Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Патриотическое воспитание в объединении "Вокальный ансамбль" дополнительного образования

Методическая разработка

Автор: Герасева Светлана Сергеевна, концертмейстер, МБУДО ЦРТДиЮ, город Луховицы, Московская область



В раздел дополнительное образование

Педагог дополнительного образования Герасева С.С. «Использование песен патриотической тематики на занятиях в объединении учреждения дополнительного образования « Вокальный ансамбль» Нравственно-патриотическое воспитание на занятиях объединения «Вокальный ансамбль» Одной из задач системы образования в России стало повышение эффективности воспитания подрастающего поколения. Уроки эстетического цикла были и остаются важной составляющей педагогического процесса. Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, интеллектуальное развитие, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, вокально-исполнительская деятельность детей в большей степени обеспечивают выполнение задач в их патриотическом воспитании. Основные понятия, как патриотизм, патриот нужно грамотно и доходчиво объяснить детям, осветить понятие, сказав, что в современных языках народов мира патриотом называют людей, беззаветно любящих свое Отечество, преданных своему народу и даже готовых пойти на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Наша большая Родина носит название Российская Федерация. Если слово федерация перевести латинского языка на русский язык, то получится, что мы с вами живем в Российском Союзе. Российская Федерация состоит республик, краев, областей, где проживают многочисленные народы, каждый из которых имеет свой национальный язык и обычаи. Языком государственного общения является русский язык, который выступает также языком международного общения. Каждый из россиян, имеет своею малую Родину, то место, где он появился на свет, где живут его родители, и будут жить его дети. Любовь к малой Родине, семье, учит нас любить свою большую родину – Россию. Чувство любви к Родине не раз помогала россиянам защищать свои дома и своих близких от злых врагов; создавать удивительные по красоте художественные ценности; не переставать удивляться красотой и величием российских просторов, и это чувство мы называем тоже патриотизмом.
Для каждого человека Родина связывается с конкретным предметом. Для одних людей Родина – это березка под окном, для других – старый дом на окраине поселка. Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки, то есть люди, которые родились в одном месте. Вокальное искусство является массовым видом творчества, посредством которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи: выявление и развитие творческого потенциала и музыкальных способностей каждого ребенка, обучение вокально-хоровым навыкам и освоение музыкального репертуара. Кроме того, сюда входит и целый ряд воспитательных задач: - привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования; -творческое развитие личности ребенка, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира; - пробуждение в детях интереса к творческой жизни района, города; - привитие любви к Родине через вокальный репертуар; - воспитание у детей чувства патриотизма на примерах лучших музыкальных произведений. Виды деятельности учащихся на занятиях: Подготовительный этап- упражнения для развития артикуляционного аппарата. 1. Слушание музыки. 2. Вокально-хоровая работа. 3. Анализ музыкальных произведений. 4. Исполнение произведений сольно. На занятиях, где дети изучают музыкальный материал, невозможно обойтись без произведений великих русских композиторов: таких, как М.И.Глинка, который был основоположником русской оперной классики. М. И. Глинка
создал историко-трагедийную оперу «Иван Сусанин или Жизнь за царя» (1830) -разучен хор «Славься», сказочно-эпическую — «Руслан и Людмила», прослушаны: «Увертюра», «Каватина Людмилы», «Рондо Фарлафа» и «Марш Черномора». На занятиях обязательно ведется слушание музыки в хорошем эталонном исполнении. Знакомство с творчеством П.И.Чайковского, который написал 10 опер, фортепианный цикл «Времена года», «Детский альбом», симфонии, концерты. Оперы Н.А. Римского-Корсакова, «Снегурочка», «Золотой петушок», где сюжетные линии берутся из русских народных сказок, как нельзя лучше демонстрируются народные обычаи, песни, игры, жизненные устои и события, радостная победа силы добра над коварством злых чар. «Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина. Источником для либретто послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Дети прослушали известную арию «Улетай на крыльях ветра», «Половецкие пляски». Репертуар наших занятий самый разнообразный. Это и русские народные «Во поле береза стояла», «Валенки», «А я по лугу», «Калинка» и т.д. Разучены детские (песни из лучших мультфильмов «Колыбельная Медведицы» Е. Крылатова «Облака», «Белые кораблики», «Песенка друзей», «дуэт Принцессы и Трубадура» Г. Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты»; эстрадные песни шлягеры (очень полюбили дети песню Юрия Антонова «Родные места»), песню В. Шаинского «В Подмосковье», А.Н. Пахмутовой «Добрая сказка», «Беловежская пуща». На одном из занятий был просмотрен детский мультфильм – симфоническая сказка Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и Волк» с последующей беседой о характере героев, какими средствами музыкальной выразительности
достигались образы, какими инструментами исполнялись темы каждого из них. К тематическим праздникам «Дню матери», «8 Марта» разучивались такие песни, как: «Мама» из одноименного кинофильма, «Мама» А. Гаврилина, современная песня А. Цой «Мама», «Песенка мамонтенка» В. Шаинский, «Добрая сказка» А. Пахмутова, которые вызвали большой интерес и с трепетом и чувством были исполнены детьми. Песни военных лет заняли особое место в репертуаре последних занятий. Оказалось, что дети знают военную тематику и сами проявили огромный интерес и желание исполнять произведения довольно серьёзного содержания. Очень трогательно исполнила песню «Эх, дороги» композитора Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина ученица 1 класса. На занятиях мы учим слова песен, читаем вслух, с листа незнакомый текст и родители девочки отметили, что у нее увеличилась техника чтения, она стала первой в классе, чему была очень рада. Песня «Баллада о Солдате» музыка В. Соловьёва-Седого, слова А. Матусовского исполняли участницы объединения «Вокальный ансамбль», с огромным желанием принимали участие в районном конкурсе патриотической песни «Музы не молчат» и исполняли песню А.Эшпая на стихи Е. Винокурова, «Москвичи». В ходе занятий первого года обучения каждый учащийся смог освоить, т.е. выучить и грамотно исполнить несколько сольных произведений. Язык музыки – это мировой и интернациональный способ общения людей, высказывания миру своих чувств, переживаний, поэтому, без произведений великих зарубежных композиторов, наши занятия были бы неполноценны. Поэтому, нельзя было оставить без внимания детей такие шедевры, как:
«Болеро» французского композитора Мориса Равеля. Любопытно было узнать тот факт, что М. Равель написал концерт для фортепиано с оркестром (для левой руки). Интересна история его создания: в годы 1-ой мировой войны (1914-1918) М. Равель добровольцем вступил в действующую армию. Война вызвала к жизни создание композитором глубоко драматические произведения, таковым фортепианный концерт для левой руки, написанный по заказу австрийского пианиста Пауля Витгепштейна, потерявшего на войне правую руку. Но великий пианист продолжал выступать и достиг большого мастерства, играя одной левой рукой. Он был заинтересован в обогащении скудного репертуара для одной левой руки, хотел играть с оркестром. Задание было сложным и необычным, но это только воодушевило фантазию Равеля, любившего преодолевать трудности, причем нередко создаваемые им самим. Это грандиозное, роскошное, великолепное произведение, ставшее для композитора интересным своеобразным опытом в использовании ресурсов фортепиано, когда солист создаёт одной рукой звучание, подобное двуручному исполнению. Сочинение одночастное. Пауль Витгепштейн - стал первым исполнителем Концерта в Вене осенью 1931 г. (интересные факты для расширения кругозора) Прослушаны фрагменты из цикла «Карнавал животных» «Лебедь», «Финал», «Послеобеденный отдых фавна» К. Сен-Санса, просмотрена замечательная мультипликация на музыку Сен-Санса «Карнавал животных. Финал» Disney Fantasia 2000.flv Дети проявляют интерес и к творчеству Л.В. Бетховена, мелодии из его произведений, в частности "5 симфония» - её главная широко известная тема, не оставляет равнодушным ни одного ребёнка, кроме того, по желанию, каждый может подобрать эти 4 ноты на фортепиано, соответственно, дети, который не владеют и не обучаются игре на инструменте. «Ноктюрны», «Баллады», «Фантазия-экспромт» Ф. Шопена также входят в темы занятий, можно сказать, что композитор был вынужден жить вдалеке от родины, с тоской и ностальгией об этом были написаны его шедевры. С удовольствием и интересом многие дети слушают арию из оперы "Джанни Скикки" композитора Джакомо Пуччини «O mio babbino caro» в исполнении Марии Каллас, и еще много других замечательных произведений, с которыми нам еще предстоит познакомиться. Я непременно считаю, что детям нужда музыка такого уровня, стараюсь ненавязчиво и с более раннего возраста приобщать «культуру» слушания музыки, классической и более серьёзной.
Очень хочется надеяться, что в процессе обучения возрастает уровень музыкальной культуры и одновременно расширяется патриотическое самосознание учащихся детского и юношеского возраста и осознание ими патриотизма как разностороннего понятия. Таким образом, применение музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания детей дает положительные отклики и вызывает интерес к дальнейшему развитию. Обязательным, как на любом вокальном занятии, является исполнение упражнений для развития артикуляционного аппарата. В игровой форме дети могут сами проявлять себя в роли учителя на этом этапе, занятия становятся интереснее и увлекательнее, проходят в непринуждённой доверительной и позитивной обстановке. 1 упражнение: «Щеточка» - активно с нажимом проводить по верхним и нижним зубам (движение из стороны в сторону) 2. упражнение: «Погладим щёчки» - с закрытым ртом, упираясь языком в щёку, делать движение языком вверх – вниз. 3 упражнение: «Погладим нёбо» - с приоткрытым ртом упираться языком в нёбо, делать движение языком вперёд – назад. 4 упражнение: «Трубочка» - сворачивать язычок трубочкой. 5 лошадки – на маленькой (прищёлкивая язычком, рот раздвигается шире) и на большой (язычок прищёлкивает сильнее, подбородок опускается ниже). 6 на машине, заводим моторы (губами дети издают дребезжащие звуки, изображая, как и куда едет машина – вверх, вниз).


В раздел дополнительное образование