Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Аккорды и их применение в Музицировании"

Открытый тематический урок по сольфеджио

Автор: Конкина Любовь Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин, МКОУ ДО "Курчатовская ДШИ", город Курчаттов, Курская область



В раздел дополнительное образование

Показательный урок по предмету сольфеджио с учащимися 1-5 классов фортепианного, струнно-смычкового и народного отделений. Тема: «Аккорды. Их применение в музицировании.» Преподаватель: Конкина Л.А. Курчатов – 2014г.

Тема урока
: «Аккорды и их применение в музицировании»
Цель урока
: Показать изучение аккордов, начиная с первого года обучения и заканчивая пятым. Применение этих знаний в домашнем музицировании.
Задачи:

Образовательные:
изучить и усвоить темы аккордов в каждом классе.
Развивающие:
способствовать развитию аккордового аккомпанемента в буквенном изложении в сборниках песен, танцев и популярных мелодий. Групповое музицирование.
Воспитательные:
Развитие восприятия гомофонной музыки. Умение слушать партнёров по ансамблю. Весь ход работы подчинён развитию навыков аккордовой игры и умению слушать партнёра.
Тип урока:
развивающий.
Форма урока:
индивидуально-групповая.
Методы обучения:
наглядные, объяснение и показ на примере педагога.
Словесные:
беседа, объяснение.
Наглядные:
карточки с буквенными схемами, аккордовые последовательности(таблицы), сборники песен.
Практические:
игра и пение (индивидуальные и в ансамбле).

Технология обучения:
индивидуальный подход к каждому ученику.
Личностно- ориентированное:
выявление индивидуальности каждого ученика и его наиболее яркие стороны работы.
Оснащение урока:
Литература: музыкальный сборник песен Юрия Энтина «Кто на новенького». Учебное пособие с правилами. Таблицы и карточки с аккордовыми последовательностями. (прилагаются).
Ход урока:
1. С ученицей первого класса фортепианного отделения Ламоновой Любой показываем изучение трезвучий. Играем в тональностях T 3 5. Затем – обращение тонического трезвучия: Т 6, Т 4 6, Т 3 5 в разных тональностях вразбивку. А теперь Люба сыграет перемещение тонического трезвучия правой и левой рукой вверх и вниз. В первом классе это первое знакомство с аккордом как средством гомофонной музыки. 2. Во втором классе начинаем изучать три основные гармонические функции: Тонику, Субдоминанту и Доминанту. Начинаем игру Элементарного функционального оборота (далее ЭФО) в тональностях. А) Учащаяся 2 класса Шанина Юля (фортепианное отделение).
Для начала повторим все пройденные тональности в буквенном обозначении ( показываю карточки с буквами). Теперь по буквенным обозначениям играет аккорды в плавном соединение.( карточки). Сыграть Элементарный Функциональный оборот в тональностях до трёх знаков в трёх положениях: 1:Т 3 5 – S 6 4 – D 6 – T 3 5 ; 2:Т 6 – S 3 5 – D 4 6 – T 6 ; 3: T 4 6 – S 6 – D 3 5 – T 4 6 . Подбор песни «Маленькая ёлочка» с аккомпенементом. Б) Кажикина Алиса поёт Элементарный Функциональный Оборот (в дальнейшем ЭФО) в ломанном движении (правой рукой играет ломанные обороты, а в левой руке аккорды в положении первого оборота). Игра аккордовых последовательностей: Тональность Е- dur: Т 4 6 –T 6 –S 3 5 – D 4 6 – D 6 – T 3 5 , В тон-ти B- dur: T 3 5 – D 6 – T 3 5 – T 6 – S 3 5 – S 6 – D 3 5 – T 4 6 . 3. В четвёртом классе начинаем изучение септаккордов. Ученица 4 класса (фортепеанного отделения) Ружицкая Мария. А) Повторяем 6 видов септаккордов. Строит и играет шесть септаккордов от звуков, с определением их функциональной пренадлежности. Б) ЭФО в септаккордовом изложении в мажоре и миноре: T 7 – Sll 2 – D 5 6 – T 2 ; T 2 – S 3 4 – D 7 – T 3 4 ; T 3 4 – S 5 6 – D 2 – T 5 6 ; T 5 6 – S 7 – D 3 4 – T 7.
В) Играет ступеневый ряд в септаккордах. l 7 – Vl 7 – ll 7 – V 7 – l 7 – в плавном соединении. 4. В пятом классе продолжаем изучать септаккорды. Вводится понятие двойной доминанты (DD 7 ). Кузнецова Лиля (скрипичное отделение) сыграет аккордовую последовательность (добавляем DD 7 ). T 5 6 – Sll 7 – DD 7 – D 3 4 – T 7 – Sll 2 – D 5 6 – T 2 . Двойную доминанту в данном случае можно трактовать как альтерированную субдоминанту с повышенным терцовым тоном (по Римскому Корсакову). Б) Ученица 5 кл. Переверзева Ирина (скрипичное отделение) Сыграет гармонические обороты с DD 7 в мажоре и миноре. T 7 - Sll 7 – DD 7 – D 7 – T 7 с плавным голосоведением. ( четыре положения). 5. Продолжаем работу над «Золотой секвенцией» в септаккордовом изложении с перемещением. Учащаяся 5 класса Ковардина Анна играет «Золотую секвенцию» с перемещением септаккордами. Игра секвенций особенно применима в музицировании, т.к. её можно найти почти в каждой песнп или популярной мелодии. Поэтому игре секвенций уделяется много времени.
Пример «Золотой секвенции» в «Песенке о жирафе» - муз. Чичкова, сл. Ю. Энтина. Исполняет Кузнецова Лиля. Ещё один пример на «Золотую секвенцию». Песня из к/ф «Достояние республики» Кто на новенького» -муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. Исполняют песню Перегудов Роман 5 кл.(отделение народных инструментов) вокал, аккомпанирует на фортепиано Переверзева Ирина (скрипичное отделение). Аккомпанемент с буквенным обозначением. 6. Эллиптические обороты или игра D 7 по кварто – квинтовому кругу. Так же часто встречающийся элемент в песенных композициях. Учащаяся 5 класса Переверзева Ирина сыграет D 7 по кварто – квинтовому кругу. А теперь пример песни в котором применяется этот приём. Ружимкая мария 4 класс поёт и аккомпанирует себе песню «Лесной олень» из к/ф «31 июля» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.Ещё пример эллиптических оборотов (D 7 по кругу). Исполняют ученики 5 классов Перегудов Роман (аккордеон) и Переверзева Ирина (скрипка) ансамбль: песенка « Синяя вода» из мультфильма «Катерок» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина. 7. Теперь о модуляции. В 5 классе мы изучаем модуляции в тональности l степени родства. Играем гармонические схемы и модулирующие периоды. Перегудов Роман сыграет схемы модуляций в родственные тональности: из C- dur - d-moll, C-dur - G-dur,
a-moll - C-dur, a-moll - G-dur . 8. В конце урока все участники большим ансамблем исполнят французскую народную песню песенку «Танец утят». Поют ученицы 1 кл. Ламонова Люба, 2 кл. Шанина Юля и Кажикина Алиса. Аккомпанируют на фортепиано Ружицкая Мария и Ковардина Анна , на скрипке Переверзева Ирина. В заключении урока хочется сказать, что все усилия педагогов – теоретиков в конечном итоге и нужны, чтобы ученики могли вот так свободно играть, музицировать, доставляя себе и окружающим удовольствие.


В раздел дополнительное образование