Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Диагностика результативности воспитательного процесса младших школьников в творческом объединении"

методические рекомендации

Автор: Нестеренко Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО "ООЦ "Олимп", Анжеро-Судженский городской округ, Кемеровская область



В раздел дополнительное образование

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа Оздоровительно-образовательный центр «Олимп»
Диагностика результативности

воспитательного процесса

младших школьников

в творческом объединении

Методические рекомендации

Автор:

Елена Валерьевна Нестеренко,
педагог дополнительного образования МБУ ДО «ООЦ «Олимп» Анжеро-Судженск 2016
Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности В.А. Сухомлинский Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, поэтому нравственное воспитание подрастающего поколения актуально как никогда. Н а сегодняшний день в объединениях различной направленности в системе дополнительного образования особое внимание уделяется воспитанию в учащихся самостоятельного мышления, творчества и активности. Наиболее оптимальным для воспитания духовно-нравственных представлений, качеств и ценностей личности является младший школьный возраст. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения. Для диагностики результативности воспитательного процесса младших школьников в творческих объединениях дополнительного образования детей могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса. Представленные методики для диагностики результативности воспитательного процесса отобраны, учитывая, прежде всего, государственные требования к выпускнику начальной школы, специфику дополнительного образования детей и возрастные психологические особенности младших школьников. Все диагностические методики по предмету изучения разделены на три блока: личностное развитие, социальное развитие и семейная культура. Данные методики представлены в сводной таблице «Основные критерии, показатели и методики оценки результативности воспитательного процесса».

Основные критерии, показатели и методики оценки

результативности воспитательного процесса

Крит

е-

рии

Показатели

Приемы, методы и

методики изучения

Возраст

учащихся

Личностное развитие
Самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности Анкета «Символы России» Тест ««Устройство государственной власти»» 9-11 лет - определение уровня самооценки Методика "Лесенка" 7-11 лет Методика “Какой Я?” 7-9 лет - развитие Я-концепции и самооценки личности, определение эмоционального состояния, качеств личности, влияние референтных лиц, ценностные ориентации «Моя Вселенная» 9-11 лет - определение типа личности ребенка школьного возраста Игра «Узнай себя» 9-11 лет - определение эмоционального отношения к нравственным нормам. Методика «Сюжетные картинки» 7-11 лет - актуализируются и вербально оформляются ценностные предпочтения Тест «Фантастический рассказ» 7-11 лет - выявление жизненных ценностей, интересов Н.Е. Щуркова Опросник «Что люблю -что ненавижу» Недописанное письмо Ранжирование 7-11 лет Смыслообразование - отношение к труду, обществу, людям, себе Методика М.И. Шиловой «Уровни нравственной воспитанности» 7-11 лет - формирование ценностных ориентиров Оценка уровня воспитанности ученика (по Н.П.Капустину). 7-11 лет
Н ра - -развитие этических чувств как Тест Н.Е. Щурковой 9-11 лет Нравственно-этическая ориентация - формирование единого образа мира при разнообразии культур; -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм; - формирование моральной самооценки; -развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни Адаптированный вариант теста Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников, методика «Репка», методика С.М. Петровой «Русские пословицы», методика «Что мы ценим в людях», методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение» 9-11 лет выявление этических отношений к другому человеку Тематический апперцептивный тест 9-11 лет
Социальное развитие
Сформированность детского коллектива - уровня социально- психологического развития коллектива -благоприятный психологический микроклимат; -уровень развития коллективных взаимоотношений; -наличие традиций Социометрия. Индекс групповой сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» Уровень участия в воспитательных мероприятиях 7-11 лет - состояние эмоционально- психологических отношений в детской общности Подвижная игра «Солнце и планеты» - изучение коммуникативных умений ребенка, выявление умения детей приходить к общему решению для достижения результата Методика «Рукавички», (авторы Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) 7-11 лет
деятельности
Семейная культура
Удовлетворенность учащихся, их родителей, организацией воспитательной деятельности и ее результатами - удовлетворенность школьников участием в воспитательных мероприятиях «Цветопись» А.Н. Лутошкина 7-11 лет Тест «Палитра чувств» - сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком учреждения дополнительного образования детей Анкета для родителей - выявление представлений учащихся о семье, особенностях взаимоотношений «взрослый- ребенок» Проективная методика «Неоконченные предложения» Игровая методика А.Д. Кошелевой 7-11 лет Следует отметить, что в ажнейшим методом исследования является наблюдение за особенностями поведения и уровнем развития коммуникативных навыков обучающихся на занятиях и во внеурочное время


В раздел дополнительное образование