Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Спортивные игры (баскетбол)".

рабочая программа ДО

Автор: Шубин Геннадий Иванович, учитель физической культуры, МБОУ "Средняя школа с.Рыткучи, с.Рыткучи Чукотского АО



В раздел дополнительное образование

Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей и педагогов ДО «____»___________2015г. Руководитель МО _____________С. М. Давыдова Согласовано «___»____________2015 г. Зам. директора по УВР ____________ Н.Б. Сангаджиева Утверждено Приказ №____ «_____»____________2015 г. Директор МОУ УЧ СОШ с. Рыткучи _________ А. Ф. Беляева
Рабочая программа

дополнительного образования

«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»



2015-16 учебный год
Срок реализации: 1 год Руководитель: Шубин Г.И.

Пояснительная записка
Данная программа разработана для реализации в общеобразовательной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 10-15 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных и муниципальных соревнованиях. Работа секции предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для учащихся посещающих секцию первый год ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма. Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.
Цель:
Привитие учащимся качеств, необходимых для самосовершенствования, саморазвития, в процессе овладения спортивными играми.
Задачи:
1. Укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию. 2. Обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям. 3. Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.
Ожидаемый результат
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны: - повысить уровень своей физической подготовленности; - приобрести навыки и умения по изучаемым видам спорта; - уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации; - использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; - уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей; - уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; - у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию; - следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система
ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П ТЕМА ЗАНЯТИЯ Кол-во часов Дата проведения 1.
БАСКЕТБОЛ
Знакомство с основными правилами игры История возникновения игры 3 2. Передвижение, прыжки, остановки и повороты 3 3. Ловля мяча летящего на средней высоте, высоко, низко Ловля мяча одной рукой. 3 4. Передача мяча двумя руками от груди, сверху снизу и от пола 3 5. Передача мяча одной рукой от плеча, сверху, снизу. 3 6. Бросок одной рукой от плеча в прыжке снизу и «крюком» 3 7. Бросок двумя руками: снизу, сверху, от груди. 3 8. Ведение мяча: низкое, высокая. 3 9. Финты без мяча, с мячом. Ложная передача 3 10. Ложный бросок, ложное ведение 3 11. Заслон статический: бросковый на проход 3 12. Заслон подвижной 3 13. Защита: стойка, передвижение, перехват 3 14. Защита: вырывание, выбивание, накрывание, финты 3 15. Нападение. Быстрый прорыв 3 16. Позиционное нападение 3 17. Нападение с использованием высокорослых центровых игроков. Одним центровым 3 18. Нападение с двумя центровыми 3 19. Непрерывное нападение со сменой мест 3 20. Нападение без центрового игрока 3 21. Нападение против зонной защиты 3 22. Нападение против прессинга 3 23. Групповое действие. Передача и рывок к корзине 3 24. Бросок, проход из-за заслона наведением. Передача после прохода 3 25. Взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего 3 26. Взаимодействие центрового игрока, игрока задней линии, крайнего нападающего 3 27. Взаимодействие центрового игрока и двух игроков задней линии 3 28. Взаимодействие центрового игрока и двух крайних нападающих 3 29. Защита. Командные действия. Личная защита 3 30. Зонная защита 3 31. Зонный прессинг 3 32. Смешанная защита. 3 33. Подстраховка, переключение, проскальзывание «ловушка», «треугольник отскока» 3 34. Действие защитников при пробитии штрафных и розыгрыше спорных мячей 3
Итого 102 часа
Содержательное обеспечение разделов программы

Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом. 2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. 3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста. 7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1
. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, футболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). 1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты. 1.4. Полосы препятствий. 1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). 2.
Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. 2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. 2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. 2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка

1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. 1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. 1.3. Передвижение правым – левым боком. 1.4. Передвижение в стойке баскетболиста. 1.5. Остановка прыжком после ускорения. 1.6. Остановка в один шаг после ускорения. 1.7. Остановка в два шага после ускорения. 1.8. Повороты на месте. 1.9. Повороты в движении. 1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения. 1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте. 2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед. 2.3. Двумя руками от груди в движении. 2.4. Передача одной рукой от плеча. 2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча. 2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола. 2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола. 2.9. Передача одной рукой снизу от пола. 2.10. То же в движении. 2.11. Ловля мяча после полуотскока. 2.12. Ловля высоко летящего мяча. 2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. 2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте. 3.2. В движении шагом. 3.3. В движении бегом. 3.4. То же с изменением направления и скорости. 3.5. То же с изменением высоты отскока. 3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте. 3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении. 3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места. 4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. 4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. 4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. 4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. 4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. 4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.Ъ 4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. 4.9. В прыжке одной рукой с места. 4.10. Штрафной. 4.11. Двумя руками снизу в движении. 4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. 4.13. В прыжке со средней дистанции. 4.14. В прыжке с дальней дистанции. 4.15. Вырывание мяча. 4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча. 2. Защитные действия при опеке игрока с мячом. 3. Перехват мяча. 4. Борьба за мяч после отскока от щита. 5. Быстрый прорыв. 6. Командные действия в защите. 7. Командные действия в нападении. 8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Оценка двигательных действий

игры в баскетбол


Тест 1.
Ведение мяча по прямой 15м. По команде «Марш!» обучающийся начинает ведение мяча правой (левой) рукой. Время фиксируется только при правильно технически выполненном ведении.
Тест 2.
Передача и ловля мяча двумя руками от груди в стену за 20сек. Обучающийся располагается в двух метрах от стены и выполняет передачи двумя руками от груди в стену, на которой находится круг диаметром 50см, на расстоянии 2м от пола. Учитывается количество передач за 20сек. Условия: правильная техника выполнения передачи двумя руками от груди.
Тест 3.
Штрафной бросок с расстояния 3м от центра кольца. Обучающиеся разбиваются по парам: один подает, другой с линии броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Учитывается количество попаданий.
Тест 4.
Ведение мяча по прямой линии 30м (18+12м). Обучающийся занимает исходное положение на лицевой линии задней части волейбольной площадки. По команде «Марш!» он выполняет ведение по прямой линии 18м, потом поворот на 180 вокруг стойки и ведение до линии нападения задней части волейбольной площадки (12м). При несоблюдении правил ведения мяча результат не засчитывается и дается еще одна (последняя) попытка. Учитывается время выполнения упражнения.
Тест 5.
Штрафной бросок. 10 бросков за 2 мин. Броски выполняются с линии штрафного броска. Засчитывается каждый попавший в кольцо мяч.
Тест 6.
Ведение мяча с изменением направления («змейка») 30м (2 *15м). Использовать разметку для челночного бега. По команде «Марш!» обучающиеся начинают выполнять ведение мяча, выполняя при этом обводку стоек, расположенных на расстоянии 3м друг от друга. Время учитывается при правильном выполнении ведения.
Тест 7.
Передача и ловля мяча двумя руками от груди в стену за 20 сек. Обучающийся располагается в 3 м от стены. Условия выполнения теста 2. Юноши 9-го класса выполняют с расстояния 4м.
Тест 8.
Броски одной рукой с точек. Точки размечаются (расположены) на поле следующим образом: -точка №1 — расстояние 1,6м от лицевой линии и 4,7м от проекции центра кольца; -точка №2 - расстояние 4,7м от проекции центра корзины под углом 45 к щиту (в ДЮСШ расстояние равно 5,5м, так как мы имеем дело с обычными классами, расстояние у нас уменьшено); -точка №3 - прямо перед корзиной на расстоянии 4,7м от проекции центра кольца, точки №4 и №5 - симметрично точкам №1 и №2 на противоположной штрафной зоны. Обучающиеся 8-го класса и девушки 9-го класса выполняют броски с точек, расположенных на расстоянии 4м, а точка №3 расположена на линии штрафного броска. Время выполнения 2мин. 30 сек. Для юношей 9-го класса время выполнения 2мин.
Тест 9.
Броски в корзину после ведения. Обучающийся, стоя на лицевой линии баскетбольной площадки, справа от щита, по команде учителя (судьи) устремляется с ведением мяча вперед, обводит центральный круг баскетбольной площадки против часовой стрелки и, продолжая ведение, атакует баскетбольное кольцо с правой стороны с двух шагов (выполняя броски в кольцо до попадания), затем подбирает заброшенный мяч в корзину и повторяет то же самое с атакой в противоположное кольцо. Секундомер выключается, когда мяч пройдет через корзину (пересек плоскость кольца). За нарушение правил игры в баскетбол (двойное ведение, пробежка, переход линии центрального округа ногами и мячом) участник наказывается двумя штрафными секундами. Мяч, заброшенный после пробежки, не засчитывается.
Тест 10.
Передача мяча одной рукой от плеча. Обучающийся располагается в четырех метрах от стены и выполняет передачи в стену (поочередно правой и левой рукой), на которой находится круг диаметром 50см, расположенный на высоте 2м от пола. Фиксируется количество точных передач, выполненных за 30сек. Передачи не засчитываются, если мяч отскакивает на пол, игрок при передаче пересекает линию.

Оценки тестовых упражнений по освоению техники двигательных

действий игры в баскетбол

5-6-й класс
Очки Тестовые упражнения Мальчики Девочки Ведение мяча 30м (18+12м) тест 4 Передача и ловля мяча от стены за 20сек. тест 2 Штрафной бросок 10 бросков тест 3 Ведение мяча 30м (18+12м) за 2сек. тест 4 Передача и ловля мяча от стены за 20сек. тест 2 Штрафной бросок 10 бросков тест 3 20 8.0 23 9 8.2 20 8 19 - - - - - - 18 8.1 22 8 8.3 19 7 17 - - - - - - 16 8.2 21 - 8.4 18 6 15 - - 7 - - - 14 8.3 20 - 8.5 17 - 13 - - - - - 5 12 8.4 19 6 8.6 16 - 11 - - - - - 10 8.5 18 5 8.7 15 4 9 8.6 17 0 8.8 14 - 8 8.7 16 4 8.9 13 - 7 8.8 15 . 9.0 12 3 6 8.9 14 - 9.1 11 - 5 9.0 13 3 9.2 10 - 4 9.1 12 - 9.3 9 2 3 9.2 11 2 9.4 8 - 2 9.3 10 . 9.5 7 - 1 9.4 9 1 9.6 6 1
Оценки тестовых упражнений по освоению техники двигательных

действий игры в баскетбол

7-й класс
Очки Тестовые упражнения Мальчики Девочки 1 Ведение мяча 30м (18+12м) тест 4 Передача и ловля мяча от стены за 20сек. тест 2 Штрафной бросок 10 бросков тест 3 Ведение мяча 30м (18+12м) за 2сек. тест 4 Передача и ловля мяча от стены за 20сек. тест 2 Штрафной бросок 10 бросков тест 3 20 7.8 25 10 8.0 22 9 19 - - - - - - 18 7.9 24 9 8.1 21 8 17 - - - - - - 16 8.0 23 8 8.2 20 7 15 - - - - - - 14 8.1 22 7 8.3 19 6 13 - - - - - -
12 8.2 21 6 8.4 18 5 11 - - - 8.5 - - 10 8.3 20 5 8.6 17 4 9 - - - 8.7 - - 8 8.4 19 4 8.8 16 3 7 - - - 8.9 - - 6 8.5 18 - 9.0 15 - 5 - - 3 9.1 14 2 4 8.6 17 - 9.2 13 - 3 8.7 16 2 9.3 12 1 2 8.8 15 9.4 11 - 1 8.9 14 1 9.5 10 -
Оценки тестовых упражнений по освоению техники двигательных

действий игры в баскетбол

8-й класс
Очки Тестовые упражнения Мальчики Девочки Ведение мяча змейкой 30м (18+12м) тест 6 Передача и ловля мяча от стены за 20сек. Тес 7 Штрафной бросок 10бросков за 2 мин. Тест 5 Ведение мяча змейкой 30м (18+12м) тест 6 Передача и ловля мяча от стены за 20сек. Тес 7 Штрафной бросок 10бросков за 2 мин. Тест 5 20 8.0 25 10 9.0 22 9 19 - - - - - 18 8.1 24 9 9.1 21 8 17 - - - - - - 16 8.2 23 8 9.2 20 7 15 - - - - - - 14 8.3 22 7 9.3 19 6 13 - - - - - - 12 8.4 21 6 9.4 18 5 11 - - - - - - 10 8.5 20 5 9.5 17 4 9 8.6 - - 9.6 - - 8 8.7 19 4 9.7 16 3 7 8.8 - - 9.8 - - 6 8.9 18 - 9.9 15 - 5 9.0 - 3 10.0 14 2 4 9.1 17 - 10.1 13 - 3 9.2 16 2 10.2 12 - 2 9.3 15 - 10.3 11 - 1 9.4 14 1 10.4 10 1
Оценки тестовых упражнений по освоению техники двигательных

действий игры в баскетбол

9-й класс
Очки Тестовые упражнения
Мальчики Девочки Броски мяча в корзину после ведения Тест 9 Передача и ловля мяча от стены с 4-х м. за 20сек. Тест 7 Броски с точек 10 бросков за 2 мин Тест 8 Ведение мяча змейкой 30м (18+12м) Тест 6 Передача и ловля мяча от стены с 3 м. за 20сек. тест 7 Броски с точек 10 бросков за 2 мин. Тест 8 20 22 22 10 8.8 24 8 19 23 21 - - - - 18 24 20 9 9.0 22 7 17 25 19 - - - - 16 26 18 8 9.1 20 6 15 27 17 - - - - 14 28 16 7 9.2 19 - 13 29 15 - - - 5 12 30 14 6 9.3 18 - 11 31 13 - - - - 10 32 12 5 9.4 17 4 9 33 11 - - - - 8 34 10 4 9.5 16 - 7 35 9 - 9.6 15 3 6 36 8 - 9.7 14 - 5 37 7 3 9.8 13 - 4 38 6 - 9.9 12 2 3 39 5 2 10.0 11 - 2 40 4 - 10.1 10 - 1 41 3 1 10.2 9 1
Оценки тестовых упражнений по освоению техники двигательных

действий игры в баскетбол

10-11-й класс
Очки Тестовые упражнения Мальчики Девочки Броски мяча в корзину после ведения Тест 9 Передача мяча одной рукой Тест 10 Броски с точек 10 бросков за 2 мин Тест 8 Броски мяча в корзину после ведения Тест 9 Передача мяча одной рукой Тест 10 Броски с точек 10 бросков за 2 мин Тест 8 20 20 26 10 18 24 9 19 21 25 - 19 23 - 18 22 24 9 20 22 8 17 23 23 - 21 21 - 16 24 22 8 .22 20 7 15 25 21 - 23 19 - 14 26 20 7 24 18 6 13 27 19 - 25 17 - 12 28 18 6 26 16 5 11 29 17 - 27 15 - 10 30 16 5 28 14 4 9 31 15 - 29 13 - 8 32 14 4 30 12 -
7 33 13 - 31 11 3 6 34 12 - 32 10 - 5 35 11 3 33 9 - 4 36 10 - 34 8 - 3 37 9 2 35 7 2 2 38 8 - 36 6 - 1 39 7 1 37 5 1
Список литературы.
1. Гомельский А.Я. Секреты мастерства. – М.: ФиС, 1997. – 78 с. 2. Костикова Л.В. Методика ведения научно-исследовательской работы по баскетболу. М.: ФиС, 1990. – 56 с. 3. Ермаков В.А. Обучение технике игры в баскетбол. Методические рекомендации. – Тула. 1992. – 25 с. 4. Львова Ю.Н. История возникновения, развития и характеристика баскетбола. – М.: 1990. 5. Официальные правила игры в баскетбол. 1998. – 2000. 6. Баскетбол. /под. ред. Ю.М. Портнова, М.: Физкультура и спорт, 1988. 7. Баскетбол /под ред. А.В. Семашко, Физкультура и спорт, 1976.


В раздел дополнительное образование