"Воспитание и развитие детей средствами вокального искусства"
эссе
Автор: Дроздова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, МБУДО г.Иркутска ДДТ №3, Иркутск
В раздел дополнительное образование
1
1
Воспитание и развитие детей средствами вокального искусства
Говоря о пользе вокального искусства в воспитании и развитии детей, необходимо, прежде всего, сказать о ведущей роли музыки в становлении Личности. Начну я свое выступление словами выдающегося советского педагога-новатора, создателя оригинальной педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью ↑, Василия Александровича Сухомлинского: «Без музыки не может быть полноценного воспитания личности. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Музыка. Что значит она в нашей жизни? Что чувствуем мы, слушая различную музыку? Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то, прекрасное, без чего жизнь человека превращается в существование. Никакое другое искусство не способно выражать и передавать эмоции так, как это делает музыка. Именно музыкальное звучание имеет тесную связь с эмоциональной стороной духовной жизни человека. Сила музыки поистине безгранична. Она способна пробуждать лучшее, что есть у человека – его стремление к доброте, красоте, любви, созиданию. Главное состоит в том, что пользу от занятий музыкой человек почувствует независимо от его профессионального выбора. Музыкальная психология убедительно доказала, что дети, занимающиеся музыкой, лучше успевают по всем предметам. Занятия музыкой развивают коммуникативные навыки, обостряют внимание, воспитывают волю и дисциплину, стимулируют развитие интеллекта и эмоционального восприятия, не говоря уже о том, что музыка как всякое интеллектуальное увлечение, отвращает от всевозможных опасностей подросткового возраста. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Музыканты сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать руку помощи. Основным средством музыкального воспитания является пение. Оно наиболее близко и доступно детям с дошкольного возраста . Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое
2 2 способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через пение. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма. Хочу подчеркнуть, что именно вокальное искусство, а не обучение пению само по себе, способно воспитать ребёнка и развить в нём лучшие человеческие качества. То есть
воспитанию и развитию детей способствует именно то пение, которое
является искусством
. На занятиях вокалом ребёнку любого возраста необходимо петь с сопровождением музыкального инструмента (обычно это фортепиано) , ведь инструментальное сопровождение не только помогает формированию певческого аппарата, развитию певческих навыков и музыкального слуха, но и способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. А эмоциональная отзывчивость – это ключ к духовному воспитанию. Огромную роль в обучении пению играет правильно подобранный репертуар : прежде всего классика и народное творчество, т.е. полноценная в художественном отношении музыка. Можно использовать песни современных композиторов, но их текст должен иметь смысл, а музыкальное сопровождение – художественную ценность. Чайковский, Моцарт, Бетховен, Рахманинов, Прокофьев и многие другие величайшие композиторы во все времена создавали несложные песни и романсы с целью заинтересовать, привлечь детей, пробудить в них устойчивый интерес к вокальному творчеству и высокому искусству. Ведь издавна известно, что детский период является основополагающим для развития и воспитания человека. Но творения Великих Мастеров не найдут путь к юным сердцам, если не будут подкреплены усилиями педагога-профессионала, который хорошо знает музыку, любит её, умеет преподнести детям, рассказывая о ней. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать, понять, полюбить. Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребёнок развивается соразмерно своим интересам и потребностям. К сожалению, очень мало родителей и ещё меньше детей в наше время интересуется классической музыкой.
3 3 Человечество в данный период переживает кризис культуры и духовности, он усугубляется пропагандой через СМИ и телевидение псевдокультуры, жестокости и насилия. Духовно-нравственная деградация охватывает всё общество. В России эти явления приобрели наибольшую остроту, особую тревогу вызывает духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Ведь главная ценность и богатство на земле – это дети, какими мы их воспитаем такое и получим общество. Хочу привести Вам три моих любимых цитаты, дополняющие друг друга, принадлежащие известным писателям-философам (Ильину Ивану Александровичу, Иогану Гёте и Оскару Уайльду): «Без духовного созерцания человек может наделать на земле много крика и шума, совершить множество зла и пролить моря крови, совершить много ничтожного, позорного и пошлого – но великого он не совершит ничего… Напротив, духовное созерцание открывает человеку смысл вселенной, включает его в Божию ткань мира, делает его жизнь предметной и приобщает его самого к творчеству. Это духовное созерцание доступно каждому из нас; к нему способен и самый простой, необразованный или неумный человек. Если к этому созерцанию присоединяется талантливость, то начинается истинное творчество». (Ильин И.А) «Человек, обладающий талантом, испытывает величайшее счастье, когда использует этот талант» – сказал (Иоган Гёте). «Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым» (Оскар Уайльд). Вся тайна образования, воспитания и обучения наших детей заключена в нас самих. Если мы читаем хорошие книги, если набираем творческий опыт, если мы обмениваемся знаниями, если размышляем о прекрасном, то делаем всё это, чтобы изменить себя, сделать совершенней, а через нас изменится внешний мир к лучшему и безобразное обратится к прекрасному.
Воспитание и развитие детей средствами вокального искусства
Говоря о пользе вокального искусства в воспитании и развитии детей, необходимо, прежде всего, сказать о ведущей роли музыки в становлении Личности. Начну я свое выступление словами выдающегося советского педагога-новатора, создателя оригинальной педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью ↑, Василия Александровича Сухомлинского: «Без музыки не может быть полноценного воспитания личности. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Музыка. Что значит она в нашей жизни? Что чувствуем мы, слушая различную музыку? Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то, прекрасное, без чего жизнь человека превращается в существование. Никакое другое искусство не способно выражать и передавать эмоции так, как это делает музыка. Именно музыкальное звучание имеет тесную связь с эмоциональной стороной духовной жизни человека. Сила музыки поистине безгранична. Она способна пробуждать лучшее, что есть у человека – его стремление к доброте, красоте, любви, созиданию. Главное состоит в том, что пользу от занятий музыкой человек почувствует независимо от его профессионального выбора. Музыкальная психология убедительно доказала, что дети, занимающиеся музыкой, лучше успевают по всем предметам. Занятия музыкой развивают коммуникативные навыки, обостряют внимание, воспитывают волю и дисциплину, стимулируют развитие интеллекта и эмоционального восприятия, не говоря уже о том, что музыка как всякое интеллектуальное увлечение, отвращает от всевозможных опасностей подросткового возраста. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Музыканты сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать руку помощи. Основным средством музыкального воспитания является пение. Оно наиболее близко и доступно детям с дошкольного возраста . Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое
2 2 способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через пение. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма. Хочу подчеркнуть, что именно вокальное искусство, а не обучение пению само по себе, способно воспитать ребёнка и развить в нём лучшие человеческие качества. То есть
воспитанию и развитию детей способствует именно то пение, которое
является искусством
. На занятиях вокалом ребёнку любого возраста необходимо петь с сопровождением музыкального инструмента (обычно это фортепиано) , ведь инструментальное сопровождение не только помогает формированию певческого аппарата, развитию певческих навыков и музыкального слуха, но и способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. А эмоциональная отзывчивость – это ключ к духовному воспитанию. Огромную роль в обучении пению играет правильно подобранный репертуар : прежде всего классика и народное творчество, т.е. полноценная в художественном отношении музыка. Можно использовать песни современных композиторов, но их текст должен иметь смысл, а музыкальное сопровождение – художественную ценность. Чайковский, Моцарт, Бетховен, Рахманинов, Прокофьев и многие другие величайшие композиторы во все времена создавали несложные песни и романсы с целью заинтересовать, привлечь детей, пробудить в них устойчивый интерес к вокальному творчеству и высокому искусству. Ведь издавна известно, что детский период является основополагающим для развития и воспитания человека. Но творения Великих Мастеров не найдут путь к юным сердцам, если не будут подкреплены усилиями педагога-профессионала, который хорошо знает музыку, любит её, умеет преподнести детям, рассказывая о ней. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать, понять, полюбить. Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребёнок развивается соразмерно своим интересам и потребностям. К сожалению, очень мало родителей и ещё меньше детей в наше время интересуется классической музыкой.
3 3 Человечество в данный период переживает кризис культуры и духовности, он усугубляется пропагандой через СМИ и телевидение псевдокультуры, жестокости и насилия. Духовно-нравственная деградация охватывает всё общество. В России эти явления приобрели наибольшую остроту, особую тревогу вызывает духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Ведь главная ценность и богатство на земле – это дети, какими мы их воспитаем такое и получим общество. Хочу привести Вам три моих любимых цитаты, дополняющие друг друга, принадлежащие известным писателям-философам (Ильину Ивану Александровичу, Иогану Гёте и Оскару Уайльду): «Без духовного созерцания человек может наделать на земле много крика и шума, совершить множество зла и пролить моря крови, совершить много ничтожного, позорного и пошлого – но великого он не совершит ничего… Напротив, духовное созерцание открывает человеку смысл вселенной, включает его в Божию ткань мира, делает его жизнь предметной и приобщает его самого к творчеству. Это духовное созерцание доступно каждому из нас; к нему способен и самый простой, необразованный или неумный человек. Если к этому созерцанию присоединяется талантливость, то начинается истинное творчество». (Ильин И.А) «Человек, обладающий талантом, испытывает величайшее счастье, когда использует этот талант» – сказал (Иоган Гёте). «Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым» (Оскар Уайльд). Вся тайна образования, воспитания и обучения наших детей заключена в нас самих. Если мы читаем хорошие книги, если набираем творческий опыт, если мы обмениваемся знаниями, если размышляем о прекрасном, то делаем всё это, чтобы изменить себя, сделать совершенней, а через нас изменится внешний мир к лучшему и безобразное обратится к прекрасному.
В раздел дополнительное образование