"Дыхание во время исполнения маленьких прыжков"
методическая разработка
Автор: Шикарева Наталья Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО "ЦВР "Парус" г.о. Самара, Самара
В раздел дополнительное образование
Дыхание во время исполнения маленьких прыжков.
Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. В первой группе прыжков воздушные: для такого прыжка танцующий должен сообщить движению нельзя сделать, не отрываясь от земли, без прыжка, но они не устремлены вверх, а, как ползучие растения, стелются по земле. Воздушные прыжки в свою очередь подразделяются на 4 вида: 1. Прыжки с двух ног на две, среди них исполняемые непосредственно с V позиции:changement de pied, pas echappe; 2. Прыжки с двух ног на одну. Они тоже имеют разновидности: sissonne ouverte, pas jete с V позиции; 3. Прыжки с одной ноги на другую; 4. Комбинированные прыжки При развитии прыжка следует руководствоваться следующими указаниями: 1. Перед всяким прыжком должно быть сделано demi plie. Так как главным фактором подачи силы при отделении танцующего от пола служит ступня, необходимо при выработке прыжка обращать внимание на правильное demi plie, то есть не отделять пяток от пола. 2. В момент прыжка следует держать ноги напряженно вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, если прыжок делается двумя ногами. Если же он делается на одну ногу, другая принимает требуемое позой положение, причем надо строго соблюдать выворотность верхней части ноги и стройность спины, то есть не выпячивать ягодицы. 3. После прыжка ноги должны коснуться пола сначала носком, затем плавно перейти на пятку и опуститься в demi-plie, после чего вытянуть колени. К изучению прыжков подходят постепенно и изалека. Для детей и начинающих первоначальным упражнением служит следующее: встать в первую позицию, demi-plie, оттолкнуться пятками и прыгнуть, захватив вытянутые колени; опускаясь, касаться пола носком, в следующий момент опуститься на пятки на demi plie, выпрямиться и вытянуть колени. Мы остановимся на первых двух видах прыжков. Во время исполнения changement de pied вырабатывается мягкость и
эластичность прыжка, устраняя всякую его жесткость. Для более подготовленных учениц-petit changement. Все проделывается также, но прыжком не надо отрывать ноги от пола, носок все время в соприкосновении с полом, как бы встаете на пальцы. Движения исполняются непрерывной цепью, без упора на plie, хотя надо заметить, что акцент делается не в воздух, а в пол, на plie. В таком виде это упражнение еще эффективнее и действительнее в своих результатах и применяется в конце экзерсиса на середине зала в быстром темпе. Pas echappe можно делать из пятой позиции как во вторую, так и в четвертую на croise и efface, придавая соответствующую позу рукам. Но вообще на таких небольших прыжках позы рук не должны быть высоки. Высокое положение рук следует оставить для больших прыжков. Делая echappe, необходимо следить за равномерным plie обеих ног, особенно быть к этому внимательным при исполнении echappe с четвертой позиции. Живой организм постоянно расходует энергию на движение, непременно должны пополняться. При отсутствии кислорода процесс высвобождения энергии становится невозможным. Любая физическая работа, как мы знаем, увеличивает глубину и частоту дыхания. Прыжки тоже являются большой физической нагрузкой, вызывающей изменение дыхания из-за повышенного потребления кислорода. Изменения в дыхании начинаются еще до начала прыжков, а затем продолжаются в процессе врабатывания. По мере приспособления к быстрым и сильным движениям в процессе тренировок в коре головного мозга образуются временные связи между центрами, регулирующие процесс дыхания, и двигательными центрами коры. Поэтому частота и глубина дыхания приспосабливаются к ритму двигательной деятельности. Связь между дыханием и движениями рук устанавливается довольно быстро, так как при этом сокращаются все группы дыхательных мышц и рефлексы очень скоро вырабатываются. Но координирование дыхания и работы ног требует длительной тренировки. Исполнение маленьких прыжков дает возможность выработать специальные приемы дыхания, помогающие танцовщику легко переносить большую физическую нагрузку и быстро приводить в норму дыхание и деятельность сердца по окончанию работы. Другими словами, овладение специальными приемами дыхания ускоряет ход вырабатывания и восстановительные процессы после активной двигательной деятельности.
Хорошо тренированные физически танцовщики, имеющие двигательно-танцевальные и дыхательные навыки, всегда легче переносят и периоды усиленных репетиций, и ведущие партии. Их организм иначе приспосабливается к усиленной работе, чем у малотренированных и не владеющих дыханием. У людей тренированных увеличение нагрузки вызывает главным образом углубление дыхания, за счет чего и увеличивается легочная вентиляция. У нетренированных это происходит за счет учащения дыхания, но при этом поступление кислорода в кровь у них увеличивается не намного, так как большая часть дыхания приводит лишь к частичному заполнению легких воздухом «поверхностное дыхание». У очень хорошо тренированных танцовщиков и спортсменов при физических нагрузках частота дыхания не только не увеличивается, но даже уменьшается. Хореографическая тренировка, воздействуя на все мышцы, развивает дыхательную мускулатуру и совершенствует ее функции. Она тренирует не только основные, но и вспомогательные и косвенные дыхательные мышцы, увеличивает жизненную емкость легких. Во время исполнения маленьких прыжков дыхание зависит не только от подготовленности и тренированности, не только от потребления кислорода и удаления углекислоты. Большое влияние на дыхание во время исполнения прыжков оказывает характер движений. Одни движения помогают дыханию, другие-затрудняют. Ритмичность дыхания устанавливается в зависимости от ритма движений танца. Поэтому частая смена ритма и темпа движений тоже мешает ритмичному дыханию. Дыхание нельзя длительно задерживать, особенно во время физической работы. Дышать необходимо при любых движениях, при любых напряжениях мышц, как бы это не было трудно. Танцовщик сам должен находить самые выгодные моменты для вдохов выдохов. Например, выгодные условия для вдоха создаются при выпрямленном туловище, поднятых руках. Однако танцовщику приходится пользоваться задержкой дыхания. Мышечная сила во время выдоха на 7% больше, чем во время вдоха. Поэтому движения, требующие больших силовых усилий, надо сочетать с выдохом. Кроме того, сохранить усилия в течение некоторого времени легче при задержке дыхания и натуживании, так как в это время устойчивость улучшается и мышечная сила увеличивается на 12%. Но задержкой дыхания и натуживанием нужно
пользоваться умело- применять их только в случае действительной необходимости, так как они нарушают деятельность сердца(почти прекращают приток венозной крови в правое предсердие). При активной двигательной деятельности может возникнуть кислородное голодание-гипоксия. Она вредно отражается на всех системах органов, особенно на центральной нервной системе. Недостаток кислорода в отдельных органах и тканях образуется вследствие несоответствия потребности работающих органов в кислороде и поступление его с кровью. Этот недостаток кислорода восполняется в восстановительном периоде. Чаще всего гипоксия возникает у невладеющих дыханием. Ее причина- недостаточная вентиляция легких из-за кратковременных задержек дыхания, нарушения координации дыхания и движений. Поэтому основная физиологическая задача тренировки дыхания заключается во всемерном развитии слаженности в работе систем органов дыхания и кровообращения. Для выполнения работы нужна механическая энергия. Человек получает энергию из органических веществ, которые поступают в кровь из кишечника и доставляются ею к работающим органам. В питательных веществах энергия содержится в скрытой потенциальной форме. Превращения потенциальной химической энергии в механическую осуществляется, главным образом, путем окисления органических веществ. Доставка кислорода к тканям обеспечивается кровью, которая захватывает кислород из легких в процессе внешнего дыхания. Расщепление углеводов сопровождается образованием угольной кислоты, которая выводится из организма при выходе. Человек может работать некоторое время при недостатке кислорода. За счет анаэробных процессов. При этом энергетические вещества расщепляются не полностью, в частности, углеводы расщепляются до молочной кислоты, которая поступает в кровь, меняет ее среду, вызывая быстрое снижение работоспособности организма. При мышечной работе процесс обмена газов усиливается пропорционально совершаемой работе. Внешнее дыхание требует непрерывного изменения состава газов в легких, требует перемещения воздуха в легких. Активность перемещения газов по дыхательным путям и смена состава воздуха в легких зависит от развития и работы дыхательного аппарата.
Мышцы, принимающие участие в изменении объема грудной полости, делятся на мышцы вдоха, увеличивающие объем, и мышцы выдоха, уменьшающие объем грудной полости. В свою очередь, и те и другие делятся на мышцы собственно дыхательные и вспомогательно- дыхательные. Собственно дыхательные мышцы имеют начало и прикрепление на грудной клетке. Это- диафрагма, межреберные, подреберные и др. Вспомогательно-дыхательные мышцы имеют одно прикрепление на грудной клетке, а другое-на переферии. Например, такие мышцы, как большая грудная мышца, прикрепляющаяся на лопатке, широчайшая мышца спины, прикрепляющаяся на плечевой кости, мышцы живота, прикрепляющиеся на костях таза,- мышцы, имеющие начало на грудной клетке. Собственно дыхательные мышцы имеют одно значение-изменять объем грудной полости. При их сокращении перемещаются ребра. Вспомогательно-дыхательные мышцы могут выполнять две функции. Их прямое назначение-перемещение периферических звеньев тела: рук, ног, лопаток, головы, таза. Однако при фиксации периферических звеньев эти же мышцы могут перемещать ребра, изменять объем грудной клетки. От силы, развития и условий деятельности дыхательных мышц зависит акт дыхания. Специальные упражнения дыхательных мышц непосредственно связаны с улучшением дыхания. Важное место в регуляции дыхания занимает условно-рефлекторная регуляция. Дыхательный центр в процессе жизни функционально связывается со всеми нервными центрами, образуя множество условных дыхательных рефлексов. Например, многократное наблюдение за ритмом дыхания учащихся на уроках классического танца показали, что ребенок дышит соответственно ритму аккомпанемента. Повторение движений под музыку вызвало образование функциональной связи между звуковым и дыхательным центром мозга. Эта связь постепенно упрочнилась, и в дальнейшем раздражении только слухового центра являлось пусковым сигналом дыхания. Прочные условно-рефлекторные связи ритма дыхания иногда являются главной трудностью в танце. Частое, поверхностное дыхание не освобождает кровь от избытка угольной кислоты и недостаточно насыщает ее кислородом. Кислоты, накапливаясь в крови, вызывают утомление. Эти связи не должны вырабатываться, если правильно вести развитие дыхательного аппарата и обучать ученика владению им. Произвольная регуляция дыхательных
движений дает огромные возможности педагогу работать в области совершенствования дыхания: развивать дыхательный аппарат и управлять им. Эти задачи решает «дыхательная гимнастика». Также при мышечной деятельности дыхание учащается, увеличивается сила дыхательных движений, изменяется глубина дыхания. Резко увеличивается вентиляция легких. В покое вентиляция равна 6-8 л в минуту, а при работе она доходит до 120л. Увеличивается поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Человек в обычных нормальных условиях за одну минуту потребляет до 350мл кислорода, а при мышечной работе-4000-5000мл. Изменение дыхания тесно связано с изменениями кровообращения. При работе пульс учащается, минутный объем сердца увеличивается. Чем интенсивнее работа, тем больше вентиляция легких и минутный объем сердца. В связи с повышением потребности в кислороде, возрастает количество гемоглобина в крови за счет выбрасывания крови из селезенки в общий кровоток. Знания анатомо-физиологических основ дыхания помогает артистам балета сознательно организовывать процесс дыхания для достижения наилучших результатов при наивыгоднейших условиях работы органов дыхания. Начинающему будет нелегко усвоить все правила исполнения прыжков и процесса дыхания во время них. Нужно внимательно контролировать каждый момент движения. Танцовщица, научившаяся правильно координировать маленькие прыжки с дыханием, не только выучивается определенному прыжку, но и приобретает фундамент для исполнения и других более сложных прыжков.
«РАБОТА ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ВО ВРЕМЯ
ИСПОЛНЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЫЖКОВ»
Мамыкина Инна Анатольевна
Шикарева Наталья Дмитриевна
В раздел дополнительное образование