"ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ УЧЕБНИКЕ"
статья
Автор: Гранкина Дарья Петровна, учитель информатики, МБОУ Ленинская ООШ, хутор Данилов, Каменский район, Ростовская область
В раздел дополнительное образование
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ УЧЕБНИКЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................
Раздел 1. ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА .......................................... Раздел 2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ............................................................................................................................................. Раздел 3. СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ..................................... 11 Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ..................13 ВЫВОД ............................................................................................................................ 16
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания и использования на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий – электронного учебника.
Раздел 1. ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
В процессе развития общества и науки развивались представления о книге. От трудоемких рукописных фолиантов человечество постепенно перешло к печатным изданиям. Но на этом эволюция книги не закончилась. Век компьютерных технологий внес свои коррективы в развитие книги и книжной науки в целом, представив миру качественно новое явление. На смену бумажным переплетам сегодня приходят электронные издания. Книгопечатание появилось в XV веке благодаря изобретению Иоганна Гутенберга, немецкого изобретателя. Несколько веков печатные издания, т. е. книги, газеты и журналы, были основным средством распространения визуальной информации. Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием». В результате накопления новых средств коммуникации понятие «книга» стало толковаться расширительно. В него стали включать аудио-, видео-, грамзаписи и т.д., то есть сформировался нетрадиционный подход к изучению книги. Книгу стали рассматривать как одну из разновидностей документа, который может существовать в любой форме и на любом материальном носителе.
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных изданий, книг, учебников. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть «электронный учебник», какие функции должен он выполнять. В педагогической науке представлен довольно широкий диапазон взглядов на то, что называть электронным учебником и из чего он должен состоять. Христочевский С.А. электронным учебником называет образовательный продукт, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств компьютерной техники, соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса [29, с. 16]. Электронный учебник, как отмечается в работе Чошакова М.А. «Гибкая технология проблемно-модульного обучения, методическое пособие», является оригинальной авторской концепцией учебного пособия, реализующей современные информационные технологии в образовательном процессе [28, с. 22]. С точки зрения информационных технологий, интерактивный электронный учебник – это сложный гипертекстовый документ, включающий текстовую, графическую и мультимедийную информацию. Как правило, такой учебник содержит структурированный учебный теоретический материал, глоссарий (словарь), а также темы лабораторных и практических работ, задания по дисциплине и рекомендации по ее изучению. В.А. Скакун дает следующее понятие электронного учебника: «Электронный учебник – это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине» [24, с. 28]. В настоящее время существует множество определений электронного учебника, которые можно объединить в два основных:
1. Электронный учебник – это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого; 2. Электронный учебник – это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь. Опираясь на вышеизложенные данные можно сделать вывод, что обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный и особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует и позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного человека, проверить знания по определенному разделу. В электронных учебниках, как составляющей информационно- образовательной среды, концентрируется материал, необходимый для обучения. К основным качествам электронного учебника относятся: полнота и непрерывность изложения материала, реализация новых дидактических схем работы с использованием современных информационных средств, комплексное применение мультимедийных технологий, навигационные возможности. Однако, при переводе качественного электронного учебника в бумажный формат происходит потеря ряда его дидактических свойств, так как сам электронный учебник задает и технологию его освоения [15].
Электронные учебники должны удовлетворять следующим требованиям: деятельность и подробность изложения материала; наглядность и доступность при освоении учебника обучающимися; быстрота и оперативность получения информации [5, с. 36]. Электронный учебник, как дидактическое средство, обладает гораздо большими функциональными возможностями, чем традиционный. Преимущества электронных учебников перед традиционными учебниками и пособиями заключаются в следующем: большая наглядность; возможность предоставления мультимедийной информации; быстрый поиск информации; возможность связи с другими электронными пособиями; динамичность, т.е. возможность быстрого изменения и дополнения; интерактивность; компактность; доступность и дешевизна. Тем не менее, электронные учебники имеют и ряд недостатков, которые необходимо учитывать, управляя образовательным процессом студентов: однообразие и монотонность работы с электронным учебником; невозможность получить разъяснения при затруднениях; более быстрое, чем при использовании традиционных учебников, утомление глаз; непривычная психологическая ситуация, связанная с вертикальным расположением текста; возможные технические проблемы, связанные со сбоями в работе компьютерной техники, низкой пропускной способностью каналов при использовании сети Интернет, разрывы модемных соединений и т.д.; необходимость наличия определенных навыков у преподавателя и студента для работы с соответствующими информационными средствами; как правило, отсутствие обратной связи. Сегодня процесс создания электронных учебников достаточно упрощен, что предоставляет возможность привлечения к созданию компьютерных учебников преподавателей и студентов. В информационно- образовательной среде вуза необходимо наличие базы электронных учебных
материалов для того, чтобы обучающиеся имели возможность выбора между традиционными и электронными пособиями и сами могли для себя определить оптимальные пропорции использования и тех и других.
Раздел 2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНИКА
Стремительный процесс информатизации школ на основе современных компьютеров, открывает путь электронным учебникам. Учебник, в классическом понимании, – это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник, как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно: учебный материал излагается из определенной области знаний; этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры; материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершённое произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника. Если четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного, то они состоят в следующем: каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержат материал нескольких уровней сложности. При этом все они размещены на одном лазерном компакт-диске, содержат иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня;
наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Она обеспечивается использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.; электронный учебник обеспечивает многовариантность и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями; электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации; возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы; развитый поисковый механизм не только в пределах электронного учебника, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.), даже написать электронное письмо автору пособия с просьбой объяснить те или иные положения учебника. При использовании сетевых обучающих структур возможно обсудить положения учебника с другими студентами (в электронном читальном зале), оставаясь на своем рабочем месте;
для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронные учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Электронный учебник может объединить весь изучаемый материал по определенной теме, например, с 7-го по 11-й классы. Такой ЭУ можно использовать и для самостоятельных занятий, для подготовки к сдаче экзаменов, на уроках, для подготовки к сдаче экстерном.
Раздел 3. СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
Простейшим электронным учебником может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим или даже студентами, учениками и размещенный на общедоступном электронном узле. Однако такой учебник ничем не отличается от размноженного печатным способом конспекта и в нем не использованы специфические возможности электронного издания. Электронное пособие (как впрочем и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также
должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка. Таким образом, человек просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Изучив данный экран, человек нажимает кнопку «Следующий», размещенную обычно ниже текста, и получает следующий фрагмент материала. Если он видит, что не все понял или запомнил из предыдущего экрана, то нажимает расположенную рядом с первой кнопку «Предыдущий» и возвращается на один шаг назад. Дискретная последовательность экранов находится внутри (и в пределах) наименьшей структурной единицы, позволяющей прямую адресацию, т. е. внутри параграфа или подпараграфа содержится один или несколько фрагментов, последовательно связанных друг с другом гипертекстовыми связями. На основе таких фрагментов проектируется слоистая структура учебного материала, которая содержит: слой, обязательный для изучения; слой для более подготовленных пользователей; слой для более глубокого изучения определенных разделов; вспомогательные слои; специальный слой «Основные понятия и определения», дополнительный слой рекомендаций по применению полученных знаний. Такая организация учебного материала обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала.
Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник, к ним относятся [22, с. 56]: тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области. Как правильно результаты объективного тестирования позволяют выбрать оптимальный путь к вершинам знаний; энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Ведь она должна удовлетворить каждого из тех, кто к ней обратится. Естественно, что информация должна быть представлена в адекватной форме. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимаций и звуковых записей, поиск по ключевым словам и т.д.; задачник. Это важнейшая форма электронного учебника. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Термин задачник не должен вводить в заблуждение. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном задачнике – дозированная помощь. Учащийся получает именно ту и только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна
раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех учащихся, на которых рассчитан электронный учебник. С другой стороны, количество задач не должно пугать человека и не лишать его уверенности в своих силах; креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом; авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного учебного заведения, конкретного возраста, конкретного ученика. Пассивно это обеспечивается избыточностью учебных материалов, которая позволяет учителю проложить необходимую траекторию, определяемую выбранной стратегией обучения. Однако опыт показывает, что творчески активные учителя хотят сами формировать учебные материалы электронного учебника. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник. Но такой инструмент должен, в принципе, быть доступен методисту и учителю предметнику; невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий, вербальных по своей природе. Вербальные методы изложения информации после определенного порога приводят к перегрузке человека. Ведь он должен сначала усвоить
систему словесной кодировки знаний, запомнить информацию, описывающую знание в закодированной форме, раскодировать знание и научиться применять его для решения проблем, сначала учебных, а затем и реальных. При этом очень много сил и времени тратится на усвоение словесных описаний знаний и навыков. Современные компьютерные технологии позволяют существенно упростить эту работу для человека. Так в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я" [19, с. 87]. При этом многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. Хочется подчеркнуть, что речь идет не об иллюстрациях в форме видео или кино фрагментов, а именно о совместной деятельности учителя и ученика. Подобного рода невербальные среды только появляются, но за ними большое будущее. Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого преподавателя. Перечисленные архитектурные формы могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого архитектурного ансамбля. Все зависит от замысла "архитектора" электронного учебника. Архитектор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в окружающий его ландшафт.
ВЫВОД
Итак, рассмотрев основные сведения об электронном учебнике, было выяснено, что в процессе развития общества и науки развивались и представления о книге, в результате накопления новых средств коммуникации понятие «книга» стало толковаться расширительно. Изучив многообразие определений «электронного учебника», можно сделать вывод, что электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник имеет определенную структуру, отвечающую за дифференцированный подход к читателю, обучаемому в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала. Сравнивая электронный учебник с печатным пособием, мы выявили общие и отличительные признаки, убедились в значимости и эффективности электронного учебника. Рассмотрев основные формы электронного учебника, можно сделать вывод, что при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов.
В раздел дополнительное образование