" Обучение и воспитание культа мужского духа и мужества в пластике якутского танца юношам – воспитанникам танцевального коллектива".
методическая разработка
Автор: Филиппова Мария Витальевна, педагог дополнительного образования, МБОУ "Едяйская средняя общеобразовательная школа", село Едяй Хангаласского улуса Республики Саха иЯкутия
В раздел дополнительное образование
« Обучение и воспитание культа мужского духа и мужества в пластике
якутского
танца юношам – воспитанникам танцевального коллектива».
Мария Витальевна Филиппова,
педагог дополнительного образования с. Едяй Хангаласского улуса МБОУ «Едяйская СОШ». Сегодня остро стоит вопрос о возрождении традиционной культуры, народного искусства. Традиционные танцы – неотъемлемая часть духовной культуры народа. Традиционная танцевальная культура народов имеет ярко выраженную этническую окраску и, в известной степени, является специфическим отражением его исторического развития. Также остро стоит вопрос возрождения подлинно народной якутской хореографии, имеющей прочную связь с мировоззренческими представлениями, верованиями, с национальными особенностями, психологии народа. Сегодня все мы стараемся восстановить из забвения утраченного. Сохранение традиционной основы в современных якутских танцах является гарантом их жизнеспособности, преемственности. В настоящее время все говорят о снижении роли отцов в воспитании детей, особенно сыновей, в результате утрачено активная жизненная позиция мальчиков, а также мужской дух как результат женского воспитания. Поэтому я с самого начала моей работы в процессе организации танцевального кружка хотела воспитать культ мужского духа и мужества в пластике якутского танца юношам, воспитанником танцевального ансамбля. Выбрала для самообразования тему «Обучение и воспитание культа мужского духа и мужества в пластике якутского танца юношам – воспитанникам танцевального коллектива». Предметом исследования по данной теме является то, что каждый год подбирается специальная группа мальчиков и юношей танцевального коллектива «Таммахтар» («Капельки»). Они должны быть подготовлены к самостоятельной жизни в обществе и в духе идеалов гуманизма, мира, человеческого достоинства, свободы и равенство, культурных ценностей своего народа.
Была поставлена цель работы:
разработка методики обучения и воспитания в юношах мужского духа и мужества через пластику якутского танца.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
выход на истоки народного якутского танца на основе анализа развития танцевального народного творчества разных народов; разработка образовательной программы танцевальной группы; определение эффективных форм и методов организации работы танцевальной студии; проведение опытно – экспериментальной работы по обучению и воспитанию в юношах мужского духа и мужество через пластику якутского танца. Детям от природы свойственно выражать себя в движении: в беге, прыжках, размахивании руками и хаотичном танце. Очень рано у ребенка появляется потребность в умении эстетически организовать эту стихию. Ребенку хочется научиться красиво двигаться и танцевать по настоящему. Однако, занятие ритмикой или хореографией не всегда доставляют ребенку истинное удовольствие. Дело в том, что программы по танцу для детей младшего возраста ближе к спортивным, чем к творческим. Эти программы очень много внимания уделяют технике движения, делая его почти механическим и практически, не работают с образным воплощением танца, не обращаются к эмоциональной сфере ребенка. Я же хочу дать возможность ребенку выразить себя в танце, суметь добиться адекватного выражения своих эмоций через танцевальную пластику. Так же, как и музыкальный слух, легче
развивать у детей с детских лет чувство стиля, характера, манеры танца. Приобщение к танцевальным традициям обогатить их, разбудит их творческие желания. Я работаю в танцевальном коллективе с группой мальчиков и юношей, который сменяется и обновляется каждый год. Наша задача – вырастить из них людей, владеющих своим телом и духом, преданных танцевальному искусству, мужественных, организованных, подготовленных к самостоятельной жизни при окончании школы. Реализация этой задачи производится в процессе мужских коллективных танцев, во время конкурсов, фестивалей, концертов, поездок. Мужские движение имеют свое значение, дают в танце точные координированные движения рук и корпуса. Эти движения должны быть силовыми, чтобы показывать в танце именно мужской дух. Особое внимание уделяется работе с группой мальчиков и юношей, к каждому найти индивидуальный подход. Такая работа очень интересна, дает широкий простор для внедрения новых идей, своего видения. За короткое поставлены танцы: «Масчыттар», «Чохчоохой», «Уол о5о барахсан ». Большое внимание уделяют и на психологическую сторону каждого танца, чтобы воспитанники создали стиль мужской образ, развивали психологическую мужскую стойкость, мужественность и внутреннюю красоту человека. Танец «Чохчоохой» показывает силу и выносливость юношей в якутском мужском танце. Исполняет этот танец 12 парней: 6 из них младшая группа и 6 из средней группы. В этом танце силовая нагрузка идет к ногам, так как они показывают элементы чохчоохой. Опираясь на этот танец, ребята сами поставили танец – «Масчыттар» («Лесорубы») показывает силу, работоспособность. В процессе постановки танца у них раскрывалась внутренняя радость и гордость мужского духа, утратили психологический барьер, стали более сильными и телом, и духом. В танце «Уол о5о барахсан» в полной силе раскрываются мужество якутских воинов. Исполняют 12 парней, танец обрядовый, идет как бы в стиле соревнования между воинами, то есть в стиле спортивной игры. В постановке этого танца вместе с мировоззренческими представлениями, верованиями, с национальными особенностями психологии народа я старалась восстановить из забвения утраченные, особенно забытые, наиболее содержательные обрядовые и ритуальные элементы танца, которые обогатили истинно якутскую хореографию оригинальными сюжетами, своеобразной танцевальной лексикой, архаичными танцевальными элементами. В этих трех постановках делается главный упор на воспитывающую сторону: танцы «Чохчоохой» и «Масчыттар» воспитывает у мальчиков и юношей такие нравственные качества, как мужество и духовность, которые основаны на выносливости и силе воли мужчин. Танец «Уол о5о барахсан» - это уже защитники Родины, патриоты своей страны. В пластике этого мужского танца в полной силе раскрываются мужской дух, мужество, смелость, преданность своему народу. Таким образом, работа с группой мальчиков и юношей дает педагогу широкие возможности для реализации своих планов, помогает усилить индивидуальную и дифференцированную работу, вести динамику личного развития каждого воспитанника, что позволяет выявить тенденции уровня их воспитанности, ставить мужские танцы, что является редкостью в наши дни. Ставя такие танцы, педагог совершенствуется, для него открываются широкие возможности для творческого поиска. В своей работе большой акцент я делаю на теоретическую подготовку и обмен опытом с коллегами. Для этого собрав большой теоретический материал, и обобщая опыт работы, выступаю с докладами на педчтениях, на семинарах. Это облегчает мне успешно проводить мастер – классы, дает задор и энергию, толчок на творческий поиск. Кроме обучения к танцам, дети должны повысить свой общекультурный уровень. Это развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информативности определенной образовательной области, обогащение опыта общения,
совместной образовательной деятельности. Этому помогает участие детей на конкурсах и фестивалей разных уровней, помогает им этих конкурсах чувствовать себя наравне с детьми других танцевальных коллективов, особенно российских и зарубежных. Я уделяю большое внимание расширению кругозора, информативность о культуре народов и психологическую подготовку перед поездкой. Немалая часть успехов детей и моей работы зависит от родителей, от их понимания и соучастия. Поэтому работаю в тесном партнерстве с родителями. Часто делаем родительские собрания, советуемся с ними, некоторые едут вместе с детьми на конкурсы, на фестиваль, болеют за детей, помогают нам и морально и материально. Как современный человек я стараюсь быть мобильным, т.е. развиваться разносторонне: в нужный момент я становлюсь модельером и художником, певцом и артистом юмора, поваром и стилистом, барабанщиком и психологом. Все это помогает в моей нелегкой работе и дает задор на поиск, творчество и воплощение таланта, всегда быть в центре внимания воспитанников, стать для них живым предметом.
В раздел дополнительное образование