Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Через призму черчения – к профессии".

статья

Автор: Варначкина Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр творчества, с.Чехов, Сахалинской области



В раздел дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр творчества с.Чехов Муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Статья Тема:
«Через призму черчения - к профессии»
Педагог дополнительного образования Варначкина Татьяна Васильевна 2016г.
2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ……………………………………………………………….…..3 2. Актуальность.…………………………….……………………….. ……....4 3. Обучение черчению – путь к выбору профессии технической направленности …………………………………………..…………..…...5 4. Заключение………….………………...……………………………….......8 5. Список литературы ………………………………….……………..…......9
3 ВВЕДЕНИЕ В современном мире темпы информатизации общества и внедрение в производство высоких технологий диктуют свои методы познания окружающей среды. Интерес к техническому творчеству нельзя представить в отрыве от конструирования и дизайна. В этой связи большое внимание должно уделяться совершенствованию качественного технического образования. Политехнический характер предмета позволяет использовать самые различные объекты для проявления индивидуальных особенностей, интересов и склонностей подростков, повышать их мотивацию к обучению, раскрывать дарования и способности . В наше время бурно развивается технический прогресс и, как никогда, остро стоит вопрос выбора профессии. Каждый здравомыслящий человек в подростковом возрасте задумывается над этим, и помочь ему должны педагоги и родители. Родители – оптимально, с наименьшими затратами для бюджета семьи, особенно на периферии, где закрываются предприятия, социальная неустроенность и безработица дает свой отпечаток. Педагоги – выявляя и учитывая склонности детей и подростков, их психологические, характерные особенности личности, способности, потребности. Психологическое изучение личности учащегося позволяет прогнозировать, к каким областям деятельности он более пригоден. Интерес к специальности, прежде всего, проявляется в стремлении больше узнать о ней, вникнуть в ее содержание, в желании попробовать себя в деле. Именно в подростковом возрасте проявляются мотивы, которые имеют решающее значение для сознательного выбора профессии. Политехнические дисциплины развивают интерес учащихся к технике, к производству, в общем, не конкретизируя специальности. Профессия, прежде всего, должна быть оптимальным условием для развития способностей человека, его личности. В связи с многообразием профессий и специальностей усложняющегося производства, значительно возрастает актуальность профориентации подростков. В настоящее время наблюдается активный интерес детей к знаниям. Чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в ее развитии, стать квалифицированным рабочим, производственным мастером, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа, по его плоским фигурам, знакам и цифрам представлять пространственный объект. Чертежи нужны не только в технике, в наше время они постоянные спутники человека любой профессии.
4 Говоря о чертеже, основоположник начертательной геометрии французский ученый и инженер
Гаспар Монж
(1746-1818) писал: «Это язык, необходимый инженеру, создающему какой - либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастера, которые должны сами изготавливать разные части». А чтобы добиться каких-либо результатов в технике, овладеть ею, стать квалифицированным работником в той или иной области или отрасли современной техники: машиностроении, приборостроении, нефтяной и газовой промышленности, судостроении и так далее, надо уметь или, как говорят в черчении, читать чертежи. Под чтением чертежа понимают процесс, при котором происходит формирование пространственного (объемного) образа предмета на основе плоских изображений (проекций). Чертеж называют «языком техники» и чтобы им овладеть, необходимо изучать курс черчения.
В. О. Гордон
(советский математик
,
геометр, автор многих книг и сборников задач по начертательной геометрии
)
считал, что «эффективное изучение курса черчения немыслимо без некоторых экскурсов в область техники, без приобщения учащихся к техническим знаниям». Эти мысли ученого успешно реализуются в учебной и занимательной литературе авторов: Ботвинников А.Д. ,Воротников И.А., Гордеенко Н.А ., Степакова В.В., Кириллов А.Ф., Эйдельс Л.М., Боголюбов С.Н. и другие. Курс черчения направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений: - основой курса является обучение детей методам графических изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание; -применение знаний по правилу и решению творческих задач. Полученные графические знания можно использовать в будущей специальности, а также в быту или мелком ремонте технических проектов и оборудовании. Таким образом, данная проблема
актуальна
в контексте современного образования и этим определяется выбор данной статьи. Графическая деятельность обучающихся должна быть неотделима от развития их мышления. Черчение развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление, способствует развитию пространственных представлений. Изучение предмета создает условия для формирования и развития сообразительности, внимания, усидчивости, аккуратности - качеств
5 необходимых людям разных профессий, обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связей с жизнью. В процессе обучения черчению формируются знания о прямоугольном проецировании на одну-, две-, три плоскости проекций, о различиях построения осей, аксонометрических проекций (диметрии, изометрии). Изучая черчение, учащиеся знакомятся с широким кругом технических понятий, которые будут полезны при освоении других общетехнических дисциплин. Чертеж является одним из главных носителей технической информации, без которой не обходится ни одно производство. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что курс черчения необходим и занимает значительное место в приобретении учащимися знаний, умений и навыков графического труда наряду с другими предметами и играет важную роль для дальнейшей самореализации. ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЧЕНИЮ – ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Я пришла преподавать в Центр детского творчества черчение, так как этот предмет в общеобразовательных школах отсутствовал. В процессе самообразования с моей стороны и потребностей детей- с другой, была составлена программа
«От мысли к восприятию»,
в основе которой лежит курс общеобразовательной школы с внесением тем, которые дополняются занимательными задачами, заданиями по курсу высшей школы. В начале первого года обучения моя задача заключается в том, чтобы увлечь детей, проявить у них интерес и желание посещать занятия, убедить их, что в дальнейшей жизни это пригодится. В конце второго - развить у детей потребность в приобретении знаний умений и навыков графического труда. На занятиях я использую индивидуальный подход в применении творческих и продуктивных заданий. Внедряю компоненты системно- деятельностного подхода. Чтобы детям было легче и быстрее чертить применяю метод начертания линий двумя линейками, а не по точкам, что экономит время, а значит, вырабатывает у детей заинтересованность получить конечный результат в сжатые сроки. Через беседы, постоянное внимание к каждому, вырабатывается усидчивость и терпение. Мышление детей интенсивно развивается в процессе обучения на занятиях, играет огромную роль в познании, оно расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия.
6 Дети в процессе систематического обучения начинают овладевать предметами математика-геометрия, законы аксиоматики и так далее, в виде системы. Затем мышление перестраивается, но не выступает как самостоятельный процесс, оно перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Накапливая знания, развиваются способности: рассуждая и анализируя, делают выводы, опираясь на восприятие или представление, формируется познавательная и творческая деятельность. Мыслительная деятельность совершается при помощи
мыслительных

операций:
сравнения, анализа и синтеза, абстракции и конкретизации. При обучении можно выделить несколько особенно важных тем, которые вызывают заинтересованность, необходимы в дальнейшем понимании предмета, дают возможность делать первые обобщения, учат думать, подводят к самостоятельным выводам.
«Проецирование»
Очень важно на этом этапе обучающихся заставить мыслить и понимать, сравнивая путем сопоставления предмета (плоскость- стена развернуть или свернуть мысленно - опустить крышку стола и так далее). Учащиеся узнают данные предметы в разных проекциях, вникают, мысленно раздвигают плоскости. Начинают располагать виды в проекционной связи, применяя основной метод прямоугольного проецирования. На примере проекции предметов, встречающиеся в быту
,
необходимо заставить их сосредоточиться в данную минуту, на конкретном задании. Стараясь развивать их познавательные творческие интересы, включила тему
«Оптические иллюзии»,
предоставила возможность решать задачи
,
в которых идет процесс закрепления темы и выявляет способности каждого их восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления. Оптические иллюзии - это обманы зрения ошибочного зрительного восприятия объекта, их цвета, величины, удаленности и так далее. Иллюзии оптические связанны с влиянием цветового контакта, освещенности окружающих объектов, движением объекта. На примере неоднозначных изображений и кажущихся искаженными, пробуждается в детях любознательность и создает привычку смотреть на окружающее глазами неравнодушного зрителя. Иллюзией называют неправильное, искаженное восприятие. Серые прямоугольники одной и той же светлоты кажутся разными на черном и белом фоне. В учебном процессе развивается наблюдательность - одно из необходимых условий овладения системой знаний.
7 Эти знания дарят детям радость, открытия чего-то нового, развивают мышление, а так же пространственное воображение, совместно с темой
«Аксонометрические проекции».
Далее обращаясь к синтезу и анализу, на примере темы
«Анализ

геометрической формы предмета»,
ярко выражена неразрывная связь мыслительных операций анализа и синтеза, находящихся в единстве друг с другом в процессе познания. Так как анализ геометрической формы предмета - это мысленное расчленение предмета или детали на геометрические тела (анализ), а затем, в процессе, мы их мысленно соединяем, соединяем отдельные части в единое целое- предмет или деталь- синтез. Дети анализируют то, что синтетически целое, а синтезируют то, что аналитически расчленено. Способом рассуждения, опираясь на определения, осмысливая их и закрепляя, дети учатся делать выводы самостоятельно из имеющихся в их распоряжении данных. Точно также, обращаясь к теме
«Сборочный чертеж» и «Деталирование»
происходит анализ путем мысленного отсоединения отдельной детали от узла или механизма. На данном этапе важны логические приемы анализа чертежа, так как опора только на образное мышление является недостаточной. При
деталировании
формы детали определяется на основе зрительного восприятия исходных данных, необходимых для создания образа и логика. Хочу подчеркнуть, что только в учреждении дополнительного образования это возможно, так как дети работают и закрепляют свои знания, умения и навыки в условиях творческого поиска. Рассматривая тему
«Сечения и разрезы»
возникает необходимость углубленного изучения. Форма частей деталей, которые поясняются сечениями, очень разнообразны. К ним относятся пазы, канавки, окна, отверстия, углубления различного профиля. Эти названия дети часто слышат впервые, не знают и не могут представить форму соответствующих элементов предметов. Поэтому одной из важнейших методических задач является создание у обучающихся запас технических понятий и пространственных представлений. Для этого я использую карточки с вариантами заданий, где каждый учащийся, меняясь поочередно карточками, может закрепить знания, либо проверить друг друга. Перейдя к изучению темы «
Разрезы»,
включаю прием сравнения изображений, который является сильным средством развития не только образного, но, и логического мышления
.

8 Дети постоянно оценивают друг друга и находят ошибки, критикуя и рассуждая, подсказывая. К мнению друг друга прислушиваются, благодарят за помощь меня и своих друзей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Пройдя учащимися курс черчения, можно смело сказать, что у них развивается мышление на должном уровне и дети готовы к дальнейшему углубленному обучению инженерной графики и начертательной геометрии в технических учебных заведениях. Приходя в объединение многие из детей, которые на протяжении двух лет не изучали предмет в школе и тянулись к знаниям, понимали, что обучение в специальных и технических учебных заведениях предусматривает знание данного предмета, приобретение умений и навыков графического труда. Подводя итоги можно сказать, что техническое мышление дает возможность знать и судить о многих вещах, предметах и явлениях. Углубляясь в знания предмета, дети невольно начинают рассуждать о том, какую роль в их жизни играет черчение. Каждая графическая работа, сделанная руками, дает свой результат через некоторое время. Достижения ребенка, развивающегося и взрослеющего, не пройдут даром, так как с 14 лет каждого здравомыслящего подростка посещают мысли о работе, кем бы он хотел быть и чем бы он хотел заниматься по окончании учебы. Многие выпускники объединения поступили, а некоторые закончили технические учебные заведения и успешно трудятся на предприятиях различных отраслей промышленности. На занятиях дети научились работать самостоятельно и, как показывает практика, это немаловажный фактор в достижении цели. С моей стороны выполняется основная задача в оказании учащимся помощи в соотнесении их интересов, склонностей и способностей, а учитывая их склонности - расширении их знаний, способствующих развитию интересов к дальнейшему приобретению профессии технической направленности.
9 ЛИТЕРАТУРА 1. Ботвинников, А.Д. Методическое пособие [Текст]/А.Д. Ботвинников. - М.:-АСТ – Астрель -2011 - 160с. 2. Воротников, И.А. Занимательное черчение [Текст]/И.А.Воротников. - 3 изд.– М.: Просвещение – 1992.– 225с. 3. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков [Текст]/ Г.В. Резапкина – Москва: Генезис. -2000. -.с.1-10. 4. Семенова, Т. В. Начертательная геометрия, курс лекций - Новосибирск: Изд-во НГАУ– 2013. – 40с. 5. Шахурдин, В.Д. Формирование интереса учащихся 7-8 классов к черчению [Электронный ресурс]/ В. Д. Шахурдин. – С. 3-10.Режим


В раздел дополнительное образование