"Воспитание и развитие детей дошкольного возраста"
Система работы с семьей в школе раннего развития
Автор: Кладова Эльвира Анатольевна, руководитель структурного подразделения, педагог, МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи", г. Ангарск Иркутской Области
В раздел дополнительное образование
Из опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя
структурного подразделения «Школа дошкольников»
МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи»
г. Ангарска Иркутской области
Кладовой Эльвиры Анатольевны
Работая в системе образования тридцать лет, не могу не отметить колоссальное значение работы с семьями воспитанников в целом. Роль этой деятельности для педагога неоценимо велика. В современных условиях где- то даже первостепенна. Многообразие форм работы с родителями описаны во многих источниках. Сегодня я расскажу как о некоторых новых, так и о и годами апробированных формах работы с семьями воспитанников детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.
1.Оформление социального паспорта семьи
Руководителем структурного подразделения, кураторами групп в начале учебного года проводится анкетирование семьи с целью оформления социального паспорта семьи ( сведения о родителях, домашний адрес, сколько всего детей в семье, полная ли семья, особенности физического, психического развития ребенка, состояние его здоровья - состоит или нет ребенок на учете у специалистов, посещает или нет ДОУ и .т. п.) все эти данные, копии свидетельства о рождении, договоры с образовательным учреждением МБОУ ДОД «ДТДиМ» оформляются педагогами в специальные папки и хранятся у заведующей.
2. Открытые занятия в «Школе дошкольников»
Традиционно, в декабре месяце, в «Школе дошкольников» проходят открытые занятия для родителей. Цель, которую преследуют педагоги- показать родителям чему научились дети за первое полугодие (отслеживание промежуточных результатов ЗУН), что они умеют делать, как справляются с поставленной педагогом задачей, как ведут себя в коллективе и т.п. родители, как правило, очень любят открытые занятия, с удовольствием посещают их, и в анкетах по итогам проведения открытых занятий очень высоко оценивают достижения детей, результаты труда педагога. Последние годы все открытые занятия эстетического цикла, все 9 занятий объединены одной тематикой, например в один год – занятия проходили по произведениям К.И. Чуковского, а на следующий году к юбилею С. Михалкова занятия построены по сюжетам произведений С. Михалкова
3.Информационные технологии - работа с сайтом «Школы
дошкольников», работа с информационными стендами для родителей.
В 2012 году был создан сайт «Школы дошкольников» shkoladoshkolnikov.mirtesen, где помещена информация для родителей по разделам: новости, наши достижения, педагоги Школы дошкольников», домашние задания, наши конкурсы, страничка психолога и т.д. Сайт дает больше возможностей донести до родителей быстро необходимую информацию, достаточно большой объем информации, и что не мало важно- возможность обратной связи. Традиционная форма донесения информации через стенд для родителей также имеет место быть.
4.Индивидуальная работа с семьей, работа с группами родителей (беседы,
консультации, круглый стол и.т.п.)
Индивидуальная работа с семьей, работа с группами родителей необходима, например, при ответе педагогом на интересующие родителей вопросы про индивидуальные особенности развития детей, про достижения детей, при
проведении консультации, новой формой работы с семьей в нашем с структурном подразделении стала форма
– круглого стола.
5. Круглый стол
Поводом для проведения подобного рода занятий послужило множество вопросов и обращений родителей к педагогу по уходу за домашними животными. Сегодня в семьях наших воспитанников проживают не только кошки и собаки но и другие, иногда и довольно редкие животные. Педагог Рахманина Е.Ю опробовала новую форму проведения совместных занятий по предмету «Природа и мы». Подготовив ответы на вопросы интересующие родителей дошколят, Елена Юрьевна, чтобы детям тоже было интересно на примере животных, принесенных из зоопарка ДТДиМ, показывает и рассказывает как ухаживать , например, за кроликом, черепахой, хомячком, ежом и т.п. Как протирать глазки, как обращаться с животными, как и чем и когда кормить животных и т.п. Подобные занятия вызывают огромный интерес как со стороны детей, так и со сороны взрослых, пользуются большой популярностью, позволяют не только полюбоваться на любимых животных, узнать о них что-то новое,потрогать и погладить их, но и приобрести практические навыки по уходу за животными, а также помогают осознать детям ответственность за тех, кого приручили.
6.Поисково-исследовательская работа
Описание работы. Составила: педагог дополнительного образования структурного подразделения «Школа дошкольников» МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи Кладова Эльвира Анатольевна. Исследовательскую деятельность принято рассматривать как особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой деятельности и строящейся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность включает в себя; мотивирующие факторы исследовательского поведения ( поисковую активность ) и механизм его осуществления( в роли которой
выступает мышление), анализ полученных результатов, оценку динамики ситуации и т.д. Мне интересным показалось то, что сегодня существуют методики исследовательской деятельности, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста. Методологической основой организации исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста явились утверждения А.И. Савенкова, прежде всего это: Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать и ( перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. По своему опыту работы, хочу заметить, что говоря о работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) им, конечно, необходима помощь педагога и родителей. Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое, и при которой, ребенок хочет решить какие- то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен их искать. Для создания проблемных ситуаций мною используются следующие методические приемы: - Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его решения, - Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос - Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов - Постановка конкретных вопросов на обобщение, конкретизацию, логику. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны следующие типы исследований: - Опыты, экспериментирование,
- Коллекционирование (классификационная работа) - Путешествие по «Реке времени»- история профессий, история письменности, почты и т. п. - Путешествие по карте – стороны света, рельефы местности и т. д. Я составила вопросы по каждой теме, на которые дети отвечали с помощью родителей и педагога, собирали материал по данной теме из разных источников информации, оформляли его, готовили сообщение. Результатом исследовательской деятельности считаю: Творческие работы детей, выполненные при помощи родителей и педагога, освоение детьми социального опыта совместной деятельности, расширение и обогащение знаний детей о мире, об истории своей страны, своего города и всемирной истории, временных рамок т.п. создание условий для рождения нового опыта. Развитие уровня коммуникативной компетентности, осознания функций речи (готовят сообщение, с которым выступают перед детьми), а также развитие самопознания и положительной самооценки. Очень важным моментом, считаю также, смотивированность и заинтересованность родителей дошколят в поисково-исследовательской работе, которые зачастую, сами увлекаются предложенной темой и материала собирают гораздо больше необходимого их детям для доклада. Например, готовя сообщение о домах и строениях г. Ангарска, о памятниках родного города, родители так увлеклись, разыскивая материал в библиотеках города, в интернете, что составили скорее реферат для старшеклассников, чем доклад для дошкольников, позже признались, что, собирая материал, сами заинтересовались , открыли для себя много нового, казалось бы в известных всем ангарчанам вещах, и уже не смогли вовремя остановиться. И здесь уже возникает другая задача - из большого объема материала выбрать необходимое количество для сообщения, которое готовят вместе с ребенком.
В следующем году планирую продолжить проводить поисково- исследовательскую работу с детьми, обратившись, в том числе, к биографической и к классификационной работе.
1.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНОГО СЕМЕЙНОГО ТВОРЧЕСТВА
ПЕДАГОГА «ШКОЛЫ ДОШКОЛЬНИКОВ» СОЛОВЬЕВОЙ Е.В ПО
ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПОДЕЛОК И СУВЕНИРОВ:
«Шедевры своими руками»
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: 1.обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 2. развитие познавательных способностей; 3. развитие творческого воображения; 4. развитие творческого мышления; 5. развитие коммуникативных навыков. Эстетическое развитие: - углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов - овладение различными видами художественной деятельности - развитие способностей к эстетической оценке. Задачи обучения: 1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; 2. Приобщать детей к процессу познания; 3. Формировать различные представления; 4. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; 5. Побуждать детей к совместной творческой деятельности, экспериментированию Совершенствование психических процессов: 1. Формирование эмоциональной заинтересованности; 2. Знакомство с техниками прикладного творчества
3. Развитие мышления и воображения.
2.
В рамках проведения совместных семейных оздоровительных занятий
на уроках ритмики педагогом Клыченко А.А.зачастую используются новые методики. В частности
«Су-Джок» терапия -
(массаж специальным шариком с шипами) Нетрадиционная технология используется с целью укрепления всего организма, воздействует на биологически активные точки, стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Это высокоэффективный универсальный безопасный метод с использованием логоритмии.
Мастер –класс
по изучению «Су-Джок» терапии очень понравился родителям дошколят. Многие семьи приобрели в аптеках специальные наборы «Су- Джок» и используют дома для массажа и самомассажа. Цель, которую ставит педагог перед началом занятий – укрепление здоровья, профилактика заболеваний, приобщение семьи к здоровому образу жизни -отчасти достигнута, благодаря в том числе и педагогическому мастерству педагога, сделавшему занятия ритмикой интересными, разнообразными, занимательными и полезными.
Воспитательный аспект
1.Родительские собрания.
Не менее трех родительских собраний ежегодно проводится в отделе руководителем структурного подразделения Кладовой Э.А. В сентябре – организационное собрание «Особенности работы Школы дошкольников» В декабре - подведение итогов 1-го полугодия. Подготовка к открытым занятиям, новогоднему утреннику.
В апреле-мае - итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» подведение итогов учебного года- выступление педагогов, подготовка к проведению экскурсий, выпускного.
2.Работа с родительским активом
Оформление родительского актива и работа с ним традиционно осуществляется в «Школе дошкольников» . Актив занимается решением хозяйственных нужд - составляется смета расходов родительских пожертвований на год, а также вопросами подготовки к новогоднему утреннику ( подарки), проведение экскурсий, выпускного в «Школе дошкольников» и т.д. Родительский актив выявляет родительский спрос на проведение тех или иных мероприятий, встреч и бесед , курирует многие вопросы жизни «Школы дошкольников». 3.Встречи с узкими специалистами (логопед, психолог, педиатр и т. п.) Работа логопеда Медведской И.А. в течение последних трех лет очень востребована. Проблемы с речью у детей дошкольного возраста возрастают. Ирина Александровна проводит как индивидуальную работу с семьей, так и работу с группами родителей, беседы, встречи на темы: «Как развивать речь ребенка дома», «Заикание у детей », «Особенности работы логопеда» и т.п. Психолог Котурай А.В. также работает с семьями воспитанников «Школы дошкольников» систематически, используя разные формы работы, проводя беседы, консультации, лекции, индивидуальную работу, работу с группами родителей по темам: «Психотипы детей», «Психологическая готовность ребенка к школе», «Детские страхи» и др. Организуются встречи с педиатрами, эпидемиологами -по запросу родителей. Беседа о профилактике гриппа, ОРВИ, менингита- это могут быть сезонные предпочтения, или возникновение эпидемий в городе- приглашаются специалисты из детской городской больницы №1 , Заведующая детской поликлиникой Хасанова А.В. не раз проводила интересные беседы с родителями по психосоматике.
4.Анкетирование семьи
Результаты анкетирования родителей детей, занимающихся в структурном подразделении «Дворца творчества детей и молодежи» «Школа дошкольников» Анкетирование в структурном подразделении «Школа дошкольников» руководителем Кладовой Э.А., психологом, родительским советом, независимыми экспертами проводятся систематически -1-2 раза в году с целью выявления степени удовлетворенности родителей качеством предлагаемых образовательных услуг, психологическим климатом
Вывод :
на основании анализа результатов анкетирования родителей детей воспитанников «Школы дошкольников» на протяжении трех последних лет отмечено, что степень удовлетворенности родителей качеством предлагаемых образовательных услуг находится на стабильно высоком уровне и составляет 95%. Уровень психологического комфорта в «Школе дошкольников» отмечает не менее 93% опрошенных. Пожелания родителей, высказываемые в адрес администрации образовательного учреждения по улучшению условий пребывания детей во Дворце творчества обязательно учитываются, делается все возможное для улучшения условий пребывания детей в стенах Дворца творчества детей и молодежи.
5.Экскурсии.
Экскурсии в музеи города в «Школе дошкольников» традиционно проводятся в мае. Это экскурсии в Музей Победы, в Музей Часов и в Музей минералов, автобусная экскурсия по городу. Кроме этого проводятся экскурсии в зоопарк, в террариум ДТДиМ, а также на выставки прикладного творчества, выставки экологической направленности и др.
И другое. Желаю удачи!
В раздел дополнительное образование