Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Планирование работы структурного подразделения на учебный год"

Методические рекомендации

Автор: Стебнева Ольга Николаевна, методист, МАУДО "ЦВР "Подросток", город Оренбург, Оренбургская область



В раздел дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК» (МАУДО «ЦВР «ПОДРОСТОК»)
Методические рекомендации

«Содержание и оформление основных разделов

плана структурного подразделения»

Автор:
Стебнева Ольга Николаевна методист первой квалификационной категории Оренбург 2016

Аннотация
Методические рекомендации «Содержание и оформление основных разделов плана структурного подразделения» предназначены в помощь руководителям и методистам, осуществляющим планирование на учебный год. 2

Планирование как целостная система
«Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время» Френсис Бэкон
Планирование
— это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения. Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день). Планирование деятельности структурного подразделения в учреждении дополнительного образования помогает целенаправленно решать задачи, постав - ленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей в ор - ганизации его деятельности. Важными требованиями к плану работы структурного подразделения являются: - индивидуальность, соответствие специфике подразделения, его организационной культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе и т.д.; - реалистичность и реализуемость, основанные на обязательном учете всех ресурсов. Планирование работы структурного подразделения базируется на ре - зультатах аналитической деятельности предыдущего периода: - данных контроля и статистических документов; - результатов образовательного мониторинга; - результативности достижений воспитанников; - материалов анкет воспитанников, педагогов, родителей. План работы предваряется постановкой основных целей и задач деятель - ности, а также формулированием единой методической темы для всех педагогов структурного подразделения. Планирование деятельности подразделения предусматривает: - определение основных направлений на конкретный период деятельности (это выражается в названиях разделов плана); - разработку соответствующих мероприятий (предусматривают достиже - ние намеченных целей и задач); - распределение лиц, ответственных за выполнение определенных видов работы (учитываются их должностные обязанности и уровень профессиональной компетенции); - определение конкретных сроков выполнения работ. В итоге план работы структурного подразделения на учебный год должен представлять целостную систему мероприятий, обеспечивающую логическую связь содержания его частей: анализа, цели, задач, мероприятий. Критериями оценки качества планирования является: - соответствие цели и задач работы отдела целям и задачам учреждения, намеченным в комплексном плане; - обоснованность содержания образовательной деятельности отдела его направленности; - логика построения плана; - наличие и полнота представленных разделов. 3

Нормативная база и методические рекомендации для планирования

Нормативная база
для осуществления планирования работы структурного подразделения: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 годы. - Постановление Правительства Оренбургской области №348-п от 30.04.2013 - Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013-2018 годы. - Постановление Правительства Оренбургской области № 553-пп от 28.06.2013 - Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы. Основным нормативным документом является Приказ по Центру «О проведении самообследования деятельности структурных подразделений за прошедший учебный год и планирования работы на новый учебный год». В данном документе указано, что п лан структурного подразделения состоит из семи разделов, каждый из которых предусматривает определенное направление деятельности структурного подразделения. В помощь руководителям и методистам Центра, осуществляющим плани - рование на учебный год, предназначены и данные
методические рекомендации
по комплектованию плана работы структурного подразделения. Они содержат примерные требования к содержанию и оформлению основных разделов плана работы. Актуальность настоящих методических рекомендаций обусловлена объек - тивной необходимостью создания системы единых требований к планированию. Цель методических рекомендаций – повысить уровень качества работы по планированию на год. Задачи данных методических рекомендаций: - ознакомить руководителей с требованиями к оформлению планов; - способствовать развитию у руководителей умения последовательно и системно представлять деятельность структурного подразделения; - способствовать профессиональному росту руководителей структурных подразделений. Ожидаемые результаты: - повышение профессиональной компетентности руководителей структурных подразделений; - повышение качества планирования подразделений на год.
Требования к содержанию основных разделов плана
4

структурного подразделения на учебный год

Раздел I. Организационно-педагогическая деятельность
(таблицы № 1.1; № 1.2; пункт 1.3) Включает мероприятия, направленные на организацию и координацию деятельности отдела в течение учебного года. В этом разделе указываются мероприятия, предусматривающие сетевое взаимодействие и сотрудничество с руководителями различных учреждений, подготовку нормативно-правовой базы, создание условий для работы с детьми. Возможные мероприятия организационной деятельности: - подготовка к утверждению дополнительных общеобразовательных программ (программ профессиональной подготовки); - утверждение календарно-тематических планов; - набор в детские объединения; - приемка учебных кабинетов и помещений; - заключение договоров о совместной деятельности; - тарификация педагогических кадров; - составление и утверждение расписания занятий детских объединений; - диспансеризация курсантов юношеских военно-патриотических школ, спортивных и хореографических коллективов; - анализ работы за год; - планирование работы на новый учебный год; - составление и утверждение планов работы на месяц; - составление и утверждение планов работы на осенние, зимние и весенние каникулы; - составление и утверждение графика отпусков.
Раздел II. Методическая деятельность и работа с педагогическими кадрами
(таблицы № 2.1- № 2.11) Планирование методической деятельности предусматривает подразделы: - методические объединения (планируются четыре заседания в течение года, рассматриваемые вопросы должны совпадать с единой методической темой плана структурного подразделения); - аттестация педагогических кадров ( может быть заявлена: высшая категория, первая категория, соответствие занимаемой должности); -повышение квалификации педагогических кадров (возможные формы повышения квалификации не реже чем один раз в три года: курсы при ОГПУ, семинары, стажерские площадки, дистанционные курсы); - работа с молодыми специалистами и начинающими педагогами (возможные формы работы: консультирование, анализ документации, посещение занятий, практический показ элементов занятия; возможные формы представления результата: выступление на методическом объединении, педагогическом совете, разработка календарно-тематического планирования, практический показ занятия); - работа по изучению, обобщению и распространению передового 5
педагогического опыта (возможные варианты форм распространения педагогического опыта: мастер-класс; творческий отчет; открытое занятие); - экспериментальная и инновационная деятельность : (в озможные названия инновационных проектов: «Одаренные дети»; «Здоровье»; «Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования на основе интеграции основного и дополнительного образования»; «Дистанционное обучение»; «Социальная адаптация»; «Трудный подросток»; «Инклюзивное обучение», и др.) - открытые занятия (при планировании включать занятия аттестующихся педагогов); - программно-методическое обеспечение (при планировании учитывать различные виды методических материалов : методическое пособие, методические рекомендации, методическая разработка, сценарий и др.; возможные виды дидактических материалов : учебно-наглядное пособие, раздаточный материал, плакат, картотека и др.); - участие в конкурсах профессионального мастерства (от каждого структурного подразделения не менее одной кандидатуры); - награждение и поощрение работников (при внесение кандидатур на награждение, руководителям следует учитывать следующие условия: с момента предыдущего награждения должно пройти не менее двух (трех) лет; личный вклад педагогического работника в развитие образования, подтвержденный конкретными фактами).
Раздел III . Воспитательная работа
(таблицы № 3.1; № 3.2) В плане работы с родителями (таблица 3.1) возможны следующие формы: родительские собрания, консультации, индивидуальная работа, анкетирование. Работа с обучающимися (таблица 3.2) включает три подраздела: -каникулярные мероприятия : их планирование желательно согласовывать с мероприятиями базовых учреждений, учитывать пожелания воспитанников и родителей; в течение года в плане каникулярных мероприятиях должна быть отражена работа каждого педагога; в таблице следует выделить значком наиболее значимые мероприятия, которые возможно представить на сайт Центра; - работа по гражданско-патриотическому воспитанию: при планировании использовать программу по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков на 2012-2015 гг. - организационно-тематические мероприятия : планируются мероприятия различной направленности и уровня участия - конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии, концерты, соревнования, сезонные, тематические, познавательные, развлекательные мероприятия (н азвания спортивных мероприятий, конкурсов, фестивалей следует указывать согласно Положения об их проведении). Не допускать повторения мероприятий в нескольких таблицах! 6

Раздел IV. Контрольно-аналитическая деятельность
(таблицы № 4.1; № 4.2) В разделе планируется контроль педагогов дополнительного образования, педагогов-тренеров, педагогов-организаторов. Данный раздел предусматривает контрольно-аналитическую деятельность как со стороны администрации отдела, так и самоконтроль, взаимопосещение и работу на доверии. Контроль организационно-методической работы предусматривает контроль за ведением журналов, планирующей документации, соблюдение режима рабочего времени. Контроль воспитательно-образовательного процесса предусматривает контроль за качеством проведения учебных занятий и мероприятий. Возможные варианты цели контроля: - состояние документации; - состояние работы по аттестации и самообразованию педагогов отдела; - выполнение решений педсовета и др. - качество усвоения программного материала детьми; - уровень проведения досуговых мероприятий; - качество преподавания; - использование наглядно-дидактического материала; - состояние работы с родителями и др.
РазделV. Мероприятия по охране труда
В разделе предусматривается планирование мероприятий по предупреждению детского травматизма, соблюдению правил техники безопасности сотрудниками структурного подразделения. Названия мероприятий могут быть следующими: - создание внутренних распоряжений о назначении ответственных по охране труда в структурных подразделениях; - поведение инструктажа по охране труда с сотрудниками структурного подразделения; - поведение инструктажа по безопасности во время занятий с обучающимися структурного подразделения; - визуальная ежедневная проверка учебных кабинетов на выявление нарушений охраны труда и пожарной безопасности; - участие в тренировочных эвакуациях при чрезвычайных ситуациях; - выполнение требований правил и норм охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенических требований, антитеррористических мер, и др.
Раздел VI. Административно-хозяйственная деятельность
(таблицы № 6.1; № 6.2) В плане указывается административно-хозяйственная и финансовая деятельность по улучшению материально-технической базы отдела. В данном разделе указывается работа со спонсорами, организация платных образовательных услуг, помощь родителей. Возможные мероприятия: 7
- проведение ремонтных работ; - приобретение оборудования; - заключение договоров на обслуживание помещений; - работа со спонсорами; - введение платных дополнительных услуг; - проведение платных мероприятий.
Раздел VII. Учебный план

Учебный план
является одним из основных документов учреждения дополнительного образования, без которого не выдача лицензии на образовательную деятельность. Учебный план выступает гарантом сохранения и стабилизации государственных учреждений дополнительного образования детей. Учебный план разрабатывается с учетом текущих условий и ежегодно утверждается руководителем учреждения. «Выстраивание» учебного плана отдела упорядочивает индивидуальные образовательные пути обучающихся, позволяет выделить основные составляющие его компоненты. Учебный план отражает специфику конкретного структурного подразделения, интересы детей, их родителей в развитии творческой деятельности и направленность интересов специалистов, разрабатывающих авторские образовательные программы. В учебном плане указывается: - название творческого объединения; - программа, которая реализуется в отделе; - фамилия, имя, отчество педагога, работающего по данной программе; - нагрузка в неделю и за год на группу по годам обучения. 8

Содержание плана работы структурного подразделения

на учебный год
Цель: Задачи: Единая методическая тема:
1. Организационно-педагогическая деятельность

1.1 Организационная деятельность
№ Наименование мероприятия Сроки Ответственный
1.2 Педагогические советы
№ Тема Сроки Ответственный 1 2 3
1.3 Оперативные совещания
(циклограмма)
2. Методическая деятельность и работа с педагогическими кадрами

2.1 Методические объединения
№ Тема Сроки Ответственный 1 2 3 4
2.2 Аттестация педагогических кадров
№ ФИО аттестуемого Заявленная категория Имеющаяся категория Сроки окончания действия предыдущей категории (месяц, год) 1 9

2.3 Повышение квалификации педагогических кадров
№ ФИО педагога Формы повышения квалификации Тема самообразования 1
2.4 Работа с молодыми специалистами и начинающими педагогами
№ ФИО педагога ФИО наставника Формы работы Форма представления результата 1 2
2.5 Изучение и обобщение педагогического опыта
№ ФИО педагога Этап работы Тема изучаемой работы Сроки представления результата Ответственны й 1 2
2.6 Распространение педагогического опыта
№ ФИО педагога Тема представленно й работы Формы распространени я педагогического опыта Сроки Ответственны й 1 2
2.7 Экспериментальная и инновационная деятельность
№ Мероприятия Сроки исполнени я Ответственны й Формы Методы Средств а Результат ы (продукт) Аналитико-результативный (2014/2015) Воспитанник Ресурсы Партнерство Название инновационного проекта: _______________________________________ 10
_____________________________________________________________________
2.8 Открытые занятия
№ ФИО педагога Тема занятия Дата проведения Место проведени я Ответственны й 1 2
2.9 Программно-методическое обеспечение
№ Вид методической продукции Название методической продукции Сроки Ответственный I Дополнительные образовательные программы II Методические материалы III Дидактические материалы
2.10 Конкурсы профессионального мастерства
№ Полное название конкурса ФИО участника Место проведения 1
2.11 Награждение и поощрение педагогических кадров
№ ФИО педагога Имеющиеся награждения и поощрения (Вид, уровень, дата) Планируемые награждения и поощрения (Вид, уровень, дата) 1 2 3 4
3. Воспитательная работа

3.1 Работа с родителями
№ Форма работы Тема проводимого мероприятия Сроки проведени я Место проведени я Ответственны й 1
3.2 Работа с воспитанниками

Каникулярные мероприятия
№ Наименование мероприятия Дата проведе ния Место проведения Участники Ответст- венный Предполагаемое количество участников Осенние каникулы 1 11
Зимние каникулы 1 Весенние каникулы 1
Мероприятия гражданско-патриотической направленности
№ Форма работы Тема проводимого мероприятия Сроки проведени я Ответственны й (ФИО педагога) 1
Организационно-тематические мероприятия
№ Наименование мероприятия Степень участия Сроки проведени я Место проведени я Ответственны й (ФИО педагога) 1
4. Контрольно-аналитическая деятельность

4.1 Организационно-методическая работа
№ Цель контроля Вид контроля Объект контроля Дат а Ответственны й Место подведения итогов 1
4.2 Состояние воспитательно-образовательного процесса
№ Цель контроля Вид контроля Объект контроля Дат а Ответственны й Место подведения итогов 1
5. Мероприятия по охране труда
№ Наименование мероприятия Сроки проведения Место Ответственны й 1
6. Административно-хозяйственная и финансовая деятельность

6.1 Административно-хозяйственная деятельность
№ Содержание деятельности Сроки проведения Ответственный 1 12

6.2 Финансовое обеспечение
№ Содержание деятельности Сроки проведения Ответственный 1 13

Учебный план

Отдел_______________________________________________________________
№ Отдел Творческое объединение Название программы ФИО педагога Почасовая недельная и годовая нагрузка 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения 6 год обучения 7 год обучения 8год обучения 9 год обучения 10 год обучения 1нагрузка в неделю 1нагрузка в год 2 нагрузка в неделю 2 нагрузка в год 3 нагрузка в неделю 3 нагрузка в год 4 нагрузка в неделю 4 нагрузка в год 5 нагрузка в неделю 5 нагрузка в год 6 нагрузка в неделю 6 нагрузка в год 7 нагрузка в неделю 7 нагрузка в год 8 нагрузка в неделю 8 нагрузка в год 9 нагрузка в неделю 9 нагрузка в год 10 нагрузка в неделю 10 нагрузка в год Общая нагрузка в неделю Общая нагрузка в год ____________________________ ___________ ___________________ (должность руководителя структурного подразделения) (подпись) (расшифровка подписи) 14
15


В раздел дополнительное образование