"Из опыта работы: об отрицательном воздействии современных мультфильмов на детское психическое развитие"
Статья по результатам обобщения опыта работы
Автор: Хаба Елена Александровна, педагог дополнительного образования, ГБУ ЦССВ "Наш дом", город Москва
В раздел дополнительное образование
Из опыта работы: об отрицательном воздействии современных
мультфильмов на детское психическое развитие
Шик Наталья Викторовна,
Хаба Елена Александровна,
педагоги дополнительного образования ГБУ ЦССВ «Наш дом» ДТСЗН города Москвы Несколько лет назад газеты, а затем и учебники, обошёл психологический эксперимент. Младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком. Эффект воздействия был одинаковым. Что же происходит в сознании маленького человечка при просмотре всё время мелькающих кадров? Попробуем разобраться. Именно в детском возрасте закладываются черты характера и качества личности. С рождения ребёнок воспринимает информацию визуально и через органы чувств. Всё, что его окружает, отражается на общем психологическом состоянии ребенка. Дети растут, кругозор расширяется и наступает час, когда малыш проявляет заинтересованность к картинкам, сменяющимся на экране телевизора, громкой музыке и спецэффектам. Именно поэтому дети так любят смотреть мультфильмы. Если раньше актёр менял в клипе положение не больше 2 - 3 раз, то сейчас до 20 раз. Ребёнок не может оторваться от экрана, но концентрации внимания при этом нет, и когда мы просим его сосредоточиться на чём-либо, он не может этого сделать - ему не интересно. Когда ребёнок смотрит на экран с быстро меняющимися яркими картинками, он испытывает шок. Но организм - система гибкая, имеющая свойство адаптироваться. К таким воздействиям с экрана незрелый организм ребенка тоже адаптируется. Дальше действует механизм естественного отбора. Те, кто адаптировался, требуют большей дозы стимулов. Когда возникает нехватка, переходят на химическую стимуляцию, к примеру, алкоголем или наркотиками. Другие, наоборот, избегают стимулов и возбудителей и всё больше уходят от окружения. Отсюда - задержки психического развития, снижение мотивации к игровой деятельности, невозможность формирования волевых качеств. Родители хотят, чтобы их дети выросли умными, развитыми. Индустрия, зная потребности, выпускает развивающие мультфильмы, которые мы стараемся включать с младенчества. А почему нет, когда на них написано « 0+ »? Давайте поразмышляем.
Новорождённый получает первый опыт, как только начинает взаимодействовать с миром. Первый учитель - мама. Общение происходит через эмоциональную связь. Вот почему важно кормить ребёнка грудью, смотреть на него, разговаривать и не отвлекаться. А мы смотрим телевизор во время кормления, или, что совершенно недопустимо, включаем новорождённому развивающие мультики, не понимая, что у малыша ещё не сформированы органы чувств. Пять органов чувств помогают ребёнку познавать окружающий мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Нужно всё потрогать, понюхать, попробовать на вкус... А если ребёнка посадили перед телевизором, то работают лишь зрение и слух. Что происходит? Плоская, яркая картинка и быстро меняющиеся кадры дают колоссальную нагрузку на глаза. Кроме того, он не может поменять позу. Смотрит как заворожённый, где его внимание искусственно поддерживается быстрой сменой картинок. Мышцы атрофируются. Всё это - противоестественные условия развития. Но для мамы эти 20 минут, а может, два-три часа ребёнка перед телевизором - передышка. Стоит ли эта передышка таких жертв? Судить самим родителям. Каждый, наверно, не раз сталкивался с таким явлением, когда ребёнка невозможно «оторвать» от мультфильмов. При вынужденном «отрыве» от экрана ребёнок чувствует опустошение, закатывает истерики и успокаивается только при возвращении к телевизору. Это - опасное явление, которое парализует волю ребёнка и отрывает его от развивающих видов деятельности. Психологи и педиатры единодушно настаивают на том, что до 3-х лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран. Это подтверждает и всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), однако данная рекомендация повсеместно нарушается. В этом контексте маркировка «0+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм. Любая видеоинформация для детей этого возраста наносит вред здоровью и развитию детей. Дошкольный возраст. После 3-х лет ребѐнок владеет речью, самостоятельно играет и постигает социальную ситуацию, подражает старшим и получает одобрение. Ребёнок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии, и активно участвует в играх. Ребёнок уже понимает, что он - это он, и осознаёт своё отличие от остальных, а, значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится любимым занятиям. Изображает доктора, который
делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе. Ребёнку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Современные дети всё чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и всё реже - с реальными людьми. Их воображение захвачено миром телевизионных историй. Встаёт вопрос о том, насколько успешно они смогут приспособиться к жизненным ситуациям, воспринять роли матери и отца, какими будут их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще. Мультфильмы могут использоваться как средство развития и знакомства с миром. Главное, чтобы ребёнок мог понять несложный сюжет, связать его с жизненным опытом. Только в этом случае он будет принимать и понимать мультфильм. В последнее время появились мультфильмы со страшными событиями, трагическим концом. Это может вызвать у ребёнка недоверие к миру, другим людям, неуверенность в себе и нарушить эмоциональный комфорт. Поэтому предпочтительнее для детей добрые произведения, несущие положительные эмоции, вселяющие оптимизм. Старший дошкольный возраст. В этом возрасте формируется всё, что необходимо для школы. В первую очередь, ребёнок должен внимательно слушать учителя. Но возможно ли это, если часть детства он просидел у экрана телевизора? Скорее, нет. Учитель же не мельтешит перед его глазами в яркой одежде. А яркость тем и опасна, что после неё спокойные тона не воспринимаются. Отсюда проблемы в работе с книгой. Ведь некоторые дети даже не знают, как выглядят книги. Родители перестали детям читать. Отсюда другая трудность - неумение пересказывать. Почему после просмотра мультиков дети не могут их пересказать? Им не запоминается сюжет. Быстрая смена картинок не даёт возможности мозгу переработать информацию. А читая книгу, можно всё осмыслить и обсудить. Без картинки у ребёнка прекрасно работает и развивается воображение, нет шаблонов. Ребёнок должен уметь вести диалог. Ведь связь с телевизором односторонняя. Максимум, что он может сделать - пропеть песенку из мультфильма. Подростковый возраст. Это один из самых сложных и ответственных периодов в жизни детей и родителей. Считается кризисным, так как происходят изменения, затрагивающие все стороны развития ребёнка. Кризис связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Если у младших школьников такой деятельностью является учёба, то в подростковом возрасте она сменяется общением со сверстниками. Основные
линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: авторитетами становятся друзья, а также герои экрана и медиамира. Познание себя через сходство с другими происходит при общении со сверстниками. Подростки имеют свои нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют подростковую субкультуру. Зачастую происходят объединения в группы на базе увлечения определённым типом или жанром экранной продукции. Например, сейчас среди подростков существует множество групп поклонников «аниме». Подростки стремятся быть похожими на взрослых. Однако этот возраст открывает безграничные возможности для восприятия и осознания содержания мультипликационных фильмов. Современная тенденция к погружению детей в потустороннюю жизнь, интерес к героям-монстрам и нечистой силе уводит от реальности. Конечно, подростки активно интересуются проблемами смерти и ценности жизни, но это слишком серьѐзная тема, чтобы говорить о ней в развлекательном мультфильме. «В некотором царстве, в некотором государстве» или «в давние времена жили-были…» - так начинали сказки наши бабушки. Сказки - это образы папы и мамы, друга и врага, на которые ребёнок будет ориентироваться всю жизнь. Но на место сказок пришли мультфильмы. Согласно исследованиям психологов, сегодня мультфильмы формируют неправильную картину мира. Одним из главных является образ женщины, девушки, девочки. Героини большинства американских мультфильмов сконструированы таким образом, что систематический просмотр ведёт к угасанию функции продолжительности рода. Образ женщины лишён романтики, наделён жестокостью, физиологичностью, реализмом. Попутно высмеиваются целомудрие, застенчивость, бескорыстие, материнство. Идёт подмена образов. Героини, как правило, имеют одинаковые черты лица. Из-за частого мелькания они превращаются в стереотип. Поэтому девочки будут стремиться быть такими, а мальчики искать то, чего не бывает на свете. Героини одинаково говорят одни и те же слова и действуют одинаково. Тиражных красавиц ребёнок считает добрыми, хорошими и будет им подражать. Но это - яркая упаковка с опасным содержанием. Потом к этому образу прикрепляется всякая мерзость типа похоти и соблазна, жестокости, неуважения к родителям... Постепенно информация с «хорошей героиней» входит в детскую душу и начинает управлять ей. Простой пример вложения в красивую упаковку отрицательного содержания - наделение романтической героини атрибутами жестокости и
злобы. Вспомните Фиону-трольшу из «Шрека». Посмотрите, как они дерутся и скалят зубы, а главное - привычно. Происходит омужествление женщин, которое приводит к смешению роли полов в жизни, что при определённых условиях может вызвать более глубокую дезориентацию. Что с соловушкой и её потомством делает трольша? Она поёт и соловья разрывает на части. А три яйца, из которых должны вылупиться птенцы, зажарены на камне. А надутые лягушка и змея беззаботно используются в виде воздушных шаров. Вспомните героинь отечественных мультфильмов, чья женственность показана через духовные качества. Диснеевские героини, напротив, реалистичны, физиологичны и умеют этим пользоваться. Пропагандируется сексуальное партнёрство, которое не предполагает создание семьи. С точки зрения психологов, взрослые стереотипы раньше времени растормаживают в ребёнке зону влечения, но ребёнок к этому не готов ни морально, ни физически. Мультфильм «Маша и медведь» вызывает смех у взрослых. На мой взгляд, этот мультик скорее для взрослых, чем для детей. Он учит не правильному поведению ребёнка. Дети повторяют то, что делает Маша. Что делаете вы? Вы сначала смеётесь, а потом, когда ребёнок повторил это снова, вы его ругаете. Но он не понимает, за что его наказали, ведь сначала всем было смешно… Маша не только показывает плохой пример поведения, но и неуважительное отношение к старшим. Медведь, в роли старшего, во всем ей потакает. Мультфильм «Барбоскины» о семье собак. В нём всегда хорошая завязка. Например, Малыш хочет помирить сестёр - хороший мотив, но для этого он решает устроить потоп, чтобы беда сплотила их. Даётся чёткая инструкция к действию. Но потом оказывается, что всё зря - сёстры уже помирились. Дальше - ещё хуже. Когда случается потоп, сестёр беда не объединяет, а наоборот. Они ссорятся. Какой вывод? Не надо никого мирить, все равно поссорятся. И таких примеров хватает в каждой серии. Родителей в мультфильме, занимающихся воспитанием детей, показывают только тогда, когда их надо наказать или купить что-то. Мультфильм построен на ссорах и выгоде. В конце никаких выводов. Никто не мирится и не раскаивается. Пошлость, эгоцентризм, глупость, пренебрежение к учёбе, уравнивание жизни и смерти - всё это подтекстом читается в мультфильме «Монстр Хай». В нём зло представлено добром, а добро - злом. Дети играют с трупами и гробами. Главные герои - дочери оборотня, монстра, Дракулы, Франкенштейна, мумии, зомби.. Учёба для них - повод развлечься, дружба ничего не имеет общего с настоящей. Единственное, что нравится героиням, это их внешний вид и мальчики. Одна из моих знакомых купила своей 5-
летней внучке несколько кукол из этого мультфильма. Девочка была от них без ума. Но однажды ночью ей приснился страшный сон - монстр с большими рогами хотел её ударить. Девочка проснулась с криком. Большая психологическая травма не прошла бесследно, были нарушения сна, боязнь оставаться одной… С куклами пришлось расстаться. Анализируя выше сказанное , стоит сформулировать ряд рекомендаций по выбору мультфильмов для просмотра ребенком. Итак, первое правило, которое следует учитывать при выборе мультфильма для ребёнка, - герои должны пропагандировать хорошие качества и подталкивать зрителя на добро. Зло не должно побеждать добро, а финал мультфильма обязательно должен быть хорошим. Второе правило, - мультик должен соответствовать возрасту. Это касается и отечественных мультфильмов. По мере взросления простые сюжеты и истории должны вытеснять многоплановые мультфильмы с непростой историей. Одна девочка, например, после просмотра мультфильма о «маленьком мамонтёнке», так испугалась, что не отходила ни на шаг от мамы, болезненно переживала расставание, когда та уходила на работу. Поэтому, следует учитывать возраст, на который рассчитан фильм. Если ваш ребёнок мнительный, то ограничьте просмотр подобных драматичных мультфильмов. Третье, не менее важное правило, - каждый мультик, помимо демонстрации доброго героя, должен приносить пользу. Замечательно, если в сюжете мультфильма кто-то из персонажей учится быть честным, не жадным, воспитанным. Сюжет может показать, что происходит, если герои бывают грубыми, жадными и не честными. Лучше всего, если в конце мультфильма они понимают свои ошибки. Не стоит выбирать мультфильм, в котором отмечается перенасыщение цветом или дисгармония. Множество красок и громкая музыка не являются полезным вариантом для психики ребёнка. Лучше, если в мультфильме будут присутствовать диалоги, так как малыш должен слышать качественную речь. Из многообразия современных мультфильмов можно выбрать те, которые принесут ребёнку положительные эмоции и воспитательный результат. Мультфильмы, которые стоит, на наш взгляд, смотреть - «Крошка Енот», «Трое из Простоквашино», «Винни Пух», «Вовка в тридевятом царстве», «Жил-был пёс», «Карлсон». Обратите внимание на мультфильмы, которые показывает канал «Союз», на цикл детских передач «Шишкин лес». Убеждены, что просмотр мультфильма - не передышка для мамы или воспитателя, а совместная работа по развитию положительных качеств детей! Прежде чем показать мультфильм ребёнку, посмотрите, прислушайтесь к его
интонации, проанализируйте его сами. Смотрите мультик вместе с ребёнком. Обсуждайте его, поясняйте. Не включайте мультики детям перед сном, чтобы не было перевозбуждения. Не смотрите мультфильмы во время еды, это нарушает пищеварение. В день дошкольнику можно смотреть телевизор не больше 30 минут. И учтите, что дети, в отличие от взрослых, делают всё всерьёз!
Используемая литература:
1. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ - № 10 – 2012. 2. Выгонский С. Фильмотерапия 3. Лучина Н. Фильмотерапия 4. Туний С. Педагогическая гостиная для воспитателей «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» -
В раздел дополнительное образование