"Раннее развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках хора".
Методическая разработка
Автор: Снимщикова Оксана Алексеевна, преподаватель по классу хора, МБОУ ДОД "Детская школа искусств"г.Новочебоксарск, г.Новочебоксарск, Республика Чувашия
В раздел дополнительное образование
Раннее развитие музыкальных способностей
младших школьников на уроках хора
Снимщикова Оксана Алексеевна Детская школа искусств город Новочебоксарск Чувашской Республики 2016 г. Статья посвящена проблемам развития музыкальных способностей младших школьников в хоровом классе.
Ключевые слова: музыкальные способности; развитие музыкальных
способностей; условия развития музыкальных способностей.
Пение
по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Г. Руковишников писал, что «дети, которые сначала учились петь, а потом играть (на музыкальном инструменте), достигают успехов в музыке быстрее, чем те, которые пению не учились». Именно творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания учащихся.
Пение
- одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Специфика работы преподавателя хорового класса заключается в том, что все ученики независимо от уровня индивидуальных музыкальных и вокальных способностей, приобщаются к хоровому пению - искусству коллективного вокального музицирования. Каждый человек, родившись, получает от матушки природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Как же
настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малыша пением? Как сделать так, чтобы встреча с песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что пение - является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащается образное мышление, фантазия, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов. В процессе пения – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение пения во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки.
Пение в хоре
наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и неосознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя, все занятия хором на начальном этапе школьного возраста должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой! Урок хора в младших классах должен проходить стремительно и эмоционально! Разучивание хорового произведения ставит перед педагогом задачу подбора интересного, высокохудожественного и доступного в исполнительском плане репертуара. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму, должны приходить к детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизнь. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось как можно полнее!
Задача педагога
- выявить и развить способности, склонности и возможности каждого ребенка. В настоящее время все более возрастают актуальность и значимость раннего выявления музыкальных способностей детей. Сама природа младших школьников предполагает способность к развитию голосовых связок. Именно в этом возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память, закладывается фундамент эстетической культуры. Младший школьный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.
У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходит за пределы октавы.
Задача педагога-хормейстера
– ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Для этого в своей вокально-хоровой работе педагогу рекомендуется использовать следующие
виды деятельности:
Игровые приемы –
можно использовать эпизодически, в качестве отдыха или отвлечения детей от других видов деятельности. Сказки особенно актуальны на первых уроках работы (1 четверть). С помощью них уроки проходят быстро и весело, дети быстро привыкают к учебному процессу, при этом он идет своим чередом – мы продолжаем формировать необходимые нам умения и навыки. Главной целью здесь является – формирование вокально-хоровых навыков у детей посредством игровых приемов и решению следующих задач: Формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой и ясной дикции. Развитие у детей фальцетного, детского звучания голоса, чистой интонации. Формирование навыков выразительного интонирования. Работа по охране детского голоса. Игровые приемы на уроке также можно подразделить на несколько подвидов: Игры на формирование певческого дыхания: (активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом). 1. «Ах, какой аромат». Мы стоим на поляне, видим перед собой цветок, срываем его быстро и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. 2. «Надуваем шарик». Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делам вдох и медленно вдуваем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик» не лопнул к кого, получается, дуть дольше всех и надуть большой шарик, тот и молодец! Игры на формирование протяжного, напевного звучания голоса:
1. «Нарисуй мелодию». Рисуем кисточкой мелодию песни одним широким мазком, не обрывая кисточку от холста. Песенка – это ниточка, она должна тянутся без узелков, ровно-ровно.. 2. «Игра с мячом». Стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Игры для развития дикции и артикуляции: Здесь нам помогают речевые и музыкальные скороговорки. Но просто говорить или пропевать их скучно и неинтересно. Можно исполнять их на разной высоте- то «сидя на руке» – высоко, то «находясь по землей» - низко, тот постепенно «поднимаясь» или «спускаясь» на лифте- повышаем или понижаем высоту звука. Развивающие игры с голосом – дают возможность: Почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; Снять усталость и утомление; Формируют правильное звукообразование. Игры с голосом - это подражание окружающего мира: человеческий голос (крик, смех, плач), голоса животных, голоса неживой природы.
Двигательные упражнения
, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости, что при пении весьма необходимо. Практически все народные, современные песни, попевки, потешки, прибаутки, мы с детьми сопровождаем движениями. Это и хлопки, притопы, щелчки, щипки. Причем движения рождаются тут же на уроке вместе с детьми. Используем также на уроках метод «свободного дирижирования». «Дирижирование» вообще очень помогает детям. Они показывают фразу рукой, показывают характер звука, манеру звукоизвлечения (legato, staccato), помогают себе в начале пения (ауфтакт), показывают конец фразы.
Артикуляционная гимнастика
- не занимает много времени на уроке, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранять напряжение и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюстей, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики, взяты упражнения по методу В. Емельянова.
В раздел дополнительное образование