Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности работы с детским хором"

методические работы

Автор: Семенова Татьяна Анатольевна, преподаватель специального хора, МБУ ДО МДМШ, п.Мотыгино Красноярский край



В раздел дополнительное образование

Особенности работы с детским хором Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Это связано с тем, что детский организм в отличие от взрослого, находится в постоянном развитии, и голосовые связки тоже соответственно развиваются. Задача охраны детского голоса – задача общая и обязательная для всех педагогов, занимающихся вокально-хоровой работой. «Если в детстве «сорвать голос», то это может причинить вред всему дальнейшему развитию певческого аппарата» Г. Струве. Человеческий голос – чрезвычайно нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок. В связи с тем, что вопрос вокально-технических возможностей детского голоса в настоящее время является дискуссионным, и в связи с имеющимися в вокально-хоровой практике случаями порчи детских голосов педагогами, задача охраны детского голоса приобрела особую актуальность и значимость. Правильные певческие навыки. Первым необходимым условием для успешного развития детского голоса считаю правильную постановку голоса и воспитание правильных певческих навыков.В моей работе с детским хоровым коллективом практически отсутствуют слова «пойте громко», так как детскому голосу вообще противопоказано громкое пение. Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. М. Заринская руководитель хора ленинградского Дворца пионеров утверждает: «Если ребенок или подросток поет совершенно свободно, совершенно не форсируя и не напрягаясь, то сила, обозначенная для голоса взрослого, как форте, ему не доступна, поэтому меццо-форте является пределом звучания детского голоса. Для того, чтобы оно явилось яркой краской в детском исполнительстве, необходимо вырабатывать в детском хоре красивое и звучное пиано и пианиссимо ».
Пение в удобном диапазоне помогает развить голос, к тому же природное колоратурное сопрано – большая редкость, поэтому в своей работе с осторожностью использую звуки верхнего регистра. Использование завышенной тесситуры является одной из основных причин испорченных детских голосов. При пении несвойственных для его голоса высоких нот, ребенок вынужден форсировать звук, при этом детский голос быстро устает и «подсаживается», теряет свою звонкость, легкость и тембральную окраску, в голосе появляется сип и несмыкание связок. Использование нижнего регистра также таит в себе опасность «посадить» голос, лишить его природной легкости, звонкости.Поэтому стараюсь избегать крайних звуков диапазона и работаю в средней тесситуре. Для младшего хора: до первой октавы – ре второй октавы. Для среднего хора: си малой октавы – ми второй октавы. Для старшего хора: ля (соль) малой октавы – фа второй октавы. Эти рамки условные и границы диапазона расширяю в зависимости от индивидуальных природных данных детей, руководствуясь главным правилом хормейстера «не навреди». Широкое использование транспонирования помогает справиться с этой задачей. Один из самых важных моментов в формировании правильных певческих навыков - это работа над певческим дыханием. Выработанная опора при дыхании позволяет добиться нужной звучности без форсирования и напряжения в связках, так как звук, исходящий из правильно поставленного дыхания приобретает большую яркость. При работе с детским хором необходимо отдавать предпочтение мягкой атаки звука. Атака – это момент возникновения звука. Различаются три вида атаки: мягкая, твердая и придыхательная. Мягкая атака: звучание возникает одновременно со смыканием голосовой щели, звук получается мягкий и в меру активный. Способствует возникновению естественного, легкого, светлого звука.
Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью, поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха. Пение при таком виде атаки часто сопровождается сипом. Такой вид атаки часто встречается у начинающих обучаться пению, однако при правильных занятиях быстро исчезает. Так же придыхательная атака может указывать на болезни горла или возможные узелки на связках. Мягкая атака лучше всего подходит и является обязательной в постоянной работе с детским хором, как наиболее щадящая голосовой аппарат. Использование твердой атаки ведет к быстрой утомляемости голосовых связок, особенно в период мутации. Однако в хоровой практике совершенно исключить твердую атаку невозможно. Но использовать ее нужно крайне осторожно и по времени недолго, так как при частом использовании твердой атаки могут возникнуть узелки на голосовых связках, которые ведут к несмыканию связок и даже к потере голоса. Возрастные особенности. С особенной осторожностью нужно относиться к голосам подростков период мутации. В процессе развития и взросления детский голос проходит три этапа: домутационный период, мутация и постмутационный период. Каждый из них имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать в работе с детьми. В связи с ускорением развития детей начало предмутационного периода в настоящее время наблюдается гораздо раньше как у мальчиков, так и у девочек – приблизительно с 11, 12 лет. В это время рост организма и голосового аппарата протекает активно, хотя может быть неравномерным. Увеличивается гортань, голосовые связки и другие части голосового аппарата. Признаки мутации у мальчиков проявляются ярче, чем у девочек: появляется сип, прерывистость в звучании голоса, возможно резкое покраснение гортани. В этот период обучения педагогу следует использовать щадящий режим: уменьшить голосовую нагрузку, перести учеников
(мальчиков, а иногда и девочек) из партии сопрано в партию альтов, следить за тем, чтобы голосовая партия была в удобной тесситуре. В постмутационный период (с 15 до 20 лет) голос подростка начинает оформляться в голос взрослого. В силу того, что рост гортани часто может не совпадать с полным развитием грудной клетки, возможно несоответствие в работе дыхательной системы и голосовых складок. Поэтому в работе с голосами юношей важно соблюдать щадящий режим при пении. Мутационный и постмутационный периоды у девочек протекают спокойнее, чем у мальчиков. Тем не менее, в эти периоды к девочкам тоже требуется повышенное внимание. Особенно важно соблюдать охранительный режим к девочкам, находящимся в менструальном периоде. Во время месячных не следует давать девочка голосовые нагрузки первые 2 дня. Как и у мальчиков, организм девочек развивается целостно, изменения происходят во всех системах организма, в том числе в голосовом аппарате. При этом возможно покраснение гортани и частое несмыкание связок, наблюдается тенденция к неустойчивости интонирования, быстрая утомляемость голоса, общая повышенная раздражительность. Желательна по возможности консультация врача-фониатра и бережное отношение к голосу. Хорошо устраивать небольшие перерывы для отдыха голоса во время занятий. Это может быть разъяснение смысла произведения, или просто шутка педагога, или занятия с отдельными партиями. Непрерывное пение в течение часа является чрезвычайно вредным даже для взрослых певцов, не говоря о детский голосах и голосах подростков, находящихся в стадии мутации. Вопросы гигиены певческого голоса: Соблюдение гигиены пения помогает защитить певческую систему от повреждений. Несмотря на то, что все прекрасно знают о том, что нельзя петь во время болезни, дети все равно часто спрашивают: «Так можно или
нельзя петь?» Конечно, педагогу всегда следует следить, чтобы дети никогда не пели в больном состоянии, так же нежелательно присутствовать на репетициях, так как при мысленном пении партии, голосовой аппарат также находится в активном рабочем состоянии. Пение на фоне воспалительных явлений со стороны верхних дыхательных путей опасно осложнениями. Педагогу необходимо провести разъяснительную работу с детьми и их родителями по вопросам защиты голосового аппарата. Всегда объясняю детям, что - после занятий хором не нужно сразу выходить на улицу, лучше посидеть в теплом помещении минут 5 – 10, пока не остынет голос, - на улице нужно дышать через нос, прикрывая горло шарфом. Не разговаривать на улице, особенно в холодную погоду, - в еде следует избегать любых крайностей, не стоит есть слишком острое и слишком соленое, слишком горячее и слишком холодное, - перед выступлением на концерте, как в прочем и перед занятием хора, не следует наедаться. В такой ситуации органы брюшной полости испытывают раздражение, что нарушает правильную работу диафрагмы, - необходимо объяснить, как нужно одеваться. Всегда следует носить одежду, соответствующую времени года, легкую и свободную. Необходимо следить за тем, чтобы шея не сжималась тесным воротником. Оказывая давление на гортань, тесный воротник препятствует правильному и свободному пению, - для успешных занятий вокалом нужны умеренные занятия физической культурой (посильной гимнастикой, теми видами физкультуры, не требующими перекрывания дыхания и совершения резких вдохов и выдохов). Они способствуют активизации мускулатуры, повышению общего тонуса, улучшению кровообращения, что благотворно сказывается на голосовом аппарате, вокальной форме.
Выбор репертуара. В педагогической практике хормейстера очень важным является подбор репертуара. При выборе произведений на всех этапах обучения основным фактором должны быть задачи охраны детского голоса и гармонии внутреннего мира ребенка. Правильно выбранный материал, качественно и разумно распределенный по этапам развития и возрастным категориям лучшим образом развивает голос и художественный вкус детей. Л. Б. Рудин президент Российской общественной академии голоса, председатель Всероссийской коллегии фониатров утверждает: « Дети должны исполнять произведения, строго соотносящиеся с их возрастом, психоэмоциональным развитием, индивидуальным тоновым и динамическим диапазоном. Форсированная выработка технических навыков, активное расширение тонового диапазона в детской вокальной практике недопустимы ». При выборе репертуара необходимо учитывать три основных принципа: - физическая готовность (наличие мутационного периода), - техническая готовность (владение вокальной техникой, позволяющее исполнить данное произведение), - психологическая готовность (возраст и уровень сценической практики). Психологическая готовность очень важный критерий при выборе репертуара для детского хорового коллектива. Так несложное в техническом плане произведение может быть глубоким по смыслу, нести в себе целую гамму чувств и переживаний. В исполнении детей, еще не готовых к восприятию этих эмоций, а искусственно их изображающих, произведение будет звучать нелепо, а исполнители могут подорвать себя физически. И наоборот, достаточно сложное технически произведение, по содержанию может быть комическим или игровым, что в значительной степени облегчит детям овладение им.
Психологический климат. Хорошо поется тогда, когда для пения есть соответствующее настроение, когда хочется петь. Самый важный фактор для успешного развития детей и их здоровья – это атмосфера психологического комфорта на уроках. Если уроки хора насыщены радостью от совместного творчества, доброжелательностью, шутками, положительными эмоциями, то занятия хоровым пением окажет положительный эффект и на здоровье детей, их развитие, раскрытие творческого потенциала, и на выработку профессиональных навыков. Конечно, ответственность за создание здорового психологического климата полностью ложится на учителя. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, разные способности, разные эмоциональные реакции. Педагогу необходимо учитывать эти особенности и проявлять гибкость и чуткость в общении с учениками. Если вокально-хоровая работа с детьми построена правильно, то она оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей. «Пение, как и любое искусство, раскрывает красоту мира, где каждый звук является проявлением гармонии Вселенной, вызывает чувство сопричастности к рождению этой гармонии». Е.А. Ружьева, В.Г. Шехов . Список литературы. 1. Г. А. Струве. Школьный хор. М., Просвещение, 1981. 2. Л.Б. Рудин. Основы голосоведения. М., Издательский отдел Российской общественной академии голоса, 2009. 3. О детском голосе. Под ред. Н.Д. Орловой. М., Просвещение, 1966. 4. Н. Орлова. Развитие голоса девочек. М., АПН РСФСР, 1960.
5. Е.А. Ружьева, В.Г. Шехов. Самоучитель по вокалу. Минск, Букмастер, 2013.


В раздел дополнительное образование