"Учитель – это судьба!?"
эссе
Автор: Дроздова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, МБУДО г.Иркутска ДДТ №3, Иркутск
В раздел дополнительное образование
«
Учитель – это судьба!?»
«Надо помочь ребёнку через искусство глубже выразить свои мысли и чувства; надо помочь ребёнку это познание самого себя сделать средством познания других, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких открытий и значительных переживаний жизни». Крупская Н.К.. Я никогда особо не задумывалась о выборе профессии, но всегда знала, что она будет связана с музыкой. Я выросла в музыкальной семье. Мама – музыкальный руководитель в детском саду. Папа, хоть не имеет музыкального образования, но большой любитель музыки с хорошим слухом и красивым тембром голоса. Помню как отец всегда убаюкивал меня своими любимыми песнями, теперь часто поёт их моему сыну, а сын воодушевлённо подпевает ему, как я когда-то. Я очень рано стала запоминать слова песен и сказок. В 3 года чисто пела и пересказывала любимые сказки очень близко к тексту. Вокруг меня всегда звучала музыка: солировала в детском саду, затем в хоре музыкальной и общеобразовательной школ; дома с удовольствием слушала игру братьев на гитаре; у мамы на работе играла на детских утренниках то Зайчика, то Сверчка, то Снегурочку, и везде, конечно, пела. В детстве музыка была моим единственным и очень сильным увлечением. После музыкальной школы поступила в музыкальный колледж. На вокальное отделение берут и без музыкального образования, если очень хорошие данные. В нашей группе было много таких студентов, поэтому теорию музыки и сольфеджио мне пришлось изучать с самого начала. Сначала я хотела осваивать музыкальную грамоту с другим курсом, но одногруппники начали обращаться ко мне за помощью, и я поняла, что помогать им мне нравится больше, чем учиться самой. Я стала правой рукой преподавателя по сольфеджио. Постоянно помогала усвоить материал всем, кто попросит, проверяла домашнее задание. Это касалось не только музыки. Проводила консультации в назначенное время, несколько раз даже подменяла своих педагогов по вокалу и сольфеджио. Конечно, никто из студентов не понимал моего рвения, а желающих получить консультацию появлялось всё больше. Не знаю почему, но мне всегда очень хотелось, очень нравилось учить. Не поучать, а помогать, быть полезной, передавать другим свои знания. Мои тетради никогда не переписывали, с них снимали копию. Выглядят они как учебники, в каждой есть содержание. Во время учёбы в колледже я и нашла своё призвание, то занятие, которое было близко сердцу. Я поняла, что стану педагогом. Я не выбирала профессию, она будто выбрала меня сама.
Нашла в колледже я и своего мужа, баяниста по специальности. Сейчас он получает высшее педагогическое образование в Восточно – Сибирской Государственной Академии образования, ну, а я помогаю ему в этом. Колледж стал моим вторым домом. Нередко вожу своих учеников на концерты студентов колледжа и ВСГАО, гала-концерты детских вокальных конкурсов. Однажды сама организовала и провела для детишек творческую встречу с талантливой певицей Юлией Сайко. Дети внимательно слушали и активно задавали вопросы. Сейчас думаю об организации концерта талантливых студентов-музыкантов в стенах нашего дома творчества. Я очень хочу, чтобы мои ученики стали любителями хорошей музыки. Конечно, следует научить детей певческим навыкам, свободе общения со зрителем, дать им элементарные знания музыкальной литературы и теории музыки, расширить музыкальный кругозор. Но этого недостаточно, чтобы привить любовь к классической музыке, обогатить музыкальные впечатления детей, повысить духовную культуру. Намного важнее как можно чаще давать детям возможность слушать «живую» музыку. Поэтому я и поставила перед собой важную, на мой взгляд, задачу – воспитание музыкального вкуса детей через их общение с музыкальной жизнью родного города. Очень приятно, что мои труды не оказались напрасными. Большинство моих воспитанников занимается музыкой лишь в моём кружке и на уроке музыки в школе. При этом половина из них к концу первого года обучения в вокальном объединении всерьёз задумались о дальнейшем профессиональном музыкальном образовании. За год моей педагогической деятельности я сильно привязалась к своим ученикам, полюбила их всем сердцем. Невозможно в полной мере описать то чувство, которое охватывает меня при виде улыбок на лицах детей, бегущих ко мне навстречу. Они тут же начинают обнимать, прыгать от радости, рассказывать свои новости. На душе всегда так тепло от встречи с ними, от понимания, что я им нужна. Все дети такие разные по своей природе: послушные и шаловливые, активные и не очень – но все хотят внимания и ласки, и все так забавно радуются и гордятся, когда их хвалишь даже за самые малые достижения. Да, все они разные и каждому нужен индивидуальный подход, разные методы и приёмы обучения и воспитания. Менее талантливые дети не должны оставаться без внимания! Задания для них облегченные, требования лояльные только в начале, итогом длительной и трудоёмкой работы с менее талантливыми детьми должно быть приравнивание их уровня развития к уровню остальных воспитанников. И нельзя забывать, что деятельность ребёнка должна быть желанной и радостной! Учитель может быть иногда жёстким и требовательным, может быть «вредной занудой», но обязательно должен любить маленькое существо, с большим добрым сердцем, и быть готовым в любой момент прийти ему на помощь в сложной ситуации. Только в этом случае учитель увидит в глазах
детей уважение, прочтёт в них осознание, что для тебя, как для педагога, просто не существует другой профессии, другого стиля жизни. Таким образом, размышляя над миссией учителя, я пришла к выводу: «Учитель – это судьба, учительство – это служение, а не работа ». Настоящий учитель работает не ради заработка, а для исполнения своей миссии на Земле. Учитель музыки – это не просто музыкант, который передаёт детям своё мастерство. Воздействуя через музыку на духовный мир, он вкладывает в каждого ребёнка свои силы, здоровье и душу, желая превратить крохотную личность в настоящего ценителя искусства, обладающего музыкальным и художественным вкусом. И пусть ученик не пойдёт по стопам учителя, но музыка не останется для него детской забавой или бессмысленной тратой времени, она навсегда займёт серьёзное место в его сердце, в его жизни.
В раздел дополнительное образование