Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Традиции семьи"

проект

Автор: Смирнова Наталья Анатольевна, воспитатель, МКОУ "школа-интернат№95", Н.Новгород



В раздел дополнительное образование


Паспорт проекта

Тема проекта
: Традиции семьи
Руководитель проекта
: Смирнова Н.А.
Участники проекта
: обучающиеся 6-го класса, родители обучающихся.
Тип проекта
: информационно – практико - ориентированный, творческий.
Цели проекта:
 Помочь детям понять значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.  Воспитывать интерес к культуре своей семьи, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания, укреплять связь семьи и школы;  Создать условия для взаимодействия детей и родителей в пространстве эмоциональных переживаний.
Задачи проекта:
- актуализация семейных ценностей; - дать детям представление о том, что такое “традиции”; - знакомить с семейными традициями; - воспитывать доброе, заботливое отношение и любовь к семье; - развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки; - вовлекать родителей в совместную с детьми поисковую, исследовательскую, познавательную деятельность; - сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности ( любовь к ближнему, сострадание, понимание добра и зла, уважение к традициям);
Материально-техническое обеспечение проекта:
- аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер; - библиотека для детей и родителей.
Актуальность проекта
Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей – семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, считает, что успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья. Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства. Выстраивая
взаимоотношения семьи и школы, педагоги понимают, что на каком-то этапе теряют тесную связь с родителями. Для того чтобы уважать традиции их нужно знать.
Проблема:
детям не понятно значение слова «традиция», что значит «семейные традиции».
Предварительная работа:
рассматривание семейных фотоальбомов; чтение и разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, отгадывание загадок о семье; беседы о семье и семейных традициях;
Оборудование и материалы:
презентация о семье, детские проекты, фотоальбомы.
Работа с родителями:
 Сбор информации о семье;  Оформление мини-проекта;  Фотовыставка «Моя семья!»
Продуктивная деятельность:
-выставка детского рисунка: “Моя семья”. -работа творческих мастерских, -участие в оформлении альбомов семейных традиций ; -участие в выставках творческих работ; -выпуск презентации «Семейные традиции».
Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:
 Чтение рассказов, стихотворений, просмотр мультфильмов о семье;  Проведение сюжетно-ролевых игр;  Подготовка материала для творческой деятельности;  Беседа для родителей «Семейные ценности».
II этап – информационный:
 Сбор различной информации по данной теме;  Оформление мини – проектов;  В непосредственно-образовательной деятельности дети демонстрируют полученные знания в рисунках, аппликациях.
III этап – заключительный:
 Оформление выставки детских работ «Моя большая и дружная семья!»; «Мамин портрет», «Папин портрет» «Родословная моей семьи»;  «Защита» творческих мини-проектов;  Изготовление самодельных открыток к праздникам;
Предполагаемый результат:
 У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;  У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;  Дети научатся «защищать» свои мини-проекты о семье;  Получение положительного эмоционального отклика от совместной деятельности. Данный проект поможет расширить представления детей об образе жизни семей, их обычаях, традициях, художественно-эстетическому,
нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре, проживающих рядом, сформировать у них представление о себе и других как о личности.
Мероприятия по реализации проекта:
1. Родительское собрание «Это важное слово-семья» - сентябрь 2. Задание родителям – найти самую старую, интересную реликвию семьи, самую старую игрушку, которую они помнят с детства, которая передается из поколения в поколение, или предмет у которого есть своя история . - октябрь 3. Семейные истории появления старых вещей, передаваемых по наследству , о коллекциях старинных монет и значков. - ноябрь 4.Праздник «Семейные посиделки» - ноябрь 5.Оформление фотовыставки к празднику. - ноябрь 6. Создание презентаций «Моя семья», «Родословная моей семьи» ноябрь - декабрь 7. Оформление и презентация отчета по проекту. Приложение №1 Сценарий родительского собрания «Это важное слово семья» Приложение №2 - Конспект мероприятия «Семейные посиделки»
Приложение №2

«Семейные посиделки»
Воспитание ценностного отношения к семье – это один из главных вопросов, от решения которого зависит благополучие общества. Именно школа может стать активной помощницей родителям в формировании культуры общения детей, как со сверстниками, так и с людьми старшего поколения, в развитии внутрисемейных отношений, где личностными качествами выступают: доброта, взаимопонимание, способность к сотрудничеству. Данное мероприятие направлено на раскрытие семейного творческого потенциала, укрепление внутрисемейных связей и на тесное сотрудничество между родителями, детьми и преподавателями школы. Оно рассчитано на разновозрастную аудиторию: учащиеся, родители, дедушки и бабушки.
Цели:
- укрепление связей между семьей и школой; - помощь в развитии внутрисемейных отношений; - создание системы публичных школьно-семейных мероприятий; - формирование новых школьных традиций.
Задачи:
- выявление и раскрытие творческо-интеллектуального семейного потенциала;
-
применение на практике положительного опыта семейного воспитания; - поддержка семейных традиций;
Форма проведения
: семейная гостиная
Оборудование:

- экспонаты для выставки; - рисунки для выставки; - компьютер, проектор. Для успешного проведения семейного праздника необходимо выполнить следующую подготовительную работу: - разработать и написать сценарий; - оказать необходимую помощь при подготовке концертных номеров семейных коллективов; - собрать экспонаты для выставки прикладного искусства семей; - выбрать рисунки учащихся для выставки; - подготовить реквизиты для игр; - подобрать музыкальный материал для оформления всего праздника; - подобрать вопросы для литературной викторины; - приготовить подарки для родителей; - подготовить приглашения для гостей; - напечатать афишу.
Ход семейного праздника
Дорогие друзья Наш праздник сегодня посвящен семье. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни. Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. И мы надеемся, что именно такие семьи пришли к нам сегодня в гости. Давайте знакомиться! Семья:(представление семей) Сегодня мы предлагаем вашему вниманию конкурсную программу
«Семейные посиделки»
Не секрет, что семейные узы – самые крепкие, самые постоянные, самые надежные. Тепло, поддержка, советы родных, их помощь будут сопровождать каждого из нас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны. Что такое семья? Это – дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу у вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово – «понимание». А что вы знаете о семье? Откуда пошла ваша фамилия? Какие у вас есть родственники? Какие традиции, праздники в ваших семьях?

1 конкурс
:Представление семей. Каждая семья отвечает на один вопрос:«Какие традиции есть в вашей семье?» Демонстрация лучших презентаций по теме: «Моясемья».
2 конкурс
: Разминка (1 бублик за каждый правильный ответ). Что означает слово «фамилия»? (семья) У кого на Руси появились первые фамилии? (у знатных людей) Как называют детей, родившихся у матери в один день? (близнецы) Про кого говорят «седьмая вода на киселе»? (дальние родственники) Кого называют предками, а кого – потомками? Что такое именины? (день святого покровителя) Как называется 50-летний юбилей семейной жизни? (золотая свадьба) Какой дух охраняет семейный очаг? (домовой)
Презентация родословных семей
. Глядя на родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко, но необходимо, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. И вот наш следующий конкурс. Ну что это за посиделки без частушек!
3 конкурс
: Частушки.( Каждая команда исполняет «семейные частушки»)
4 конкурс
: Продолжить пословицу. Дом вести – не рукавом трясти. Когда семья вместе, и сердце на месте. Дом красив не углами, а пирогами. Дети не в тягость, а в радость. Семейные нелады доведут до беды. В родной семье и каша гуще. Отец рыбак, и дети в воду смотрят. Каков батюшка, таковы у него и детки.
5 конкурс для мам.

Игра «Узнай своего ребенка»
(подобрать детей одного роста, телосложения, одинаковыми прическами.)
Сказка «Репка» на новый лад

Дед:
- Вырастил я репку большую – пребольшую. - Старуха! Давай, помогай, видишь, какая репка вымахала.
Баба: -
Ой, милочек, некогда мне: в школе посиделки, пригласили меня, спешу, наряжаюсь.
Дед
: - Внучка! Иди скорей на подмогу.
Внучка
: -Да ты что, дедуля, некогда мне: в районный центр еду, с трибуны пару слов на часок сказану о новых технологиях уборки сельхозпродукции. Вернусь к вечеру.
Дед:
- Жучка, а Жучка…
Жучка
: - Гав-гав. Бегу опять рычать-ругаться: соседский Бобик перестал давать мне косточки на маленьких щенят. Растут, бедняги, без алиментов.
Дед
: - Мурка, миленькая….

Мурка
: Обожди. Куда запропастился кот? Мяу, вы не видели кота? Опять у Муськи сливки слизал.
Дед
(жалобно): Мышка…
Мышка
: - Да ты что, дедуля? Того? Была нужда репку тянуть. У соседнего склада на земле зерно выдают, гораздо калорийнее оно. С физкульт приветом!
Дед: -
Да ну ее! Мне спать пора. Пусть вянет до морозов репка та.
Вывод. Нет лада в семье, нет взаимопомощи - всё пропадает
. Дорогие друзья! Вот и подошел к концу этот удивительный вечер, который волшебным образом собрал всех в единый музыкально-семейный круг. Как здорово, что взрослые смогли порадоваться успехам своих детей и внуков, а те в свою очередь испытали гордость за мам и пап, бабушек и дедушек. Пусть сегодняшняя встреча станет подарком мамам и бабушкам, которые самоотверженно и беззаветно отдают своё тепло, доброту, заботу и любовь близким и родным людям, а значит – семье! Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, семейные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному не возможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите. Обиды и ссоры подальше гоните. Хотим, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая ваша семья!» Позвольте приступить к приятному моменту награждения участников наших «Семейных посиделок» (Вручение подарков родителям, принимавшим активное участие в празднике)

Приложение 2.

Сценарий родительского собрания.

«Это важное слово – СЕМЬЯ!»
Не жалейте время для детей, Разглядите взрослых в них людей, перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться. Постарайтесь их не упрекать, Научитесь слушать, понимать. Обогрейте их своим теплом, Крепостью для них пусть станет дом. Вместе с ними пробуйте, ищите, Обо всем на свете говорите, Их всегда незримо направляйте И во всех делах им помогайте. Научитесь детям доверять – Каждый шаг не нужно проверять, Мненье и совет их уважайте, Дети – мудрецы, не забывайте. Взрослые, надейтесь на детей И любите их душою всей Так, как невозможно описать. Вам тогда детей не потерять!
Презентация нашего проекта

Воспитатель:
Я думаю, многие со мной согласятся в том, что семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Несмотря на то, что многие хотят быть независимыми, семья останется приоритетом в жизни каждого человека. Каждая семья имеет свой дом, но не все знают, что слово дом – нерусское. Оно происходит от латинского слова «доминиум» — владение. Под словом дом подразумевают не только постройку, но и само житье-бытье под ее крышей, в кругу близких и любящих людей. Их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом – вот в чем крепость дома. Мы все знаем пословицы о доме. Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь ее закончить: - Гость на пороге – счастье в … (доме). – Дом без хозяйки … (сиротка). – Яблоко от яблони … (не далеко падает). – Чем богаты, … (тем и рады). – В гостях хорошо, … (а дома лучше). Не только о доме, но и о семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Вам надо поправить то, что будет неверно.
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой). – У семи нянек дитя в доглядке (без глаза). – Милые бранятся только по пятницам (тешатся). Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились верно.
Презентация
Дом бывает разным. У наших с вами детей есть еще и второй дом, в котором они проводят большую часть дня. И здесь тоже есть свои традиции. В каждом доме, у каждой семьи есть много фотографий, на которых запечатлены моменты традиции семьи или любимых занятий. А наши дети подготовили выставку рисунков о своей семье, с ней Вы могли ознакомиться. Вы все, уважаемые родители, получили творческое задание, подумать, вспомнить о традициях вашей семьи. И мы с удовольствием приглашаем семью…… рассказать о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях. Ну а какой же праздник проходит без конкурсов? А раз мы сегодня говорим о семье, то и конкурсы у нас семейные.
« Русская пословица гласит « Мой дом – моя крепость»
. Почему так говорят? У каждой семьи есть своя крепость – свой дом, но не все они идеальны. Сегодня мы предлагаем участникам построить фасад идеального дома, где каждый кирпичик будет что-то значить. (Из модулей построить дом) Каждый модуль – кирпичик подписан (здоровье, понимание, любовь, улыбка, пустые модули подписывают сами). И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми! Работа проводилась в различных формах: совместная деятельность, родительские собрания, беседы и др. В своей презентации мы сделали акцент на семейные традиции. Семейные традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными. В связи с проделанной работой дети получили большой запас знаний о семье и родственных связях; узнали о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям; воспитали желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; легко владеют информацией (пополнили словарный запас по теме нашего проекта). К нашей презентации приложены информационная карта проекта, детские творческие мини – проекты, сценарий родительского собрания – развлечения, анкета «Моя семья».
Мне очень нравится стихотворение о семье Татьяны Бульковской. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец. Родители – во всём мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле! Такие красивые, тёплые слова о семье мог написать человек, любящий свою семью. В этом стихотворении тоже описаны традиции: совместное проведение праздников, уважение к отцу и матери, тёплые взаимоотношения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №95

»


«Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети. В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе!»


Проект

« Семейные посиделки»
Составила : воспитатель Смирнова Н.А. Н.Новгород 2014 – 2015г. Вывод_____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Заместитель директора по воспитательной работе Кондрашова Т.Ю.


В раздел дополнительное образование