Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Беседы о фортепианной музыке"

Классный час для обучающихся фортепианного отделения

Автор: Нагайцева Наталья Алексеевна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО Мотыгинская ДМШ, п. Мотыгино Красноярский край



В раздел дополнительное образование

Классный час для учащихся фортепианного отделения ДМШ
«Беседы о фортепианной музыке»
МБУ ДО Мотыгинская ДМШ Преподаватель фортепиано Нагайцева Наталья Алексеевна Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о технике пианиста и послушаем лучшие виртуозные произведения, написанные для фортепиано.
Что такое виртуозная игра?

Виртуо

́

з
(итал. virtuoso — от лат. virtus — доблесть, талант) — исполнитель, мастерски владеющий техникой на своем инструменте; человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
Виртуозная

игра
– профессиональное исполнение сложных произведений в быстром темпе. Развить свою технику очень сложно, это требует много времени и сил. Блестящие, эффектные произведения в быстром темпе производят большое впечатление. Давайте поговорим о работе над фортепианной техникой, назовем самые знаменитые пьесы и этюды, а также посмотрим видеозаписи выдающихся пианистов-виртуозов.
Знаменитое виртуозное произведение – «Полет шмеля»

Н.Римского – Корсакова
«
Полёт шмеля
» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедия оканчивает третий акт, в котором Лебедь- птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что он жив). «Полёт шмеля» известен благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения. Эта пьеса является самым известным в мире произведением композитора.
С чего начинается развитие техники пианиста?
Для планомерного и успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки.
Интонационная осмысленность в работе над простейшими инструктивными этюдами поможет исполнять высокохудожественные и глубоко содержательные этюды Шопена, Листа, Рахманинова. Для этого следует разучивать много этюдов на разные виды техники. Систематическая работа над этюдами является обязательной стороной комплексного развития техники.
Самые простые требования к виртуозным произведениям
: 1) знание аппликатуры, 2) знание текста, 3) качественный звук.
Как учат виртуозные произведения?
В медленном темпе, со вниманием к деталям.
Что нужно для себя выяснить в произведении?
1) стиль, 2) технические задачи (на какой вид техники), 3) форму произведения: сколько частей, предложений, фраз, где кульминации, 4) художественные задачи: характер, настроение, образ.
Основные виды фортепианной техники

Формы фортепианной техники в основном сводятся к следующему:
• Пятипальцевые последовательности; • Фортепианно-технические формы, связанные с подкладыванием первого пальца (гаммы, трезвучия, четырёхзвучия); • Трели и украшения; • Двойные ноты. В первую очередь это терции и сексты, а затем смешанные формы двойных нот. • Репетиционная техника; • Аккордовая техника; • Октавная техника; • Скачки; • Техника певучего звука; • Полифоническая техника.
Этюды К.Черни ор. 299, 740

Этюды Черни в основном предназначены для развития пальцевой техники. Они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, воспитания самостоятельности пианиста, более того, ключом к пониманию многих музыкальных стилей. Некоторые этюды содержат готовые формулы, встречающиеся в произведениях Клементи, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа и других композиторов. Наиболее популярные в обучении этюды ор.299 , «Школа беглости» ор.740 К.Черни. Исходя из анализа этюдов «Школы», многообразнейшие формы пианистического изложения условно разделяются на мелкую и крупную технику.
Чего должен добиваться пианист, работая над этюдами:
1) качественного звука, зависящего от взятия подушечками пальцев, игры «с опорой»; 2) беглость и независимость пальцевых движений; 3) свободные, пластичные, объединяющие движения всей руки; 4) метрическая точность и динамическая гибкость звучания; 5) чередование напряжения и расслабления мускулатуры, обеспечивающее свободу движений; 6) согласованность «пружинящих» кистевых движений с вращательными движениями всей руки; 7) слияние ритма пианистических движений и ритмической пульсации музыки; 8) пластичное следование движений руки в соответствии с мелодическим рисунком пассажей; 9) координация пианистических движений в сложных приемах фактуры. Видео – этюд К.Черни ор.740.
Революционный этюд Ф.Шопена
Каждый из этюдов Шопена представляет собой законченную пьесу, гармонически и мелодически яркую и запоминающуюся.
Революционный этюд
— этюд для фортепиано до минор, сочинение 10, № 12, написанный польским композитором Фредериком Шопеном во время восстания в Польше 1830 года против русского самодержавия.
Шопен в этюде использует в мелодии ритм национального польского танца — полонеза. Каждый из этюдов Шопена представляет собой законченную пьесу, гармонически и мелодически яркую и запоминающуюся. Исполняет Евгений Кисин.
Этюды и виртуозные произведения Ф.Листа
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был лучшим пианистом, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Трансцендентный этюд Ф.Листа «Дикая охота» исполняет Дмитрий Маслеев.
Каковы же пути работы над пианистически сложной

фактурой?
Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и обязательно ног пианиста. Основное требование к работе над техникой:
экономия движений
, так как лишние движения ведут к неряшливой игре.
Можно выделить четыре способа движений:
1) пальцами (всегда); 2) кистью (при спокойном локте)- для мелких октав, аккордов; 3) локтем (при спокойном плече)-для скачков аккордами; 4)плечом - для аккордов. Пианист должен развить навыки управления работой мышц. Необходимо научиться включать нужную группу мышц, перестраивать их работу, например, выключая крупные мышцы, включая мелкие, расположенные в пястье, научить пользоваться большим или меньшим весом.
Этюд № 12 А.Скрябина
В 1895 году русский композитор Александр Скрябин написал Этюд № 12 ре-диез минор, который начинается с той же ритмоформулы, которая была и в до - минорном Революционном этюде Шопена. Этот этюд тоже
называют Революционным или Патетическим. Сам Скрябин не наделил этот этюд никаким названием. Исполняет Денис Мацуев.
Виртуозные произведения С.Рахманинова
С. Рахманинов – великий русский композитор. Рахманинов -пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов. Сегодня мы познакомились с лучшими образцами виртуозных произведений и поразмышляли над тем, как должен работать пианист для развития фортепианной техники, которая позволит исполнять эту замечательную музыку.


В раздел дополнительное образование