"Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей"
статья
Автор: Орлова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования, методист, МОУ ДО ДЭЦ "Родник", город Ярославль, Ярославская область
В раздел дополнительное образование
Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей
Орлова Татьяна Владимировна, методист, педагог дополнительного образования МОУ ДО ДЭЦ «Родник» г. Ярославль В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ сказано, что «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (гл. 1, ст. 2, п. 29). Таким образом, качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, форм и методов обучения, материально- технической базы, кадрового состава и др. При этом образовательный результат будет качественным, если он соответствует ожиданиям заказчиков и поставленным целям. К тому же адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимые условия. К составляющим качества образования можно также отнести: его доступность, наличие некоторого набора образовательных программ, степень приближения практико- ориентированной части содержания программ к требованиям потенциальных заказчиков, индивидуализацию образования, использование современных технологий обучения, высокую квалификация педагогов, вовлечение в процесс обеспечения качества каждого работника учреждения; наличие системы мотивации и поощрения профессионального развития субъектов образовательной деятельности (самообучения, повышения квалификации и т.д.), превращение проблемы обеспечения качества в задачу всего учебного заведения. В связи с этим большое значение уделяется мониторингу в образовательной деятельности учреждения. Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, и как следствие отсутствие стандартных диагностических 1
методик, компетентности педагогов в их использовании, актуальным становится наличие в УДОД определенной системы мониторинговой деятельности. Мониторинг качества в УДО образование многоуровневое, поэтому рассматривать его необходимо с трех основных позиций, т.е. с позиций учреждения, образовательного процесса и обучающихся. На
уровне учреждения
к слагаемым оценки качества образования в УДО можно отнести: - материальное обеспечение; - информационное обеспечение; - профессиональный уровень педагогов; - мотивацию к профессиональной деятельности. На
уровне образовательного процесса
оценка качества образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия …федеральным государственным требованиям и потребностям физического лица…в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (из Федерального закона «Об образовании в РФ»). К основным показателям качества на данном уровне можно отнести: - соответствие целей и результатов образовательного процесса современным социальным требованиям; - соответствие содержания ДО его целям и познавательным возможностям обучающихся; - соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья обучающихся и обеспечения психологического комфорта. На
уровне обучающихся
под оценкой качества образования понимают качество обучения, воспитания и развития, включающие следующие аспекты: психолого- педагогический, технологический, экологический, здоровьесберегающий, теоретическую и практическую подготовку по предмету, общеучебные (метапредметные) умения и навыки. Таким образом, мониторинг качества образования в ДОУ будет складываться из мониторингов качества образования учреждения, образовательного процесса и образовательных результатов обучающихся в учреждении. К общим целям мониторинга качества образования можно отнести: 1. Определение состояния и результативности процесса образования в учреждении, его соответствия потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности. 2
2. Определение соответствия условий учреждения требованиям, позволяющим реализовывать процесс образования на качественно высоком уровне. В качестве инструмента, обеспечивающего измерение качества достижений результатов образовательной деятельности учреждения, выступают критерии качества. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться. Рассмотрим возможные критерии и показатели качества образования в учреждении дополнительного образования детей. Итак,
на уровне учреждения
к слагаемым оценки качества образования в УДО можно отнести: 1. Материально-техническое обеспечение: - учебные кабинеты, лаборатории с вытяжным шкафом их соответствие СанПиНам; - учебные доски, столы, стулья, шкафы, стеллажи, лабораторное оборудование; - компьютеры, принтеры, сканеры, мультимедиа-проектор, телевизор; - организационное обеспечение, социальные партнеры: сотрудничество с общеобразовательными школами, гимназиями, центрами дополнительного образования, библиотеками, музеями, планетарием, зоопарком, дельфинарием, конноспортивной школой, ботаническим садом, оранжереей ЯГПУ; - положение о промежуточной и итоговой аттестации; - положение о мониторинге образовательных результатов. 2. Информационное обеспечение: - нормативно-правовые акты, приказы, регламентирующие образовательную деятельность; - материалы непериодических изданий: энциклопедии, словари, справочники и т.д.; - материалы периодических изданий: газеты, журналы, сборники, бюллетени; - аудиовизуальные материалы: аудиоматериалы, видеоматериалы, фотоматериалы; - интернет-источники. 3. Профессиональный уровень педагогов: - квалификационная категория; - соответствие уровня теоретической и практической подготовки требованиям профессионального стандарта педагога ДО; - качество программных материалов; - качество учебных занятий; - участие в МО и ПМС (участник, выступающий, организатор); - наличие наградных документов, премий. 3
4. Мотивацию к профессиональной и инновационной деятельности: - участие в научно-практических конференциях разного уровня; - публикации педагогов; - участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства; -самообразование педагогов; - участие в проектах разного уровня.
На уровне образовательного процесса
цель мониторинга выявить: - соответствие целей и результатов образовательного процесса современным требованиям; - соответствие содержания ДО его целям и познавательным возможностям обучающихся; - соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта. Показатели мониторинга: 1. Современные требования к образовательному процессу по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: - целостность и единство составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом; -свобода выбора ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующих ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации; - предоставление детям интеллектуальных, психолого-педагогических, образовательных, развивающих услуг на основе свободного выбора и самоопределения; - непрерывный, вариативный, разноуровневый, превышающий базовый компонент образования, реализуемый личностью в свободное время и призванный обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; - наличие особого образовательного пространства, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоционально- ценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков; - наличие системы поискового, вариативного образования, апробирующего иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития, направленного на: 4
удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определённой ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов; создание условий для использования свободного время в позитивных для развития личности целях, прибавления новых достижений к уже имеющимся; исполнение заказов детей и заполнение имеющихся у них дефицитов информации, знаний, ресурсов и т.д.) за счёт наполнения их жизни новыми возможностями; разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире; оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации; параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ. 2. Современные требования к содержанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: -доступность, научность, логичность, ориентированность на «зону ближайшего развития», на развитие познавательного интереса, дифференцировано и индивидуализировано, интегрировано с другими областями знаний. 3. Требования к сохранению здоровья и психологическому комфорту -соответствие образовательной деятельности СанПиНам, включающую профилактику эмоционального выгорания педагогов; • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; • отсутствие давления субъектов друг на друга; • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; • удовлетворенность принадлежностью к педагогическому коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого- либо из членов коллектива; • принятие на себя ответственности за состояние дел в педагогическом коллективе каждым из ее членов и пр. На
уровне образовательных результатов обучающихся
цель мониторинга выявление: 5
- соответствия уровня полученных образовательных результатов, прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; - соответствия полученного образовательного результата потребностям и ожиданиям обучающихся и родителей; - степени удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса. Под оценкой качества образовательных результатов обучающихся понимают качество обучения, воспитания и развития, включающие следующие аспекты: психолого- педагогический, технологический, экологический, здоровьесберегающий, теоретическую и практическую подготовку по предмету, общеучебные (метапредметные) умения и навыки. Показатели психолого-педагогического аспекта: - развитие общих познавательных способностей (памяти, внимания, речи, воображения); - развитие эмоционально-волевой сферы (терпения, воли, самоконтроля); - развитие познавательного интереса ребенка. Показатели технологического аспекта: - развитие специальных способностей по предмету; - развитие творческих способностей. Показатели экологического аспекта: - участие в природоохранных мероприятиях, в конкурсах, затрагивающих экологическую тематику, в викторинах, проектах, олимпиадах. Показатели здоровьесберегающего аспекта: - позитивное отношение к своему здоровью; - соблюдение требований предъявляемых педагогом; - правильная осанка во время выполнения заданий; - позитивные взаимоотношения с окружающими; - наличие - отсутствие утомляемости, агрессии, тревожности. Показатели теоретической подготовки по предмету: - теоретические знания по предмету; - владение специальной терминологией. Показатели практической подготовки: - практические умения и навыки по предмету; - владение специальным оборудованием. Показатели метапредметных умений и навыков: - умение слушать и слышать педагога и друг друга; - умение организовать свое рабочее место; 6
- соблюдение правил безопасности во время работы; - умение самостоятельно и аккуратно выполнять задания. Степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса: - желание посещать занятия, общая удовлетворенность процессом и результатом обучения; - познавательная активность и инициатива; - чувство защищенности, устойчивости, позитивного отношения к происходящему; - стремление к совместной полезной деятельности. Показатели социальной устойчивости: - престиж у родителей и общественности; - наличие презентабельных результатов деятельности детей; - формирование у обучающихся природоохранного сознания. В заключении хочу сказать, что правильно организованный и своевременный мониторинг, в частности диагностическая работа даст возможность контролировать образовательный процесс, грамотно формулировать педагогические цели задачи, соотносить их с содержанием, методами и приемами педагогической деятельности с требованиями общества и государства; одним словом, без мониторинговой деятельности (педагогической диагностики) невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс обучения, воспитания и развития личности обучающегося в свете современных требований к качеству образования в учреждениях дополнительного образования детей. 27.10.2016 г. 7
В раздел дополнительное образование