"Средства музыкальной выразительности"
практическое занятие по вокалу
Автор: Тимакова Ольга Александровна, учитель музыки, МБОУ СОШ №67, Иркутск,Иркутская область
В раздел дополнительное образование
РАЗРАБОТКА
Занятия по вокалу к авторской адаптационной образовательной программе внеурочной деятельности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК» Тема: «Средства музыкальной выразительности»
Автор:
учитель музыки
МБОУ г.Иркутска СОШ №67
Тимакова Ольга Александровна
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Погрузить учащихся в мир музыки, дать представление о воздействии музыки на человека средствами музыкальной выразительности.
ЗАДАЧИ:
Предметные:
Продолжить знакомство с основными средствами музыкальной выразительности; обучать протяжному пению legato, освоению штрихов staccato,non legato. Работать над звуковедением, дыханием, вокально- хоровыми навыками: добиваться стройности звучания, единства и ансамблевого пения. Совершенствовать музыкальное восприятие.
Метапредметные:
Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
Личностные:
Воспитывать музыкальный вкус учащихся, эмоционально-целостное отношение, устойчивый интерес к музыкальному искусству.
ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютер, СД- проигрыватель, фонограммы песен, фортепиано, таблички с названиями средств музыкальной выразительности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Музыкальное приветствие. 2. Повторение ранее изученных средств музыкальной выразительности. - У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства, например, в живописи- рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой хореографии является танец, драматического- игра актеров и т.д. Музыка обладает своим особенным языком- языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства. Какой главный элемент музыкальной речи? (Показываю таблички с названиями средств музыкальной выразительности, ребята вспоминают их значение.)
МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения.Она может быть плавной, скачкообразной, отрывистой, это зависит?..(от РИТМА) -РИТМ- это чередование коротких и длинных звуков ,он влияет на характер музыки, придает произведению плавность, мягкость, создает ощущение тревоги, взволнованности. -ЛАД- ладить-значит находиться в согласии. Ладить и не ладить могут между собой не только люди, но и звуки. Итак, в музыке существуют два лада, какие? (мажор, минор). -Следующий элемент музыкальной речи РЕГИСТР, т.е. местоположение звуков. Какие бывают регистры? (высокий, средний, низкий). -Еще одно выразительное средство - ТЕМП. Что это? (скорость исполнения). Каким бывает темп? (быстрый, медленный, умеренный). -Не меньшее значение имеет ТЕМБР.(тембр- это окраска звука) Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр, также свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру, мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.(игра «Узнай, чей голос?») И еще одно средство - ДИНАМИКА. Что это такое? ДИНАМИКА - это сила звучания. Основных динамических оттенка два: форте- громко и пиано- тихо. З.Итак, мы вспомнили некоторые из главнейших средств музыкальной выразительности, а сейчас поговорим еще об одном очень важном средстве, необходимом при исполнении вокальных произведений. Это ЗВУКОВЕДЕНИЕ. Создавая произведения для пения, композиторы используют в качестве музыкального инструмента хоровой коллектив, обладающий очень яркими и самобытными красками. В звуковедении существуют основные штрихи- legato и non legato, то есть связное и отрывистое пение. Любой штрих можно легко представить зрительно.(ребята ассоциативно сопоставляют картинки с разными штрихами: орел, конь, поле цветов, капли). 4. СЛУШАНИЕ: - А теперь слушаем произведение П. Чайковского « Танец пастушков» из балета « Щелкунчик». Какими музыкальными средствами пользовался композитор? 1. Беседа об исполнении данного произведения. 2. На каждом занятии вокалом есть процесс распевания. В распевании мы продолжаем приобретать разные навыки исполнения штрихов звуковедения. 3. ВОКАЛЬНО- ХОРОВАЯ РАБОТА: Распевание. - ма, мэ, ми,мо, му- на одном звуке в унисон -«Родина,Родина моя»- legato, на одном дыхании -дон- дон-дон - staccato с выдохом -бра, брэ, бри, бро, бру - четкое проговаривание слогов; с акцентом. - распевка « Лягушка»- разными штрихами, динамическими оттенками каждый куплет.
Проговаривание текста песни «Это знает всякий» в быстром темпе. Исполнение каждого куплета по рядам. ИТОГ: Сегодня мы закрепили все средства музыкальной выразительности, познакомились с разными штрихами звуковедения. Без этих средств песенное искусство не смогло бы донести красоту произведения слушателям. Мы с вами хотим научиться пению , которое бы радовало слушателей, чтобы наше творчество приносило удовольствие не только слушателям, но и нам; именно поэтому необходимо овладеть вокальной техникой звуковедения.Это очень сложный процесс и для этого потребуется ни одно занятие.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Распевка «Лягушка»(пение ) 2. П. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»(слушание) 3. Упражнения для распевания.(пение) 4. Е.Крылатое, Ю. Энтин «Это знает всякий» из к\ф « Приключения Электроника»
В раздел дополнительное образование