай другому Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания учителя; профессиональный показ телодвижений учителем – зрительное созерцание и осмысление; наблюдение за собой в зеркальном отражении. Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным. Умение – это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично, с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания. Навык – это уже более совершенная форма владения действием. Условно различают три стадии в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка.
Первая стадия.
В двигательной зоне коры головного мозга наблюдается широкое распространение возбуждения, поэтому движение выполняется неточно, сопровождается большим количеством побочных действий, еще нет согласованности кровообращения, дыхания и других систем и органов с деятельностью двигательного аппарата. 10
Главные компоненты метода – музыка, музыкальное движение, музыкально – пластические игры, музыкально – психологические элементы и развитие эмоциональной выразительности. Тело имеет в своем распоряжении два различных типа движения: произвольные и непроизвольные. Произвольным являются движения конечностей, корпуса, шеи, лица, глаз, губ, языка. Непроизвольное движение обычно ограничивается мышцами, находящимися внутри тела. На первом этапе обучения уместно предложить следующий музыкально – психологический рецепт: счет «и» звучит коротко, а счет «раз» - длиннее, слабая доля такта как бы прячется за сильную.
Вторая стадия
. Развивается условное торможение, прежде всего дифференциальное. Этому способствуют словесные раздражители – объяснения и поправки, сделанные учителем. Возбуждение сосредотачивается только в определенных участках чувствительно – двигательной зоны, движения становятся более точными и согласованными. Именно на второй стадии и начинает закрепляться динамический стереотип. В этой связи исходит метод тройных передвижений. Существует пять основных чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир, однако есть еще одно чувство – это координация, чувство равновесия. Без воспитания координации занятия танцем станут невозможными, ее необходимо развивать и закреплять постоянно. Игнорирование данного свойства организма в ходе обучения приведет к значительным трудностям в дальнейшей работе. Начинать следует с тройных поворотов головы. Тройные повороты головы исполняются в сочетании с боковым переступанием. Следующим основополагающим стереотипом является тройной переменный шаг вперед и назад. В усложненном варианте очень важно сохранить осознанное сгибание ног в коленном суставе перед началом передвижения (с акцентом). Заметная деталь стереотипа, которая постоянно используется в танцевальной практике, - это своеобразный врожденный «затакт» двигательного навыка.
Третья стадия
. В результате многократных повторений движения и указаний педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного навыка. Одновременно становится согласованной работа внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности движений, в легкости и грациозности исполнения. Залогом успешного формирования любого двигательного навыка является осознанный контроль за выполнением движений по принципу – мысль опережает движение. Для запоминания движений можно использовать короткие образные подсказки типа детских считалок. По мере образования динамического стереотипа отдельные элементы движений перестают осознаваться, т.е. выполняются автоматически. Если двигательный навык доведен до автоматизма в процессе подготовки к ответственному выступлению, тем дольше выученное будет сохраняться. 11
Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила – это способность преодолевать сопротивление или противостоять ему за счет мышечного напряжения. Выносливость – это способность к длительному сохранению работоспособности, т.е. умение противостоять утомлению. Приемы отработки выносливости увеличивают число повторений движений; повышают интенсивность работы над движением; чередуют оба эти приема; дают предельные нагрузки. Каждый новый элемент, усложняющий уже заученное движение, развивает ловкость как способность переключаться с одного движения на другое, изменять направление или рисунок. Это научит детей ощущать свои движения в соответствии с темпераментом музыки. Согласованность движений в хореографии можно разделить на простые и сложные координации. Простые координации – это одновременные и однонаправленные движения рук и ног. Сложные координации – это одновременные разнонаправленные движения.
Формы и структура занятий
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура занятия.
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное занятие. К началу занятия дети переодеваются в танце- вальную форму и выстраиваются. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу. Под музыку марша, начиная с правой ноги, дети идут по кругу и выстраиваются в колонны, исполняют поклон преподавателю (здороваются). Затем преподаватель сообщает тему занятия. Во избежание растяжения мышц, проводится разминочный тренаж, чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию сложных элементов танца. В ходе разминки, включающей упражнения и игры, преподаватель следит за тем, чтобы каждый ученик выполнял разминку в полную силу. После тренажных упражнений разучиваются танцевальные упражнения или их отдельные элементы. Далее разучиваются этюды, движения и комбинации, входящие в запланированную постановку. К окончанию занятия дети должны занять исходные рабочие места для исполнения поклона (до свидания).
Ожидаемые результаты

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1 этап обучения

1 год обучения
1. Построение рисунка танца 2. Представление о жанрах хореографического искусства 12
3. Историю возникновения и развития танца
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

І этап обучения

1 год обучения
1.Контролировать себя через ощущение (направление движения) 2.Согласовывать движения с музыкой 3.Формировать слушать музыку понимать настроение, её характер
Уровень усвоения программы
Учебная программа рассчитана на общекультурный уровень освоения.
1-й уровень
-
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ
- расширение художественного кругозора детей, развитие творческих способностей, формирование эстетического вкуса, общей и танцевальной культуры. Учитываются индивидуальные возможности детского коллектива, его отдельных исполнителей.
ФОРМЫ и МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации деятельности занимающихся.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с частью коллектива.
Формы проведения занятий

.
- учебное занятие; - беседа; - игра; - музыкальное соревнование; - занятие-праздник; - концерт; - конкурс; - фестиваль.
Методы
, используемые при работе: - метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды; - метод расклада, обуславливающийся следующими задачами: проработка и закрепление пройденного программного материала; раскрытие индивидуальности кружковца через творческое самовыражение; воспитание художественного вкуса; создание хореографических композиций; выявление и развитие способностей среди участников самодеятельного ансамбля, развитие техничности. - метод повторения; 13
- метод коллективного творчества; - метод объяснения; - метод ускорения замедления; - метод заучивания; - метод «одного па»; - метод многократного повторения всевозможных движений.
Учебно-тематический план.

1 год обучения.
№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов Формы организации занятий Формы аттестации, диагностики, контроля всего теори я практ ика 1. Ритмика 24 4 20 групповая и индивидуал ьная диагностиче ские карты 2. Элементы классического бального танца 32 6 26 групповая диагностиче ские карты 3. Элементы народного танца 28 4 24 групповая диагностиче ские карты 4. Детские танцы 28 4 24 групповая и подгруппы диагностиче ские карты 5. Танцы народов мира 32 6 26 групповая и подгруппы диагностиче ские карты
Итого:
144 14 130
Содержание изучаемого курса

1 этап обучения

Тема: Ритмика
Знакомство происходит в процессе урока на музыкально-танцевальных упражнениях, музыкальных играх, танцевальных композициях. Происходит знакомство с характером музыки, темпом, ритмом, музыкальным размером. 14
Позволяет с наименьшими затратами динамическими оттенками в музыке, характером исполнения и эмоциональной выразительностью. энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, а также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
Тема: Элементы классического танца
В классическом экзерсисе происходит постановка корпуса, а также позиций ног и рук, как на середине зала, так и у станка.
Тема: Элементы народного танца
В народном экзерсисе происходит изучение положение рук, ног, а также основных движений русского, украинского и белорусского танцев.
Тема: Детские танцы
Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца. Важно также научить их переходу из одного построения в другое.
Тема: В мире танцев
Знакомство учащихся с танцами народов мира.
1 год обучения

Тема: Ритмика
Теория: 1.Характер музыки, темп(подскоки, галоп, разные виды бега), ритм, динамические оттенки в музыке(форте, пиано), характер исполнения(легато, стаккато), длительность звука, такт, фраза, предложение, эмоциональная выразительность.(1ч.) 2. Строение музыкальной речи(вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы), метроритм(2-4,3-4,4-4)(1ч.). 3. Маршевая и танцевальная музыка.(1ч.) 4. Игровые этюды(«Песенка крокодилы Гена», «Я-чайник»)(1ч.). Практика: 1. Поклон. Ходьба. Ходьба под музыку.(1ч.) 2. Ходьба с координацией рук и ног. Ходьба с остановкой.(1ч.) 3. Ходьба с приставным шагом. Ходьба на пятках и на носках, не сгибая колени.(1ч.) 4. Ходьба вперед и назад.(1ч.) 5. Ходьба с высоким подниманием колен и легкий бег на носках.(1ч.) 6. Ходьба с движениями рук.(1ч.) 7. Бег. Бег на носках мелкими шагами.(1ч.) 8. Бег с хлопками.(1ч.) 9. Ходьба, подскоки, остановка.(1ч.) 10. Подскоки переменным шагом с продвижением вперед. Упражнения на подскоки. (1ч.) 15
11 Закрепление.(1ч.) Теоретических занятий-4 час., практических-11 час.
Тема : Элементы классического бального танца
Теория: 1. Позиции ног(1,2,3). Для заучивания и закрепления позиций ног можно использовать игру «Ножки, ножки…».(1ч.) Эту игру можно также использовать при заучивании позиции рук. 2. Позиции рук(1,3,2)(1ч.) Практика: 1. Demi-plie.(1ч.) Это упражнение заставляет сдерживать мускулы, приседая, не выпячивать ягодицы, вся фигура более сконцентрирована. 2. Battement tentu.(2ч.) Это упражнение вырабатывает надёжную и прочную выворотность, чтобы впоследствии, в прыжках, ноги сами при нимали правильную, отчётливую позицию. 3. Port de bras(первое).(2ч.) 4. Port de bras(третье).(2ч.) Это упражнение лежит в основе великой науки рук в классическом танце. Руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями; развивается мускулатура ног, манера держать корпус, но только правильное нахождения своего места для рук завершает художественный облик и дает полную гармонию танцу, голова окончательно отделывает его, дает красоту всему рисунку, а завершает его взгляд. 5. Releve.(2ч.) 6. Закрепление.(1ч.) Теоретических занятий-2 час., практических-10 час.
Тема: Элементы народного танца
Теория: 1 год обучения включает в себя следующие движения: 1. Позиции ног: пять открытых(1,2,3,4,5); пять прямых(1,2,3,4,5): пять свободных и две закрытые(1,2)(1ч.) 2. Позиции рук(1,2,3,4,5,6,7)(1ч.) 3. Положения ноги: нога вытянута, нога присогнута, подъем вытянут, подъем сокращен, положение скошенного подъема, нога на ребре стопы, нога на ребре каблука, низкие полупальцы, средние полупальцы, высокие полупальцы, нога на носке.(1ч.) 4. Положения рук: подготовительное, 1 и 2 положение.(1ч.) 5. Положения корпуса: корпус ровный, вперед, назад, в сторону.(1ч.) 16
6. Положения головы: голова прямо, повёрнута(вправо, влево), наклонена(вперед, направо или налево), назад.(1ч.) 7. Положения кисти: кисть ладонью вниз, вверх, кисть опущена вниз, кисть поднята вверх.(1ч.) 8. Направления движения: основные и производные(1ч.) Практика: Занятия народного танца у станка, особенно в начале обучения, выстраиваются не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается лицом к станку, исполняется с одной, затем с другой ноги. При составлении занятия необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в классе и многое другое, что может повлиять на состояние учащихся. Занятия включают 8-9 упражнений, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими. Важен практический показ каждого упражнения под музыку. Должен сохраняться единый темп занятия. Объяснения упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей. Слишком высокий темп проведения занятия, большое число повторений комбинаций также недопустимы, так как это может привести к перезагрузкам тех или иных групп мышц, а порой- к их заболеванию. Для отдыха можно исполнить одно-два танцевальных движения на середине зала. Разнообразие материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный аппарат-залог успешного проведения занятия и достижения главной цели. 1.Приседания: полуприседания .(1ч.) 2.Приседания: полные приседания.(2ч.) 3.Закрепление.(1ч.) Приседания вводят в работу коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, укрепляют икроножные и ягодичные мышцы, мышцы бедра, пяточное сухожилие, суставы стопы, развивают мягкость, эластичность движений, силу ног. Музыкальный размер 3/4, 2/4, 4/4, 6/8. Эти упражнения подготавливают учащихся к освоению прыжковых движений. Теоретических занятий-8 час., практических-4 час.
Тема: Детские танцы
Теория: Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца. Важно также научить их переходу из одного построения в другое : 1.круг, полукруг, два круга(1ч.) 2.колонна по одному, по два, по четыре, шеренга(1ч.) 3. цепочка, змейка, круг, звездочка, шахматное построение колонны(1ч.) 4. круг в круге, корзиночка(1ч.) 5. воротца, карусель(1ч.) 17
Практика: После усвоения рисунков танца и построений создаются небольшие композиции: 1.Веселая зарядка: полька(2ч.) 2.Приглашение: композиция танца состоит из двух фигур. Первая фигура исполняется в медленном темпе, вторая- в быстром.(1ч.) 3.Смени пару: полька(2ч.) 4.Лошадки: в основе игрового, образного танца- имитация движений запряженных в тройку лошадей.(2ч.) 5.Закрепление.(1ч.) Теоретических занятий-5 час., практических-8 час.
Тема: В мире танцев
Теория: 1.Знакомство о истории возникновения хореографии.(1ч.) Практика: 1.Разучивание детских танцев.(8ч.) 2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.(2ч,) 3.Отработка исполнительской техники(2ч.) 4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.(1ч.)
Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы
Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно,вучебнойработе надо подвести учащихся к тому,чтобы они стремились в ыполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. Методика учебно – воспитательной работы не может быть единой для всех творческих объединений, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся. Метод работы по данной программе предполагает:  Поэтапное, вариативное обучение детей.  Присутствие игрового момента на первоначальном этапе обучения.  Поиск интересного музыкального материала.  Творческий подход к работе. Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. 18
В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых. В процессе освоенияпрограммынеобходимоиспользоватьследующие
методы
разучивания танцевальных движений:  метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно);  целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком, в замедленном темпе);  метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме). Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические
принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец; - принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; - принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность. Принципы дидактики: - принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения; - принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; - принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного танца; - принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; - принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип доступности и посильности; - принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Методы применяемые для реализации программы

в работе с учащимися
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы. 2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4. Метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование; 19
- инструктирование; - корректирование.
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения: - наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками; - качественное освещение в дневное и вечернее время; - музыкальная аппаратура, аудиозаписи; - специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик); - костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
Критерии оценивания знаний и умений в музыкально-ритмической

и танцевальной деятельности

Цель диагностики
: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики
: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи: - Чувство музыкального ритма. способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке. - Эмоциональная отзывчивость. выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. - Танцевальное творчество. Способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па». 20

Комплексная оценка:
1 - 1,7 низкий уровень. (Требуется корректирующая работа педагога) 1,8 – 2, 5 средний уровень. 2,6 – 3 высокий уровень.
Примерный диагностический лист обученности
№ п/п Фамилия, имя обучающегося Р и т м и к а Э л е м е н т ы к л а с с и ч е с к о г о т а н ц а Э л е м е н т ы н а р о д н о г о т а н ц а Д е т с к и й т а н е ц В м и р е т а н ц а Средний балл 1 21

Список литературы для педагога
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф» Москва 1999г. 2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2002г. 3. Г. Я. Власенко «Танцы народов Поволжья». Издательство «Самарский университет» 1992г. 4. Г.П. Гусев « Методика преподавания народного танца» ГИЦ « Владос» Москва 2002г. 5. М.Я. Жорницкая «Танцы народов севера». Москва «Советская Россия» 1988г. 6. С.И. Мерзлякова « Фольклор – музыка – театр» ГИЦ «Владос» Москва 1999г. 7. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная « Учите детей танцевать Гуманитарный издательский центр « Владос» Москва 2003г. 8. «Танцуем, играем и поем». Молодежная эстрада 1-2000г. 9. «Учимся танцевать» шаг за шагом. «Попурри» Минск 2002г.
Список литературы для учащегося
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф» Москва 1999г. 2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2002г.

Приложение

Танцевальные игры
23
24
25
26
27
28
29
30


В раздел дополнительное образование