Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Творческий проект учащихся старших классов, как итоговая форма аттестации по предмету "музыкальная литература"

Творческий проект

Автор: Сычикова Роза Якубовна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУ ДО "Детская школа искусств с. Култаево", с. Култаево, Пермский край



В раздел дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. КУЛТАЕВО» ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ДЖОНА»

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ,

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Преподаватель

Сычикова Роза Якубовна

2016г.


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ДЖОНА»

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ,

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Многих педагогов, и особенно теоретиков, давно волнует вопрос – какова конечная цель обучения в музыкальной школе и, в зависимости от этой цели, - каким багажом знаний и навыков должны обладать учащиеся «на выходе». Известно, что конечной целью всякого обучения должно являться развитие устойчивого стремления к дальнейшему саморазвитию, самообучению. Учитывая, что наша школа, в основном, работает на общее музыкальное образование и воспитание, выпускники должны выйти из стен школы обогащенными духовно, наполненными любви к музыке, научившимися понимать музыкальный язык. Данный творческий проект сложился как форма итогового зачета по музыкальной литературе (разумеется, никто не отменил для учащихся тест, музыкальную викторину, написание сочинения, реферата или подготовку презентации) учащимися выпускных классов. В отличие от экзамена, с его строгой обусловленностью, трудоемкой подготовкой, и, во многом, случайностью результатов, этот проект можно рассматривать как праздничное мероприятие на финише школьной жизни, но без победителей и побежденных, неудачников и обязательных отличников. Курс музыкальной литературы должен завершиться с хорошим настроением для всех выпускников.
Задачи, которые пришлось реализовать в ходе проекта:

-образовательные:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными не только при изучении предмета, но и в классе специальности, ансамбля и в результате самообразования, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
- воспитательные
: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки
учащихся, реализации их как личности, участвовать в просветительской деятельности;
- развивающие:
развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умения выступать, отстаивать свою точку зрения, развивать творческие способности, использовать межпредметные связи. Немного остановлюсь на том, как все это происходило. В создании проекта участвовало 6 человек и их преподаватель по музыкальной литературе. Долго выбирали тему, которая дала бы возможность учащимся показать свои знания, умения и навыки не только в области изучаемого предмета, но и в освоении музыкального инструмента. Постепенно споры и обсуждения вылились в такую тему – «Путешествие Джона», который ищет себе друзей, не виртуальных, а самых, что ни на есть – настоящих. Путешествие – это всегда здорово: перемена стран, событий, людей. И вот тут ребята могли себя показать, и показали себя с самой выгодной стороны, рассказывая о какой-либо стране, они давали подготовленную самостоятельно справку: биографическую о композиторе или познавательную, о произведении, которое звучало. Самым приятным и неожиданным для многих оказался тот факт, что учащиеся играли не только произведения, выученные с педагогом по специальности в классе, а подготовленные самостоятельно и конкретно для этого проекта. Всего было исполнено 11 произведений, как сольно (на баяне, аккордеоне, фортепиано), так и в разных формах ансамбля, к участию в которых были привлечены и учащиеся 4-го класса и их преподаватель. В течение концерта каждый учащийся побывал в роли музыканта- исполнителя и ведущего. Размышления юного Джона озвучивал Павел Коновалов, а все остальное читали по очереди девочки-выпускницы. Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Хочется сказать, что проведение подобных интегрированных мероприятий требует особого сотрудничества преподавателей по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь между предметами, связь с окружающей жизнью, предпочтениями детей, а ученики в результате видели целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь. Концертно-просветительская направленность этого мероприятия неоспорима. Учащиеся младших и средних классов на концерте-защите оценили достоинства подобной работы и уже сейчас продумывают темы своих проектов. А выпускники поняли, что знания, полученные на уроках «музыкальной литературы» могут и должны им пригодиться, не раз!
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ДЖОНА»

Мы долго думали, спорили, искали тему нашего итогового

выступления. Наши задумки были одна фантастичней, а подчас,

смешней другой, но надо было придти к какому-то результату, и мы

решили, что без всяких наворотов и вывертов будет лучше. Итак, мы

представляем вам продукт нашего совместного творчества.

В далекой от нас Америке, наверное, в штате Техас, жил юный

ковбой, а звали его Джон. Был он при этом неплохим музыкантом,

коротал вечера со своим любимым банджо
В. Сурцуков «Юный ковбой»
В этой постоянно жующей и бегущей стране найти себе друзей

оказалось для него невыполнимой задачей. Искать себе виртуальных

друзей и подруг через интернет ему не хотелось, и он решил отправиться

по белу свету в поисках друзей.
Дж. Мак Хью «На солнечной стороне улицы»
В это время в жаркой, знойной Аргентине проходил карнавал

- Вот здорово! – подумал Джон – людей будет много. А если они при

этом еще и веселятся, поют и танцуют, это становится просто

замечательным!
(Калипсо: движение «туда – обратно». Танец «калипсо» возник на Антильских островах. Его создали черные рабы, которым не разрешалось разговаривать. Танец был запрещен, так как представлял собой тайный язык общения. Рабы пели мелодии калипсо, отправляясь на работу, вот почему
этот танец исполняется в ритме отрывистого марша. Те, кто видел, как жители островов танцуют калипсо, отмечают, что корпус танцоров колеблется в ритме шагающего верблюда. Движения в лодыжках, коленях и бедрах очень гибкие и придают волнообразный характер движениями корпуса. Общий ритм калипсо создавался при помощи бочек, по которым хлопали руками). Э. Люцио «Серенада» Калипсо
- Какая прекрасная музыка, какие чудесные люди, какие у них

замечательные танцы: самбы, румбы, сальсы, пассодобли.

А больше всего Джона поразило Его Величество Танго. (В один из

вечеров он отправился на концерт из произведений аргентинского

композитора Астора Пьяццоллы. Музыка этого композитора Джона

просто восхитила). Он и не предполагал, что этот танец может быть

таким разным!
(Астор Пьяццолла (1921-1992) – аргентинский композитор. Учился у Хинастеры, совершенствовался в Париже у Буланже. Автор многочисленных танго для различных камерных ансамблей и для оркестра, а также более крупных партитур, насыщенных аргентинскими ритмами) А. Пьяццолла «Milonga del angel»
- Все это здорово – на карнавале жизнь кажется сплошным

праздником. Хочется чего-нибудь поспокойней. Отправлюсь-ка я в

старушку Европу. Мир повидаю, людей – так размышлял наш юный друг

и, не откладывая дел в долгий ящик, он отправился через

Атлантический океан в Европу. И куда бы вы думали?

Вы правы, в Германию! Наверное, серьезней и педантичней немцев,

нет никого на белом свете. И музыка у них такая же серьезная,

основательная…
(Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) – немецкий композитор, представитель эпхи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. За свою жизнь он написал более 1000 произведений. Бах создал основы всей музыки Нового и Новейшего времени. А самым главным является то, что Бах – непревзойденный мастер полифонии) И.С. Бах «Прелюдия и фуга» ХТК

- Да, все у немцев хорошо, добротно, выверено, просчитано

– думал

Джон –

но немного скучновато. Поеду-ка я в Италию, посмотрю на

древнюю архитектуру, послушаю немного итальянской музыки,

познакомлюсь с итальянцами, погреюсь на солнышке, прокачусь по

венецианским каналам.

Одна из остановок у него была в старинном городе Падуе.
(Падуана, от названия итальянского города Падуя. В 16-17 веках так назывались по меньшей мере два разных танца: двудольная павана и трехдольный танец, исполнявшийся после, пассамеццо. Был очень популярен не только в Италии, но и в Англии, где было создано множество этих танцев для лютни, клавишных инструментов и консортов). Г. Нейзидлер «Падуана»
- Итальянцы – прекрасный народ, такие темпераментные – просто

жуть. А как поют, а как танцуют. Но раньше, судя по всему, танцы у

них были более степенные. И природа у них божественная, но что-то

жарковато. Отправлюсь-ка я на север, в Норвегию – страну фьордов, скал

и сказочных существ.
(Эдвард Григ (1843-1907) – норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист и дирижер. Он родился и провел молодость в Бергене. Учился в Лейпцигской консерватории. Всего опубликовал 637 песен и романсов, 140 хоров, 150 фортепианных произведений. Но, пожалуй, самой знаменитой стала музыка к драматической пьесе Генриха Ибсена «Пер Гюнт», собранная композитором в две оркестровые сюиты. Кто из нас не знает такие прекрасные произведения, как «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Утро», «В пещере горного короля»…) Э. Григ «В пещере горного короля»
- Очень интересно, но страшновато

– подумал Джон. Во время

одной из экскурсий Джон познакомился с ребятами из города Кошалинь.

Они были участниками ансамбля «Фантини-аккордеон» и пригласили

Джона к себе в гости.

- Аккордеон – это очень хорошо, нет, даже здорово! Послушать бы

музыку Шопена на его исторической родине (ее и на аккордеоне сейчас

тоже исполняют), но ведь Шопен, согласитесь, был певцом фортепиано

– так размышлял наш юный друг.

(Фридерик Шопен (1810-1849) – польский композитор и пианист. С 7 лет начал сочинять музыку, с 8- выступать в концертах. Окончил Высшую музыкальную школу в Варшаве. В 1829 году уехал в заграничную концертную поездку. Его навсегда лишили возможности вернуться на Родину. В своем творчестве Шопен придал новое значение танцевальным формам, расширил средства музыкальной выразительности, поднял на небывалую высоту жанр фортепианной миниатюры…) Ф. Шопен «Прелюдия» (А)
- В Польше было замечательно. Девушки очень красивые. Но, раз я

здесь оказался – думал Джон, - то, как не съездить в эту загадочную

страну медведей и лесов – Россию. Когда еще представится такая

возможность?

Из окон вагона страна действительно показалась огромной – поля,

леса, города – такие просторы!
(Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на Даргомыжского, членов «Могучей кучки», а так же Петра Ильича Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи. Глинка написал 2 оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», 20 романсов, песен, арий, 2 увертюры, сочинения для фортепиано…) М. Глинка Вариации «Среди долины ровныя»
Джон побывал в Москве. Погулял по Красной площади, на Арбате

немного попозировал, юной художнице Насте, сразив ее своей

ковбойской шляпой. Она написала его портрет

- Какая чудесная девушка, и улыбка у нее добрая, милая. Как жаль,

что пора возвращаться!
Дж. Мэндел «Твоей улыбки тень»
По возвращении домой, ему сразу пришлось окунуться в работу. Его

лошади по нему соскучились. Перегоняя их с пастбища на пастбище, он

вспоминал свое путешествие, новых друзей, которых он нашел в этих,

непохожих друг на друга странах: Кристоф и Ганс – в Норвегии,

Агнешка и Юзеф – в Польше, Лучано и Бьянка – в Италии, Рауль и

Росита – в Аргентине, а милей всех оказалась Настенька – в России.


Сколько друзей у него, оказывается, и все такие разные! (Здесь мы

оставим на некоторое время размышления нашего друга). Вы спросите,

что же было потом?

А было вот что. Однажды утром его телефон разорвался трелями

звонков. Друзья поздравляли его с днем рождения

(«Как же так? Вот

забыл, так забыл. Закрутился, однако!») и пообещали приехать к нему в

гости на Рождество.

Это было для него самой приятной новостью и самым лучшим

подарком!
Ю. Герман «Ча-ча-ча»


В раздел дополнительное образование