Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Край, в котором я живу"

методическая разработка уроков

Автор: Пономаренко Леся Ивановна, преподаватель ИЗО, МБУ ДО "Детская художественная школа", город Муравленко



В раздел дополнительное образование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА серии уроков по изобразительному искусству в детской художественной школе
по теме: «Край, в котором я живу».
Преподаватель МБУ ДО ДХШ г.Муравленко, ЯНАО - Пономаренко Леся Ивановна. Занятия рассчитаны на 6 часов. Уроки проводятся с детьми 10-11 лет, имеющих навыки работы с живописными материалами и уже знакомыми с некоторыми правилами и понятиями изобразительного искусства. Так как задание на заданную тему выполняется в рамках тематического рисования, оно предполагает свободу выбора учащимися техники исполнения данной композиции.
Цели уроков:
Образовательная – повторение и использование знаний полученных ранее по рисунку фигуры человека. Воспитательная – воспитание уважения к культуре малочисленных народов Севера. Развивающая – развитие кругозора, композиционного мышления, знакомство с культурой коренных народов Севера, развитие творческих способностей.
Задачи:
- кратко познакомиться с особенностями жизни и быта коренных народов Ямала; - повтор пропорций фигуры человека; - выбор сюжета и составление композиции в карандаше; - использование различных приёмов рисования акварелью и гуашью.
Оборудование для урока:
- для учителя – таблицы с изображением пропорций фигуры человека, фотографии коренных жителей Ямала, рисунки с изображением орнаментов народов ханты, ненцев. - для учащихся – листы бумаги формата А-3, графитные карандаши, ластик, акварель или гуашь.
Музыкальный ряд
: этномузыка северных народов.
Литература:
Губкинская централизованная библиотечная система - Земля Томская. Краеведческий портал Крошо Элвин. Как рисовать.Акварель. – Москва. Астрель. АСТ, 2003. Морозов Юрий, «Мир поэта - мир поэту».//Бард снежной державы. - Екатеринбург, 2000. Северная Энциклопедия Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск. Издательство «Титул», 1998. Шилаева Г.И. – Учимся рисовать.
Урок 1. (2 часа)

Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Вводная беседа:
1) коренные жители Ямала; 2) род занятий коренных жителей; 3) жилище коренных жителей. Здравствуйте, дети. Мы с вами приступаем к ряду занятий, на которых познакомимся с культурой и бытом народов Ямала, узнаем об их обычаях, традициях и, как итог нашего совместного труда, выполним сюжетную композицию «Край, в котором я живу». Пантелеева М. СЕДОЙ ЯМАЛ Седой Ямал… Край одинокий и печальный, Голубизной снегов хрустальных Ты души тысяч покорял. Здесь солнце, как далёкий диск, Холодным светом ослепляет, А ночью море звёзд сияет. На небе низком – сотни искр. - Скажите, как называется край, в котором мы с вами живём и многие из вас родились? (Ямал, Западная Сибирь, Ямало-Ненецкий автономный округ, Север) До недавнего времени из-за суровости климата Западная Сибирь была мало обжита. Белоснежные просторы тундры и тайги населяли коренные жители и по разным причинам попавшие сюда немногочисленные переселенцы. Ямало-Ненецкий автономный округ - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов. А теперь мы можем с гордостью сказать и наша с вами Родина. Территория полуострова Ямал богата полезными ископаемыми. Мы живём в то время, когда огромное значение для развития нашей страны играет добыча нефти и газа. Развитие науки геологии, развитие ресурсодобывающих предприятий привело к вытеснению коренных жителей с их территории, что поставило под угрозу само существование коренных народов. По сравнению с общей численностью населения, проживающего на Ямале, их количество очень мало. Послушайте, как сказал поэт о жителях Ямала ненцах. Барыльченко В. НЕНЦЫ Кто видел их не в кадрах киноленты, Тот знает, где налгали нам легенды. У них у всех обветренные лица, Они живут в лесу, совсем как птицы. Домов не строят, у костра ночуют, Врага и друга чутким сердцем чуют, Разделят с каждым пищу и приют. Они не мстят, они не предают. Они назло не отвечают злом, Им хитрость и коварство наших дней Неведомы, и тем они сильней.
Но только ночь над ними, только ночь! И я не вижу жаждущих помочь. Как жаль, но их все меньше остается, Сто, двести лет пройдет – и песня их прервется. Сейчас правительством нашего государства разработано и проводится ряд мероприятий, которые, не только помогают аборигенам сохранить свою самобытную культуру, традиции и обычаи, но и вписаться в современный ритм жизни. Наша с вами задача не только привнести новизну в жизнь коренного населения, но проникнуться их культурой, помочь им сохранить её самобытность. Ведь было бы не справедливо не интересоваться историей, особенностями жизни, духом края, в котором ты живёшь. - Как вы думаете, какой народ самый многочисленный среди коренных жителей Ямала? Ненцы - один из самых крупных самодийских народов. Само название ненэць означает "человек", ненэй ненэць` - «настоящий человек». Но рядом с нами живут и ханты, и селькупы. Основные занятия северных народов это оленеводство, охота и рыболовство. Ненцы – кочевники, а ханты и селькупы ведут полуоседлый образ жизни. - Чтобы преодолевать большие расстояния необходим транспорт. На чём же ездят местные жители? Для кочевников традиционным средством передвижения являются нарты - узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках северных оленей. Применяют легковые и грузовые нарты. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые - запрягают "веером" от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. - А чем же занимаются ещё жители Ямала? Они не только оленеводы, но и отменные охотники и рыболовы. Заготовка пушнины один из важных моментов жизни коренных жителей Севера, а рыба была и остаётся основным продуктом питания на равнее с мясом оленей. Ловят рыбу на легких лодках, в таежных районах – долбленках, в лесотундре и северной тайге – с днищем, выдолбленным из дерева, и пришитыми бортами. Ловят осетра, стерлядь, нельму, муксуна, сига, чира, сырка, щуку и др. Современное рыболовство имеет промышленное значение: рыбаки сдают свой улов на рыбозаводы. На лося и дикого оленя охотятся на лыжах, гоном по насту, раньше копали ямы-ловушки, сооружали загороди, ставили на них луки-самострелы. На белку – на оленьих нартах или на лыжах с ружьем и собакой, на птицу – с ружьем, на медведя ходят с ружьем или копьем. На соболя,
колонка, горностая, лисицу, зайца ставят ловушки, петли, капканы. При охоте на водоплавающую птицу используют приманки в виде чучел. Летом и осенью собирают и заготавливают на зиму ягоды и кедровые орехи. Охотой, оленеводством и рыболовством занимаются в основном мужчины, животноводством, овощеводством, звероводством, собирательством - женщины, так же как и кустарными промыслами (шитье одежды и обуви, изготовление сувениров и украшений из оленьего меха, замши, цветного сукна, тканей, бисера). - А кто из вас видел жилище хантов или ненцев? Что особенного вы заметили? Жилище ненцев разборное - чум - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани. Жилища хантов и селькупов очень разнообразны. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Традиционные зимние дома - каркасно-столбовые землянки и полуземлянки с входом через крышу. Кочевники-оленеводы жили в чумах. 3. Объяснение материала. Ваша задача сегодня продумать и выполнить линейный рисунок по теме «Край, в котором я живу». Сюжет должен быть связан с коренными жителями нашего края: может это будет портрет, а может быть это будет сюжетная композиция, связанная с жизнью северных народов, их быт, их занятия или увлечения.
Портрет -
(франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Композиция
– это распределение предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.п. Так или иначе, вам предстоит рисовать людей. Существуют некие правила рисунка фигуры человека. Давайте повторим их:
Пропорции женской фигуры
Первое деление - вся голова, второе - середина груди, третье - талия, четвёртое - верхняя часть бедра, пятое - середина бедра, шестое - голень, седьмое - на уровне щиколотки.

Пропорции мужской фигуры
Первое деление - вся голова, второе - середина груди, третье - талия, четвёртое - верхняя часть бедра, пятое - середина бедра, шестое - голень, седьмое - на уровне щиколотки. 4. Самостоятельная работа учащихся. Учитель следит за индивидуальной работой учащихся, при необходимости делает подсказки. 5. Подведение итогов.
Пономаренко Алина, 11 лет

Урок 2. (2 часа)

Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Вводная беседа: 1) одежда жителей Ямала; 2) верования, религиозные представления. Сегодня мы продолжаем знакомство с жизнью коренных народов Ямала. Все северные народы пользуются дарами природы. Их обычаи, традиции и верования тесно связаны с растениями и животными, а на защиту или наказание за невыполнение чего-либо или нарушение законов предков выступают духи. Одной из характернейших особенностей мировосприятия малочисленных народов Севера вообще является принцип достаточности в отношении к природе: не брать от нее больше, чем требуется для сохранения рода. Иначе скудеет она, а род погибает. Природа - не мастерская, а храм, где пакостить запрещено: Как она добра, щедра, красива – Достоянье отчее твое! И не только мускульная сила, Ум и сердце - тоже от нее. Роман Ругин К дарам природы нужно относиться бережно. - Из чего же шьют одежду на Севере? Основным рабочим материалом для пошива одежды, обуви, покрышек для чума и многого другого являются шкуры оленей. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву. В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик - одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но сшитую мехом наружу. Женская одежда в отличие от мужской – распашная из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками, и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняли круглые пряжки диаметром до 20 сантиметров. Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, к которой сзади на цепочках подвешивают медные ажурные бляхи. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона.


Повседневная жизнь северных народов тесно переплетается с религией.
Религия
(от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. - О каких религиях вы слышали? Религиозные верования ненцев основывались на почитании духов земли, воды, рек, озёр, лесов (я ерв, ид ерв, яха ерв, то ерв, пэдара ерв) и др. Заметное место в верованиях ненцев занимают культы гор, камней, деревьев, являющихся системообразующим элементом родовых и семейных культовых мест. Обязательный предмет культового места — сядэи (деревянные идолы). Жилое пространство оберегали домашние (семейные) духи-покровители мяд хэхэ — духи чума. Верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я'-небя - "Мать земля" - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Нуму ежегодно весной и осенью приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение проводилось на возвышенном, открытом месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток. Все присутствующие в этот момент несколько раз кланялись на восток. Посвящали Нуму и живых оленей. Это был олень белой масти, никогда не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума — три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он оставался в стаде. От Нума, по поверьям, зависели погода и природные явления — снег, дождь, молния. Противоположностью Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу. В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс обрядов (медвежий праздник). Первоначально медвежий праздник проводился только членами фратрии \"пор\" (родовые кланы), считалось, что именно она ведет свое происхождение от медведя. Со временем праздник стал всенародным. Помимо фратриальных почитаются и родовые тотемы. Перед началом промысловых сезонов им приносятся жертвы. У всех народов Севера было распространено шаманство. Функции шамана обычно передавались по наследству от отца к сыну или от деда к внуку. У ненцев иногда шаманством занимались женщины. Камлание происходило обычно в чуме шамана или пригласившего его человека. Шаманы камлали в обычной малице, но в головном уборе- маске: от мягкой повязки на лицо спускались бахрома или лоскут ткани. Некоторые шаманы надевали специальные пояс или перчатки с семью пальцами. У каждого шамана имелся также набор культовых предметов – изображения духов-помощников (тадебцо), ездовых животных, бубен с рукоятью на внутренней стороне и колотушкой и т.д. Все эти атрибуты хранились на специальных священных нартах. Шаман и собравшиеся усаживались вокруг костра на оленьи шкуры.
Пением и ударами в бубен он вызывал духов-помощников и отправлялся с ними в верхний или нижний миры, где получал ответы на заданные вопросы или узнавал судьбу пригласивших его людей. При лечении шаманы часто применяли традиционные лекарственные средства. А с приходом на Ямал русских поселенцев развилось православие. 3. Объяснение материала. Задача сегодняшнего урока - продумать и выполнить фоновую проработку рисунка по теме «Край, в котором я живу». Вы можете использовать различные приёмы и методы рисования кистью. - Вспомните, какие разные приёмы рисования кистью используют художники? Пятно, линия, раздельные мазки – длинные и короткие, точки. - А какие методы работы красками вы помните? Можно выполнять работу акварельными красками используя метод вливания краски одной в другую. Рисуя гуашью, тоже можно сразу вводить несколько красок сразу, получатся интересные переходы. Можно рисовать сырым по сухому, с постепенным насыщением цвета. Можно прописывать большие поверхности локальным (основным) цветом, а затем, прорисовывать дополнительно участки, которые хотите выделить: высветлить или затемнить. Работу ведём от целого к частному, то есть сначала работаем над крупными частями рисунка, а затем над мелкими. Помним о том, что акварель любит воду, а гуашь – это пастозная живопись. Приступаем к работе. 4. Самостоятельная работа учащихся. Учитель следит за индивидуальной работой учащихся, при необходимости делает подсказки. 5. Подведение итогов.
Пономаренко Алина, 11 лет

Урок 3. (2 часа)

Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Вводная беседа: 1) традиции коренных жителей Ямала; 2) декоративно-прикладное искусство в жизни народов Севера; 3) этнический эпос. Мы продолжаем знакомство с культурой коренных народов Ямала. Сегодня мы поговорим об их традиция и обычаях. О том, какое место занимает декоративно-прикладное искусство в жизни ненцев, ханты и селькупов. - Знаете ли вы что такое традиция?
Традиция
(от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. Жизнь ямальских народов полна древних традиций, некоторые из них существуют и сейчас. У всех трех народов — ненцев, ханты, селькупов — широко практиковалось заключение брака с выплатой калыма за невесту. «Остяки покупают себе жен и потому считают себя вправе распоряжаться ими, как купленными вещами». «Брак есть у них чистая покупка жены», — писал М.Ф. Кривошапкин о северных селькупах в середине прошлого века. Более того, выкуп за невесту продолжает существовать и в наши дни. Н.Н. Ядне пишет (1995 г.): «Сегодня тоже стали невест брать за выкуп, дают по 30 — 40 оленей... Наша племянница Светлана была выдана замуж за Анатолия Окотэтто. Сватовство было долгим, жених приезжал несколько раз. Мой брат потребовал выкупа. Окотэтто отдали за невесту 40 оленей». Свадебный обряд до недавнего времени сохранял следы похищения (умыкания) невесты – имитации насильственного увоза, погони со стороны ее родных и т.д. Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана — это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо. Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми. Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков. - Вы видели национальную одежду ненцев или хантов, проживающих в нашей местности?
Она очень отличается от нашей с вами. А всё потому, что местные жители уважают и чтят традиционную одежду, одежду в которой ходили их предки. - Чем же так сильно выделяется одежда коренных жителей? Она сильно орнаментирована. - Что же такое орнамент?
Орнамент
– это узор, построенный на ритмическом чередовании и четком расположении элементов. Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, показывают индивидуальные особенности цветов, птиц, животных, людей, свободно перерабатывают их в декоративные формы. По цвету, орнаменты могут быть одноцветными и многоцветными. Яркой особенностью материальной культуры ханты и ненцев является богатая орнаментация. У селькупов одежда менее орнаментирована. Узорами украшали одежду, обувь, рукавицы, головные уборы, съемные украшения, пояса, игольники, подушки, сумки, коробки, колыбели, мелкие предметы из кости, ткацкие станки, луки и колчаны, выбивалки снега, лодки и весла, металлические и костяные пряжки и многие другие предметы, даже лепешки из черемухи. Каждая женщина имела сумочку для швейных принадлежностей, сшитую из шкурок со лбов оленей и богато украшали орнаментом (снаружи к ней прикрепляли игольник и маленькую сумочку для наперстка). У некоторых ненцев и ханты были популярны вышитые изделия подшейным волосом оленей, бисером. Восточным народам характерно обилие берестяной утвари с выскобленными узорами, а у северных наиболее выразительны изделия с аппликациями по ткани или мозаикой по меху. Многие узоры наряду с терминами, отражающими реальный мир («оленьи рога», «корни березы», «кедровка») изображали мифического мамонта, крест с загнутыми концами как символ счастья, соболя как символа Казымской богини и другие. Типичными для декоративной традиции народа были стилизованные изображения живых существ. Например, на колыбель наносили изображение «глухаря сна», на жертвенное покрывало - всадника на коне (сына Торума), на одежду - мифического мамонта, на ритуальные предметы - медведя в разных вариантах.
Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом. С помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди могли изображать свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца… Резьба по дереву и кости имела меньшее значение и этими видами ремесла занимались мужчины. Мужчины изготовляли изделия из дерева и кости (части упряжки) с помощью топора, пилы, лучкового сверла, долота, ножа. Детали скрепляли без гвоздей (подгонкой шипов в соответствующие отверстия и ременной прошивкой). Всё это орнаментировалось. - Вы любите сказки? Какие ваши любимые? Северные народы тоже очень любят сказки и всякого рода легенды. Традиционное устное народное творчество представлено мифами, эпическими героическими сказаниями, сказками, загадками, историческими преданиями. В них рассказывается о происхождении фратрий, тотемных предках, межродовых военных столкновениях и других событиях исторического прошлого. Среди сказок выделяют сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Из животного мира чаще других в них действуют мышь, лисица, ворона, медведь, чайка. Часто персонажами сказок выступают божества, духи, хозяева отдельных местностей. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора – преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях. У ненцев распространены сказания об эпических великанах – сюдбабц. Сюдбя – это великан. Самые распространённые темы сюдбабц – добывание жены и кровная месть за убийство какого-либо из близких родственников или за нанесенную обиду. Путь за женой, обычно долгий и опасный, мог привести к военному столкновению и похищению невесты. На обратном пути герою нередко приходится преодолевать препятствия: то его настигает жаждущий мести отец невесты, то нападают иные претенденты на ее руку. Часто в военных столкновениях участвуют и живущие в сопках сиртя (сикхиртя) – маленькие человечки, похожие на гномов. У хантов мифы рассказывали редко, обычно на общественных празднествах (например, мифы о происхождении медведя на медвежьем празднике). Для ритуальной обстановки была характерна песенная форма. Текст мифологической песни более канонизирован. Прозаическое сказание также отличается художественной оформленностью: текст излагают так, как будто читают книгу (быстро,
с особой интонацией). Исполнение жанровых текстов обусловливалось местом и временем исполнения, составом слушателей. В традиционном фольклоре селькупов центральное место занимает описание всевозможных приключений героя, его столкновений со злыми духами, которые всегда оказываются побежденными. Очень много загадок. И про животных, и про природные явления, и про утварь, и про одежду, и просто про человека. На конце холма чернеет уголёк - Песец Летом – меховые, зимой – берестяные - Рога оленя Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. - Белка Днём и ночью дрожит, всего боится. - Заяц Ходит, а следов не видно. - Рыба Когда спит, когда не спит, когда умрёт - всегда глаза открыты. - Рыба Летом - серая, зимой - белая. - Куропатка У порога чума доброе существо рычит. - Собака Великан полгода спит. - Медведь В ночь беззвёздную до чума Кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, Если в тундре бездорожье? - Олень Когда на лыжах я в тайгу иду под снегопадом, Четыре лапы на снегу со мною мчатся рядом, Когда врага почует вдруг, рычит и огрызается. А если к ней подходит друг, глазами улыбается. Другу верному верна... Угадай-ка: кто она? – Собака Придерживались примет-наказов предков: - Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать. - Доброе слово летит как сокол, лживое слово плетётся мышиными шагами. - Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит. - Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он - смысл твоей жизни. - Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся - В какую бы беду ни попал - голову не вешай, ум не теряй. - Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей. 3. Объяснение материала. Сегодня вам необходимо закончить работу над своими тематическими композициями. Вы уже выполнили прокладку основного цвета предметов. На данном этапе работы вам предстоит выполнить доработку, уточнение небольших деталей композиции, проложить тени, где это необходимо. Необходимо украсить предметы быта, одежду ваших героев орнаментом. Может быть, какие-то элементы декора вы перенесёте на деревья, траву, дома и т.д. Сейчас вы в полной мере можете воспользоваться знаниями, полученными на предыдущих и сегодняшнем уроках. 4. Самостоятельная работа учащихся. Учитель следит за индивидуальной работой учащихся, при необходимости делает подсказки. 5. Подведение итогов.
Пономаренко Алина, 11 лет
Боднарук Татьяна, 9 лет Доскич Виктория, 10 лет Кормишова Дарья. 10 лет
Садым Анастасия, 10 лет Черванёва Полина, 10 лет Чернявская Виктория, 10 лет


В раздел дополнительное образование