Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Социальная реабилитация детей с ОВЗ"

cтатья

Автор: Мишина Людмила Александровна, заведующий отделением медико-социальной реабилитации, ГКУСО МО "Дубненский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Бригантина", Дубна



В раздел дополнительное образование


Мишина Л.А.
Заведующий отделением медико-социальной реабилитации ГКУСО МО «Центр «Бригантина»
Социальная реабилитация детей с ОВЗ

Аннотация
: В данной статье рассматривается понятие социальной реабилитации детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, анализируются виды социальной реабилитации, выделяется лекотека, как инновационная технология в реабилитации детей.
Ключевые слова:
ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, дети, подростки, дети-инвалиды, реабилитационный центр, инновации, игротерапия, лекотека. Особую тревогу порождает то, что в нашем государстве, как и в мире в целом, отмечается тенденция увеличения числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Расширяющееся проблемное окружение нуждающихся детей в реабилитации, а также гуманистические тенденции в среде абсорбируют социальную реабилитацию в количество более перспективных, важных, одновременно тяжелых задач нынешней социальной работы. За последние годы в России стало более приметным склонность к тому, чтобы поменять сложившуюся ситуацию с воспитанием и обучением детей-инвалидов в наилучшую сторону. Утверждены на государственном уровне законодательные акты соответствующие социальной реабилитации детей с ОВЗ. Складывается система современного вида специализированных учреждений, таких как реабилитационные центры, позволяющих комплексно разрешать многие проблемы. 1 К таким учреждениям относится ГКУСО МО «Дубненский 1  Балева Л.С. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации (по данным федерального регистра) / Л.С. Балева [и др.] // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2011. — № 3. — С. 5—12.
реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» Наибольший интерес в изучении социализации и социальной реабилитации детей-инвалидов, на мой взгляд, представляют социально- психологический и социально-педагогический подходы, которые опираются на традиционный подход компенсаторного развития. Они состоят в том, чтобы сформировать социальное возмещение физического или психического несовершенства ребенка, разыскивая пути исправления социальных взаимоотношений с жизнью. Поэтому к ребенку нужно относиться как к обычному и проявлять находчивость в его воспитании и сохранять имеющееся здоровье. К средствам реабилитационного влияния относятся разнообразные виды деятельности (учебная, трудовая, игровая и др.), специальной помощи (арттерапия или игротерапия, терапия искусством — музыкотерапия); психологической помощи (просветительская и психолого-профилактическая работа, психокоррекция, психотерапия и психологическое консультирование), предметы духовной и материальной культуры (техническое оборудование и приспособления, необходимые для детей с ОВЗ, литература, средства массовой информации, аудиовизуальные технические средства и др.). Самым активно применяющимся видом социальной реабилитационной помощи является терапия искусством (игротерапия, арттерапия). Игротерапия — это метод коррекционного влияния на детей с применением игры. Психокоррекционый результат игровых занятий у подростков и детей достигается с помощью установления позитивного эмоционального контакта между взрослыми и детьми. Применение игротерапии хорошо влияет при социальном замкнутости, необщительности, инфантилизме, сверхпослушании и сверхконформности, при наличии вредных привычек и нарушении поведения и др. 2 2  Валеев Н.Ш. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Валеев. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Инфа-М, 2013. — 320 с.)
Инновационные технологии используются не только в учреждениях образования, но и в учреждениях социальной защиты, в инновационных специализированных социальных учреждениях, а именно реабилитационных центрах, где ребенку и семье оказывается комплексная поддержка. Ведущее место отводится социально-педагогической работе с семьей. Инновационной конфигурацией создания социально-педагогической помощи семье становятся библиотеки игрушек, в которых можно выделить лекотеки для детей с необычными потребностями и их семей, цель которых предоставить места для общения с профессионалами, разработки программ развития и возможностей сотрудничества. В задачи подорганизации лекотеки входят соблюдение образовательных потребностей, психологическая поддержка семьи и ребенка. Окружающая обстановка, акцентирование роли игрушек и игры способствуют установлению взаимоотношений между командой реабилитации и родителями. Ведущий персонал лекотеки, как правило, педагог в сфере специального образования, ведет оценку степени развития ребенка, реализует и создает программу вмешательства совместно с родителями и иными членами реабилитационной команды, а именно специалистами в сфере развития движения, организации окружающей среды, речи, педиатрами. 3 Отметим полезный опыт работы нашего реабилитационного центра, который позволяет комплексно решать множество проблем социальной реабилитации детей с ОВЗ. В ГКУСО МО «Дубненский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» главный упор делается на исполнение программы социальной реабилитации подростков и детей с ОВЗ через формирование социальных навыков и умений и программы социализации личности подростка или ребенка, который имеет ограниченные возможности. Центр «Бригантина» в социальной реабилитации детей с разнообразными видами нарушений 3  Гулина М.А. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной. СПб. Переизд.: Питер, 2014
проявляют находчивость в комплексном подходе. Программа реабилитации заключает в себе систему медицинских, педагогических, культурологических, психологических и других мероприятий, которые проводятся с участием родителей. Таким образом, социальная реабилитация, которая направлена на восстановление утраченных или нарушенных способностей детей и подростков с ОВЗ к общественной, бытовой и профессиональной деятельности, является основным этапом социальной защиты детей- инвалидов. Именно данными факторами руководствуются работники управления социальной защиты людей при реализации вместе с семьями инвалидов индивидуальных программ реабилитации. Чтобы не допустить развития еще больших отклонений, ребенка, который имеет тот или иной недостаток, дефект, необходимо вовремя включить в социально-реабилитационный процесс. Такую помощь оказывают специалисты нашего центра, профессиональная работа которых социально-реабилитационная деятельность, вызванная необходимостью более результативной подготовки детей, которые имеют отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира. Список литературы: 1. Балева Л.С. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в РФ (по данным федерального регистра) / Л.С. Балева [и др.] // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2011. — № 3. — С. 5—12. 2. Валеев Н.Ш. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Валеев. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Инфа-М, 2013. — 320 с.)
3. Гулина М.А. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной. СПб. Переизд.: Питер, 2014


В раздел дополнительное образование