Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Этика в профессиональной культуре преподавателя"

Методическое сообщение

Автор: Янгирова Эльза Фаниловна, преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер, МАУ ДО Дюртюлинская детская музыкальная школа, город Дюртюли Республика Башкортостан



В раздел дополнительное образование

Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования Дюртюлинская детская музыкальная школа
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
на тему: Этика в профессиональной культуре преподавателя Выполнила:
Председатель МС

Янгирова Э. Ф.

г.Дюртюли-2016 г.
Оглавление.
I. Введение. II. Основная часть. 1. Понятие этики. 2. Профессиональная этика. 3. Современные этические принципы делового человека. 4. Педагогическая этика, категории педагогической морали и моральные ценности. 5. Кодекс профессиональной этики преподавателя. 6. Культура общения. 7. Педагогический такт. III. Вывод. IV. Заключение. V. Использованная литература.
Введение.
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе педагогического коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. От того, насколько правильно преподаватель выберет свой стиль работы, зависит его успешная деятельность.
Объект исследования
– деятельность преподавателя в педагогическом коллективе, в работе с учащимися, с родителями.
Предмет исследования
– особенности педагогической этики и формы её проявления в работе преподавателя.
Цель
– изучить особенности педагогической этики и формы её проявления в работе преподавателя. Для реализации цели необходимо решить следующие
задачи
: - проанализировать современные этические принципы делового общения; - рассмотреть сущность процесса общения; - проанализировать основные категорий педагогической морали и моральных ценностей ; - изучить понятие и основные составляющие педагогической этики; - выявить основные признаки и элементы педагогического такта; - рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогической этики; - составить Кодекс профессиональной этики педагога.
Практическая значимость
– состоялось выступление на педагогическом совете.

Основная часть.
“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов) Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является “в чистом виде”. Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Идеальной, хотя и отдаленной, целью любого цивилизованного сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. И не случайно в настоящее время основным направлением инновационной работы в муз.школе является реализация гуманистической составляющей образования, которая обеспечивается личностью преподавателя. К преподавателям сегодня предъявляются наряду с вполне обоснованными требованиями и много завышенных, нереалистических. Необходимо чёткое разграничение между первыми и вторыми, разобраться в этом помогут хорошо продуманные нормы профессиональной морали. Завышенные требования невольно провоцируют преподавателей на минимизацию, сокращение своих профессиональных обязанностей. Увеличивается напряженность в отношениях с родителями, которые разочаровываются в своих ожиданиях и не видят в преподавателе партнера по совместному воспитанию детей. Защитить преподавателей от преувеличенных и необоснованных требований, а учеников и родителей от профессиональной некомпетентности и ошибок преподавателей смогут выверенные нормы реалистической профессиональной морали. Без морали и нравственности ни одна организация (деятельность) не может быть эффективной. Свод этических норм, способствующих достижению целей, стоящих перед школой в управленческой науке получил название «корпоративная этика».
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности преподавателя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе. Справедливость это нравственное качество преподавателя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у преподавателя и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от преподавателя в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное преподавателем, может не осознаваться учениками. Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности преподавателя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге преподавателя запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание преподавателем своей значимости, но и общественное
признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии преподавателя выделяется отчётливо. Если преподавателем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу преподавателя, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь преподавателя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Наконец, педагогический авторитет преподавателя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый преподаватель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого- педагогической подготовки преподавателя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. Корпоративная этика преподавателя подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению. Кодекс профессиональной этики преподавателя определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики преподавателя является установление основных требований, которые определяют отношение преподавателя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д. В кодекс профессиональной этики преподавателя входит: Отношение к образовательному учреждению – преданность, благодарность. Отношение к работе – усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу. Отношение к старшим коллегам-педагогам – уважение, учтивость. Отношение к ученикам – сотрудничество, внимание. Педагогическая мораль определяет педагогическую целесообразность и необходимость установления партнерских отношений с учащимися за счет: уважения личности учащегося обращения к учащимся по имени (звук собственного имени для человека – самая приятная мелодия; услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком) исключения в общении с учащимися крика и оскорблений. При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик педагога вызывает у ученика реакцию защиты и теряет воздействующую силу. планирования учебной и внеучебной деятельности совместно с учащимися
раскрытия и развития индивидуальности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности выявления и поощрения индивидуальных положительных качеств, достижений учащихся учета мнения учащихся, признания собственной вины во всех возникающих проблемах реализации на практике права учащихся на собственное убеждение и выбор. Требования кодекса профессиональной этики по отношению к родителям учащихся: сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания. поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества, так как родители учащихся и преподаватель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе преподавателя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты преподавателя с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания педагога устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности. повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – преподаватель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Хотя иногда преподавателю приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Преподаватель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет. недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Преподаватель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда он осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании. тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать
непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и педагог из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом педагог не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика. анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к преподавателю. Профессиональная мораль требует от преподавателя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически преподавателю далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда преподаватель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе преподаватель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету преподавателя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества преподавателя. В своей книге К.М. Левитан определял необходимый минимум этических норм преподавателя, но, окончательно сжав его, можно выделить главный «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому. Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста. Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. Задача современных образовательных учреждений, направленная на создание условий для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только преподавателям с высоким уровнем культуры. Профессиональное сознание, профессиональную культуру преподавателя возможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном». Культура общения - доброжелательность, эмпатия (умение видеть мир глазами других), умение понять другого, умение управлять своим состоянием, чувствами, чуткость, такт, внимание, требовательность к себе, терпимость к другому, оптимизм. Внешний облик идеального преподавателя (с точки зрения детей): приятное выражение лица, лёгкая улыбка, веселые добрые глаза. Качества, которые учащиеся больше всего ценят в преподавателе: чувство юмора, терпение, доброта, весёлый характер, чуткость, внимание, требовательность к себе.
И не случайно существует такое понятие как педагогический такт. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях преподавателя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. Основные элементы педагогического такта перечислены выше в кодексе профессиональной этики преподавателя. А проявляется он в следующем: – во внешнем облике преподавателя; – в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; – в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; – в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; – в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; – в самокритичной оценке своего труда. Тактичный преподавателя приходит вОвремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры преподавателя, и установлении здорового психологического климата в сообществе преподавателей. Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре преподавателя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия преподавателя никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный “барометр” преподавателя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.
Вывод.
(“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”): «Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если преподаватель не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.» Поэтому на современном этапе модернизации образования соблюдение преподавателями норм корпоративной этики является остро необходимым условием - условием эффективного существования организации.
Данная работа может быть использована на заседаниях МС, педагогических советах.


В раздел дополнительное образование