Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Народники Брянского музыкального училища"

Исследовательская работа

Автор: Тихонова Ирина Владимировна, преподаватель по влассу домры, МБУ ДО Мичуринская ДШИ им. М. В. Шевердина, Брянская область, Брянский район



В раздел дополнительное образование


НАРОДНИКИ

БРЯНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

Исследовательская работа

Тихоновой Ирины Владимировны


Оглавление
Введение …………………………………………………………………..….3 Глава 1. История образования Брянского музыкального училища ………...5 Глава 2. Отделение народных инструментов ……………………………….11 Глава 3. Конкурс «Славянские переборы» ………………………………… 18 Глава 4. Коллективы русских народных инструментов Брянска ………….25 Заключение …………………………………………………………………….37 Приложения № 1- 5.……………………………………………………………39 Список использованной литературы …………………………………………64 2

ВВЕДЕНИЕ
Данная работа является первой попыткой освещения многогранной деятельности отделения народных инструментов Брянского областного музыкального училища (в дальнейшем БОМУ). Училище имеет довольно длительную историю – 58 лет. За это время БОМУ закончили более трех тысяч выпускников, представляющих музыкальную культуру не только на Брянщине, но в России и за рубежом. Следует отметить, что эта деятельность практически не становилась предметом исследовательского интереса. Отдельные факты работы музыкального училища излагала Н. Мизерова, краткий экскурс в историю музыкальной культуры Брянщины делала Е. Монина и Г. Рябов, музыковед Э. Голубева. Очерки по истории создания некоторых творческих коллективов были изданы в материалах научно-практических конференций БОМУ. Необходимо также отметить некоторое внимание местной прессы к различным вопросам музыкальной жизни города. Главным же источником информации о разносторонней деятельности училища и народного отделения внутри него стали воспоминания его педагогов и выпускников. Все это, а также необходимость систематизировать собранные разрозненные сведения и определяют
актуальность исследования.

Цель работы
– осветить историю становления народно – инструментального исполнительства в городе Брянске на примере Брянского областного музыкального училища. Целевая установка данно работы определила ряд задач: 1. Изучить и проанализировать публикации об училище. 2. Провести интервьюирование с педагогами и выпускниками отделения. 3. Дать историческую справку по избранной тематике. 3
4. Осветить деятельность музыкальных коллективов Брянской области. 5. Написать о конкурсах, которые проводятся при непосредственном участии БОМУ, а точнее народного отделения. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения, имеет список литературы и приложение. 4

Глава 1.

История образования Брянского областного

музыкального училища.
История появления среднего специального музыкального учебного заведения города Брянска связана с двумя этапами: первый этап – 1919-1940 годы; второй этап – с 1959 года до настоящего времени. После революции в целом ряде городов и областей России появились музыкальные техникумы, которые были призваны готовить специалистов для сферы досуга, для музыкальных учебных заведений начального звена. В 1919 году открылся Брянский музыкальный техникум, который в 1940 году слился с Орловским музыкальным училищем. К сожалению, Брянск в те годы не носил статуса областного города, а также в силу грянувшей войны многие архивные документы были утрачены. Но сам факт, что город Брянск получил свой музыкальный техникум в те годы, когда начала формироваться система советского музыкального педагогического образования, очень знаменателен. Он говорит о том, что в городе имелся потенциал из числа тех, кто мог вести подготовку специалистов этого профиля, и, самое главное, что в городе был спрос на профессиональных музыкантов. В этом смысле свою историческую задачу Брянский музыкальный техникум выполнил. Однако в окончательном варианте музыкальная сфера каждого региона формировалась в послевоенный период. Так, например, 5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Брянск с прилегающими к нему районами был выделен из состава Орловской области. С этого момента Брянск становится областным центром. Основные средства в области направлялись в то время на восстановление разрушенного войной города. Решением исполкома Горсовета депутатов трудящихся № 409 от 7 июля 1944 года в городе была восстановлена только музыкальная школа. В том же году создан Брянский отдел искусств, позднее, в 50- 5
е годы, получивший статус Управления культуры Брянского Облисполкома. Только после того, как завершился основной этап восстановления промышленности и сельского хозяйства, было принято решение о создании в Брянске музыкального училища, затем культурно - просветительского училища (сейчас – колледж культуры) и художественного училища. Появлению в Брянской области целой сети образовательно-культурных учреждений, а так же учреждений искусств - филармония, дома культуры, дворцы детского и юношеского творчества - способствовал ряд фактов, характерных для музыкальной жизни страны в рассматриваемый период. Во-первых, возрождение старых и бурный рост новых музыкальных школ: с 1945 по 1960 годы число ДМШ по сравнению с довоенным периодом только в РСФСР увеличилось почти в 10 раз. Во-вторых, широкое развитие массовой художественной самодеятельности. В школах и ВУЗах, на предприятиях и учреждениях, при Домах и Дворцах культуры, студиях, ансамблях, хорах и т. д., приобщались к искусству миллионы людей. И, наконец, в-третьих, стремительное развитие музыкального искусства, потребовавшее дополнительных музыкальных сил. По существу, созданное в 1959 году Указом исполкома Облсовета депутатов трудящихся и Министерства культуры Брянское музыкальное училище – это типовая модель обеспечения отрасли культуры профессиональными кадрами начального музыкального образования. Среди главных задач, поставленных перед музыкальным училищем, отметим следующие: 1. Обеспечение кадрами детских учреждений и системы образования, системы культуры всех городов и районов области. 2. Подготовка наиболее одаренных выпускников музыкального училища для продолжения профессионального образования в ведущих ВУЗах страны. 3. Просветительская деятельность наряду с другими средними специальными учебными заведениями сферы культуры. 6
Единственным сохранившимся документом с упоминанием о первых днях нового учебного заведения является краткое сообщение в газете «Брянский рабочий» от 26 августа 1959 года об окончании приема в училище и количественном составе студентов и преподавателей. Так как своего помещения еще не было, вступительные экзамены проходили в танцевальном зале Дома культуры работников Промкооперации. Приемная комиссия располагалась в здании Управления культуры. По воспоминаниям первых выпускников, у истоков создания училища стояли начальник управления культуры Анна Максимовна Печикина и директор филармонии Галина Ивановна Сафронова. Именно Сафронова Г. И. занималась организационными вопросами и принимала документы от абитуриентов. Несмотря на отсутствие газетной информации в местной прессе об открытии нового учебного музыкального заведения, тем не менее, за пределами Брянска знали многие. Не случайно первые абитуриенты приехали из Феодосии и Клинцов, Севастополя и Погара, Киева и Трубчевска, поселка Фокино и даже из Тбилиси. Очевидцы рассказывают, что объявления о начале занятий, расписание уроков вывешивалось прямо на колоннах Брянского драматического театра. Первый учебный год начался в здании, ныне занимаемом ДШИ им. П.И. Чайковского, ранее принадлежавшем областной библиотеке. Великолепная плеяда молодых педагогов, только что окончивших музыкальные ВУЗы страны, собралась в Брянске. В первую преподавательскую «пятерку» вошли: Татьяна Ивановна Ягодкина и Владимир Дмитриевич Лебедев - выпускники Московской консерватории; Г. Б. Гордон и М. А. Панкин - выпускники музыкально- педагогического института им. Гнесиных, а также выпускник Саратовской консерватории Николай Семенович Удалов. Именно они заложили основы качественного классического образования в стенах Брянского музыкального училища. Первые 50 учащихся были приняты на отделения фортепиано, народные инструменты (баян) и хоровое дирижирование. 7
Директором училища назначен Владимир Дмитриевич Лебедев, остававшийся в этой должности 13 лет, заведовала учебной частью Татьяна Ивановна Ягодкина. Вспоминая первые годы работы, Татьяна Ивановна говорит о многочисленных проблемах, с которыми пришлось столкнуться педагогам и администрации: неприспособленность помещений; отсутствие учебной и педагогической литературы, нотных сборников; нехватка и зачастую низкое качество музыкальных инструментов. Но особая атмосфера творческого энтузиазма позволяли преодолевать возникающие трудности. Вспоминая годы учебы в БОМУ, участники первого выпуска говорят о том, что все «думали только о музыке… устраивали соревнования, кто больше позанимается. Мечтали выступить на отчетных концертах», которые, кстати, торжественно проходили в здании драматического театра. Почин в концертных выступлениях задавали преподаватели. Выступление каждого преподавателя составляло целую программу, а Г. Гордон регулярно устраивал сольные концерты. Но самые теплые воспоминания студентов тех лет связаны с именем первого директора – Владимира Дмитриевича Лебедева – выпускника Московской консерватории по классу валторны. «Это был человек, который в трудные минуты поддерживал словом и делом, был добр и справедлив. Он обладал незаурядным организаторским талантом. В течении 13 лет, начиная с 1959 года – времени основания училища, он всего себя отдавал любимому детищу. Владимир Дмитриевич мог бы остаться в театре им. К. Станиславского и В. Немировича- Данченко, где был в свое время принят концертмейстером группы медных духовых инструментов, играл любую партию с листа, заменяя отсутствующего музыканта», но помешала болезнь, и он взялся за руководство открывшимся в Брянске музыкальным училищем. В результате учебный процесс в БОМУ стал настолько отлажен, что кураторы из Министерства культуры признавали работу коллектива достойной подражания. 8

Фото 1. Брянское музыкальное училище ул. Горького 35
С именем первого директора связаны и переезды из временных помещений музыкального училища в специально построенное и ныне функционирующее здание на улице Горького дом 35 (Фото 1). И создание нотной библиотеки, закупка инструментов для народного, духового и струнного отделений. Но главным же было создание атмосферы строгого профессионализма и одновременно задушевного почти семейного уюта внутри сплоченного коллектива. В 1972 году В. Лебедев переехал в Ростов. Но даже сейчас, спустя много лет, педагоги и выпускники считают первые «лебедевские» тринадцать лет «золотым веком» Брянского музыкального училища. А между тем первый выпуск (1963 год) дал Брянщине (и не только ей) высококлассных специалистов. М. Живов, председатель самой первой государственной экзаменационной комиссии, доцент Московской государственной консерватории им. Чайковского, после аттестации выпуска 1963 года написал статью, помещенную в газету «Брянский рабочий». В ней он в частности написал такие строки: «Брянское музыкальное училище одно из самых молодых в нашей стране, ему всего 4 года. Но несмотря на свою молодость, несмотря на то, что его 9
педагоги сами недавно окончили музыкальные ВУЗы, первый выпуск училища, состоявшийся в эти дни, свидетельствует о серьезной постановке дела, о том, что люди здесь работают с энтузиазмом, отдавая все силы, знания и энергию делу подготовки музыкальных кадров. Директор училища В.Д. Лебедев заведующая учебной частью Т. И. Ягодкина оба недавние выпускники Московской консерватории сумели организовать педагогический коллектив и направить его усилия на воспитание у учащихся высокой музыкальной культуры и хороших профессиональных навыков…» 10

Глава 2

Отделение народных инструментов
Учебный процесс в БОМУ отличается разносторонней направленностью в деле воспитания педагогического исполнительского мастерства молодых музыкантов. И каждому отделению присущ свой стиль деятельности, ориентированный на высокий уровень профессионализма. Звучание оркестра и ансамбля народных инструментов являются сегодня естественной составляющей отечественной музыкальной сферы, нашего образа жизни. Даже сегодня, не в лучшее для национальной и профессиональной музыки время, мы имеем в стране несколько десятков профессиональных оркестров народных инструментов и ансамблей, имеющих государственный или областной статус. Отделение народных инструментов в БОМУ самое многочисленное. История отделения народных инструментов началось со дня открытия училища в городе – т. е. с 1 сентября 1959 года. Первооткрывателем, человеком, который был первым преподаватель отделения, стал молодой в те годы выпускник института им. Гнесиных – Панкин Михаил Александрович. Отработав в училище всего 4 года преподавателем по классу баяна, он сделал первый и единственный свой выпуск, Михаил Александрович заложил прочный фундамент, основание отделения народных инструментов, на котором, собственно, до сих пор оно и держится. Потому что из первого выпуска, буквально через два года после окончания училища, студентка Минской консерватории Виктория Ивановна 11

Фото 2. Слева направо: Хрущева В. И., Струченкова Н.Ф.,

Голдобова А. А.
Хрущева (фото 2) вернулась в училище работать, где работает до сегодняшнего дня. Сейчас она заслуженный работник культуры, ведущий педагог отделения. Панкин М. А., вернувшись в Москву, всю свою жизнь проработал в музыкальном училище имени Октябрьской революции, ныне преобразованном в институт имени Шнитке. С приездом в 1960 году Середы Анатолия Михайловича – выпускника института им. Гнесиных - в БОМУ открылся класс домры, именно он заложил основу специализации струнных инструментов. Кроме того, что Анатолий Михайлович прекрасный педагог домрист, он еще и прекрасный дирижер. Более 20 лет он руководил студенческим оркестром народных инструментов. Оркестр начал свое существование в 1961 году, и под руководством Середы добивался неплохих результатов. (фото. 3) 12

Фото 3. Один из первых составов оркестра русских народных инструментов.
В последующие годы (1963-1964) в коллектив училища влились новые педагоги по классу баяна – выпускники Саратовской консерватории – Петрушин Федор Сидорович и Макарычев Роберт Дмитриевич (Рис. 4). Федор Сидорович после четырех лет работы стал заведовать народным отделением. 13

Фото 4. Макарычев Роберт Дмитриевич
Долгие годы отделение работало в таком составе. Талантливые педагоги, высокопрофессиональные музыканты и наставники воспитали целую плеяду известных исполнителей и педагогов. Среди них: Геннадий Каменный, народный артист России; Владимир Старцев, заслуженный артист России; Александр Потапчук и Виктор Слепцов – Заслуженные работники культуры РФ, Владимир Марченков, Александр Анютичев, Андрей Данилин, Анатолий Ковалев и многие другие известные люди Брянска, области, России. Позднее, в 70-е годы, отделение стало пополнятся выпускниками первых выпусков музыкального училища. Так, в 1973 году на отделение стал работать Коржуков Станислав Евгеньевич, в 1974 году – Богатырев Валерий Дмитриевич, Сычев Валерий Григорьевич, Слободницкий Зиновий Самуилович. Так же, в 70-е годы в училище приехал работать выпускник Алма-Атинской консерватории Коробченко Николай Дмитриевич, он вместе Середой А. М. начал вести класс домры. С проездом Николая Дмитриевича начал свое существование класс балалайки. В 1982 году на отделении начал свою работу Владимир Леонидович Осипов – выпускник Ленинградской консерватории -1973год и аспирантуры – 1977 год. До этого Владимир Леонидович работал в Самарском институте культуры и искусств. Первым преподавателем, с который начал вести класс гитары - Виктор Анатольевич Мазов, выпускник Гомельского музыкального училища.. Виктор Анатольевич работает в училище и теперь вместе в двумя бывшими выпускниками БОМУ – Олегом Александровичем Поповым и Павлом Валерьевичем Цыганковым. В настоящее время педагогической деятельностью занимаются такие педагоги, как В. И. Хрущева, Осипов В. Л. и Коржуков С. Е. - заслуженные работники культуры РФ; Ревякин А. Д., Сычев В. Г., Обухов Н.А., - заслуженные артисты России. Педагогический состав отделения народных инструментов характеризует сплав молодости и опыта таких педагогов, как Ефимов Василий Михайлович, 14
Ефимова Людмила Георгиевна, Салманова Елена Васильевна, Ничепорук Алла Григорьевна, Николай Дмитриевич Коробченко, Мазов Виктор Анатольевич, Попов Олег Александрович, Павел Валерьевич Цыганков, Малахова Ирина Владимировна. В настоящее время на отделении обучаются около шестидесяти студентов по пяти специальностям: баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара. Причем 30% контингента составляют гитаристы. Контроль за ходом учебного процесса – традиционный: академические концерты, экзамены и технические зачеты, но отдельно хочется отметить, что у аккордеонистов и баянистов есть конкурс, который проходит внутри отделения. Это конкурс на одно, самостоятельно выученное произведение. Впервые он начал проводится на отделении 12 лет назад, и в первые годы был обязателен для всех курсов. Теперь в конкурсе участвуют только учащиеся второго и третьего курса в обязательном порядке, а учащиеся первого и четвертого курса участвуют в нем по желанию. Произведение для этого конкурса ученик выбирает вместе с преподавателем. В ходе подготовки к конкурсу студент имеет право получить у своего педагога по специальности одну консультацию (1 академический час) по проблемам исполнения данного произведения. Хочется отметить, что ребята с большим желанием принимают участие в конкурсе и с большой ответственностью подходят к выучиванию произведения. Академические концерты и экзамены проходят в большом концертном зале училища в присутствии комиссии, которая состоит как минимум из трех преподавателей. Обычно струнники и баянисты, аккордеонисты сдают экзамены академические концерты в разное время, и также происходит деление по курсам - первый курс никогда не сдает специальность вместе с четвертым курсом. Экзамены происходит в разные дни – это дает педагогам выставлять оценки, согласно общему уровню курса и студентам не волноваться, что перед тобой или после тебя играет более сильный старшекурсник. Оценки выставляются по традиционной пятибалльной системе, комиссия баянистов и аккордеонистов по пятибалльной системе выставляет оценки только на экзамене, на академическом 15
концерте, техническом зачете и конкурсе внутри отделения применяется 25 бальная система. Это дает педагогам наиболее объективно дать оценку выступлению студента. По пяти бальной системе не возможно оценить ученика так, чтобы оценка отражала качество исполнения, у струнников именно пяти бальная система. Мы часто получали оценки с минусами, минусы говорили о недостатках, а между тем «5» и «5-» - это две совершенно разные оценки, вот именно поэтому для себя я считаю 25 бальную систему оценки наиболее оптимальной. Ведь не случайно на всех конкурсах существует 25 бальная система или даже 100 бальная – это обеспечивает по возможности справедливое судейство и наиболее точное отображение качества исполнения. В настоящее время начала возрождаться практика проведения выездных отчетных концертов в районах области. Последний такой концерт прошел в городе Фокино Брянской области 14 декабря 2016. На концерте ребята показали довольно высокий уровень исполнительского мастерства. Эти выступления важны тем, что одновременно с исполнительской практикой, ребята ведут профессионально-ориентационную работу между учащимися школ. По словам руководителя отделения Коржукова Станислава Евгеньевича, «отделение находится на подъеме, потому что много талантливых и преданных своему инструменту ребят занимаются на отделении. Но самое главное – на отделении сложилась творческая деловая обстановка. Преподаватели отделения – люди заинтересованные, очень любящие свое дело». В последние годы (10 – 15 лет) студенты отделения постоянные участники конкурсов различного ранга. Победы Брянских исполнителей на народных инструментах в профессиональных конкурсах регионального, российского и даже международного значения давно стали явлением почти обыденным. Удивляет не количество лауреатов, тот факт, что список «звездных» имен музыкального училища все время обновляется (приложение). Это Муравьев Евгений, Новикова Анна, Роман Климовцов, Высоцкий Сергей, Матюшин Вячеслав, Козырев Александр, Липский Иван, Славянов Андрей и другие. 16

Глава 3

Конкурс «Славянские переборы»
«Сегодня, - по мнению бывшего начальника управления культуры Брянской области Сомовой Натальи Александровны, - музыкальное училище в контексте социокультурного развития – это один из опорных моментов сегодняшней культурной жизни в области». В стенах музыкального училища родился конкурс, а на данный момент фестиваль-конкурс – «Славянские переборы». «Славянские переборы» - фестиваль-конкурс, не имеющий аналогов в России. Его уникальность основана на принципе духовного единства славянской культуры России, Украины и Белоруссии, на высших достижениях профессиональных школ в обучении молодых музыкантов трех братских народов. Отрадно видеть, что талантливые исполнители остаются верны искусству, а оно не имеет территориальных границ. Конкурс призван всемерно способствовать сохранению и развитию традиций сохранения и развития исполнительского искусства на народных инструментах, широкому приобщению людей к ценностям славянской культуры. Цель конкурса – выявление и поддержка наиболее талантливых исполнителей, формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения. Конкурс основан в 1984 году по инициативе преподавателей отделения народных инструментов Брянского музыкального училища, в первую очередь, Заслуженного артиста России Зиновия Самуиловича Слободницкого и Заслуженного работника культуры РФ Станислава Евгеньевича Коржукова. Первоначально «Славянские переборы» был задуман как творческое состязание студентов – народников трех городов соседних братских республик бывшего СССР – Брянска (Россия), Чернигова (Украина) и Гомеля (Беларусь), которое планировалось проводить поочередно в этих городах. Так и было осуществлено 17
при проведении трех первых конкурсов: 1984 г. – город Брянск, 1986 г. – город Чернигов и 1988 г. город Гомель. С 1990-х годов, с развалом Союза, конкурс прочно обосновался в Брянске, расширив географию участников и переформировавшись в фестиваль–конкурс «Славянские переборы». За эти годы в конкурсах принимали участие представители многих городов России, Украины и Белоруссии, в частности: Брянска, Смоленска, Калуги, Орла, Москвы, Тулы, Рязани, Владимира, Костромы, Череповца, Курска, Белгорода, Липецка, Гомеля, Могилева, Мозыря, Бреста, Витебска, Полоцка, Чернигова, Харькова и других. Представителями жюри и участниками фестивальных концертов были в разные годы самые известные музыканты трех республик (государств): Фридрих Липс, Александр Цыганков, Владимир Бесфамильнов, Андрей Горбачев, Павел Фенюк, Михаил Имханицкий, Михаил Солопов, Игорь Сенин. Помимо конкурсных и концертных выступлений в рамках «Славянских переборов» проходили и проходят мастер–классы, методические семинары и конференции. Украшением фестиваля в разные годы были выступления баянистов Фридриха Липса и Александра Склярова, белорусского цимбалиста Михаила Леончика, Липецкого трио баянистов, домриста Александра Цыганкова, балалаечника Андрея Горбачева и многих других выдающихся мастеров искусств. Конкурс–фестиваль традиционно привлекает многочисленных конкурсантов и слушателей разнообразием номинаций.
Основные положения фестиваля – конкурса.
1. Конкурсные прослушивания проводятся в два тура. 2. Порядок выступлений на конкурсе определяется жеребьевкой и сохраняется до конца. 3. Ко второму туру допускаются не более 50% участников, набравших не менее 18 баллов по 25 бальной системе оценки. 18
4. Участникам второго тура, не вошедшим в число лауреатов, вручаются грамоты, поощрительные призы. Жюри оставляет за собой право делить премии между участниками конкурса, учреждать специальные призы. Решение жюри окончательно и пересмотру не подлежит. Требования к программе почти всегда традиционные. Программные требования конкурса. Баян, аккордеон. Младшая и старшая группы. 1 тур: 1. Полифоническое произведение с фугой не менее трех голосов; 2. Произведение на народную тему. 2 тур: 1. Произведение крупной формы (соната 1 ч. или 2, 3 части; сюита не мене 3-х частей) 2. Произведение по выбору участника. 1 тур - до 15 минут; 2 тур - до 20 минут; Домра, балалайка. Младшая группа. 1 тур 1. Обработка народной мелодии (песни, танца). 2. Произведение по выбору Программа выступления 1 тура до 10 минут 2 тур 1. Крупная форма. Концерт 1ч., или 2 и 3 части; соната 1 часть или сюита не менее 3-х частей, рондо, фантазия 2 – 3 части. Программа выступления 2 тура до 15 минут. Старшая группа. 1 тур 19
1. Обработка народной мелодии (песни, танца). 2. Произведение по выбору Программа выступления 1 тура до 15 минут 2 тур 1. Крупная форма. Концерт 1ч., или 2 и 3 части; соната 1 часть или 2 и 3 части, сюита не менее 3-х частей, рондо, фантазия. Программа выступления 2 тура до 20 минут. Гитара. Младшая группа. 1 тур 1. Произведение на основе песенно–танцевальных жанров музыки народов мира. 2. Произведение по выбору. Программа выступления 1 тура до 10 минут. 2 тур 1. Виртуозная пьеса. 2. Пьеса по выбору. Программа выступления до 15 минут. Старшая группа. 1 тур 1. Одна – две части из сюит, партит, сонат И. С. Баха, С. Л. Вайса. 2. Пьеса по выбору Программа выступления до 15 минут. 2 тур. 1. Крупная форма (концерт 1 часть, или 2 и 3 часть, сюита не менее 3-х частей, фантазия, рондо). 2. Пьеса по выбору. Программа выступления до 20 минут. 20
Пятый Международный конкурс «Славянские переборы» состоялся в апреле 2006 года и был отмечен высоким профессиональным уровнем участников, новизной исполняемого репертуара и особо приподнятой творческой атмосферой. Участие Брянских музыкантов подтвердило репутацию брянских исполнителей в целом, высокий профессионализм их наставников позволил продемонстрировать собственное, оригинальное творческое лицо. Хочется отметить, что проведение фестиваля–конкурса «Славянские переборы» стало возможным благодаря поддержке и помощи Министерства культуры РФ, оргкомитета во главе с начальником Управления культуры Брянской области Н. А. Сомовой и директором БОМУ С. Н. Макарычевой, а также всех преподавателей отделения народных инструментов. «Славянские переборы» - это реальный вклад в развитие исполнительства на русских народных инструментах, он служит выявлению и поддержке талантливых исполнителей, а также пропаганде национального творческого наследия трех славянских государств.
Глава 4

Коллективы русских народных инструментов

Брянска
Рассматривая историю исполнительства на народных инструментах в городе Брянске нельзя не отметить весьма значительный вклад в культурную жизнь города коллективов, играющих на народных инструментах. В первую очередь хочется рассказать о
городском оркестре русских народных инструментов.
Уже на протяжении 11 лет им руководит Заслуженный работник культуры Владимир Леонидович Осипов. Этот творческий коллектив возник в городе в феврале 1996 года для подготовки концерта солистов Большого театра Артура Эйзена, А. 21
Ломоносова, А. Потапова, Н. Гапоновой. Два концерта в концертном зале «Дружба» и Доме Культуры Брянского машиностроительного завода солистов Большого театра и Брянского оркестра народных инструментов прошли в марте 1996 года с большим успехом, что дало возможность образования городского оркестра русских народных инструментов в апреле 1996 года.(Рис.5)
Фото

5 Брянский городской оркестр русских народных

инструментов.
Основу оркестра с первых дней его существования составляют преподаватели отделения народных инструментов Брянского музыкального училища – Хрущева В. И., Коржуков С. Е.,Ефимова Л. Г. Салманова Е. В., Нечипорук А. Г. и, конечно же, Осипов В.Л. – художественный руководитель коллектива. (Рис. 6) Особо хочется отметить тот факт, что для творческой работы в оркестре постоянно привлекаются и студенты училища. В частности, сужу по себе. Так, к слову сказать, работа в оркестре для меня стала первым профессиональным заработком, там открыла для себя совершенно другой уровень ансамблевого и оркестрового исполнительства. Именно играя в оркестре, я поняла, что классическая музыка в обработке для народного оркестра может 22
звучать не хуже чем в оригинале, открывая совершенно новые и свежие краски звучания. С началом работы в оркестре для меня начался новый этап музыкального образования. Там я проработала полтора года, до поступления в Санкт-Петербургский университет культуры и искусств и работаю по сегодняшний день после окончания ВУЗа.
Фото 6 Осипов Владимир Леонидович
В репертуаре коллектива более 600 произведений, разнообразных по характеру, жанрам и формам. Это и классическая музыка в переложении для оркестра, популярные произведения композиторов ХХ века. Особое место в репертуаре оркестра занимают обработки русских народных песен современных российских композиторов: Е. Дербенко, А. Пахмутовой, А. Цыганкова. Но наиболее ярким примером обогащения и обновления репертуара народных инструментов служат созданные Осиповым В. Л. переложения для оркестра таких произведений как: П. И. Чайковский – «Сцена и вальс из оперы «Евгений Онегин», «Времена года»; С. Прокофьев – фрагменты из балета «Ромео и Джульетта»; В. Гаврилин – «Тарантелла» из балета «Анюта», а также аранжировки произведений брянских композиторов Б. Быкова, М. Аксенова, М. Товпеко и других. 23
Брянский городской оркестр русских народных инструментов проводит огромную культурно – просветительскую работу, привлекая к сотрудничеству в концертной деятельности ведущих солистов – инструменталистов и вокалистов России – А. Цыганкова (домра), А. Горбачева (балалайка). На концертах оркестра можно было услышать голоса народных артистов России: Е. Молодцовой, Л. Ивановой, А. Сафиуллина, В. Овсянникова (см. приложение). Высокий уровень профессионализма музыкантов оркестра отмечен дипломами на различных Российских конкурсах профессиональных оркестров в таких городах как Калуга, Смоленск, Липецк, Москва. Когда проходил конкурс оркестров в городе Калуга в 2000 году, я училась в музыкальном училище на третьем курсе, и тогда еще не играла в оркестре, но вместе с сокурсниками мы поехали в Калугу поддержать наш оркестр. На фестиваль приехали самые лучшие профессиональные коллективы народных инструментов России – это оркестры города Ярославля, Липецка, оркестр «Виртуозы Кубани», Санкт–Петербургский оркестр «Метелица» и многие другие. Этот фестиваль стал первым серьезным испытанием для оркестра, на котором коллектив выглядел ничуть не хуже известных коллективов России, получив высокую оценку профессора, дирижера Национального оркестра им. Н.П. Осипова Н. Н. Калинина. По отзывам слушателей, не смотря на то, что коллектив еще молодой (оркестру тогда было три года), музыканты показали себя достойно и заинтересовали новизной своей программы. Брянский оркестр принимал участие в различных Всероссийских фестивалях, таких как: фестиваль «Музыка на все времена», посвященный 100- летию со дня рождения М. Блантера; фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Ф. Тютчева и других. Надо сказать, что большую работу коллектив оркестра проводит по воспитанию подрастающего поколения. Вот уже на протяжении шести лет городской оркестр русских народных инструментов в рамках проводимых циклов уроков музыки для детей «Гармония» дает концерты для учащихся школ города Брянска и области. На уроках музыки исполнялись такие произведения как – Г. 24
Свиридов музыка к драме А. Пушкина «Метель», сюита–фантазия В. Бояшова «Конек – Горбунок» и другие. 9 февраля 2007 года в Смоленске, оркестр стал членом «Общественной организации ассоциации оркестров народных инструментов России». Это дает оркестру возможность пополнять свой нотный запас, открывает перспективы новых поездок. Говоря о коллективах народных инструментов города Брянска, нельзя обойти стороной
Квартет электронных баянов.
В 1976 году завуч Брянского музыкального училища Л. Н. Жданова предложила преподавателям училища организовать несколько коллективов с целью активизации концертной деятельности. Идею подхватили многие педагоги, в их числе были преподаватели отделения народных инструментов Валерий Сычев, Виктория Хрущева, Станислав Коржуков и Зиновий Слободницкий. Самым активным, инициативным и энергичным в молодом коллективе был Зиновий Самуилович Слободницкий, который в последствии стал руководителем квартета, и остается им по сей день. По его инициативе создана первая концертная программа: литературно– музыкальная композиция на музыку из балета А. Хачатуряна «Спартак». Текст читал молодой, начинающий артист Брянского драматического театра В. Мусатов. Из воспоминаний В. Сычева: «Играли мы на обычных концертных баянах, на которых обучали своих студентов, так как приобрести современные многотембровые баяны у нас не было возможности. Тем не менее, мы рискнули показать нашу первую программу художественному совету Брянской областной филармонии. Комиссия одобрила наши начинания, и квартет был принят в штат филармонии. Это стало первым шагом к зрителю. Нашими первыми концертными площадками были школы, цеха заводов, районные Дома культуры, магазины, стройки. Однажды нам пришлось играть в маленьком вагончике-теплушке, зрители сидели на расстоянии вытянутой руки. Рядом со мной сидел рабочий и в упор смотрел на мою правую клавиатуру баяна. Представьте наше состояние!» 25
В 1979 году квартет принял участие во втором Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, который проходил в Ленинграде и был отмечен Почетной грамотой Министерства культуры РСФСР. Там коллектив впервые встретился уже с именитыми трио баянистов Сыктывкара, Орла и Липецка. Общение с этими коллективами, их критические замечания во многом помогли Брянскому квартету найти свой стиль музицирования. Успешное выступление на конкурсе послужило толчком для дальнейших творческих поисков и размышлений о путях развития квартета. Стремление развить уже сложившийся традиционный репертуар баянных ансамблей привело к идее создания необычной программы, качественно новой и по содержанию и по форме. Случайно узнав, что в Житомире производятся электронные баяны «Эстрадин», З. Слободницкий предложил создать оригинальный ансамбль - квартет электронных баянов. Идея понравилась и уже в 1980 году филармония приобрела четыре инструмента. Музыкантов подкупило многообразие тембров инструмента и особенно тембр, близкий к органному. В этом же 1980 году, коллектив покинули С. Коржуков и В. Хрущева, в коллектив влились новые музыканты – А. Ревякон и Н. Обухов. 26

Фото 7. Слева на право: Сычев В. Г., Ревякин А. Д., Обухов Н. А,

Слободницкий З. С.
Первые гастроли квартет начал уже в новом составе – З. Слободницкий, В. Сычев, Н. Обухов и А. Ревякин. Концерты с неизменным успехом прошли в городах: Гомеле, Чернигове, Москве, Ленинграде, и др. Появились первые отзывы в прессе, вот лишь некоторые из них: «Коллектив отличает высокая ансамблевая культура, тонкое ощущение стилистики исполняемых произведений, глубокое почтение замыслов композитора…» (Журнал «Советская музыка»), «Звучание квартета было удивительным – многообразие красок, тембров – истине достигало органных», (Журнал «Музыкальная жизнь»), «Благодаря электронике разница между звучанием баяна и органа намного сокращается. Эффект превосходит ожидания» (газета «Сельская степь»). В 1984 году по рекомендации министерства культуры РСФСР квартет включен в гастрольный план «Росконцерта», после чего география концертов квартета значительно расширилась: города Сибири, Приморского и Красноярского края, Урала, Коми АССР, Дальнего Востока, Поволжья, юга России. В 1985 году в содружестве с Брянским композитором, членом Союза композитором РСФСР, заслуженным работником культуры РФ Марком Белодубровским родилась новая монументальная программа, посвященная 1000 – летию города Брянска, «10 фресок для квартета электронных баянов, сопрано чтеца», которая сопровождалась слайдами, показом исторических достопримечательностей старинного города. С особым восторгом публика принимала фрагмент названного цикла - «Древний город». Перезвон колоколов ярмарочная суматоха были столь рельефны и образны, что даже противники электронной музыки были вынуждены признать, что на обычных баянах подобное исполнить невозможно. На всех престижных фестивалях эта пьеса стала визитной карточкой Брянского квартета. 27
К 1990 году у ансамбля имелся уже достаточно обширный концертный репертуар. Отметим, прежде всего, монографические концертные программы такие, как: «Токката. Пять столетий» композиторов Д. Габриэли, Ж. Жуами, Г. Муффата, Д. Фрескобальди; «Русский баян»; «Народные мелодии»; «Всегда современный Бах». Квартет решает проверить свои силы на Первом Всесоюзном фестивале ансамблей баянов и аккордеонов в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). Здесь коллектив играл вместе с такими ансамблями как Уральское трио баянистов, известные ансамбли Литвы, Украины, были даже ансамбли из Германии. На фестивале квартет получил высокие оценки метров ансамблевого искусства. В 1994 году коллектив пригласили в Москву для участия в 5 Международном фестивале «Баян и баянисты», где квартет сыграл ряд произведений из своей прошлой программы. Благожелательные отзывы о выступлении квартета были опубликованы в журнале «Народник». Продолжая поиски нового, оригинального репертуара, квартет обращается с просьбой к известному баянисту, Заслуженному деятелю искусств России, композитору Евгению Дербенко написать несколько произведений специально для квартета, учитывая его специфику. Он с радостью согласился, и сейчас в репертуаре ансамбля более десяти произведений композитора. Многолетний труд квартета был отмечен в 2002 году присвоением всем участникам почетного звания «Заслуженный артист России». В. Сычев вспоминает: «Нам часто задают вопрос: - Как вы сумели сохранить коллектив такое продолжительное время? - Вопрос закономерен, т. к. на нашем веку «развалилось» не мало блестящих коллективов: не сошлись, что–то не поделили; взаимные упреки, желание одного из участников коллектива диктовать свои условия, то есть отсутствие взаимопонимания. Нам повезло! Не смотря на разность взглядов, разность характеров, мы старались понять другого и принять во внимание все точки зрения. В результате рождалось «нечто», устраивающее всех. Первые годы работы, когда участники квартета «притирались», были не простыми, со временем «Устав 28
квартета» насчитывал ряд правил, опираясь на которые мы решали свои проблемы безболезненно для нас. Мы стали мудрее как коллектив, но не один из нас не потерял своего «Я».
Ансамбль домристов «Каданс».
Трудно назвать в Брянской области другой детский коллектив в номинации «Ансамбль народных инструментов», чья творческая и конкурсная судьба сложилась бы так успешно, как у этого ансамбля, организованного в сентябре 2001 года на базе ДШИ № 8 г. Брянска. В его состав вошли юные домристы, у которых за плечами был опыт сольных выступлений на конкурсах: 1. Славянов Андрей – лауреат Всероссийских и Международных конкурсов юных исполнителей на народных инструментах; 2. Кузьменко Ксения – лауреат Всероссийских и дипломант Международного конкурса юных исполнителей на народных инструментах; 3. Сколченков Евгений – лауреат Международных конкурсов; 4. Седина Алена – участник международного конкурса, лауреат Областных конкурсов; 5. Гущин Александр – участник международного конкурса, лайреат Областных конкурсов; 6. Можеева Анастасия – дипломант Областных конкурсов; 7. Сколченкова Екатерина – исполнительница на ударно – шумовых инструментах. Самая юная участница ансамбля. Возраст участников ансамбля на момент создания был весьма юным (9 – 11 лет), но они уже прошли крепкую профессиональную выучку в классе педагога по домре, заслуженного работника культуры РФ, Галины Николаевны Алмосовой. В 2001 году Галина Николаевна по семейным обстоятельствам уехала в Москву, и ученики ее класса стали заниматься у молодого педагога Нечипорук Аллы Григорьевны. Все года обучения рядом с юными музыкантами находился неизменный концертмейстер – Урусова Людмила Ильинична. 29
Когда в 2001 году домристы объединились, ансамбль «Каданс» сразу стал лауреатом конкурса юных исполнителей современной музыки в рамках Международного фестиваля искусств имени Н. Рославца и Н. Габо в городе Брянске. В апреле 2002 года в Москве проходил Открытый конкурс «Классика – навсегда!», где ансамбль занял первое место. Ежегодно «Каданс» выезжал на различные конкурсы и фестивали и неизменно возвращался домой победителем! В феврале 2003 года коллектив – лауреат I премии III Московского Открытого конкурса юных исполнителей на народных инструментах имени В. В. Андреева. Он открывает Гала–концерт победителей конкурса в концертном зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя! А буквально через два месяца «Каданс» получил «Гран-при» на Открытом Московском конкурсе «Классика – навсегда». В сентябре 2003 года ансамбль начал заниматься в Детской музыкальной студии Брянского областного музыкального училища под руководством Урусовой Л. И. В это же время ансамбля «Каданс» стал обладателем «Гран- при» Второго Открытого фестиваля-конкурса ансамблей и оркестров народных инструментов в городе Анапа. «Ансамбль «Каданс» - это наше будущее, «двигатели» нашего дела!» - так отозвался о коллективе Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова – Калинин Николай Николаевич. Большинство домристов, успешно окончив музыкальную школу, продолжили занятия в ансамбле. 2004 – 2005 и 2006 годы в биографии коллектива связаны с Детским Благотворительным Фондом «Арт. Фестиваль» «Роза ветров». Эта благотворительная организация проводит фестивали- конкурсы во всех регионах России, а победители, лучшие коллективы по разным номинациям приглашаются на различные европейские фестивали и конкурсы. 30
20 мая 2004 года ансамбль «Каданс» стал лауреатом I премии регионального конкурса «Роза Ветров – Россия – Транзит», а в ноябре того же года коллектив победитель и обладатель «Золотого диплома» на Х Юбилейном Международном фестивале – конкурсе «Роза Ветров в Москве». По результатам отбора директоров европейских фестивалей–конкурсов, участвующих в жюри московского конкура, ансамбль «Каданс» был приглашен в мае 2005 года на Международный фестиваль–конкурс «Роза Ветров в Италии». Итальянская публика горячо аплодировала брянским домристам, и «Каданс» вернулся домой с Дипломом лауреата. В августе 2006 года ансамбль вновь участвовал в Международном фестивале – конкурсе «Роза ветров в Испании». Фестиваль проходил в провинции Андалузия и собрал более 200 участников из России, Испании, Франции, Болгарии, Италии. По итогам фестиваля – конкурса брянский коллектив был награжден Дипломом лауреата и медалью. Творческие поездки за рубеж сочетались с экскурсионно–познавательной программой дружеских встреч с юными музыкантами других стран, что делало их незабываемыми. За два года заграничных поездок ребята посетили города Дрезден, Пизу, Венецию, Нюрнберг, Барселону, Париж. Радость творческих побед, живое общение со сверстниками из других стран, посещение лучших городов Европы оставили неизгладимый след в душах ребят. Это как бы компенсировало те усилия и каждодневный труд всех участников коллектива в достижении высот исполнительского мастерства, слаженности, гибкости и артистизма – те качества, которые отличают ансамбль «Каданс» от других подобных коллективов. Творческие успехи ансамбля – это, конечно же, результат серьезной, продуманной, профессиональной работы. Репертуар ансамбля достаточно широк – около 30 произведений разнообразных по характеру музыкальных образов, жанру и стилю. В процессе работы отбиралось самое лучшее, апробированное на публике. В него входили наиболее яркие образы оркестровой, скрипичной, вокальной классики, обработки русских народных мелодий. 31
У коллектива свой певучий тон, позволяющий исполнять такие шедевры вокальной и инструментальной музыки, как « Ave Maria» Дж. Каччини, «Лебедь» К. Сен–Санса. Когда слушатель слышит выразительное, гибкое, щемящее душу Звучание, он забывает, что на домре певучий звук достигается частым биением медиатора по струнам (прием тремоло). Такое пение доступно далеко не всем исполнителям на этом русском народном инструменте. Оно привито юным домристам с детства их первой учительницей игры на домре Алмосовой Галиной Николаевной и бережно поддержано другими руководителями. Домра обладает также яркой виртуозностью, поэтому ей подвластно исполнение переложений скрипичной и оркестровой классики. В репертуаре ансамбля «Каданс» концерт «Зима» А. Вивальди, «Либертанго» А. Пьяццоллы, «Испанский танец» В. Андреева, «Четкий ритм» Е. Дербенко. И конечно, как нигде, душа русского инструмента раскрывается в обработках народных песен. Наиболее успешные из них – обработка А. Шалова русской народной песни «По улице мостовой» и «Русский сувенир» в аранжировке Л. И. Урусовой. Коллектив активно участвует в концертной жизни Брянска, неоднократно выступая в «Хрустальном» зале Областной администрации в Драматическом театре, в концертах, посвященных 2000-летию Ф. И. Тютчева, в концертном зале «Дружба» на открытиях фестивалей-конкурсов «Славянские переборы», на праздники поэзии в имении А. К. Толстого в Красном рогу. Дважды выступал с городским оркестром русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры В. Л. Осипова. Много раз коллектив выступал в Москве. Самыми памятными стали: участие в концерте Международного фестиваля «Созвездие юных» в концертном зале «Россия» и концертные выступления в консерватории им. П. И. Чайковского в сопровождении Российского национально оркестра народных инструментов им. В. Осипова под управлением Народного артиста России, продюсера, художественного руководителя и главного дирижера Николая Николаевича Калинина 7 февраля 2004 года. 32
Пять лет активной творческой работы, конечно же, сдружили коллектив ребят. Совместные поездки, сложившиеся традиции, проявления внимания друг к другу (праздники, дни рождения), экскурсии по музеям и историческим местам, совместное обсуждение творческих планов – всё это, разумеется, способствовало формированию личностных качеств, чувства товарищества и коллективизма, расширению кругозора и общей культуры. Можно с убежденностью сказать, что годы, проведенные в ансамбле, оставят неизгладимый след в душе каждого из исполнителей, чем бы они в дальнейшем не занимались.
Заключение
В процессе исследования я пришла к следующим выводам: 1. За почти пятидесятилетнее существование Брянского музыкального училища в копилку культурного наследия города и региона внесен неоценимый вклад. Благодаря такому коллективу, как Квартет электронных баянов, брянские народники стали известны почти на всей территории бывшего Советского Союза. 2. Ни одно крупное мероприятие в городе не обходится без участия в нем Городского оркестра русских народных инструментов. Хотя, надо отметить, что на сегодняшний день на свои концерты коллектив всегда собирает полные залы слушателей. 3. Конкурс «Славянские переборы», который начинался с участия в нем трех 33
городов, теперь разросся до масштабов международного статуса, благодаря исполнителям Украины и Белоруссии. На конкурс приезжают не только талантливые исполнители народники, но и видные деятели культуры России, которые вносят неоценимый вклад в культурную жизнь города. Все это было бы невозможно, не будь в Брянске музыкального училища, а главное - отделения народных инструментов. В наше далеко не простое время училище продолжает жить полноценной жизнью, несмотря ни на какие трудности. Отделение народных инструментов пополнилось новыми молодыми педагогами из числа бывших выпускников БОМУ, закончивших музыкальные ВУЗы страны, и это говорит о том, что на отделении есть тот оптимальный сплав опыта и молодости, который так необходим в процессе обучения. В этой работе была предпринята попытка наиболее полно охватить основные аспекты избранной тематики, стараясь не обойти стороной многогранную деятельность отделения народных инструментов в БОМУ. Самое важное, что хочется сказать в заключении – ответить себе на вопрос – что же проделанная работа дала мне? В первую очередь, - это огромный объем знаний о своем училище, о его истории, жизни, планах на будущее. Еще мне представилась возможность посмотреть на БОМУ с двух сторон – как студентке, когда я там училась, и как человеку, который может посмотреть на училище со стороны, но одновременно и заглянуть вовнутрь проблемы. И второе, я поняла, с какими трудностями постоянно сталкиваются педагоги во время учебного процесса, когда ты студент – это как-то не интересно, а вот сейчас многое стало для меня особенно важно и актуально. Самое главное, что меня поразило, - как ко мне относились мои педагоги. Они все со мной беседовали не как с ребенком, бывшей студенткой, а как с полноправным коллегой, интересуясь во всех вопросах моим мнением. 34
В процессе работы над рефератом я стремились к тому, чтобы каждый педагог отделения увидел в этой работе себя и свой вклад в общую копилку отделения народных инструментов. В этом смысле хочется выразить особую благодарность тем специалистам, устные беседы и воспоминания которых обогатили реферат ценными свидетельствами, в частности: Коржукову Станиславу Евгеньевичу, Хрущевой Виктории Ивановне, Сычеву Валерию Григорьевичу, Ефимовой Людмиле Георгиевне, Осипову Владимиру Леонидовичу, Урусовой Людмиле Ильиничне.
Список использованной литературы
1. Брянское областное музыкальное училище: история и перспективы: Материалы научно – практических конференций. - Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2006. – 80 с. 2. Брянщина, век ХХ: Историко – художественное повествованиие. – Брянск: ЗАО «Читай – город»», 2003. – 288 с. 3. Виртуозы в Брянске. // Бежица, № 48. 1997. 4. Вчера в Брянске. // Брянский рабочий, 1959. 26 августа. 35
5. Денискова С. Кто приумножит славу училища? // Брянский рабочий, 1999. 12 июня. 6. Денисова Н. Творцы хорошего настроения. // Брянские известия, 2001. 13 марта. 7. Довидович И. Итальянские мотивы. // Брянские рабочий, 2005. 25 ноября. 8. Ликина Т. Спасибо, альма матер!. // Брянское время, 1999. – 17 декабря. 9. Максакова В., Иванженкова И., Шелухо Е. Славянские переборы. // Брянский рабочий, 1996. 16 апреля. 10.Квартет электронных баянов. Издательство № 10 Тираж: 500 – Заказ № 1007. Брянская облтипография. 11.Мизерова Н. А. Культура Брянска в историческом контексте. В 2-х тт. – Брянск, 2003. - т. 1 303 с., т. 2 326 с. 12.Монина Е. К., Рябов Г. И. Музыкальная культура Брянщины. Учебное пособие, - Брянск: БИПКРО, 1997. – 108 с. 13.Попов О. Гитара с оркестром. // Брянское время, 2004. 17 мая. 14.Слободницкий З. С. Фестиваль национальных инструментов в Белоруссии, Украине, России. // Народник: М., 1994. № 3. – С. 10-11. 15.Слободницкий З. С. Классификация учебного репертуара баяниста на современном этапе музыкального образования // Народник: 1994. № 1. – С. 15 16.Соловьева С. Когда зажигаются звезды…// Брянский рабочий, 1999. 15 дек.
Приложение 1

Программа отчетного концерта Брянского музыкального училища в 2006

году

1 отделение
Вступительное слово 1. В. А.Моцарт. Две части из Мессы Соль-мажор. Глория. Кви толис. Исполняет Лауреат всероссийского конкурса «Поющая Россия» Академический хор БОМУ. Руководитель и дирижер Ирина Орлова, концертмейстер Светлана Челяева. 36
2. В. А. Моцарт. Соната для двух фортепиано Ре-мажор. I часть. Исполняет Лауреат II премии четвертого Открытого конкурса фортепианных ансамблей в городе Смоленске дуэт в составе: Наталья Латифова, Елена Баусова. Класс преподавателя Поляковой Светланы Анатольевны. 3. В. А. Моцарт. Хор из оперы «Волшебная флейта». Исполняет вокальный ансамбль отделения «Академическое пение», руководитель Лариса Березан, концертмейстер Светлана Куприянова. 4. Ф. Шопен. Баллада № 1. Исполняет Лауреат III премии I Открытого юношеского конкурса пианистов имени Скрябина Тамара Рискова, класс преподавателя Кучеровой Натальи Ивановны. 5. Альбенис. Мальорка. Лауреат третий премии V Межгосударственного конкурса исполнителей на народных инструментах «Славянские переборы» Михаил Бобков, класс преподавателя Цыганкова Павла Валерьевичса. 6. Ф. Лист. Рапсодия № 6. Исполняет Лауреат I премии I открытоко юношеского конкурса пианистов имени Скрябина Илья Кайгородов, класс преподавателя Урусовой Людмилы Ильиничны. 7. А. Вивальди. Концерт для двух труб, струнных и клавесина, I часть. Исполняет камерный оркестр БОМУ, руководитель – Светлана Боева. Солисты: Сергей Боев, Сергей Сапожков, класс преподавателя Боева Сергея Васильевича, партию клавесина исполняет Светлана Челяева. 8. А. Вивальди. Времена года. Лето. Концерт для скрипки, струнных и клавесина, III часть. Солистка Ольга Спасенова, класс преподавателя Боевой Светланы Федоровны, партию клавесина исполняет Светлана Челяева. 9. Полторацкий. Рег-тайм «Сувенир». Исполняет камерный оркестор БОМУ, руководитель - Светлана Боева.
2 отделение
Вступительное слово На сцене оркестр народных инструментов БОМУ. Художественный руководитель и дирижер – Заслуженный работник культуры РФ Владимир Осипов. 1. М. Теодоракис. Увертюра к опере «Квартал ангелов». 2. Тростянский «Гротеск и размышление», солист Денис Супрун, класс преподавателя Владимира Леонидовича Осипова. 37
3. Н. Будашкин. Концерт для домры с оркестром, I часть, солист Лауреат II премии V Межгосударственного конкурса исполнителей на народных инструментах «Славянские переборы» Иван Липский, класс преподавателя Ефимовой Людмилы Георгиевны. 4. Е. Дербенко. Обработка русской народной песни «Ты Егор кудрявый», соло на флейте Дубровин Евгений. 5. На сцене ансамбль отделения «Русский народный хор» «Поверье» в сопровождении инструментального ансамбля под руководством Владимира Вислобокова. 6. Тихонов, Кузнецов. «Саратовские Переборы». Исполняет Лауреат I премии VI конкурса исполнителей на народных инструментах имени Гридина, Лауреат III премии Межгосударственного конкурса исполнителей на народных инструментах «Славянские переборы» Анна Новикова и Дмитрий Козлов, класс преподавателя Заслуженного артиста РФ Сычева Валерия Григорьевича.водитель Татьяна Львова, концертмецстер 7. На сцене народный хор БОМУ. Художественный руководитель Татьяна Львова, концертмейстеры – заслуженный работник культуры РФ Михаил Аксенов и Валерий Родионов. Венок народных песен. 8. Аэрумян. Фантазия на темы южноамериканских песен. Исполняет духовой оркестр БОМУ, художественный руководитель и дирижер Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Шестопалов. 9. Динику. «Жаворонок». Солист Александр Кузнецов, класс преподавателя Барабанова Сергея Ивановича. 10. Хромушин. Фантазия на темы песен Дунаенвского. Исполняет духовой оркестр и академический хор БОМУ. Дирижер – Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Шестопалов, хормейстер Ирина Орлова, концертмейстер Ирина Аскерова.
Ведущая – Татьяна Львова.

Приложение 2

Программа юбилейного концерта Брянского городского оркестра народных

инструментов под управлением Владимира Осипова (2006)
1. Выход оркестра и хора. 2. Выход ведущего. 3. Слово Заслуженного работника культуры РФ, музыковеда Сомовой Натальи Александровны. 38
4. А. Бородин «Половецкая пляска» из оперы «Князь Игорь». Исполняет Брянский городской оркестр русских народных инструментов художественный руководитель и главный дирижер, Заслуженный работник культуры РФ Владимир Осипов и Лауреат Международных конкурсов Брянский Академический хор художественны руководитель Заслуженный артист России Марио Бустилло. 5. Г. Калмыков «Чудо – гармони». Исполняет Заслуженный артист России Геннадий Калмыков. 6. Е. Дербенко «Закарпатские напевы». Исполняет Г. Калмыков. 7. Поздравление Г. Калмыкова – Е. Дербенко «Виртуоз». 8. Вера Городовская «Фантазия на две русские темы». Исполняет оркестр. 9. Поздравление заместителя главы администрации города Брянска - Акулова Владимира Павловича. 10. Выступление художественного руководителя и главного дирижера Виктора Сухорослова (г. Орел), А. Хачатурян «Лезгинка» из балета «Гаяне» дирижирует В. Сухорослов, соло на ксилофоне Елена Шандлер. 11. Н. Будашкин. Концерт для домры с оркестром I часть. Исполняет Лауреат Международных конкурсов Андрей Горбачев. 12. В. Городовская. Концертные вариации на тему РНП «калинка». 13. РНП «Кони вороные» поет Народная артистка России Анна Ливиненко. 14. РНП «Шумел камыш». 15. РНП «Когда б имел златые горы». 16. Л. Лядова, слова Лазарева «Женщина». 17. «Две мелодии Северной Осетии», Исполняет оркестр, дирижер В. Осипов. 18. А. Цыганков. Пьеса – шутка на тему РНП «Перевоз Дуня держала. Исполняет Народный артист России А. Цыганков. 19. А. Цыганков «Интродукция и чардаш». 20. РНП «Байкал» поет Народный артист России Василий Овсянников. 21. Слова и музыка Г. Заволокина «Я деревня». 22. РНП «Выйду на улицу». 23. РНП «Распрягайте хлопцы коней». 24. В. Городовская Музыкальная картинка «Русская зима», исполняет оркестр. 39

Приложение 3
Министерство культуры Российской Федерации Московская Государственная академическая филармония
Концертный зал им. П. И. Чайковского
Абонемент № 48
«Концерты для детей и юношества»
(второй концерт абонемента)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ

ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

РОССИИ ИМ. Н. П. ОСИПОВА
40
Художественный руководитель и главный дирижер Народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор
Николай Калинин

«НОВЫЕ ИМЕНА»
Играют лауреаты детских и юношеских конкурсов исполнителей на народных инструментах Суббота, 7 февраля Сезон 2003 – 2004 гг. А. Цыганков Пьеса – шутка на тему русской народной песни «Перевоз Дуня держала», солист – Андрей Славянов (домра). Музыкальная студия при Брянском музыкальном училище, руководитель – Голенков В.Н. В. Дитель – А. Цыганков «Коробейники», солист Евгений Сколченков (домра), ДШИ № 7 г. Брянск, руководитель – Нечипорук А. Г. Дж. Каччини Ave Maria Е. Дербенко «Четкий ритм» Исполняет ансамбль «Каданс». Музыкальная студи при Брянском музыкальном училище, руководитель – Голенков В. Н. Б. Журкин Сюита «Древняя Русь» «Праздник в современной деревне» «Веселая кадриль» Исполняет ансамбль «Садко» ДШИ г. Краснокамск Пермская область, руководитель– Журкин Б. Н. Л. Андерсон «Пустячок» Исполняет оркестр Программу концерта ведет Заслуженная артистка России Светлана Захарова Начало в 15 часов 41


В раздел дополнительное образование