"Формирование исполнительских умений и навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения"
Методическая разработка
Автор: Моисеева Юлия Александровна, преподаватель по классу гитары, МБУ ДО "Детская музыкальная школа № 4", г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
В раздел дополнительное образование
Методическая разработка
Тема: Формирование исполнительских умений и навыков
игры на гитаре на начальном этапе обучения
Составитель: Моисеева Юлия Александровна
преподаватель по классу гитары
г. Петропавловск-Камчатский
2016
1
АННОТАЦИЯ В представленной работе изложена методика начального обучения игры на гитаре. Автор показал, что комплексный подход в организации учебного процесса способствует более успешному развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил, а также формированию исполнительского умения и навыка игры на гитаре. Методическая работа построена по принципу теоретического и практического единства и состоит из 3 разделов: теории с ритмическими схемами, комплекса упражнений на освоение первых игровых навыков и развития техники рук и нотного репертуара для развития навыка чтения с листа. Данная работа может быть полезной как для молодых специалистов, так и для преподавателей гитарных дисциплин детских музыкальных школ. 2
Содержание Введение………………………………………………………………………..…..4 I Раздел. Теория……………………………………………………………….…6 Ноты…………………………………………………………………………..7 Длительности…………………………………………………………………9 Паузы………………………………………………………………………...10 Альтерация……………………………………………………………….….11 Такт, размер………………………………………………………………….11 Метр………………………………………………………………………….12 Ритм……………………………………………………………………….….13 Простые ритмические рисунки…………………………………………….13 Ритмические ловушки……………………………………………………....14 II Раздел. Упражнения…………………………………………………………..17 Разогревающие упражнения на контактный принцип звукоизвлечения..18 Упражнения на открытых струнах, аккорды………………………….......19 Упражнения на развитие техники левой и правой рук………………….. 21 Гаммы………………………………………………………………………. 26 III Раздел. Пьесы…………………………………………………………….…..28 Пьесы (Часть I)……………………………………………………………28 Пьесы (Часть II)…………………………………………………………...32 Подсказки…………………………………………………………………………34 Таблица расположения нот на грифе гитары…………………………….34 Заключение………………………………………………………………………..35 Список использованной литературы……………………………………………36 3
ВВЕДЕНИЕ Гитара является едва ли не самым популярным инструментом среди детей школьного возраста. На сегодняшний день достаточно много «Школ» и «Самоучителей» обучения игре на классической гитаре, однако, они недостаточно подробно освещают методику обучения игры на инструменте на начальном этапе, а только описывают приемы игры с приложением нотного репертуара. Дефицит научно-методических разработок в решении задач формирования исполнительских умений и навыков учащихся создает преподавателям определенные трудности в первый год обучения детей. Данная методическая работа создана на основе личного опыта и призвана помочь молодым специалистам в организации проведения урока на начальном этапе обучения. Развитие необходимых навыков игры на инструменте является средством достижения профессионального и грамотного подхода к пониманию сущности музыкального образования гитариста, т.к. формирование исполнительского мастерства тесно связано с всесторонним развитием личности, расширением кругозора и приобщением к общекультурным ценностям, а также повышением творческой активности. Привить серьезное отношение к инструменту, раскрыть всю широту его исполнительских возможностей - важная задача педагога по специальности. Для организации учебной деятельности начинающих музыкантов преподавателю необходимо использовать различные методы, педагогические средства и приемы, которые способствовали бы развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил. Цель данной работы – показать значимость комплексного подхода в организации учебного процесса и методически правильно подобранного репертуара в формировании исполнительского умения и навыка игры на гитаре на начальном этапе обучения. Формирование игровых навыков позволит успешно решать задачи подготовки гитаристов. А именно: - ознакомить учащихся с теорией; - сформировать навык чтения ритмических рисунков; - обучить основным приёмам звукоизвлечения; - развить технические навыки игры на гитаре с помощью упражнений; - развить навык чтения с листа. Представленная работа состоит из описания методики начального обучения игры на гитаре, состоящей из трех разделов: I. теории с ритмическими схемами; II. комплекса упражнений на освоение первых игровых навыков и развития техники рук; III. нотного репертуара для развития навыка чтения с листа. 4
В I Разделе представлены различные методы подачи теории (словесный, цветовой, игровой), применяя которые, преподаватель сокращает сроки освоения учеником нового материала. Ниже показаны ритмические схемы для воспитания чувства ритма. На этом этапе идет формирование восприятия метрической основы музыки с вариантами дробления длительностей; ученик получает как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. «Ритмические ловушки» с более сложными ритмическими группировками отрабатываются в течение2-3- хлет, по мере накопления учеником теоретических и практических навыков. Развитие навыка чтения ритмической горизонтали готовит ученика к чтению с листа уже полного нотного текста. II Раздел посвящен упражнениям. Показаны постановочные упражнения для правой руки на контактный принцип звукоизвлечения с описанием необходимых приемов для работы над звуком, а также упражнения для закрепления навыка правильной аппликатуры. В III Разделе показан процесс единения слухового и двигательного навыка с основами нотной грамоты. Освоение грифа гитары с последовательным показом коротких одноголосных пьес на каждой струне. В изучении двухголосных пьес выступает следующая задача - развитие вертикального слухового восприятия музыки. Читая нотный текст по горизонтали и по вертикали, включая ритмическую сторону исполнения, учащийся приобретает навык чтения с листа. 5
I Раздел ТЕОРИЯ При первом знакомстве ученика с инструментом преподавателем дается краткий обзор, призванный дать общее представление о различных видах гитар. Они отличаются по форме корпуса, виду используемых струн, звуковым и техническим свойствам. Разные гитары предназначены для разного использования, каждая из них была придумана для определенных целей и именно этим обуславливаются ее свойства. Ребенок знакомится с конструкцией классической гитары - из каких частей и элементов состоит инструмент.
Классическая Акустическая эстрадная Электрогитара 6
Ноты В начале обучения ученик знакомится с основными понятиями: нотоносца, скрипичного ключа, нот, с названиями струн на гитаре и расположением их на фортепианной клавиатуре. Нотный алфавит лучше учить в восходящем и нисходящем порядке не только от ноты «До», но и от каждой последующей. Если преподаватель желает усложнить задачу, то дает установку ученику потренироваться проговаривать алфавит через терцию. Чтобы добиться быстроты, можно устроить между учениками соревнования по скорости произнесения нотного алфавита. Умение быстро проговаривать алфавит помогает развить реакцию для чтения нот с листа.
Нотный алфавит
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До
Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре-Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре
Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми-Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми
Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа и т.д.
Чтобы графика нотного стана была понятна, и высота нот стала хорошо видимой, детям предлагается самим раскрасить ноты на линейках и между линейками двумя цветами на выбор. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия – различение нот по их расположению. 7
Для маленьких музыкантов освоение нотной грамоты можно проводить в игровой форме. Дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова. Эти слова так и записываются - ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами, например: «ДОмик, ДОска, РЕка, РЕмонт, МИр, ФАра, ФАмилия, фаСОЛЬ, земЛЯ, СИла » и т. п. Применяя
словесный метод
хорошо зарекомендовали себя рифмы- считалки. Главное, чтобы эти рифмы были не просто складными, а именно направляющими и помогающими ребенку сориентироваться в расположении той или иной ноты.
Самая добрая нотка.
Добрый доктор Айболит на ДОбавочной сидит.
Самая скромная нотка.
Под первой линейкой сижу снизу- вверх на всех гляжу.
Самая мирная нотка.
На первой сижу «Миру - МИр» всем говорю.
Любимая взрослыми нотка.
Между первой и второй ФА застряла с головой.
Самая соленая.
Я вторую посолю, потому что очень СОЛЬ люблю.
Самая важная нотка.
Я прекрасней всех на свете, потому что между второй и третей.
Самая уравновешенная нотка.
Серединку я люблю вниз и вверх на всех гляжу. Для быстрого определения нот вразброс можно применять нотные карточки, изготовленные преподавателем, и подключить родителей для домашней тренировки ребенка. 8
1 струна
– нота «ми»
2 струна
– нота «си»
3 струна
– нота «соль»
4 струна
– нота «ре»
5 струна
– нота «ля»
6 струна
– нота «ми» На изучение нот отводится небольшая часть урока, т.к. основное закрепление происходит при проигрывании одноголосных пьес на гитаре. Длительности Длительности нот считаются и проигрываются на инструменте одновременно. Ребенок слышит и осознает долготу звука во времени. Общеизвестны приемы сравнения целой длительности с целым предметом (обычно это яблоко, мандарин), который нужно разделить на доли. При делении долей длительности нот сокращаются, и чтобы ребенок осознал долготу звука во времени можно связать длительности нот с движением, используя такую образную ассоциацию: Целая – ты спишь; Половинка – ты стоишь; Четверть – ты прыгаешь на одной ножке; Восьмая – ты идешь в школу; Шестнадцатая – ты бежишь в школу, потому что опаздываешь. Нота с точкой обычно вызывает у детей трудности с додерживанием длительности, и педагоги - практики для закрепления понятия о длительности 9
звука прибегают не только к зрительным, но и к словесным образам. Существует удачный стишок о ноте с точкой: Нота с точкой - мама с дочкой. Если мама - половинка, дочь у мамы - четвертинка. Если мама четвертная, дочка у неё восьмая. Можно использовать картинку, на которой видно, что нота с точкой является суммой трех одинаковых долей. Для многих детей зрительный образ складывания долей вспоминается более быстро. Паузы Не редко возникают проблемы с запоминанием внешнего вида пауз. Дети сами подсказали на что похожа каждая из пауз: Целая – кирпич завис; Половинная – кирпич лежит; Четверть – червячок или кривой стул, на котором долго не посидишь; Восьмая – запятая; Шестнадцатая – кудряшки. Нельзя забывать, что пауза – это не просто знак молчания, это звук тишины, и она является частью музыкальной фразы и несет такую же эмоциональную окраску, что и звук. Паузы, как и тишина могут быть вопросительные, восклицательные, задумчивые; пауза – удивление, пауза – вдох, соединяющая и разделяющая пауза и т.д. Паузу необходимо слушать и наполнять содержанием. 10
Альтерация Для того, чтобы ребенок запомнил знак альтерации, можно его связать со знакомым образом, включая рифму-считалку, например: - Мы решетку накренили и диез мы получили. - Мы сердечко поделили и бемоль мы получили. - Чтоб два стула не упали мы бекар сюда позвали. Чтобы разобраться с принципом расположения нот на грифе гитары учащийся сначала разучивает последовательность хроматических звуков на клавиатуре, т.к. она дает наглядную картину звукоряда, потом проговаривает наизусть от каждой ноты, и только потом считает ноты по восходящей хроматической гамме от каждой струны. Если довести до автоматизма, то в дальнейшем у ученика не возникнет трудностей с нахождением того или иного звука на грифе в верхних позициях. Такт 11
Такт, Размер На начальном этапе обучения теоретическая формулировка таких понятий, как такт, метр, размер, не всегда понятны для ребенка. Объяснение материала в доступной и понятной форме облегчают процесс восприятия учеником данных понятий. Чтобы помочь ребенку правильно распределять длительности в такте многие преподаватели прибегают к образным ассоциациям, где такты сравнивают с квартирами или комнатами, в которых "живут" звуки разной длины. В своих методических рекомендациях Т. Смирнова предлагает такую форму объяснения этих понятий: "Такты - это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат в каждом доме (пьесе) чаще одинаковый. Он проставлен сразу за ключевым знаком; если размер комнат меняется, то его записывают в начале такта: 2\4; 3/4; 4/4; 5/4. Верхняя цифра означает количество "пульсов", а нижняя - чему равен пульс". Есть и такой вариант: Такты – это вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например, 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). Какое их количество может поместиться в такте указывает размер. Метр Сложность понятия метра заключается в том, что ребенок в зрительном восприятии его не видит и значит «его нет», и в то же время все музыканты утверждают, что «он есть». Где? И в чем заключается важность присутствия этого метра? Как передать, что музыка строится прежде всего на пульсации. Официальная формулировка метра не дает полного понимания и осознания значимости этого термина. Слово «доля» не ассоциируется в уме ребенка ни с каким образом, поэтому преподаватели, чтобы облегчить процесс усвоения материала сравнивают долю с дыханием (вдох-выдох), с шагами, с пульсом. Необходимо дать понятие метра не только с позиции ровности шага и количества его в такте, но и акцентировать внимание, что доли есть сильные и слабые и чередуются они в строгом определенном порядке. Например, четырехдольный метр: первая доля – сильная, вторая – слабая, третья - относительно сильная, четвертая – слабая. Трехдольный размер: первая – сильная, вторая – относительно сильная, третья – слабая. И как показывает практика, как только ребенок начинает играть не ритмично или ускоряет темп, прежде всего нужно наладить правильную метрическую пульсацию, т.е. соотношение сильных и слабых долей. Учащийся должен понимать на какую долю нужно опереться, от какой оттолкнуться, а которая служит «маленьким мостиком» к следующей сильной доле. Правильная организация метра создает равновесие в движении музыки, помогает юному гитаристу выровнять 12
арпеджио в правой руке, преодолеть технические сложности, не напрягая и не зажимая игровой аппарат. Метр
-
шаги (счет) в музыке. Каждый «шаг» метра называется долей. Чтобы узнать сколько «шагов» (долей) в такте посмотри на размер. Ритм Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма, без которого практически невозможна никакая музыкальная деятельность - важнейшая задача педагога. Неразвитость метроритмического чувства затрудняет восприятие учащимся музыки как непрерывного движения, мешает осознанию и выражению мелодии, ее ритмического рисунка и в целом — музыкальной формы. Восприятие ритмической горизонтали, состоящей из различных ритмических групп, помогает воспитать и усвоить учащимися различные метроритмические рисунки, фигуры, комбинации, а также развить чувство соотношения длительностей. Умение ориентироваться в ритмических рисунках, охватывать взглядом как можно больше ритмических фигур на начальном этапе, готовит ученика к последующему чтению с листа уже полного нотного текста. Работать над ритмическими схемами лучше отдельно, т.к. графика ритма в нотной записи выглядит более ярко и запоминается лучше, чем графика высоты нот. Ритмические рисунки нужно отрабатывать до автоматизма, причем одна рука должна стучать пульс, а другая играть ритмический рисунок. Пульс может отсчитывать нога, а ритм отсчитывает рука. Когда у ребенка выработается связь между ритмической записью и внутренним чувством метрической пульсации, можно прекратить постукивание ногой. Более целесообразно начинать использовать ритмические схемы в размере 4/4, т.к. изучение системы деления длительностей строится на основе четырех долей. Цель работы заключается в приобретении свободной ориентировки в счете, паузах, длительностях, чтобы позже при разборе текста ритмическая сторона записи у ученика не вызывала затруднений. Использование ритмических схем является одним их эффективных способов формирования чувства развертывания музыки во времени. Восприятие музыки в виде ритмической схемы дает возможность ученику сосредоточиться на прояснении временных отношений: как бы увидеть, запечатлеть музыкальное время в пространстве, получить наглядное представление о том или ином метроритмическом узоре произведения. Простые ритмические рисунки 13
Ритмические ловушки 14
15
II Раздел УПРАЖНЕНИЯ 16
Техническое мастерство исполнителя всегда вызывает восхищение и уважение. И как показывает многолетняя музыкальная практика, именно гаммы и упражнения играют важную роль в развитии исполнительской техники. Систематическая работа над упражнениями прививает слуховой контроль к качеству звучания, воспитывает метроритмическую организованность, закрепляет точные ритмические и аппликатурные навыки, развивает координацию пальцев. Подготовка и сдача технических зачетов важная и необходимая часть учебного процесса, но она не дает столь ощутимых результатов в решении этой проблемы как хотелось бы. На отработку сложных технических мест в произведениях уходит достаточно много времени и сил, и не все с этим справляются. Преподаватель заведомо знает с чем столкнется ребенок и какие технические приемы ему придется преодолеть. Поэтому, чтобы сократить сроки технического освоения музыкальных произведений необходимо включать упражнения с первого класса. Здесь должен работать принцип сохранения систематичности и последовательности, постепенного повышения уровня трудности, где каждый шаг, или навык должен усваиваться полностью, отрабатываться до состояния свободного применения – и пока этого не произошло, двигаться дальше, требовать нового недопустимо. Техническая подкованность ребенка позволяет свободно и уверенно чувствовать себя на сцене, т.к. у него не возникает зажимов и комплексов в проигрывании сложных мест. В данном Разделе даны постановочные упражнения для правой руки на контактный принцип звукоизвлечения с описанием необходимых приемов для работы над звуком. Упражнение № 6 лучше разучивать после устойчивого закрепления приема тирандо, а знакомство с апояндо лучше отложить на последующий период. Это связано с тем, что в основе гитарной техники итальянской классической школы игры лежит арпеджио, которое исполняется тирандо. Испанская и итальянская гитарные школы отличаются, прежде всего, в приеме звукоизвлечения. Представители классической итальянской школы используют основной прием для пальцев ima – тирандо, то есть щипок. В то же время, большой палец играет с опорой на соседнюю струну, применяя апояндо. Представители испанской школы используют прием апояндо, а для большого пальца правой руки используют тирандо. Как правило, апояндо применяют для исполнения одноголосных мелодий, пассажей и гамм. Современный гитарист должен в равной степени владеть двумя этими способами. Однако в работе с начинающими музыкантами следует основываться на классической итальянской школе игры, т.к. при игре большим пальцем апояндо, у правой руки появляется естественная опора в виде соседней струны, на которой можно остановиться. Рука при этом не напрягается, в то же время, фиксируется ее правильное положение. От этого зависит свобода и беглость исполнения, а также сила звука. Знакомить с испанской школой следует позже, когда рука уже установилась, то есть на втором, третьем или даже четвертом году обучения, в зависимости от 17
возраста ученика. Особенно важно владение испанской техникой для профессионально ориентированных учащихся. Игра апояндо, умение использовать этот способ звукоизвлечения в сочетании с басом, обогатит исполнение новыми тембровыми возможностями, позволит разнообразить звучание инструмента и придаст ему полифонизм и оркестровку. Рисунки, иллюстрирующие посадку и постановку рук даны без подробного описания, т.к. служат, прежде всего, напоминанием ученику при самостоятельной домашней подготовке. Все базовые, практические занятия преподаватель объясняет и демонстрирует на уроке. Разогревающие упражнения (на контактный принцип звукоизвлечения) Поставить пальцы правой руки: Б.п. (p) на струну, 1 палец (i) на , 2 п. (m) на , 3 п. (a) на 1. «Пружинка» (тирандо). Срывать струну отдельно каждым пальцем и направлять внутрь ладони. Б.п. не играет. 2. «Пружинка с Большим папой» (тирандо с басом на весу). Срывать струну отдельно каждым пальцем вместе с Б.п. При этом Большой палец после срыва направлять к 1 п. 3. «Совок» (аккорд). Одновременно срывать струны тремя пальцами (i,m,a) и направлять в ладонь. Б.п. не играет. 18
4. «Совок с Большим папой» (аккорд с басом на весу). Одновременно срывать струны тремя пальцами (аккорд) с Б.п. Большой палец после срыва направлять к 1 п. 5. «Совок с Сердитым папой» (аккорд с басом на опору). Одновременно срывать струны тремя пальцами (аккорд) с Б.п. Большой палец после срыва идет на опору (следующую струну). 6. «Магнит» (Апояндо с басом на весу). Срывать струну отдельно каждым пальцем вместе с Б.п. При этом каждый палец после срыва опирается на соседнюю струну, а Б. п. направлять к 1 п. В процессе освоения и закрепления различных видов арпеджио и аккордов на открытых струнах дается установка, что «каждому пальцу принадлежит своя струна».
Упражнения на открытых струнах
19
Аккорды
Следующий шаг – это упражнения для закрепления навыка правильной аппликатуры в правой руке пока у ученика не появится умение безошибочно извлекать нужные звуки без зрительного контроля.
Исполнение 4-х звуков на 2-х струнах
Э. Пухоль
20
Арпеджио Следующий комплекс упражнений предназначен на развитие техники левой и правой рук. В работе над упражнениями ученику необходимо уделять внимание не только двигательной, но и слуховой стороне исполнительского процесса. На усвоение данного количества материала отводится в среднем 3 года. Упражнения понятны и просты для разбора, не громоздки по объему и удобны в исполнении, что и послужило критерием их отбора. В дальнейшем, когда ребенок усвоит основной теоретический материал, каждое занятие нужно начинать с упражнений, т.к. мышечный аппарат нужно разогреть, привести в тонус. Разыгрывание проходит в три этапа. Первый - «разогревающие» упражнения на контактный принцип звукоизвлечения, второй - упражнения на различные виды техники для развития левой и правой рук и третий - гаммы. Только после этого можно приступать к основной части занятия 21
– работе над произведениями. Правильная организация урока способствует устойчивому развитию исполнительской техники ребенка.
Арпеджио с басом
Э. Пухоль
Исполнение звуков с басом 3-х
Упражнения на увеличение подвижности пальцев
М. Каркасси
22
Упражнения для развития техники большого пальца
23
Упражнения в стиле «кантри»
Е. Шилин
24
25
Упражнение C-dur
П. Агафошин
Гаммы
Приступать к разучиванию гамм следует после того как ребенок освоил гриф гитары на коротких одноголосных мелодиях. Разучивание звукоряда должно быть осознанным и не идти по принципу «зубрежки». Гитара имеет темперированный строй и нередко у детей возникают проблемы с запоминанием внешнего вида расположения звукоряда на грифе. Как показывает практика, дети не любят разбирать гаммы, работать с ними дома, (говорят - «я забыл, как играть»), что приводит к затягиванию учебного процесса. Поэтому использование метода табулатурной записи (обозначение нот номером струны и лада) зрительно облегчает процесс запоминания расположения пальцев на каждой струне.
Гамма До мажор в 1 октаву (C – dur)
26
Гамма До мажор в 2 октавы (C – dur)
Гамма Соль мажор в 2 октавы (G – dur)
Гамма – блюз Фа мажор (F – dur)
III Раздел ПЬЕСЫ (Часть I) Освоение грифа гитары начинается с игры коротких однотипных мелодий в первой позиции, исполняемых на каждой струне. На этом этапе идет процесс единения слухового и двигательного навыка с основами нотной грамоты. 27
Во время игры одноголосных пьес ученику сложно уследить за двумя руками одновременно, т.к. в этот период внимание в, основном, обращено на левую руку и теряется контроль над правой рукой. В связи с этим лучше начинать играть с басовых струн (4, 5, 6), где в правой руке при игре задействован только большой палец. При изучении верхних струн (3, 2, 1) большой палец отдыхает и в игру вступают 1-й и 2-й пальцы правой руки. Здесь акцентируется внимание на то, что пальцы чередуются, «шагают». При такой последовательности изучения струн распределение внимания на левую и правую руки дается легче, и ученик не путает аппликатуру пальцев левой руки с правильным чередованием пальцев правой руки.
Травушка
Простая песенка
Осенняя песенка
28
Боцман
Во саду ли в огороде
Перепелочка
Танец
Считалка
Русская народная мелодия
Песня
29
Сорока
Фанфары
Песня
Патока с имбирем
Песенка
30
Воробей купается
Немецкая детская песенка
Чижик – пыжик
Маленький этюд
Этюд
В. Калинин
ПЬЕСЫ (Часть II) По мере усложнения нотного материала можно приступать к изучению двухголосных пьес с использованием басовых струн. Здесь главная задача - научить учащегося читать нотный текст по горизонтали и по вертикали, включая 31
ритмическую сторону исполнения, чтобы ученик видел не отдельную ноту, а интервалы и аккорды в гармоническом виде. Графика нотного письма гитарной музыки имеет горизонтальное и вертикальное измерение. Учитывая, что по горизонтали текст усваивается быстрее, то целесообразно сначала проработать каждый голос отдельно или в ансамбле с преподавателем, а после закрепления уже соединять голоса. В выборе пьес с горизонтальным изложением текста на данном этапе во втором голосе лучше использовать открытые басовые струны. Можно использовать метод ощущения вертикали, подсказывая номера пальцев, не называя при этом руку. При этом превосходно развивается координация пальцев, и ученик привыкает следить за аппликатурой. Представленные здесь пьесы удобны в исполнении и быстро запоминаются, поэтому у ребенка сохраняется мотивация к дальнейшему изучению музыки. В процессе учебы нотный репертуар пополняется произведениями разных направлений, эпох и стилей. С увеличением объема количества пьес у ученика постепенно развивается вертикальное слуховое восприятие музыки, приобретается навык чтения с листа, развивается образное мышление, расширяется кругозор и формируется эстетический вкус.
Во саду ли в огороде
Русская народная песня
Andantino
Этюд
Х. Сагрерас
32
Неделька
Русская народная песня
Фолия
Старинная испанская мелодия
ПОДСКАЗКИ 33
На начальном этапе освоения инструмента, когда ученик переходит к игре двухголосных пьес, он порой теряется в тексте, т.к. одну и то же ноту можно поставить на разных струнах. Здесь показаны два варианта подсказки: первый - где каждый нотный стан представлен отдельной струной с ладовыми разделениями расположения нот, второй - расположение нот на одном нотоносце с разметкой струн и ладов. Данными подсказками ученику удобно пользоваться при самостоятельной подготовке дома. После освоения грифа в первой позиции ребенок, как правило, подсказкой уже не пользуется. Здесь представлены таблицы расположения нот на грифе гитары, а также список основных динамических оттенков, несколько вариантов настройки гитары и способах крепления струн. Таблица расположения нот на грифе гитары Заключение Музыка - это средство передачи чувств и образов через звук. Ее нельзя потрогать или увидеть, ее только можно услышать и каждый раз она звучит по - новому, потому что имеет временной характер. В тоже время музыка имеет свои законы и имеет четкую структуру построения. Первый класс самый трудный из всех классов, т.к. ребенок должен воспринять большой объем новой информации. Грамотная организация 34
учебного процесса, ступенчатая последовательность в подаче знаний и умений, а также уважительное отношение к ребенку как к личности – вот три кита на которых строится гармоничное развитие ребенка. Задача каждого педагога, как наставника - за короткий школьный промежуток времени заложить и воспитать в каждом ребенке основы той внутренней культуры, на которой стоит истинное искусство.
35
Список использованной литературы Август В. Школа игры на шестиструнной гитаре / В. Август. / М.: Фундамент. 1995. – 32с. Блинова Е. В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано. 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 11.06.2014). Гарнишевская Г. «Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 1.» / Санкт – Петербург, «Композитор», 2007. – 32с. Долгих Е. В.: Развитие навыка чтения с листа в классе гитары. Методическая разработка. 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 11.06.2014). Лучинина О., Винокурова Е. Некоторые секреты развития музыкальных способностей. Астрахань, Проект "LENOLIUS", - 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 15.06.2014). Калинин В. «Юный гитарист» / М., «Музыка», 1997. – 62с. Самоохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары.Автореферат – теория и методика обучения и воспитания (музыка). //Бесплатная библиотека. – 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения 07.07.2014). Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие «ALLEGRO». Методические рекомендации. /М., 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения 11.06.2014). Соколова Л. В. «Чтение нот» - Санкт – Петербург, «Композитор», 1996. – 34с. Суздалевич В. Б. Как объяснить ребенку теоретические термины на языке преподавателя фортепиано. Социальная сеть работников образования 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 11.06.2014). Теслов Д. «Идеальная школа техники гитариста» / Полное собрание инструктивного материала, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 21.04.2012). Торопов А. Школа игры на шестиструнной гитаре / Школа – студия/ М., Дэка, 1994. - 32с. Фетисов Г. А. «Первые шаги гитариста» / ИД В. Катанского, / М., 2002. – 56с. Шумеев Л. Т. Хрестоматия популярной музыки для шестиструнной гитары / М., 1993. – 62с. 36
АННОТАЦИЯ В представленной работе изложена методика начального обучения игры на гитаре. Автор показал, что комплексный подход в организации учебного процесса способствует более успешному развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил, а также формированию исполнительского умения и навыка игры на гитаре. Методическая работа построена по принципу теоретического и практического единства и состоит из 3 разделов: теории с ритмическими схемами, комплекса упражнений на освоение первых игровых навыков и развития техники рук и нотного репертуара для развития навыка чтения с листа. Данная работа может быть полезной как для молодых специалистов, так и для преподавателей гитарных дисциплин детских музыкальных школ. 2
Содержание Введение………………………………………………………………………..…..4 I Раздел. Теория……………………………………………………………….…6 Ноты…………………………………………………………………………..7 Длительности…………………………………………………………………9 Паузы………………………………………………………………………...10 Альтерация……………………………………………………………….….11 Такт, размер………………………………………………………………….11 Метр………………………………………………………………………….12 Ритм……………………………………………………………………….….13 Простые ритмические рисунки…………………………………………….13 Ритмические ловушки……………………………………………………....14 II Раздел. Упражнения…………………………………………………………..17 Разогревающие упражнения на контактный принцип звукоизвлечения..18 Упражнения на открытых струнах, аккорды………………………….......19 Упражнения на развитие техники левой и правой рук………………….. 21 Гаммы………………………………………………………………………. 26 III Раздел. Пьесы…………………………………………………………….…..28 Пьесы (Часть I)……………………………………………………………28 Пьесы (Часть II)…………………………………………………………...32 Подсказки…………………………………………………………………………34 Таблица расположения нот на грифе гитары…………………………….34 Заключение………………………………………………………………………..35 Список использованной литературы……………………………………………36 3
ВВЕДЕНИЕ Гитара является едва ли не самым популярным инструментом среди детей школьного возраста. На сегодняшний день достаточно много «Школ» и «Самоучителей» обучения игре на классической гитаре, однако, они недостаточно подробно освещают методику обучения игры на инструменте на начальном этапе, а только описывают приемы игры с приложением нотного репертуара. Дефицит научно-методических разработок в решении задач формирования исполнительских умений и навыков учащихся создает преподавателям определенные трудности в первый год обучения детей. Данная методическая работа создана на основе личного опыта и призвана помочь молодым специалистам в организации проведения урока на начальном этапе обучения. Развитие необходимых навыков игры на инструменте является средством достижения профессионального и грамотного подхода к пониманию сущности музыкального образования гитариста, т.к. формирование исполнительского мастерства тесно связано с всесторонним развитием личности, расширением кругозора и приобщением к общекультурным ценностям, а также повышением творческой активности. Привить серьезное отношение к инструменту, раскрыть всю широту его исполнительских возможностей - важная задача педагога по специальности. Для организации учебной деятельности начинающих музыкантов преподавателю необходимо использовать различные методы, педагогические средства и приемы, которые способствовали бы развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил. Цель данной работы – показать значимость комплексного подхода в организации учебного процесса и методически правильно подобранного репертуара в формировании исполнительского умения и навыка игры на гитаре на начальном этапе обучения. Формирование игровых навыков позволит успешно решать задачи подготовки гитаристов. А именно: - ознакомить учащихся с теорией; - сформировать навык чтения ритмических рисунков; - обучить основным приёмам звукоизвлечения; - развить технические навыки игры на гитаре с помощью упражнений; - развить навык чтения с листа. Представленная работа состоит из описания методики начального обучения игры на гитаре, состоящей из трех разделов: I. теории с ритмическими схемами; II. комплекса упражнений на освоение первых игровых навыков и развития техники рук; III. нотного репертуара для развития навыка чтения с листа. 4
В I Разделе представлены различные методы подачи теории (словесный, цветовой, игровой), применяя которые, преподаватель сокращает сроки освоения учеником нового материала. Ниже показаны ритмические схемы для воспитания чувства ритма. На этом этапе идет формирование восприятия метрической основы музыки с вариантами дробления длительностей; ученик получает как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. «Ритмические ловушки» с более сложными ритмическими группировками отрабатываются в течение2-3- хлет, по мере накопления учеником теоретических и практических навыков. Развитие навыка чтения ритмической горизонтали готовит ученика к чтению с листа уже полного нотного текста. II Раздел посвящен упражнениям. Показаны постановочные упражнения для правой руки на контактный принцип звукоизвлечения с описанием необходимых приемов для работы над звуком, а также упражнения для закрепления навыка правильной аппликатуры. В III Разделе показан процесс единения слухового и двигательного навыка с основами нотной грамоты. Освоение грифа гитары с последовательным показом коротких одноголосных пьес на каждой струне. В изучении двухголосных пьес выступает следующая задача - развитие вертикального слухового восприятия музыки. Читая нотный текст по горизонтали и по вертикали, включая ритмическую сторону исполнения, учащийся приобретает навык чтения с листа. 5
I Раздел ТЕОРИЯ При первом знакомстве ученика с инструментом преподавателем дается краткий обзор, призванный дать общее представление о различных видах гитар. Они отличаются по форме корпуса, виду используемых струн, звуковым и техническим свойствам. Разные гитары предназначены для разного использования, каждая из них была придумана для определенных целей и именно этим обуславливаются ее свойства. Ребенок знакомится с конструкцией классической гитары - из каких частей и элементов состоит инструмент.
Классическая Акустическая эстрадная Электрогитара 6
Ноты В начале обучения ученик знакомится с основными понятиями: нотоносца, скрипичного ключа, нот, с названиями струн на гитаре и расположением их на фортепианной клавиатуре. Нотный алфавит лучше учить в восходящем и нисходящем порядке не только от ноты «До», но и от каждой последующей. Если преподаватель желает усложнить задачу, то дает установку ученику потренироваться проговаривать алфавит через терцию. Чтобы добиться быстроты, можно устроить между учениками соревнования по скорости произнесения нотного алфавита. Умение быстро проговаривать алфавит помогает развить реакцию для чтения нот с листа.
Нотный алфавит
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До
Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре-Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре
Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми-Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми
Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа и т.д.
Чтобы графика нотного стана была понятна, и высота нот стала хорошо видимой, детям предлагается самим раскрасить ноты на линейках и между линейками двумя цветами на выбор. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия – различение нот по их расположению. 7
Для маленьких музыкантов освоение нотной грамоты можно проводить в игровой форме. Дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова. Эти слова так и записываются - ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами, например: «ДОмик, ДОска, РЕка, РЕмонт, МИр, ФАра, ФАмилия, фаСОЛЬ, земЛЯ, СИла » и т. п. Применяя
словесный метод
хорошо зарекомендовали себя рифмы- считалки. Главное, чтобы эти рифмы были не просто складными, а именно направляющими и помогающими ребенку сориентироваться в расположении той или иной ноты.
Самая добрая нотка.
Добрый доктор Айболит на ДОбавочной сидит.
Самая скромная нотка.
Под первой линейкой сижу снизу- вверх на всех гляжу.
Самая мирная нотка.
На первой сижу «Миру - МИр» всем говорю.
Любимая взрослыми нотка.
Между первой и второй ФА застряла с головой.
Самая соленая.
Я вторую посолю, потому что очень СОЛЬ люблю.
Самая важная нотка.
Я прекрасней всех на свете, потому что между второй и третей.
Самая уравновешенная нотка.
Серединку я люблю вниз и вверх на всех гляжу. Для быстрого определения нот вразброс можно применять нотные карточки, изготовленные преподавателем, и подключить родителей для домашней тренировки ребенка. 8
1 струна
– нота «ми»
2 струна
– нота «си»
3 струна
– нота «соль»
4 струна
– нота «ре»
5 струна
– нота «ля»
6 струна
– нота «ми» На изучение нот отводится небольшая часть урока, т.к. основное закрепление происходит при проигрывании одноголосных пьес на гитаре. Длительности Длительности нот считаются и проигрываются на инструменте одновременно. Ребенок слышит и осознает долготу звука во времени. Общеизвестны приемы сравнения целой длительности с целым предметом (обычно это яблоко, мандарин), который нужно разделить на доли. При делении долей длительности нот сокращаются, и чтобы ребенок осознал долготу звука во времени можно связать длительности нот с движением, используя такую образную ассоциацию: Целая – ты спишь; Половинка – ты стоишь; Четверть – ты прыгаешь на одной ножке; Восьмая – ты идешь в школу; Шестнадцатая – ты бежишь в школу, потому что опаздываешь. Нота с точкой обычно вызывает у детей трудности с додерживанием длительности, и педагоги - практики для закрепления понятия о длительности 9
звука прибегают не только к зрительным, но и к словесным образам. Существует удачный стишок о ноте с точкой: Нота с точкой - мама с дочкой. Если мама - половинка, дочь у мамы - четвертинка. Если мама четвертная, дочка у неё восьмая. Можно использовать картинку, на которой видно, что нота с точкой является суммой трех одинаковых долей. Для многих детей зрительный образ складывания долей вспоминается более быстро. Паузы Не редко возникают проблемы с запоминанием внешнего вида пауз. Дети сами подсказали на что похожа каждая из пауз: Целая – кирпич завис; Половинная – кирпич лежит; Четверть – червячок или кривой стул, на котором долго не посидишь; Восьмая – запятая; Шестнадцатая – кудряшки. Нельзя забывать, что пауза – это не просто знак молчания, это звук тишины, и она является частью музыкальной фразы и несет такую же эмоциональную окраску, что и звук. Паузы, как и тишина могут быть вопросительные, восклицательные, задумчивые; пауза – удивление, пауза – вдох, соединяющая и разделяющая пауза и т.д. Паузу необходимо слушать и наполнять содержанием. 10
Альтерация Для того, чтобы ребенок запомнил знак альтерации, можно его связать со знакомым образом, включая рифму-считалку, например: - Мы решетку накренили и диез мы получили. - Мы сердечко поделили и бемоль мы получили. - Чтоб два стула не упали мы бекар сюда позвали. Чтобы разобраться с принципом расположения нот на грифе гитары учащийся сначала разучивает последовательность хроматических звуков на клавиатуре, т.к. она дает наглядную картину звукоряда, потом проговаривает наизусть от каждой ноты, и только потом считает ноты по восходящей хроматической гамме от каждой струны. Если довести до автоматизма, то в дальнейшем у ученика не возникнет трудностей с нахождением того или иного звука на грифе в верхних позициях. Такт 11
Такт, Размер На начальном этапе обучения теоретическая формулировка таких понятий, как такт, метр, размер, не всегда понятны для ребенка. Объяснение материала в доступной и понятной форме облегчают процесс восприятия учеником данных понятий. Чтобы помочь ребенку правильно распределять длительности в такте многие преподаватели прибегают к образным ассоциациям, где такты сравнивают с квартирами или комнатами, в которых "живут" звуки разной длины. В своих методических рекомендациях Т. Смирнова предлагает такую форму объяснения этих понятий: "Такты - это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат в каждом доме (пьесе) чаще одинаковый. Он проставлен сразу за ключевым знаком; если размер комнат меняется, то его записывают в начале такта: 2\4; 3/4; 4/4; 5/4. Верхняя цифра означает количество "пульсов", а нижняя - чему равен пульс". Есть и такой вариант: Такты – это вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например, 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). Какое их количество может поместиться в такте указывает размер. Метр Сложность понятия метра заключается в том, что ребенок в зрительном восприятии его не видит и значит «его нет», и в то же время все музыканты утверждают, что «он есть». Где? И в чем заключается важность присутствия этого метра? Как передать, что музыка строится прежде всего на пульсации. Официальная формулировка метра не дает полного понимания и осознания значимости этого термина. Слово «доля» не ассоциируется в уме ребенка ни с каким образом, поэтому преподаватели, чтобы облегчить процесс усвоения материала сравнивают долю с дыханием (вдох-выдох), с шагами, с пульсом. Необходимо дать понятие метра не только с позиции ровности шага и количества его в такте, но и акцентировать внимание, что доли есть сильные и слабые и чередуются они в строгом определенном порядке. Например, четырехдольный метр: первая доля – сильная, вторая – слабая, третья - относительно сильная, четвертая – слабая. Трехдольный размер: первая – сильная, вторая – относительно сильная, третья – слабая. И как показывает практика, как только ребенок начинает играть не ритмично или ускоряет темп, прежде всего нужно наладить правильную метрическую пульсацию, т.е. соотношение сильных и слабых долей. Учащийся должен понимать на какую долю нужно опереться, от какой оттолкнуться, а которая служит «маленьким мостиком» к следующей сильной доле. Правильная организация метра создает равновесие в движении музыки, помогает юному гитаристу выровнять 12
арпеджио в правой руке, преодолеть технические сложности, не напрягая и не зажимая игровой аппарат. Метр
-
шаги (счет) в музыке. Каждый «шаг» метра называется долей. Чтобы узнать сколько «шагов» (долей) в такте посмотри на размер. Ритм Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма, без которого практически невозможна никакая музыкальная деятельность - важнейшая задача педагога. Неразвитость метроритмического чувства затрудняет восприятие учащимся музыки как непрерывного движения, мешает осознанию и выражению мелодии, ее ритмического рисунка и в целом — музыкальной формы. Восприятие ритмической горизонтали, состоящей из различных ритмических групп, помогает воспитать и усвоить учащимися различные метроритмические рисунки, фигуры, комбинации, а также развить чувство соотношения длительностей. Умение ориентироваться в ритмических рисунках, охватывать взглядом как можно больше ритмических фигур на начальном этапе, готовит ученика к последующему чтению с листа уже полного нотного текста. Работать над ритмическими схемами лучше отдельно, т.к. графика ритма в нотной записи выглядит более ярко и запоминается лучше, чем графика высоты нот. Ритмические рисунки нужно отрабатывать до автоматизма, причем одна рука должна стучать пульс, а другая играть ритмический рисунок. Пульс может отсчитывать нога, а ритм отсчитывает рука. Когда у ребенка выработается связь между ритмической записью и внутренним чувством метрической пульсации, можно прекратить постукивание ногой. Более целесообразно начинать использовать ритмические схемы в размере 4/4, т.к. изучение системы деления длительностей строится на основе четырех долей. Цель работы заключается в приобретении свободной ориентировки в счете, паузах, длительностях, чтобы позже при разборе текста ритмическая сторона записи у ученика не вызывала затруднений. Использование ритмических схем является одним их эффективных способов формирования чувства развертывания музыки во времени. Восприятие музыки в виде ритмической схемы дает возможность ученику сосредоточиться на прояснении временных отношений: как бы увидеть, запечатлеть музыкальное время в пространстве, получить наглядное представление о том или ином метроритмическом узоре произведения. Простые ритмические рисунки 13
Ритмические ловушки 14
15
II Раздел УПРАЖНЕНИЯ 16
Техническое мастерство исполнителя всегда вызывает восхищение и уважение. И как показывает многолетняя музыкальная практика, именно гаммы и упражнения играют важную роль в развитии исполнительской техники. Систематическая работа над упражнениями прививает слуховой контроль к качеству звучания, воспитывает метроритмическую организованность, закрепляет точные ритмические и аппликатурные навыки, развивает координацию пальцев. Подготовка и сдача технических зачетов важная и необходимая часть учебного процесса, но она не дает столь ощутимых результатов в решении этой проблемы как хотелось бы. На отработку сложных технических мест в произведениях уходит достаточно много времени и сил, и не все с этим справляются. Преподаватель заведомо знает с чем столкнется ребенок и какие технические приемы ему придется преодолеть. Поэтому, чтобы сократить сроки технического освоения музыкальных произведений необходимо включать упражнения с первого класса. Здесь должен работать принцип сохранения систематичности и последовательности, постепенного повышения уровня трудности, где каждый шаг, или навык должен усваиваться полностью, отрабатываться до состояния свободного применения – и пока этого не произошло, двигаться дальше, требовать нового недопустимо. Техническая подкованность ребенка позволяет свободно и уверенно чувствовать себя на сцене, т.к. у него не возникает зажимов и комплексов в проигрывании сложных мест. В данном Разделе даны постановочные упражнения для правой руки на контактный принцип звукоизвлечения с описанием необходимых приемов для работы над звуком. Упражнение № 6 лучше разучивать после устойчивого закрепления приема тирандо, а знакомство с апояндо лучше отложить на последующий период. Это связано с тем, что в основе гитарной техники итальянской классической школы игры лежит арпеджио, которое исполняется тирандо. Испанская и итальянская гитарные школы отличаются, прежде всего, в приеме звукоизвлечения. Представители классической итальянской школы используют основной прием для пальцев ima – тирандо, то есть щипок. В то же время, большой палец играет с опорой на соседнюю струну, применяя апояндо. Представители испанской школы используют прием апояндо, а для большого пальца правой руки используют тирандо. Как правило, апояндо применяют для исполнения одноголосных мелодий, пассажей и гамм. Современный гитарист должен в равной степени владеть двумя этими способами. Однако в работе с начинающими музыкантами следует основываться на классической итальянской школе игры, т.к. при игре большим пальцем апояндо, у правой руки появляется естественная опора в виде соседней струны, на которой можно остановиться. Рука при этом не напрягается, в то же время, фиксируется ее правильное положение. От этого зависит свобода и беглость исполнения, а также сила звука. Знакомить с испанской школой следует позже, когда рука уже установилась, то есть на втором, третьем или даже четвертом году обучения, в зависимости от 17
возраста ученика. Особенно важно владение испанской техникой для профессионально ориентированных учащихся. Игра апояндо, умение использовать этот способ звукоизвлечения в сочетании с басом, обогатит исполнение новыми тембровыми возможностями, позволит разнообразить звучание инструмента и придаст ему полифонизм и оркестровку. Рисунки, иллюстрирующие посадку и постановку рук даны без подробного описания, т.к. служат, прежде всего, напоминанием ученику при самостоятельной домашней подготовке. Все базовые, практические занятия преподаватель объясняет и демонстрирует на уроке. Разогревающие упражнения (на контактный принцип звукоизвлечения) Поставить пальцы правой руки: Б.п. (p) на струну, 1 палец (i) на , 2 п. (m) на , 3 п. (a) на 1. «Пружинка» (тирандо). Срывать струну отдельно каждым пальцем и направлять внутрь ладони. Б.п. не играет. 2. «Пружинка с Большим папой» (тирандо с басом на весу). Срывать струну отдельно каждым пальцем вместе с Б.п. При этом Большой палец после срыва направлять к 1 п. 3. «Совок» (аккорд). Одновременно срывать струны тремя пальцами (i,m,a) и направлять в ладонь. Б.п. не играет. 18
4. «Совок с Большим папой» (аккорд с басом на весу). Одновременно срывать струны тремя пальцами (аккорд) с Б.п. Большой палец после срыва направлять к 1 п. 5. «Совок с Сердитым папой» (аккорд с басом на опору). Одновременно срывать струны тремя пальцами (аккорд) с Б.п. Большой палец после срыва идет на опору (следующую струну). 6. «Магнит» (Апояндо с басом на весу). Срывать струну отдельно каждым пальцем вместе с Б.п. При этом каждый палец после срыва опирается на соседнюю струну, а Б. п. направлять к 1 п. В процессе освоения и закрепления различных видов арпеджио и аккордов на открытых струнах дается установка, что «каждому пальцу принадлежит своя струна».
Упражнения на открытых струнах
19
Аккорды
Следующий шаг – это упражнения для закрепления навыка правильной аппликатуры в правой руке пока у ученика не появится умение безошибочно извлекать нужные звуки без зрительного контроля.
Исполнение 4-х звуков на 2-х струнах
Э. Пухоль
20
Арпеджио Следующий комплекс упражнений предназначен на развитие техники левой и правой рук. В работе над упражнениями ученику необходимо уделять внимание не только двигательной, но и слуховой стороне исполнительского процесса. На усвоение данного количества материала отводится в среднем 3 года. Упражнения понятны и просты для разбора, не громоздки по объему и удобны в исполнении, что и послужило критерием их отбора. В дальнейшем, когда ребенок усвоит основной теоретический материал, каждое занятие нужно начинать с упражнений, т.к. мышечный аппарат нужно разогреть, привести в тонус. Разыгрывание проходит в три этапа. Первый - «разогревающие» упражнения на контактный принцип звукоизвлечения, второй - упражнения на различные виды техники для развития левой и правой рук и третий - гаммы. Только после этого можно приступать к основной части занятия 21
– работе над произведениями. Правильная организация урока способствует устойчивому развитию исполнительской техники ребенка.
Арпеджио с басом
Э. Пухоль
Исполнение звуков с басом 3-х
Упражнения на увеличение подвижности пальцев
М. Каркасси
22
Упражнения для развития техники большого пальца
23
Упражнения в стиле «кантри»
Е. Шилин
24
25
Упражнение C-dur
П. Агафошин
Гаммы
Приступать к разучиванию гамм следует после того как ребенок освоил гриф гитары на коротких одноголосных мелодиях. Разучивание звукоряда должно быть осознанным и не идти по принципу «зубрежки». Гитара имеет темперированный строй и нередко у детей возникают проблемы с запоминанием внешнего вида расположения звукоряда на грифе. Как показывает практика, дети не любят разбирать гаммы, работать с ними дома, (говорят - «я забыл, как играть»), что приводит к затягиванию учебного процесса. Поэтому использование метода табулатурной записи (обозначение нот номером струны и лада) зрительно облегчает процесс запоминания расположения пальцев на каждой струне.
Гамма До мажор в 1 октаву (C – dur)
26
Гамма До мажор в 2 октавы (C – dur)
Гамма Соль мажор в 2 октавы (G – dur)
Гамма – блюз Фа мажор (F – dur)
III Раздел ПЬЕСЫ (Часть I) Освоение грифа гитары начинается с игры коротких однотипных мелодий в первой позиции, исполняемых на каждой струне. На этом этапе идет процесс единения слухового и двигательного навыка с основами нотной грамоты. 27
Во время игры одноголосных пьес ученику сложно уследить за двумя руками одновременно, т.к. в этот период внимание в, основном, обращено на левую руку и теряется контроль над правой рукой. В связи с этим лучше начинать играть с басовых струн (4, 5, 6), где в правой руке при игре задействован только большой палец. При изучении верхних струн (3, 2, 1) большой палец отдыхает и в игру вступают 1-й и 2-й пальцы правой руки. Здесь акцентируется внимание на то, что пальцы чередуются, «шагают». При такой последовательности изучения струн распределение внимания на левую и правую руки дается легче, и ученик не путает аппликатуру пальцев левой руки с правильным чередованием пальцев правой руки.
Травушка
Простая песенка
Осенняя песенка
28
Боцман
Во саду ли в огороде
Перепелочка
Танец
Считалка
Русская народная мелодия
Песня
29
Сорока
Фанфары
Песня
Патока с имбирем
Песенка
30
Воробей купается
Немецкая детская песенка
Чижик – пыжик
Маленький этюд
Этюд
В. Калинин
ПЬЕСЫ (Часть II) По мере усложнения нотного материала можно приступать к изучению двухголосных пьес с использованием басовых струн. Здесь главная задача - научить учащегося читать нотный текст по горизонтали и по вертикали, включая 31
ритмическую сторону исполнения, чтобы ученик видел не отдельную ноту, а интервалы и аккорды в гармоническом виде. Графика нотного письма гитарной музыки имеет горизонтальное и вертикальное измерение. Учитывая, что по горизонтали текст усваивается быстрее, то целесообразно сначала проработать каждый голос отдельно или в ансамбле с преподавателем, а после закрепления уже соединять голоса. В выборе пьес с горизонтальным изложением текста на данном этапе во втором голосе лучше использовать открытые басовые струны. Можно использовать метод ощущения вертикали, подсказывая номера пальцев, не называя при этом руку. При этом превосходно развивается координация пальцев, и ученик привыкает следить за аппликатурой. Представленные здесь пьесы удобны в исполнении и быстро запоминаются, поэтому у ребенка сохраняется мотивация к дальнейшему изучению музыки. В процессе учебы нотный репертуар пополняется произведениями разных направлений, эпох и стилей. С увеличением объема количества пьес у ученика постепенно развивается вертикальное слуховое восприятие музыки, приобретается навык чтения с листа, развивается образное мышление, расширяется кругозор и формируется эстетический вкус.
Во саду ли в огороде
Русская народная песня
Andantino
Этюд
Х. Сагрерас
32
Неделька
Русская народная песня
Фолия
Старинная испанская мелодия
ПОДСКАЗКИ 33
На начальном этапе освоения инструмента, когда ученик переходит к игре двухголосных пьес, он порой теряется в тексте, т.к. одну и то же ноту можно поставить на разных струнах. Здесь показаны два варианта подсказки: первый - где каждый нотный стан представлен отдельной струной с ладовыми разделениями расположения нот, второй - расположение нот на одном нотоносце с разметкой струн и ладов. Данными подсказками ученику удобно пользоваться при самостоятельной подготовке дома. После освоения грифа в первой позиции ребенок, как правило, подсказкой уже не пользуется. Здесь представлены таблицы расположения нот на грифе гитары, а также список основных динамических оттенков, несколько вариантов настройки гитары и способах крепления струн. Таблица расположения нот на грифе гитары Заключение Музыка - это средство передачи чувств и образов через звук. Ее нельзя потрогать или увидеть, ее только можно услышать и каждый раз она звучит по - новому, потому что имеет временной характер. В тоже время музыка имеет свои законы и имеет четкую структуру построения. Первый класс самый трудный из всех классов, т.к. ребенок должен воспринять большой объем новой информации. Грамотная организация 34
учебного процесса, ступенчатая последовательность в подаче знаний и умений, а также уважительное отношение к ребенку как к личности – вот три кита на которых строится гармоничное развитие ребенка. Задача каждого педагога, как наставника - за короткий школьный промежуток времени заложить и воспитать в каждом ребенке основы той внутренней культуры, на которой стоит истинное искусство.
35
Список использованной литературы Август В. Школа игры на шестиструнной гитаре / В. Август. / М.: Фундамент. 1995. – 32с. Блинова Е. В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано. 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 11.06.2014). Гарнишевская Г. «Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 1.» / Санкт – Петербург, «Композитор», 2007. – 32с. Долгих Е. В.: Развитие навыка чтения с листа в классе гитары. Методическая разработка. 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 11.06.2014). Лучинина О., Винокурова Е. Некоторые секреты развития музыкальных способностей. Астрахань, Проект "LENOLIUS", - 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 15.06.2014). Калинин В. «Юный гитарист» / М., «Музыка», 1997. – 62с. Самоохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары.Автореферат – теория и методика обучения и воспитания (музыка). //Бесплатная библиотека. – 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения 07.07.2014). Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие «ALLEGRO». Методические рекомендации. /М., 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения 11.06.2014). Соколова Л. В. «Чтение нот» - Санкт – Петербург, «Композитор», 1996. – 34с. Суздалевич В. Б. Как объяснить ребенку теоретические термины на языке преподавателя фортепиано. Социальная сеть работников образования 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 11.06.2014). Теслов Д. «Идеальная школа техники гитариста» / Полное собрание инструктивного материала, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 21.04.2012). Торопов А. Школа игры на шестиструнной гитаре / Школа – студия/ М., Дэка, 1994. - 32с. Фетисов Г. А. «Первые шаги гитариста» / ИД В. Катанского, / М., 2002. – 56с. Шумеев Л. Т. Хрестоматия популярной музыки для шестиструнной гитары / М., 1993. – 62с. 36
В раздел дополнительное образование